Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Перспективы развития дорожной сети: В Иркутской области формируется региональный дорожный фонд

В рамках выставки «Транспорт и дороги Сибири. Сибавтосервис» состоялась научно-практическая конференция «Формирование регионального дорожного фонда в Иркутской области и перспективы развития дорожной сети». Предметом обсуждения послужил закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», который дополняет Бюджетный кодекс РФ новой статьей, где предлагается определить правовые основания создания дорожных фондов и закрепить само понятие как части средств бюджета, подлежащей использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности. Законопроект предусматривает формирование дорожных фондов на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Федеральный дорожный фонд будет формироваться в составе федерального бюджета из двух частей: базового объема бюджетных ассигнований в размере 254 млрд. рублей и прогнозируемого объема, включающего доходы от повышения акцизов на нефтепродукты и другие доходы от использования инфраструктуры автомобильных дорог федерального значения.
Дорожные фонды субъектов РФ и муниципальные дорожные фонды должны быть сформированы не позднее 1 января 2012 г. Источниками их наполнения также станут акцизы на бензин, дизельное топливо и моторное масло, средства транспортного налога. Однако если перспектива создания областного дорожного фонда реальна, то наполнение муниципальных дорожных фондов ввиду отсутствия источников финансирования выглядит проблематичным. Субсидирование из областного бюджета, сборы за нанесение ущерба дорожному покрытию большегрузными машинами, подключение придорожного сервиса, аренда земель могут осуществляться только на налоги общего пользования, находящиеся в собственности муниципалитета. Но большее количество таких дорог еще не принято муниципалитетами на баланс из областной и государственной собственности. Предстоит большая затратная работа по оформлению дорог в собственность: это необходимо, чтобы получать финансирование из дорожного фонда.
Даже в самые сложные для российской экономики девяностые, когда уровень падения ВВП превысил 10%, эффективность использования средств, которые выделялись на дорожное хозяйство, когда действовал внебюджетный дорожный фонд, была значительно выше, чем в последующие годы. В эксплуатацию вводилось 6-7 тыс. километров ежегодно. Для сравнения: сегодня в стране вводится порядка 2 тыс. км автотрасс в регионах и около 400 км федеральных магистралей. Особенность дорожного фонда состояла в том, что его деятельность была привязана к логике строительного процесса, который требует серьезной подготовки и имеет сезонный характер; планирование работ, начиная с проектирования, не может ограничиваться рамками одного года, а сложность реализуемых проектов обусловливает необходимость определенной гибкости для своевременного внесения изменений в уже согласованные проекты.
В конце 90-х гг. целевые средства, выделяемые на формирование дорожных фондов, сыграли свою положительную роль в развитии транспортной структуры региона. Размер дорожного фонда области можно было сопоставить с бюджетом Иркутской области. На сегодняшний день объем финансирования дорожной отрасли сокращен в десятки раз. В 2000 г. государство потратило на дороги порядка 3% от ВВП. В 2005 г., после упразднения фондов, чуть более 1%.
В Иркутской области в 2001 г. в эксплуатацию было введено 44 км дорог, из них 12 км - с усовершенствованным типом покрытия и 30 км - с гравийным, а также 305 погонных метров мостов. За последние шесть лет в Иркутской области введено в эксплуатацию после реконструкции 22 км дорог. Отремонтировано чуть более 10 км дорог. В этом году средневзвешенный норматив на содержание одного километра дороги составил порядка 50 тыс. рублей, что меньше в 2,2 раза, чем в Кемеровской области и Красноярском крае. При таких темпах финансирования дороги Иркутской области будут отремонтированы через 1 200 лет. Между тем, 63% региональных и 80% прочих дорог не отвечают нормативным требованиям. До сих пор 172 населенных пункта Иркутской области не обеспечены круглогодичной сетью дорожного пользования.
В декабре прошлого года правительство Иркутской области утвердило долгосрочную целевую программу «Развитие автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, на 2011-2015 гг.». За основу финансирования программы был взят уровень финансирования 2010 г. с ежегодным его увеличением не больше 10%. Реализация программы позволит в 2015 г. выйти на уровень нормативного содержания дорог. В результате строительства, реконструкции и капитального ремонта дорожная сеть области должна увеличиться на 108 км. Объем финансирования программы на 5 лет предусматривает чуть более 9 млрд. рублей. С принятием закона о дорожном фонде финансирование отрасли значительно увеличится и только в 2013 г. дорожный фонд составит 6 млрд. 900 млн. рублей. Это серьезный прорыв для строительной отрасли нашего региона.
Между тем, эта программа не решает стратегических социальных проблем, не учитывает особенности региона как центра, находящегося на стыке транспортного коридора, соединяющего европейскую часть России с дальним востоком, государствами юго-восточной Азии, в том числе с Китаем.
По мнению депутата Законодательного собрания, генерального директора ГК «Труд» С. Тена, необходима корректировка программы или разработка новой. «Подход к дорожной отрасли региона должен быть системным, - говорит С. Тен. - Отсюда вытекает необходимость приступить к разработке проекта закона Иркутской области о дорожных фондах. С этой целью предлагаю создать рабочую группу в составе депутатов Законодательного собрания Иркутской области, представителей правительства регионов и общественных организаций, специалистов дорожных предприятий, проектировщиков. Основные направления деятельности этой группы вижу в следующем: установление правового режима дорожных фондов Иркутской области как субъекта РФ, установление правового режима муниципальных дорожных фондов, определение круга собственных источников пополнения дорожного фонда».
Проблема заключается в том, что во многих муниципальных образованиях недостаточно источников для формирования дорожного фонда. Поэтому реальным источником формирования бюджета могут служить централизованные средства областного дорожного фонда в отношении дорог общественного фонда. При этом должны быть разработаны понятные критерии распределения денежных средств по муниципалитетам. Критериями могут быть протяженность дорог, качество дорог, количество транспорта, которое по этим дорогам проходит.
Первоочередными мерами по реализации законодательства о дорожных фондах должны стать проведение инвентаризации дорог на территории области, оформление права собственности на эти дороги. Согласно ФЗ-131 в Иркутской области чуть более 9 тыс. км должно быть передано из областной и федеральной собственности в муниципальную. После этого будет ясно, какой объем средств необходим для эффективной работы дорожного фонда. По предварительным оценкам сумма, которая необходима, чтобы поставить на баланс дороги, составляет порядка 700 млн. рублей. Кроме того, необходимо одновременно начать разработку проекта постановления правительства Иркутской области о порядке распоряжения средствами дорожного фонда Иркутской области - нормативный акт, который будет четко определять порядок действия относительно дорожного фонда. В основе такого документа должна лежать идея о создании в области самостоятельного органа исполнительной власти в сфере регулирования транспорта и
транспортного строительства.
- Создание дорожного фонда для Иркутской области - единственный шанс не переступить черту невозврата, когда возможно говорить не о развитии, согласованном со стратегией поступательного движения к новому, стратегически важному, транспортному и техническому центру на перекресте Азии и Европы, - заключил С. Тен.
Согласно статистическим данным, в областной и государственной собственности в Иркутской области находится 691 автомобильная дорога общего пользования протяженностью 12 600 км. Из них регионального значения - протяженностью 3,5 тыс. км и прочие - 661 км. Около 90% существующих дорог в регионе находится в неудовлетворительном техническом состоянии и не отвечает требованиям безопасности дорожного движения. Из 1 534 мостов 50 - деревянные, 150 - в аварийном состоянии. Необходимо отметить, что постановлением администрации области № 58 утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт дорог. Согласно им, на содержание, ремонт и капитальный ремонт ежегодно должно затрачиваться до 10 млрд. рублей. Фактически в 2011 г. запланировано 892 млн. рублей, что составляет 8,9% от необходимой суммы.
Но главная задача заключается не в освоении средств, а в реальном выполнении объемов работ качественно, с применением новых технологий. Для этого законодатели сформировали основополагающий пакет документов: 131 закон, закон об автомобильных дорогах и поправки, что гарантирует развитие сети автомобильных дорог, их ремонт и содержание.


Мария Носова

Журнал «Строим вместе» № 6, 2011 год