Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Сложности градостроительной деятельности обсудили в Иркутске

В конце марта по инициативе ОАО «ИркутскгипродорНИИ» при поддержке Союза дорожников Иркутской области и Национальной гильдии градостроителей состоялась научно-практическая конференция «Оптимизация управления разви­тием территорий на основе системы документации по территориальному планированию в соответствии с градостроительным законодательством». Мероприятие подобного уровня прошло в Иркутске впервые. В конференции приняли участие градостроители, проектировщики, руководители служб исполнительных органов региональной власти, а также представители органов местного самоуправления Иркутской, Читинской, Амурской областей, республик Бурятия и Хакасия, Хабаровского края.

- Главная цель конференции - выра­ботать единый подход по разработке, со­гласованию и реализации градостроительной документации, - го­ворит начальник департамента градостроительного проектирования ОАО «ИркутскгипродорНИИ» Е.Протасова, - обсудить актуальные вопросы разра­ботки градостроительной документации в условиях существующей законодательной базы. В этой сфере деятельно­сти мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами, которые исходят от заказ­чика, в основном от органов местного са­моуправления. В Иркутской области практически полностью отсутствует утвержденная градостроительная документация. Например, в Иркутске разработана вся линейка документов, пред­усмотренных Градостроительным кодек­сом: есть генплан, проекты планировок, ПЗЗ, нормативы градостроительного проектирования. Таким набором доку­ментов сегодня, наверное, не может по­хвастаться ни один крупный город. Но они не утверждены, к ним нельзя апел­лировать, им не надо следовать.

По приблизительным оценкам про­ектировщиков, в Иркутской области только 10% всех муниципальных образо­ваний завершают разработки схем тер­риториального                 планирования. Утвержден этот документ лишь в Иркут­ском районе. Как отметили участники конференции, сложность заключается в том, что сроки постоянно переносятся: сначала нужно было утвердить градо­строительную документацию до декабря 2010 года, потом - до декабря 2011 года, теперь - до июля 2012 года.

- Территориальное планирование необходимо городам настолько, на­сколько они хотят жить, - заявил президент НП «Национальная гильдия градо­строителей» М.Петрович (Санкт-Петер­бург). - Вообще в России проблема одна - нет хозяина территории, который мог бы грамотно взаимодействовать с круп­ным капиталом, выстраивать взаимо­отношения с инвесторами. Но мне не верится, что в Сибири нет хозяев. Навер­ное, регионы по-своему видят развитие территории и не могут своим видением вписаться в Градостроительный кодекс. Может быть, сибиряки правильно себя ведут - не спешат, осматриваются и вы­бирают правильный вариант.

М.Петрович подчеркнул, что градо­строительная документация - это ин­струмент в руках органов власти, без которого невозможно принятие грамот­ных решений и планирование будущего.

- Если в городе нет порядка, - заме­тил он, - это город мелкой деятельности, Шанхай в худшем смысле этого слова. В таком городе никогда не будет универ­ситета.

На конференции также поднимались вопросы по согласованию схем террито­риального планирования и проблемы со­хранения объектов культурного и архитектурного наследия при разра­ботке градостроительной документации. Для этого были приглашены представи­тели профильных органов исполнительной власти Иркутской области (руководитель Службы жилищного конт­роля и строительного надзора Иркутской области Д.Воронов, руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области В.Барышников), представители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций (директор ФГУ «Земельная кадастровая палата по Иркутской обла­сти» К. Литвинцев, начальник отдела ор­ганизации использования лесных ресурсов и ведения государственного лесного реестра Агентства лесного хо­зяйства Иркутской области В. Манак). В прозвучавших докладах были затронуты вопросы информационного взаимодей­ствия органов кадастрового учета и ор­ганов местного самоуправления, перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в результате приня­тия генерального плана, порядка ото­бражения в документах территориального планирования границ объектов культурного наследия и зон их охраны как разновидности зон с осо­быми условиями использования территорий.

Относительно перевода земель лес­ного фонда представителем Агентства лесного хозяйства была высказана пози­ция о необходимости после утверждения генерального плана прохождения про­цедуры перевода, предусмотренной Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую, и издан­ными в его развитие актами Правитель­ства РФ. Доводы о том, что в Земельном кодексе имеется однозначная норма о том, что утвержденный генеральный план, предусматривающий утверждение границы населенного пункта, есть пере­вод земель из другой категории в земли населенных пунктов, а по закону о переводе утвержденный генераль­ный план в таком случае должен предоставляться в орган кадаст­рового учета для внесения соот­ветствующих изменений в кадастровые сведения о категори­альной принадлежности земель, были контраргументированы не­обходимостью соблюдения поло­жений специального законодательства - закона о пере­воде земель и подзаконных актов. И это несмотря на то, что при этом происходит двойное согласование вопроса о переводе земель. В пер­вый раз - при согласовании про­екта генерального плана с Минрегионом России в связи с планируемым изменением границ земель лесного фонда, и во второй - по процедуре, описанной в за­коне о переводе. Докладчик также пояснил, что ряд земель лесного фонда (территории зеленых зон) вообще ни при каких обстоятель­ствах не может быть переведен в земли иных категорий.

В принципиальную дискуссию вылилось также обсуждение во­проса об отображении в градостроительной документации границ территорий объектов куль­турного наследия и границ зон их охраны. Как и в целом по стране, в Иркутской области в подавляю­щем большинстве отсутствуют утвержденные проекты зон охраны объектов культурного наследия, в результате чего уполномоченный областной орган обосновывает необходимость разработки таких проектов в составе работ по под­готовке документов территориаль­ного планирования и отказывает в согласовании их проектов, не со­держащих границ памятников и зон их охраны. В качестве средства убеждения муниципалитетов выступает тезис о том, что им же самим выгодно разработать про­екты зон охраны и согласовать их с органом по охране таких объектов, чтобы впоследствии не согласовы­вать отдельно вопрос предостав­ления каждого земельного участка. Вопрос, почему сам упол­номоченный орган не выполняет возложенные на него функции по обеспечению разработки и утвер­ждению проектов границ, остался риторическим. То, что разработка проекта зоны охраны - это само­стоятельная специфическая ра­бота, требующая отдельных финансовых средств, не пред­усмотренных бюджетом, что гра­ницы зон охраны должны отображаться только в случае пре­доставления в составе исходных данных для проектировщика уже утвержденных проектов, содержа­щих границы (поскольку границы не утверждаются в генеральном плане, а только отображаются в нем), поддержано не было. В итоге, сторонам дискуссии не уда­лось прийти к взаимоприемле­мому решению вопроса. При этом было обращено внимание на поло­жение ст. 12 Федерального закона №41 от20.03.2011 г., согласно ко­торому отсутствие утвержденных проектов зон с особыми усло­виями использования территорий не являются препятствием в под­готовке, согласовании и утвержде­нии документов территориального планирования. Эта норма позво­ляет в настоящее время преодо­леть позицию региональных служб по охране памятников, требующих от градостроительных проекти­ровщиков и заказчиков докумен­тации совершения действий, не предусмотренных Градостроитель­ным кодексом РФ.

Законодательные преобразова­ния территориального планирова­ния в РФ озвучил заместитель генерального директора по право­вым вопросам Института террито­риального планирования «Град» (Омск) Д. Шинкевич. Закон устанавливает новые требования к форме, составу, содержанию и реализации документов территориального пла­нирования РФ, субъектов РФ и му­ниципальных образований, а также сроки, на которые утверждаются указанные документы. Согласно закону с 1 сентября 2011 года должна быть создана федеральная госу­дарственная информационная си­стема территориального планирования. Доступ к ней должен быть обеспечен для органов власти, местного самоуправления, физиче­ских и юридических лиц. До 31 де­кабря 2012 года допускаются резервирование, перевод, изъятие земельных участков для государст­венных и муниципальных нужд, предоставление земельных участков для строительства при отсутствии документов территориального пла­нирования, правил землепользова­ния и застройки. Кроме того, законом регулируются отдельные вопросы, связанные с подготовкой документации по планировке тер­ритории, архитектурно-строитель­ным проектированием, выдачей разрешения на строительство и так далее. Уточнено понятие террито­риального планирования, введены такие термины, как объекты феде­рального, регионального и мест­ного значения.

Схемы территориального пла­нирования, предусматривающие размещение линейных объектов, утверждаются минимум на 20 лет, в иных случаях - на 10 лет. Генераль­ные планы поселений, городских округов принимаются минимум на 20 лет.

Уточнен перечень областей, в которых разрабатываются схемы территориального планирования. Это федеральный транспорт, авто­дороги федерального значения, оборона и безопасность госу­дарства, энергетика, высшее проф­образование, здравоохранение. Схемы в иных областях могут раз­рабатываться на основании актов Президента РФ или Правительства РФ. Упрощен порядок согласования проектов документов территори­ального планирования (теперь согласование осуществляется в элек­тронной форме посредством Феде­ральной государственной информационной системы терри­ториального планирования (ФГИС ТП)), в частности, исключены нормы о государственной экспертизе (признана утратившей силу ст. 29 ГК РФ о госэкспертизе).

Доклад директора центра про­фессионального образования БГУЭП Т.Дорошенко был посвящен проблемам осуществления закупок на аукционе. Многострадальный Федеральный закон 94-ФЗ, спра­ведливо критикуемый, усугубил си­туацию с коррупционными механизмами, завязанными на сложных схемах. Между тем, зако­нотворческие нормы прописаны таким образом, что не каждый юрист в состоянии дать им правильный комментарий. Очевидно одно: приобретая посредством аукциона услугу по проектированию и строительству, покупатель необя­зательно получит качественный ре­зультат.

С 1 января 2011 года един­ственным официальным источни­ком для размещения информации о государственных и муниципальных заказах является сайт www.za-kupki.gov.ru. Ранее для размещения такой информации отдельно суще­ствовали федеральный сайт, сайты субъектов РФ и сайты муниципаль­ных образований. Однако теперь размещение на них новых извеще­ний о государственных или муници­пальных закупках невозможно - иные сайты и печатные издания могут использоваться в качестве вспомогательных источников ин­формации. При проведении откры­тых аукционов все необходимые документы и сведения, установлен­ные законом, также размещаются на новом сайте, а не на электронной площадке, где проводился аукцион, как это было ранее.

Состоявшиеся дискуссии по указанным вопросам стали хорошим заделом для прояснения позиций сторон и более глубокого их представления на очередной 9-ой градостроительной конференции ГИС-Ассоциации «Градостроительство и планирование террито­риального развития России», кото­рая пройдет в июле на базе ОАО «ИркутскгипродорНИИ».

 

Мария Носова