Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Столичный храм сибиряков (храм под покровительством святителя Иннокентия Иркутского)

Здание Первого реального училища в Санкт-Петербурге. 1912 г.

Здание Первого реального училища в Санкт-Петербурге. 1912 г.

Придел во имя Свт. Иннокентия Иркутского при Первом реальном училище

Придел во имя Свт. Иннокентия Иркутского при Первом реальном училище

Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860–1901)

Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860–1901)

В конце XIX века сибиряки, проживавшие в столице Российской империи, приложили немало усилий, чтобы устроить храм для совместной молитвы под покровитель-ством святителя Иннокентия Иркутского. Понял и разделил их чаяния директор Первого реального училища Александра IIIНиколай Иванович Билибин. Четырехэтажное здание училища на углу 12-й линии и Большого проспекта Васильевского острова можно увидеть и сейчас — теперь оно принадлежит Морскому корпусу имени Петра Великого. Первое реальноеучилище в столице было единственным из реальных училищ в Европейской России, которое содержало учеников на полном пансионе. В начале 90-х годов XIX века здесь обучалосьоколо 400 учащихся. Кроме учеников при училище проживали преподаватели и надзиратели с их семьями и прислугой. В Первом реальном училище обучалось немало мальчиков июношей из Сибири с перспективой в дальнейшем получить образование в технических вузах и вернуться в родной край специалистами горной и других отраслей промышленности.

В 1890–1891 годах к главному зданию училища по 12-й линии пристроили трехэтажный директорский флигель, на верх-нем этаже которого была освящена домовая церковь в честьСвятого Благоверного Князя Александра Невского и Святителя Митрофана Воронежского. Училищный храм состоял из двух помещений, что давало возможность устроить при нем еще один придел. Именно в этом месте почти исключительно на средства сибиряков, проживавших в Санкт-Петербурге, придел в честь иркутского Святителя Иннокентия и был сооружен.

В официальном письме попечителю Санкт-Петербургского учебного округа 31 марта 1894 года директор Первого реального училища писал: «Вашему Превосходительству известно,что церковь при вверенном мне училище состоит из двух… зал, соединенных друг с другом тремя арками; правая зала собственно и представляет церковь. Среди некоторых сибиряков, проживающих в С. Петербурге, к числу которых принадлежит и г. товарищ министра князь М.С. Волконский, возникла мысль об устройстве в свободной левой зале придела во имя Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, знаменитого миссионера, подвизавшегося в царствование императора Петра Великого. На устройство придела по сие время пожертвовано 4 000 р. Сумма эта вполне достаточна. На основании сего имею честь почтительнейше испрашивать ходатайства Вашего П[ревосходительст]ва о разрешенииустроить в церкви вверенного мне училища придел во имя Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского» (1, л. 116).

Вскоре из Министерства народного образования пришел ответ, уведомлявший, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сочувствует устройству придела во имяСвятителя Иннокентия.

Среди главных ревнителей устройства придела в честь Святителя Иннокентия, Иркутского Чудотворца, и жертвователей на него современники называли уроженца Иркутска, миллионера-золотопромышленника, вставшего впоследствии на монашеский путь, Иннокентия Михайловича Сибирякова, Олимпиаду Филипповну Мыльникову (в девичестве Трапезникову), князя Михаила Сергеевича Волконского, известную иркутскую благотворительницу Юлию Ивановну Базанову, княгиню Ольгу Михайловну Вяземскую (в девичестве Сибирякову), Николая Ивановича Билибина и др. Первый крупный вклад на сооружение придела сибирского Святителя внесла Лидия Васильевна Дрентельн. Через полтора года Иннокентий Михайлович Сибиряков пожертвовал 3 тысячи рублей в «неприкосновенный церковный капитал, проценты с коего, согласно воле жертвователя, должны расходоваться на оплату ранних обеден в приделе святителя Иннокентия в двунадесятые праздники и праздники и на прочие нужды вообще» (6, с. 6).

Новый храм Божий устраивался не только «во имя великого просветителя Сибирской страны Иннокентия Иркутского», но и в «память восшествия на престол имп. Николая Александровича» (5, с. 1720–1721). Ко дню освящения придела городской голова Иркутска Владимир Платонович Сукачев прислал в Санкт-Петербург священные одежды святителяИннокентия. Настоятель Иркутского Вознесенского Святителя Иннокентия монастыря, впоследствии епископ Якутский Никодим передал в дар икону Святителя, освященную на святыхи цельбоносных мощах великого угодника Божия, как значилось на обороте иконной доски (6, с. 4).

Накануне освящения придела, 18 ноября 1894 года, было совершено всенощное бдение. Сибиряки и все присутствовавшие вознесли соборную молитву святителю Иннокентию Иркутскому в том граде, где некогда было положено начало скорбному, но благодатному епископскому служению владыки Иннокентия, предстоявшему ему в далеком сибирском крае. На следующий день, 19 ноября, освящение придела во имя Святителя Иннокентия Иркутского совершил преосвященный Никандр, епископ Нарвский, ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

Не случайно именно к этому дню было приурочено освящение придела в честь Святителя Иннокентия. 19 ноября (2 декабря по новому стилю) Православная церковь совершаетбогослужения в честь образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Эта чудотворная икона — главная святыня Афонского Свято-Андреевского скита — с 1891 годанаходилась в Благовещенском храме Санкт-Петербургского подворья Свято-Андреевской обители. В 1894 году, за несколько месяцев до освящения придела Святителя Иннокентия, насельником столичного подворья стал Иннокентий Михайлович Сибиряков. Недавно нам стало известно от афонских иноков, что в 1894 году настоятелю Санкт-Петербургского подворья Свято-Андреевского скита отцу Давиду (Мухранову) — духовнику И.М. Сибирякова — было откровение от образа «В скорбех и печалех Утешение» о небесном избранничестве Иннокентия Сибирякова для монашеского подвига (4). Похоже, что не без его ведома освящение придела в честь сибирского святого было назначено на день празднования главной скитской святыни. Так будущий афонский схимник почтил не только своего небесного покровителя Иннокентия Иркутского, но и образ Пресвятой Богородицы.

На освящении придела Святителя Иннокентия Иркутского присутствовали министр народного просвещения граф И.Д. Делянов, товарищ министра князь М.С. Волконский, директор департамента народного просвещения Н.М. Аничков, директора многих столичных гимназий, почетные лица, прихожане и сибиряки, пожертвования которых дали возможность появиться в Санкт-Петербурге первому храму в честь почитаемого святителя.

Среди церковных святынь в приделе Святителя Иннокентия Иркутского была старинная икона Казанской Божией Матери с крестом-мощевиком. Иконы в иконостасе и запрестольный образ в алтаре — Царица Небесная с Младенцем на руках — были писаны академиком Н.П. Шаховским. Через восемь лет после устроения придела очевидец отмечал, что этот храм «отличается еще большим благолепием, благодаря продолжающемуся к нему благоговейному вниманию его соорудителей» (2, с. 39).

На весь Петербург славился «большой и очень хороший хор», состоявший из учащихся Первого реального училища, которым руководил известный в столице регент К.К. Бирючев.Служба в училищной церкви отличалась всегда, особенно в великие праздники, полнотой и строгостью исполнения во всех частях.

Не раз в приделе Иннокентия Иркутского служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, обращавший горячее слово своей проповеди к сибирякам и воспитанникам училища. Он значится первым учредителем Православного братства святителя Иннокентия Иркутского, которое возникло при Первом реальном училище через полтора года после освящения придела сибирского Святителя. Первыми почетными членами братства были избраны отец Иоанн Кронштадтский и Иннокентий Сибиряков, который в том же 1896 году принял постриг в ангельский чин и отбыл на Афон. «Памятуя, что Братство возникло под покровом Святителя Иннокентия, — написано в первом отчете православной общественной организации, — учредители Братства поставили заботы о нуждах придела во главе устава Братства» (6, с. 5).

Братство Иннокентия Иркутского проводило большую и интересную работу, в том числе много помогало бедным храмам Сибири, о чем нужно рассказывать в отдельной статье. Возвращаясь к истории придела в честь Святителя Иннокентия Иркутского в Санкт-Петербурге, важно отметить, что он имел огромное значение для сибиряков, проживавших в столице или прибывавших в город на Неве на длительный срок. Духовная жизнь в приходе, молитвенное единение становились основой для плодотворного общения и за порогом храма, согревали человеческие отношения, помогали поддерживать разносторонние связи с родиной.

В 1919 году богато убранный храм, созданный попечением сибирских благотворителей, был ликвидирован, часть вещей передана в Андреевский собор. Такая же участь постигла и Санкт-Петербургское подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского скита с его Благовещенским собором. Многие святыни этих храмов утрачены, возможно, навсегда. Ночудотворную икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» Промысел Божий для верующих сохранил. Она находится ныне в знаменитом Николо-Богоявленском собореСанкт-Петербурга и раз в году выносится в середину храма, становясь главной святыней праздничного богослужения. В этот памятный день чудотворного образа — 19 ноября (2 декабря по новому стилю) — уже редко кто может вспомнить о торжественном, праздничном и радушном торжестве, некогда состоявшемся в стенах Первого реального училища, когда столичные сибиряки в духовной радости праздновали освящение придела в честь Святителя Иннокентия Иркутского, связав многие годы своей жизни и с этим храмом, и с благими трудами на пользу ближнего в Братстве святителя Иннокентия. Придел в честь Иннокентия Иркутского был одним из многих молитвенных мест во имя Святителя, щедрые пожертвования на устройство которых внес Иннокентий Михайлович Сибиряков, чье почитание своего небесного покровителя отличалось особым усердием.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Российский государственный исторический архив (СПб.), ф. 64, оп. 1, д. 1200.

2. А. К. Церковь при первом реальном училище в С.-Петербурге // Русский паломник. — 1902. —  2.

3. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. — СПб., 2003.

4. Дневник иеросхимонаха Владимира, насельника Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Выписки из дневника включены в письмо, присланное в адрес Благотворительногофонда имени Иннокентия Сибирякова, за подписью игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря священноархимандрита Иеремии от 9 (22) февр. 2005 г. Исх. без . В журнале регистрации входящей корреспонденции фонда письмо зарегистрировано под  24 от 09. 03. 2005 г.

5. Освящение придела в церкви при Первом реальном училище в С-Петербурге // Церковные ведомости. — 1894. —  48. — Прибавления.

6. Отчет о деятельности Православного братства Святителя Иннокентия, Первого Епископа Иркутского Чудотворца, при церкви С.-Петербургского Первого Реального училища(1896–1897). — СПб., 1898.

 

Татьяна Сергеевна Шорохова,
историк, член Союза писателей России,
ответственный сотрудник
Благотворительного фонда имени
Иннокентия Сибирякова,
г. Санкт-Петербург

 

Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год