Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Об ученических журналах

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Во второй половине девяностых годов, когда я начал учиться в первом классе Якутского духовного училища, соединенного с Якутской духовной семинарией, у кого-то из учеников мне пришлось видеть несколько номеров двух ученических журналов. Повидимому, они в предыдущие годы издавались в средних классах семинарии. Журналы, конечно, были нелегальные и рукописные. Один из них назывался «Муравей», переписывался он на почтовой бумаге малого формата. В нем помещались стихи и рассказы из семинарского быта. Там, между прочим, были стихи деда Ник[олая] Ник[олаевича] Москвина [Иоасаф Сергеевич Москвин (1814–1861?) — якутский купец во втором поколении, торговец мануфактурными товарами в городах Якутске и Вилюйске. В разные годы занимал различные должности в органах городского самоуправления. В молодые годы принимал участие в литературных кружках. Автор опубликованной статьи «Воеводы и начальники г. Якутска и их действия», неопубликованной рукописи «Обозрение внутренней торговли Якутии» и многих других рукописей. Запечатлен в поэме местного поэта М.А. Александрова «Якут Манчара» и в других его стихотворениях наравне с Д.П. Давыдовым, известным сибирским поэтом. — С. Б.].Я слышал, что дед его в свое время писал недурные стихи. Те стихи, что я видел в «Муравье» и которые приписывали деду Москвина, были действительно звучны и технически правильны. Смутно помню одно какого-то мистического содержания: кто-то страшный при луне едет на коне, тростью в урну стучит и у него «батыя (копье) за бедром». Дальше не помню. По-видимому, этот журнал издавался в том классе, в котором учился Н.Н. Москвин. Об этом журнале, вероятно, имеет сведения Петр Степ[анович] Попов, учившийся с Москвиным в одном классе. Кажется, Попов показывал мне

* Публикуется по рукописному авторскому тексту, хранящемуся в научноисследовательском центре книжных памятников Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), ф. 2, оп. 2, ед. хр. 10, л. 72–74.

несколько номеров этого журнала. Кажется, Попов и рассказывал мне, что в этом журнале была пародия на известное некрасовское стих[отворе]ние «Несжатая полоска».

Поздняя осень. Харчи*(* Харчи — по-якутски «деньги») улетели.
Весь обносился. Глаза потускнели.
Только не сбрита бородка одна,
Грустную думу наводит она, и т[ак] далее.

Этим и исчерпываются все мои сведения о журнале «Муравей». Внешний вид его такой: (см. рис. 1)

О втором журнале, «Весна»,  у меня еще меньше сведений. Он издавался на пис чей бумаге, размер четвертая доля листа, в виде ученической тетради. Видел разрозненные номера. На первой странице в полукруге вид весны: озеро с плитами растаявшего зимнего льда.

Сверх полукругом буквы «Весна»: В этом журнале (см. рис. 2) были стихи и проза. В каком классе издавался он — не знаю. В 1-м классе духов[ного] училища ученик Иннокентий Киренский, мой товарищ по классу, сын ветеринарного ф[ельдшера] и медицинского фельдшера и сам в будущем ветеринарный фельдшер, а позже, пред смертью — дьякон, вздумал издавать журнал «Змея» (см. рис. 3). Вышел всего один номер. Я в нем поместил какое-то свое стихо[творе]ние. Второй номер за отсутствием материала не вышел. Размер, как у журнала «Весна». На титульном надпись: «Змея».  Причем первая буква из изогнутой змеи:

Одновременно с этим лично я выпустил четыре номера журнала «Природа» (см. рис. 4). Размер ⅛ доля листа писчей бумаги. Я один писал в нем и стихи и прозу. Писал какой-то рассказ в стиле лермонтовской «Тамани», которая мне очень нравилась. Больше ничего вспомнить не могу. Были, кажется, в конце номеров ребусы и загадки.

Этим и кончаются мои сведения о семинарских журналах дореволюционного периода. Конечно, наверняка были еще журналы, но я о них никаких сведений не имею. Лично мой журнал почти никто не видел, кроме И.И. Киренского, который, увидав мой журнал, и вздумал издавать свою «Змею».

Обложка моего журнала была самая простая. Буквы наполовину красные, наполовину синие.

В 1902 г. я ушел из семинарии и связи с семинаристами поддерживал очень слабые, но, несмотря на это, знаю, что до 1904 г. в семинарии журналов не возникало. В 1904 г. в 4-м классе духовного училища был журнал «Вещий ворон». Обложка была гектографированная, на ней был изображен ворон с распростертыми крыльями, надпись «Вещий ворон» славянскими буквами: (см. рис. 5)

Размер вчетверо сложенный лист писчей бумаги. Редактором этого журнала был Сергей Голованенко. Кажется, вышел всего один номер, сотрудничал преимущественно IV класс училища.

С осени 1905 г. вместо «Вещего ворона» стал выходить новый журнал, «Рассвет». К этому году я снова сблизился с семинаристами и принял активное участие в этом журнале. Журнал этот издавался теми же силами, что и «Вещий ворон». Редактором и самым активным сотрудником и переписчиком был С. Голованенко. Обложки были разрисованы красками художниками-семинаристами Мих[аилом] Носовым и Пант[елеймоном] Вас[ильевичем] Поповым. Размер ⅛ листа писчей бумаги. Обложки рисовались на толстой бумаге. В тексте встречались рисунки на особых вклеенных листах толстой бумаги. Тетрадь была переплетена в картонную обложку, крытую цветным (синим, коричневым) коленкором. Номер 1, в сравнении с номерами «Вещего ворона», имел внушительный вид: (см. рис. 6)

Помню содержание. Передовая статья Голованенко. Фельетон об учителях семинарии Мана (Молоти лова), стихи Голованенко и мои два стиха: «Осень» и «Певцу». Нечто вроде рассказа-фельетона «Священник-фанатик» Ильи Сизых. Моя проза в стиле рассказов Леонида Андреева «Ночь». Мотив и ноты к моему стихотворению «Отчего», музыка Уркина (Ин. М. Винокурова, в будущем царского прокурора, а тогда ученика 6-го класса семинарии). Его же критика на мою «Ночь». Была помещена картина «Закат на Лене». Рассказ Бурлака Горемычного (Капылова-Заборовского) «Записки мухи». Научная статья Мана «Где мы живем». Это [о] земле и солнечной системе. Со второго номера «Рассвет» принимает четко выраженный социалистический оттенок, ибо выход его совпадает с манифестом 17 октября. [Под воздействием революционных событий 17 октября 1905 года самодержавие было вынуждено обнародовать Манифест о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов». — С. Б.].

«Рассвет» вышел в девяти номерах и, кажется, выходил около двух годов. Позже четыре номера «Рассвета» были гдето при обыске арестованы полицией. Учащиеся в некоторойсвоей части в эти годы близко соприкасались с колонией политссыльных, пришедших в Якутск после манифеста 17 октября. Среди этих ссыльных тоже издавались журналы (рукописные). Группа с[оциалистов]-р[еволюционеров] во главе с поэтом Дравертом (ныне профессор Омской земледельч[еской] академии) издавала юмористический журнал «Паук». В нем участвовали Н.Е. Афанасьев, П.В. Оленин и другие. Группа (из 3-х человек) анархистов-коммунистов издавала журнал «Мятежник». В нем участвовали: Сер. Львовский, Чумаченко и Евг. Петров (брат писателя Скитальца).

Об авторе: Петр Никодимович Черных — один из первых якутских писателей, родился 26 марта 1882 года в селении Иня на берегу Охотского моря. Учился в Якутской духовной семинарии, но не окончил ее в связи со слабым здоровьем. В 1905 году сблизился с кружком семинаристов, нелегально издававшим рукописный журнал «Рассвет». В нем, а также в других нелегальных журналах — «Природа», «Змея» — молодой поэт помещает свои первые стихи. С 1899 до 1912 года работал переписчиком в канцелярии духовной консистории. В 1909 году стихотворения П.Н. Черных вышли отдельным сборником под названием «Тихие струны», и с этого времени он становится известным, признанным поэтом Якутии. Петр Никодимович неплохо рисовал, на рукописях его стихотворений очень много беглых зарисовок, отдельных пейзажей, которые, несмотря на непрофессиональное исполнение, выполнены с большой любовью. В 1920–1930-е годы П.Н. Черных пробует себя в прозе, он написал повесть «В тайге» (1923 г.), рассказы «Из недавнего прошлого» (1925–1927 гг.), «Я — сон Макара» (1928 г.), «Страшное лекарство» (1930 г.), очерки «Горбунов П.Я.» (1923 г.), «Первый рейс» (1933 г.) и неозаглавленное воспоминание о встрече с М. Горьким (1928 г.). С 1926 по 1933 год поэт жил в городе Загорске, недалеко от Москвы, где написал большую историческую поэму «Родная Якутия». Тогда он часто встречался с известным советским писателем М. Пришвиным. Большим и важным событием в жизни поэта была беседа с М. Горьким в 1928 году, посвященная вопросам якутской литературы. Осенью 1933 года вернулся в Якутск. Умер 22 декабря 1933 года, не успев окончательно подготовить к печати свою поэму «Родная Якутия».

Публикация С.И. Бойтуновой

 

Журнал "Тальцы" №1 (30), 2007 год