Сложности градостроительной деятельности обсудили в Иркутске
Категория: Иркутская область : Об области
Предыдущая статья | Следующая статья
В конце марта по инициативе ОАО «ИркутскгипродорНИИ» при поддержке Союза дорожников Иркутской области и Национальной гильдии градостроителей состоялась научно-практическая конференция «Оптимизация управления развитием территорий на основе системы документации по территориальному планированию в соответствии с градостроительным законодательством». Мероприятие подобного уровня прошло в Иркутске впервые. В конференции приняли участие градостроители, проектировщики, руководители служб исполнительных органов региональной власти, а также представители органов местного самоуправления Иркутской, Читинской, Амурской областей, республик Бурятия и Хакасия, Хабаровского края.
- Главная цель конференции - выработать единый подход по разработке, согласованию и реализации градостроительной документации, - говорит начальник департамента градостроительного проектирования ОАО «ИркутскгипродорНИИ» Е.Протасова, - обсудить актуальные вопросы разработки градостроительной документации в условиях существующей законодательной базы. В этой сфере деятельности мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами, которые исходят от заказчика, в основном от органов местного самоуправления. В Иркутской области практически полностью отсутствует утвержденная градостроительная документация. Например, в Иркутске разработана вся линейка документов, предусмотренных Градостроительным кодексом: есть генплан, проекты планировок, ПЗЗ, нормативы градостроительного проектирования. Таким набором документов сегодня, наверное, не может похвастаться ни один крупный город. Но они не утверждены, к ним нельзя апеллировать, им не надо следовать.
По приблизительным оценкам проектировщиков, в Иркутской области только 10% всех муниципальных образований завершают разработки схем территориального планирования. Утвержден этот документ лишь в Иркутском районе. Как отметили участники конференции, сложность заключается в том, что сроки постоянно переносятся: сначала нужно было утвердить градостроительную документацию до декабря 2010 года, потом - до декабря 2011 года, теперь - до июля 2012 года.
- Территориальное планирование необходимо городам настолько, насколько они хотят жить, - заявил президент НП «Национальная гильдия градостроителей» М.Петрович (Санкт-Петербург). - Вообще в России проблема одна - нет хозяина территории, который мог бы грамотно взаимодействовать с крупным капиталом, выстраивать взаимоотношения с инвесторами. Но мне не верится, что в Сибири нет хозяев. Наверное, регионы по-своему видят развитие территории и не могут своим видением вписаться в Градостроительный кодекс. Может быть, сибиряки правильно себя ведут - не спешат, осматриваются и выбирают правильный вариант.
М.Петрович подчеркнул, что градостроительная документация - это инструмент в руках органов власти, без которого невозможно принятие грамотных решений и планирование будущего.
- Если в городе нет порядка, - заметил он, - это город мелкой деятельности, Шанхай в худшем смысле этого слова. В таком городе никогда не будет университета.
На конференции также поднимались вопросы по согласованию схем территориального планирования и проблемы сохранения объектов культурного и архитектурного наследия при разработке градостроительной документации. Для этого были приглашены представители профильных органов исполнительной власти Иркутской области (руководитель Службы жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Д.Воронов, руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области В.Барышников), представители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций (директор ФГУ «Земельная кадастровая палата по Иркутской области» К. Литвинцев, начальник отдела организации использования лесных ресурсов и ведения государственного лесного реестра Агентства лесного хозяйства Иркутской области В. Манак). В прозвучавших докладах были затронуты вопросы информационного взаимодействия органов кадастрового учета и органов местного самоуправления, перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в результате принятия генерального плана, порядка отображения в документах территориального планирования границ объектов культурного наследия и зон их охраны как разновидности зон с особыми условиями использования территорий.
Относительно перевода земель лесного фонда представителем Агентства лесного хозяйства была высказана позиция о необходимости после утверждения генерального плана прохождения процедуры перевода, предусмотренной Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую, и изданными в его развитие актами Правительства РФ. Доводы о том, что в Земельном кодексе имеется однозначная норма о том, что утвержденный генеральный план, предусматривающий утверждение границы населенного пункта, есть перевод земель из другой категории в земли населенных пунктов, а по закону о переводе утвержденный генеральный план в таком случае должен предоставляться в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в кадастровые сведения о категориальной принадлежности земель, были контраргументированы необходимостью соблюдения положений специального законодательства - закона о переводе земель и подзаконных актов. И это несмотря на то, что при этом происходит двойное согласование вопроса о переводе земель. В первый раз - при согласовании проекта генерального плана с Минрегионом России в связи с планируемым изменением границ земель лесного фонда, и во второй - по процедуре, описанной в законе о переводе. Докладчик также пояснил, что ряд земель лесного фонда (территории зеленых зон) вообще ни при каких обстоятельствах не может быть переведен в земли иных категорий.
В принципиальную дискуссию вылилось также обсуждение вопроса об отображении в градостроительной документации границ территорий объектов культурного наследия и границ зон их охраны. Как и в целом по стране, в Иркутской области в подавляющем большинстве отсутствуют утвержденные проекты зон охраны объектов культурного наследия, в результате чего уполномоченный областной орган обосновывает необходимость разработки таких проектов в составе работ по подготовке документов территориального планирования и отказывает в согласовании их проектов, не содержащих границ памятников и зон их охраны. В качестве средства убеждения муниципалитетов выступает тезис о том, что им же самим выгодно разработать проекты зон охраны и согласовать их с органом по охране таких объектов, чтобы впоследствии не согласовывать отдельно вопрос предоставления каждого земельного участка. Вопрос, почему сам уполномоченный орган не выполняет возложенные на него функции по обеспечению разработки и утверждению проектов границ, остался риторическим. То, что разработка проекта зоны охраны - это самостоятельная специфическая работа, требующая отдельных финансовых средств, не предусмотренных бюджетом, что границы зон охраны должны отображаться только в случае предоставления в составе исходных данных для проектировщика уже утвержденных проектов, содержащих границы (поскольку границы не утверждаются в генеральном плане, а только отображаются в нем), поддержано не было. В итоге, сторонам дискуссии не удалось прийти к взаимоприемлемому решению вопроса. При этом было обращено внимание на положение ст. 12 Федерального закона №41 от20.03.2011 г., согласно которому отсутствие утвержденных проектов зон с особыми условиями использования территорий не являются препятствием в подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования. Эта норма позволяет в настоящее время преодолеть позицию региональных служб по охране памятников, требующих от градостроительных проектировщиков и заказчиков документации совершения действий, не предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Законодательные преобразования территориального планирования в РФ озвучил заместитель генерального директора по правовым вопросам Института территориального планирования «Град» (Омск) Д. Шинкевич. Закон устанавливает новые требования к форме, составу, содержанию и реализации документов территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также сроки, на которые утверждаются указанные документы. Согласно закону с 1 сентября 2011 года должна быть создана федеральная государственная информационная система территориального планирования. Доступ к ней должен быть обеспечен для органов власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц. До 31 декабря 2012 года допускаются резервирование, перевод, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, предоставление земельных участков для строительства при отсутствии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Кроме того, законом регулируются отдельные вопросы, связанные с подготовкой документации по планировке территории, архитектурно-строительным проектированием, выдачей разрешения на строительство и так далее. Уточнено понятие территориального планирования, введены такие термины, как объекты федерального, регионального и местного значения.
Схемы территориального планирования, предусматривающие размещение линейных объектов, утверждаются минимум на 20 лет, в иных случаях - на 10 лет. Генеральные планы поселений, городских округов принимаются минимум на 20 лет.
Уточнен перечень областей, в которых разрабатываются схемы территориального планирования. Это федеральный транспорт, автодороги федерального значения, оборона и безопасность государства, энергетика, высшее профобразование, здравоохранение. Схемы в иных областях могут разрабатываться на основании актов Президента РФ или Правительства РФ. Упрощен порядок согласования проектов документов территориального планирования (теперь согласование осуществляется в электронной форме посредством Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП)), в частности, исключены нормы о государственной экспертизе (признана утратившей силу ст. 29 ГК РФ о госэкспертизе).
Доклад директора центра профессионального образования БГУЭП Т.Дорошенко был посвящен проблемам осуществления закупок на аукционе. Многострадальный Федеральный закон 94-ФЗ, справедливо критикуемый, усугубил ситуацию с коррупционными механизмами, завязанными на сложных схемах. Между тем, законотворческие нормы прописаны таким образом, что не каждый юрист в состоянии дать им правильный комментарий. Очевидно одно: приобретая посредством аукциона услугу по проектированию и строительству, покупатель необязательно получит качественный результат.
С 1 января 2011 года единственным официальным источником для размещения информации о государственных и муниципальных заказах является сайт www.za-kupki.gov.ru. Ранее для размещения такой информации отдельно существовали федеральный сайт, сайты субъектов РФ и сайты муниципальных образований. Однако теперь размещение на них новых извещений о государственных или муниципальных закупках невозможно - иные сайты и печатные издания могут использоваться в качестве вспомогательных источников информации. При проведении открытых аукционов все необходимые документы и сведения, установленные законом, также размещаются на новом сайте, а не на электронной площадке, где проводился аукцион, как это было ранее.
Состоявшиеся дискуссии по указанным вопросам стали хорошим заделом для прояснения позиций сторон и более глубокого их представления на очередной 9-ой градостроительной конференции ГИС-Ассоциации «Градостроительство и планирование территориального развития России», которая пройдет в июле на базе ОАО «ИркутскгипродорНИИ».
Мария Носова