Лес чье богатство? (74 процента территории Осинского района занимают леса)
Категория: Осинский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
Помните лозунг: «Лес - наше богатство»? Насколько он правдив сегодня? Чьё же это богатство на самом деле и что имеет от него среднестатистический житель района, 74 процента площадей которого занимают леса? Мы попробовали в этом разобраться.
Начали, конечно, с Осинского лесхоза, или, как называется это предприятие после реорганизации, с Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Осинскому лесничеству.
Как сообщил нам начальник Осинского лесничества Александр Слепенко, на территории района есть два крупных арендатора: ООО «Береговое» (генеральный директор Альберт Тарновский) и ООО «Северный» (генеральный директор Виктор Пяткин). ООО «Береговое» арендует 49600 гектаров лесного массива.
Лес взят в аренду на 49 лет с 1 января 2008 года. Другой «кусочек» в 28183 гектара - за ООО «Северный». Немного и ненадолго арендовали лес ТНГ «Ленское» и «Георесурс». Остальная территория лесного массива - за областным государственным автономным учреждением «Осинский лесхоз».
ООО «Береговое», чтобы контролировать свой массив, поставило контрольный пункт в районе деревни Борохал и, как говорят «левые» лесозаготовители, взимает с них приличную сумму за каждую машину вывозимого леса. Разумеется, такой поворот событий очень не понравился местным лесозаготовителям. И так кругом плати, а тут ещё ЧОПовцы (ЧОП - частное охранное предприятие - авт.). Бильчирские лесорубы решили восстановить «справедливость» - сожгли сторожку ЧОПовцев. И даже хотели показать, с кем те имеют дело. Но встретили решительный отпор. Ни одна из сторон после имевшего места инцидента в правоохранительные органы не обратилась.
Но как знать, чем закончится в следующий раз выяснение вопроса «Кто здесь хозяин?».
Впрочем, деятельность ООО «Приморское» не устраивает и Осинское лесничество. «Береговое» как арендатор не выполняет своих обязательств, предусмотренных договором аренды. Лесничество подало в суд на расторжение аренды.
К ООО "Береговое" у лесничества претензий нет. Предприятие не только рубит лес, но и восстанавливает его.
В соответствии с законодательством арендная плата с тысяч гектаров леса, расположенного на территории района, идёт мимо районной казны: 50 процентов - в федеральный бюджет, 50 - в субъект Федерации, то есть в бюджет Иркутской области. А что имеем мы?
- С начала года мы отпустили на строительство и ремонт жилья 13900 кубометров леса, - говорит начальник Осинского лесничества Александр Слепенко. - По муниципальным договорам - 9600 кубометров, это на ремонт и строительство объектов соцкультбыта.
Контроль за разработкой леса ведёт лесничество, а восстановлением занимается Осинское автономное государственное учреждение. Ну а то, что отпускаемый на строительство лес часто идёт не по назначению - забота тех, кто даёт «добро» на выделение леса и подписывает все необходимые бумаги.
По лесонарушениям наш район уверенно занимает лидирующее место в области.
- Считаю, что такое положение создалось из-за плохой работы следственных органов, - говорит Александр Николаевич. - Можно, конечно, сослаться и на несовершенство Лесного кодекса РФ, в котором есть значительные недоработки, касающиеся борьбы с лесонарушениями.
В этом году нанесённый незаконными вырубками ущерб составляет 34 млн 320 тыс. рублей. Это только выявленный ущерб, а сколько не выявлено? Добровольно возмещено около 600 тысяч рублей. Попадаются на лесонарушениях не крупные лесные дельцы, имеющие весь арсенал необходимой техники и оборудования, а простые работяги. Если дело доходит до суда (а это редко бывает), Васи и Коли по договоренности с «хозяином», берут «грех на душу», наперёд зная, что в худшем случае получат условный срок наказания, в лучшем - отделаются лёгким испугом.
Правда, бывают и исключения. В октябре нынешнего года суд рассмотрел дело подсудимого Н. о незаконной рубке леса в районе д. Онгой. Он совершил незаконную рубку 68 деревьев хвойной породы объёмом 121 кубометр, тем самым причинив ущерб на сумму 475 тыс. рублей. Подсудимому назначено наказание в виде лишения свободы на три года, и прямо в зале суда он был взят под стражу. А вот вещественные доказательства: трактор, автомашина «Митсубиши» с прицепом, «КамАЗ» и прочая лесозаготовительная техника была возвращена владельцам. Таков Закон... И вновь она будет работать на лесоповале, пока не накроет очередная проверка.
Всего в этом году в Осинский районный суд поступило четыре уголовных дела по незаконной рубке лесных насаждений из 96 уголовных дел.
В ноябре прошлого года житель Иркутского района из д. Бутырки оказался в лесах Осинского района. Срубил 52 дерева в лесах Обусинского участкового лесничества, причинив ущерб на сумму 340 тыс. рублей. Получил наказание три года условно с испытательным сроком два года. Трактор ДТ-75, бензопила «Хусварна» возвращены владельцам.
Житель с. Оса в июне этого года совершил незаконную рубку 30 деревьев в Осинском участковом лесничестве, причинив материальный ущерб на сумму 161 тыс. рублей. Наказание - три года условно с испытательным сроком два года. Изъятые трактор, бензопила «Хусварна» возвращены владельцу.
В апреле нынешнего года жители Бильчира и Кутанки в 79-м квартале Приморского участкового лесничества незаконно срубили 18 деревьев породы сосна. Материальный ущерб - 101,9 тыс. рублей. Обоим лесорубам назначено наказание по три года условно с испытательным сроком полтора года. Бензопила «Хусварна» и трактор МТЗ-80 возвращены владельцу.
Во всех четырех делах владельцы лесозаготовительной техники - отнюдь не подсудимые.
- Исполнительные листы по лесонарушениям приходят на тех, с кого взять нечего. Поэтому в редких случаях нам удаётся с них что-то взыскать, - говорит начальник службы судебных приставов Александр Нестеренко.
Как-то во время служебной поездки по району я разговорилась с молодым человеком (назовем его Саша) о том, чем занимается молодежь в деревне.
- Все в лесу. А что делать? Работы нет, а кушать хочется. У меня двое детей, их растить надо. Было бы, как раньше: колхозы, совхозы - никто бы лесом не занимался.
Саша рассказал, что работа в лесу - тоже «не сахар». И тяжёлая, и опасная. Никакой техники безопасности. Сколько людей калечится, бывают случаи и со смертельным исходом. И при этом никаких социальных гарантий.
- И много вас таких, кто незаконно лесом занимается?
- Да в каждой деревне есть. Разве что Рассвет да Усть-Алтан в лесу не работают. Валим, трелюем, грузим - и в ночь в город.
- А почему в ночь? Чтоб не задержали?
- Китайцы принимают лес «на пятачке» с раннего утра, надо успеть. Да и ехать спокойнее.
- А если на дороге остановят?
- Это уже не наша проблема. Это забота тех, по чьим документам мы лес везём.
- А вы за это платите?
- Платим, конечно.
- Сколько вы получаете дохода с одной машины?
- Когда как. Зависит от объёма, от качества леса. Чистого дохода получается тысяч 10-15. Иногда больше, а можно и в долгу остаться.
- Говорят, ЛОМовцы (лесной отдел милиции) доставляют «воруйщикам» большие неприятности?
- Сейчас все при рациях. Информация об их приезде доходит очень быстро. Но «улов» у них, конечно, бывает. Забирают в отдел, собирают материалы.
- А кто ещё «мешает» работать?
- Лесники. От них мы стараемся просто убежать, с ними не договоришься. Если попал - считают пеньки, высчитывают ущерб и дают «делу» ход.
- А самих совесть не грызёт, что детям и внукам леса уже не останется? Речки засыхают, экология нарушена.
- Мы рубить не будем, городские вырубят. У них-то масштабы посерьёзнее наших. Для нас лес - это заработок, чтобы семью прокормить, а для них - бизнес с огромной прибылью.
- А если перекроют «воруй- ку», чем заниматься будете?
- Не знаю, там посмотрим.
В том-то и беда, что никто не знает, куда пойдут сотни парней и мужиков, если им перекроют доступ к лесу. К земле они едва ли вернутся. А больше пока некуда.
Альбина Яковлева
Газета Знамя Труда № 43
30 октября 2009 года