Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Иркутский острог: памятник или символ?

Иркутский кремль, вид от собора Богоявления: 1 - каменная Спасская церковь (построена в 1710 г.); 2 - деревянная Спасская церковь (схематично) с колокольней (1672 -1716); 3 - Спасская проезжая башня с часовнями на свесях- на выпусках балок над воротами (1670-1790); 4 - каменная канцелярия, схематичный вид (1702(4)-1823); 5 - Сергиевская проезжая башня (форэскизная 3D проработка) с часовнями на свесях (1693-1790)

В истории есть факты, которые всегда останутся легендами, ибо они не могут быть подтверждены архив­ными документами, и главным аргу­ментом их доказательности может являться лишь логика исторического процесса. Так обстоит дело с перво­начальной историей основания Ир­кутского острога. Д. Резун.

Несмотря на очевидные несовершенства Ир­кутска, его жителям всё-таки повезло: они живут в городе, умудренном историей, зна­менитом былой славой, для которого вопрос внешнего облика - это не только вопрос ор­ганизации более менее симпатичного городского пространства, в котором приятно нахо­диться. Речь идет о сохранении исторической среды. О возрождении утраченных памятни­ков. О формировании города, в котором иде­ально сочетаются традиции и прогрессивные градостроительные идеи. 24 февраля на ис­торической секции ВООПИК эту проблему об­суждали археологи, общественные деятели, чиновники. Поводом к дискуссии послужил доклад Б.П.Ярового, архитектора-исследо­вателя: «О возможности воссоздания Иркутского острога в границах его исторического месторасположения».

Каждый уважающий себя иркутянин знает, что Иркутский острог был осно­ван на месте, которое сегодня называютсвященным: здесь возведен Ме­мориальный комплекс в честь ге­роев-иркутян, погибших в годы Великой Отечественной войны. Однако в ранней истории Иркут­ска есть много спорных момен­тов, одним из которых являются, в том числе, обстоятельства его возникновения. Так, например, единственной документально подтвержденной датой построе­ния Иркутского острога принято считать донесение енисейского сына боярского Якова Похабова от 6 июля 1661 года: «...июля в ше­стой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башня и потолок срублены, и государев житный анбар служилые люди рубят, а на анбаре башня...». Но, оказыва­ется, есть свидетельства, говоря­щие об еще более раннем появлении здесь русского посе­ления: в 1652 году, и даже в 1640 году. Крометого, большие сомне­ния вызывают у исследователей местонахождение самого ост­рога, его конфигурация и раз­меры.

Начиная с 2001 года Борис Павлович Яровой ведет исследо­вание границ и архитектурного облика Иркутского острога. С 2009 года это уже научное иссле­дование на кафедре архитектур­ного проектирования ИрГТУ. В своей работе он опирается на ис­торические документы - описи, счетные списки разных лет, где указаны важные проектные ве­личины - размеры стен крепости, высота стен (в саженях), количе­ство венцов, а также на графиче­ские материалы - зарисовки путешественников, планы, чер­тежи Иркутска XVIII века. Внима­тельно изучает работы исследователей - предшествен­ников, отчеты археологов. Все эти исследования позволили ему предпринять попытки проанали­зировать планы разных лет с на­несенными границами острога, сопоставив их с планами и ре­зультатами археологических рас­копок и информацией из текстовых исторических источни­ков (материалы исследований Б.П. Ярового опубликованы в вы­пусках журнала «Земля Иркут­ская»).  Проделанная работа позволила установить границы Иркутского острога 1670 и 1693 годов на современной карте го­рода, а также выполнить прибли­зительный макет-реконструкцию крепости для музея Истории го­рода Иркутска (где он и экспони­руется). Автор считает, что впереди еще долгая интересная работа у историков и архитекторов: «Необходимо воссоздать образ утраченного памятника де­ревянного зодчества - Иркутского острога, давшего долгую жизнь одному из интереснейших горо­дов Сибири, - говорит автор проекта. - Это историческое место продолжает наполнять город жизнью: его незримую энергетику и святость неоднократно подчер­кивали историки и искусствоведы. Что особенно радует, действуют и дарят людям надежду прекрасные старинные храмы. Люди бывают порой беспощадны друг к другу и к памятникам старины, но все же сумели сберечь, хотя бы террито­риально, эту часть исторического города. Было бы прекрасно до­полнить Иркутский кремль вос­созданием исторической территории Иркутской епархииархиерейского дома и двора, окруженного прекрасной камен­ной изгородью (на этом месте сейчас хлебозавод), вернуть часовню Святителя Иннокентия, арку Цесаревича и конечно Казан­ский кафедральный собор».

Первоначально острог был не­велик и имел форму, близкую к квадрату. Периметр его стен до­стигал 34 сажени: в длину - 9, в ширину - 8 саженей. По углам стояли четыре глухие башни, одна из них была построена на «житном амбаре», другая служила также часовней. Первоначально это было совсем незначительное по­селение. На первой общей карте Сибири, составленной в 1667 году в Тобольске, оно обозначено одним словом «зимовье». Между тем, новое русское поселение оказалось в центре пересечения важнейших торгово-промысловых и колонизационных путей. Выгод­ное географическое положение делало Иркутск важнейшим стра­тегическим пунктом на юго-вос­токе Восточной Сибири.

К концу 1660-х годов первые строения  прогнили  и  развалились. Кроме того, острог уже не вмещал всех своих жителей. В 1669-1670-х годах новый иркутский управитель Анд­рей Барнешлев заново перестраивает крепость. Острог строился уже с учетом перспектив развития Иркутска и значи­тельно превосходил старый. Он имел форму квадрата, и длина каждой его стены составляла 108 метров, а высота - 7 метров. Крепость укрепляли 8 башен, в центре стены, выходящей на Ангару, располагалась главная Спасская башня, от которой шел крутой спуск к пристани. В 1672 году в центре острога по распоряжению Барнешлева постав­лена деревянная шатровая Спасская церковь. В остроге появляется двор приказных людей. В 1684 году в стену острога были встроены приказная изба и воеводский двор.

В 1693 году иркутский воевода князь Иван Гагарин доносил в Москву, что по­строил новый рубленый «деревянный город со всяким городовым строе­нием». Острог имел форму квадрата, каждая из острожных стен которого была по 60 сажен в длину (около 130 метров). Из старых объектов остается только Спасская башня и деревянная Спасская церковь с шатровой колокольней(именно она находится в центре острога на рисунке Ремезова в «Чер­тежной книге Сибири...» 1702 года), главной проезжей становится восьми­угольная Сергиевская. По описи 1697 года в Иркутском остроге были гостевой двор с 11 «государевыми лавками», спе­циальная изба, где жили приезжие купцы, таможенная изба, амбары, по­греба.

Начало XVIII века отмечено в городе первым опытом каменного строитель­ства. В 1701 году началось возведение приказной палаты. В 1706-1710 годах в юго-восточной стене острога была вы­строена каменная Спасская церковь. В августе 1716 года пожар уничтожил значительную часть острожных соору­жений. Сгорели деревянная Спасская церковь, гостиный двор, таможня и часть стены с башнями (от воеводской канцелярии до каменного храма). На следующий год восточная стена иркут­ской крепости была отстроена вновь, но не в полном виде. Полностью она до­строена в 1733 году (судя по летописи). Разросшийся посад вообще не имел ни­какого укрепления. Еще через два года, в 1728 году, возможно, был перестроен и сам острог. Есть информация, что береговую стену несколько отодвинули, и вся крепость сместилась в северо-вос­точном направлении примерно на 20 метров, хотя эта информация из лето­писи (а ее писали гораздо позднее са­мого события) не подтверждена историческими документами. Б.П. Яро­вой считает, что в 1728 году произошло лишь изменение береговой линии (берег придвинулся на пару десятков метров к острогу, что и привело в даль­нейшем к его разрушению). В 1730-х годах, по описаниям путешественника Миллера, острог формой напоминал прямоугольник: в длину - 90, в ширину - 70 саженей. Острог насчитывал три глухих башни по углам и две проезжих. В северной его стене располагались ка­менное здание воеводской канцелярии, дом воеводы, различные кладовые и по­греба. На его территории - гауптвахта, старая контора, «а под ней три амбара, в которых всякие судовые припасы хра­нятся». Острог составлял как бы «малый город», а вне его находился «большой», обведенный деревянным палисадом. Таким образом, к 1730-м годам Иркутск превратился в хорошо укрепленный город, имевший развитую хозяйственную и обще­ственную структуру.

Постепенно городская за­стройка перешла за палисад, ко­торый к середине XVIII века уже в значительной мере сгнил, ме­стами развалился, ров осыпался. Последние части укрепления уни­чтожил пожар 1775 года. Острог же просуществовал до 1790-х годов. Летом 1790 года во время сильного наводнения береговую стену и башни сильно подмыло, и они были разобраны. Ввиду этого вышло распоряжение расчистить место острога. В 1824 году на об­разовавшемся пустыре были по­сажены деревья и кустарник, а также разбит публичный сад. Единственным местом, напоми­нающим сегодня о том, что здесь находился Иркутский острог, остается каменная Спасская цер­ковь, предположительно, входив­шая когда-то в его южную стену.

Если говорить о воссоздании иркутской крепости, Б.П.Яровой полагает, что наиболее интерес­ным для архитектурного воссоз­дания является острог образца 1715 года, накануне пожара 1716 года, который уничтожил значи­тельную часть острожных соору­жений. «Эту идею еще в 1990-х подарил иркутский историк, крае­вед Олег Бычков. Я мечтаю возро­дить крепость на ее историческом месте, фактически уже сейчас за­нимаюсь компьютерной 3D-pe-конструкцией, готов выполнить рабочий проект деревянных кон­струкций иркутской крепости, -говорит Борис Яровой.- Еще лет десять назад на это сказали бы, что это сумасшедшая идея. Но се­годня она вызывает большой ин­терес у специалистов. У нас есть возможность, изучив более полно историю возникновения города и осуществив широкомасштабные археологические изыскания, музеефицировать данное историческое место, придав ему статус историко-архитектурного музея «Иркутский кремль» с действую­щими на его территории хра­мами, воскресной школой, центром старинных искусств и ре­месел, археолого-этнографическим музеем. Но музей как просто раскопки, артефакты, с указате­лями, оставленные на обозрение под открытым небом, так назы­ваемое «открытое пространство, - не актуален, я считаю, в нашем климате и социальных условиях. Иркутск в своей уникальности до­стоин большего. В данном во­просе я не за обязательное восстановление всего периметра крепости, но и не за «воздушные» идеи с лазерным шоу, хотя и можно для начала порисовать го­лографией по ночному небу кон­туры острога, чтобы люди посмотрели, как это может быть замечательно. Я предлагаю вос­создание северной, восточной, части полуденной (южной) и за­падной стен и с композиционным центром - воссозданной дере­вянной Спасской церковью с ко­локольней. А такой проект предполагает широкие полевые археологические исследования. Так вот, часть последующих ар­хеологических знаний и находок можно было бы разместить в спе­циально спроектированных цо­кольных помещениях, под острогом. Такой опыт археологи­ческого музея есть, например в Москве - в Царицинском ком­плексе. Есть опасения у архитек­торов, что зрительно острог не впишется в данный существую­щий парк. Это не так! Во-первых, ведь он возникнет на своем месте, в своем окружении: Спас­ский каменных храм и собор Бо­гоявления - в этом и уникальность события - крепость XVII века, с рублеными стенами -на своем историческом месте. Та­кого нет нигде! Во-вторых, строи­тельство крепости практически не нарушит планировку существую­щего парка, ее могут подкоррек­тировать только необходимые археологические раскопки. В-третьих, когда воссоздадут Ка­занский собор, Иркутский острог не только не перекроет вид на него, но и примет более малый размерный вид, появится истори­ческая связь времен, ведь наши предки не стали ломать Спасскую церковь, чтобы построить огром­ный собор (хотя предложения такие в ходе проектирования были, но их отвергли!), они сохра­нили это место для истории. И Спасская  церковь здесь снова будет как связующая спасающая нить. Вот когда можно будет показать нашу Иркутскую историю, наполнить ее своей жизнью, рассказывать нашим детям, чтобы они гордились своей родиной. К слову сказать, только тогда и потекут сюда туристы, пополняя казну культурного исторического города». В своей работе автор доклада делает акцент на внутренне ориентированное направление развития. «Иркутский кремль должен функционировать, в первую очередь, для горожан, - уточняет докладчик. - Туризм я рассматриваю только в каче­стве дополнительного источника финансирования историче­ского комплекса». Свою позицию исследователь объясняет на примере Ялуторовска Тюменской области, где сделали ставку, в первую очередь, на туризм, но не смогли вписаться в этот сегмент бизнеса. Там к 350-летию города на своем историче­ском месте, на плошади 0,7 га был построен уникальный тури­стический объект «Ялуторовский острог». Он выполнен в закрытом периметре стен, огорожен высоким частоколом со сторожевыми башнями, искусственным рвом и подъемным мо­стом через него. На территории острога размещены смотро­вые площадки, под которыми находятся постоянно работающие ремесленные, острожная площадь для проведе­ния событийных мероприятий и усадьба первопоселенца с ам­баром, хозяйственными постройками, огородом, колодцем. На первом этаже амбара расположена школа ремесленников, второй этаж предназначен для хранения продовольственных запасов и сельскохозяйственного инвентаря, в подвале рас­положен главный зал музея «Древние культуры», продолже­нием которого является подземная галерея с археологическими экспозициями. Однако ситуация сложилась таким образом, что в настоящее время, ввиду отсутствия туристов, возникает вопрос о содержании данного объекта: передать в ведение частного капитала рискованно, а содер­жать за счет городского бюджета на­кладно. «Поэтому объект необходимо наполнить смысловым содержанием, отвечающим, в первую очередь, по­требностям горожан», - констатирует Б.П.Яровой.

Н.Бердникова, старший научный сотрудник кафедры археологии, эт­нологии, истории древнего мира ИГУ. В результате археологических рас­копок, проведенных на предполагаемой территории иркутского острога, следы так называемой тарасной стены и во­обще острожных стен, о которых гово­рится в различных источниках, мы не нашли. Поэтому говорить достоверно о месторасположении острога мы не можем. Конечно, площадь раскопок по ряду причин ограничена. Для того чтобы делать более конкретные выводы, не­обходимо провести площадные рас­копки. К сожалению, сегодня многие ключевые участки сильно нарушены. Найдены захоронения первой половины XVIII века. Возникает вопрос, где захоронения XVII века. Была деревянная Спасская церковь. А где она была? Большая часть наших представлений об Иркутском остроге основана на впечат­лениях Ремизова. А правильно ли он ри­совал? Сейчас вопросов больше, чем ответов. Но сама идея неплохая, нужно только ее развернуть немного в другой плоскости: мы можем говорить не о вос­становлении и реконструкции, но о соз­дании историкоархеологического комплекса. В противном случае мы соз­дадим еще один миф.

А.Чертилов, доцент ИрГТУ, руко­водитель сектора культурного на­следия ОАО «Иркутский Промстройпроект». Воссоздание ост­рога на его историческом месте невоз­можно, в первую очередь, потому, что достоверности мы не добьемся никогда. Корректно будет ставить вопрос о соз­дании археологического музея, что го­раздо интереснее. Кроме того, с моей точки зрения, данное место является примером правильного городского про­странства. В Иркутске таких мест очень мало: бульвар Гагарина и Нижняя набе­режная. А мы сейчас говорим о воссоз­дании острога - то есть о кардинальном изменении этого места. Значит, мы обя­заны подвести под это серьезную на­учную базу. Если же речь идет о строительстве объекта а-ля иркутский острог с развлекательной целью, то такой проект будет хорош где-нибудь в стороне от исторического центра.

В.Шахеров, президент клуба «Иркутск-Форт Росс». Если мы будем говорить о раскопках, изучении архив­ных материалов и так далее, и только потом поставим вопрос о восстановле­нии острога - деньги на реализацию проекта никто не даст. Между тем, идея создания музея перезрела. Понятно, что она будет реализовываться не так активно, как, например, проект «Иркут­ская слобода». Сейчас мы спорим ни о чем: нет ни исторических, ни археоло­гических данных. Но если мы рассмат­риваем возможность восстановления исторических памятников Иркутска не на их историческом месте - и тогда уже получаются символы, а не памятники, -то почему мы не можем говорить о вос­становлении острога? На мой взгляд, на этом месте нужно что-то еще. Мне лично не нравится сложившаяся там си­туация.

Г.Медведев, заведующий кафед­рой археологии, этнологии, истории древнего мира ИГУ. Пока не будет раз­работана концепция историко-культур­ного развития города, мы будем собираться, обсуждать, спорить - и только. Что касается восстановления острога, в городе достаточно других пространств, куда надо привлечь горо­жан. Каким образом?

В.Китаев, председатель регио­нального отделения Всероссийского общества охраны памятников исто­рии и культуры (ВООПИиК). Мы рас­смотрели три возможных варианта строительства музейного комплекса: по предложению уважаемого докладчика, частичное восстановление сооружений острога, по предложению Натальи Ев­геньевны - музеефикация вскрытых и предполагаемых новых археологиче­ских раскопов и, третье, строительство на совершенно иной территории макета острога в 1/4 или 1/3 натуральной ве­личины со всеми необходимыми по­ясняющими историческими материалами - как раздел музея города Иркутска. Предлагаю не забывать о стремительном развитии науки и техники. Уже сегодня имеются технические возможности, лазер­ное оборудование, которое в вечернее время может воссоз­дать в полном объеме весь Иркутский острог в любом цвете и любых линиях. Необходимо только провести детальные иссле­дования, базирующиеся на археологических раскопках, под­нять архивы. Но главное, с появлением новых научных данных просто и малозатратно вносить необходимые корректировки в создаваемый компьютерный образ острога.

В.Барышников, руководитель Службы по охране объ­ектов культурного наследия Иркутской области. На мой взгляд, воссоздание острога в натуральную величину на его предположительно историческом месте нецелесообразно. Безусловно, надо продолжать археологические раскопки, но музеефицировать их на этой территории нет необходимости. Сохранять память об иркутском остроге нужно другими совре­менными методами. То, о чем говорил А.Чертилов и В.Китаев: есть виртуальные возможности сделать это, не меняя сложив­шуюся структуру городского пространства. Между тем, не­смотря на то, что в этой части города ансамбль сложился, постоянно предпринимаются попытки вмешаться в эту среду. Сейчас там поставят памятник первопроходцам. А возле Спас­ской церкви уже установили памятный знак, информирующий о том, что в июле этого года здесь будет установлен памятник Петру и Февронии Муромским. Насколько он там будет там уместен?

На фотографиях Иркутский кремль, вид от собора Богоявления(реконструкция) - данная реконструкция выполнена Яровым Б.П. в 2011 году на основании исследований об Иркутском остроге. 3D графика выполнена Тепловым С.Л. по чертежам Ярового Б.П.
Автор макета Иркутского кремля Яровой Б.П. Макет Иркутского Кремля находится в Музее Истории г.Иркутска. по адресу. Иркутск, ул. Фрак-Каменецкого, 16а

 

Мария Носова

Использованы материалы www.baikaMsa.ru,
www.ruschudo.ru, www.baikal.ru.,
«Иркутск. Три века. Страницы жизни»

Журнал «Строим вместе» №4, 2011 год