Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Ольгины камни в Выбутах

Карта-схема Ольгинских мест близ бывшего погоста Выбуты

Карта-схема Ольгинских мест близ бывшего погоста Выбуты: 1) сельцо Покровское и Ольгин монастырь; 2) деревня Волженец (Ольженец, Ольжино, Вольжино); 3) Ольгины сады; 4) Ольгины погреба; 5) Ольгин дворец; 6) Ольгинский берег; 7) Ольгин ключ; 8) Ольгин камень близ Выбут; 9) погост Выбуты («весь Выбутская»); 10) Ольгина церковь; 11) Ольгин камень у деревни Бабаево; 12) деревня Паничьи Горки (Ольгина Гора /?/); 13) Ольгин камень в реке Великой; 14) Ольгины Слуды; 15) Ольгины Ворота, или Ольгин Рукав; 16) деревня Ерусалимская; 17) Ольгин камень малый; 18) Ольгин камень большой и место часовни; 19) деревня Пристань

Село Выбуты — родина св. княгини Ольги

Село Выбуты — родина св. княгини Ольги (рис. из журнала «Русский паломник» /1914,  27/)

Ольгин камень в Выбутах

Ольгин камень в Выбутах (рис. из журнала «Русский паломник» /1914,  27/)

Река Великая у бывшего погоста Выбуты. Фото А. Бояркова, 2002 г.

Река Великая у бывшего погоста Выбуты. Фото А. Бояркова, 2002 г.

Церковь XV века во имя пророка Ильи в Выбутах.

Церковь XV века во имя пророка Ильи в Выбутах. Где-то рядом стоял первый храм, заложенный Ольгой. Фото А. Бояркова, 2002 г.

Крутой выбутский берег. Вид с реки Великой. Фото А. Бояркова, 2002 г.

Крутой выбутский берег. Вид с реки Великой. Фото А. Бояркова, 2002 г.

Древнейшая русская летопись — «По­весть временных лет» — впервые упомина­ет город Псков и княгиню Ольгу в 903 году: «В лето 6411. Игореви взрастшу [и возмужавшу] и хожаше по Олзе и слушаше его и приведоша ему жену от Пльскова, именем Олгу [десяти лет], [и бе мудра, и смыслена и красна]; [от нея же родися сын Святослав]» (6, с. 26).

У князя Игоря на севере были собственные обширные зе­мельные владения, где он, по преданию, и познакомился со своей будущей женой Ольгой во время переправы на челноке через реку Великую. По легенде ХVI века, это произошло в Выбутах, на перекрестке водного и сухопутного (броды) пу­тей. Здесь, в окрестностях бывшего погоста Выбуты, имеется 19 пунктов, связанных преданиями с княгиней Ольгой.

Первый пункт на родине княгини Ольги — это место быв­шей «веси» — деревни Выбуты, где стоит каменная церковь ХV века во имя пророка Ильи. По местному преданию, первая деревянная выбутская церковь Х века «тремя годами старше самого Пскова». Основание этой ранней церкви предание приписывало княгине Ольге; по тому же преданию, в Выбутах хранились сани княгини.

Здесь, в Выбутах и их ближайших окрестностях, с именем княгини Ольги связывали несколько реально существовавших или существующих объектов. Так, по сведениям местных жителей, немного выше по течению от выбутской церкви, у кладбища, под обрывом берега реки, лет 50 назад лежал Ольгин камень — валун, по размерам приблизительно вдвое меньше того, что известен у деревни Бабаево. На этом камне был выбит «след Ольги» примерно 36–37-го размера — отпе­чаток босой ступни. Сейчас этот камень не сохранился.

Существует изображение некого Ольгиного камня на ли­тографии 1882 года с аннотацией внизу: «Ольгин камень в Выбутах близ Пскова». На боковой поверхности камня видно высеченное изображение креста. По деталям на этом изоб­ражении, выполненном, кстати, довольно тщательно, видно, что это Ольгин камень у деревни Бабаево, над которым сто­яла часовня. На заднем плане, за камнем, на литографии — ровное пространство с несколькими выступающими камня­ми, поле, всхолмления и слабо обозначенная, но все-таки различимая кромка луга и поля. Этот главный Ольгин камень расположен в полукилометре от реки. На другой литографии рядом с ним для масштаба изображены люди, и видно, что он много выше человеческого роста.

В 300 метрах к северу от юго-западной окраины современ­ной деревни Бабаево, за дачными участками и строениями близ южной границы выбутского карьера, и находятся остатки этого разрушенного крупного Ольгиного камня — традицион­ного места поклонения местных жителей. По старым картам и спискам, здесь находилась небольшая деревня Беклеши, но­сившая параллельно еще и два других названия — Першино и Веригино. Позднее данная деревня вошла в состав деревни Бабаево. Поэтому все старые упоминания Ольгиного камня обычно даются с ориентацией от деревни Беклеши.

Впервые описание этого места в 1873 году дал известный псковский краевед и историк Н.К. Богушевский: «Не более как в 150 саженях к северо-востоку от Выбут — за деревенькой Беклеши — на пустынном низменном лугу, окруженном с трех сторон песчаными холмами, покрытом огромными обломками и изрытом глубокими ямами, возвышается громадная гра­нитная глыба — продолговатой формы, имеющая в длину до восьми, а в высоту и ширину до трех аршин. Глыба эта счи­тается святою и называется „Ольгиным камнемњ. Почему эта громадная скала считается святою и носит имя Ольги, — я никак не мог узнать.

Впрочем, в народе существует следующее баснословное предание: „однажды святая Ольга, торопясь в Выбутскую цер­ковь к заутрени, услышала, что уже кончили благовестить — и, опасаясь опоздать, бросила на поле большой камень, ко­торый несла в рукаве: облегченная таким образом она при­шла в церковь еще вовремя. С той поры камень этот стал называться Ольгинымњ» (3, с. 142).

Есть и другие легенды об этом камне. Например, одна из них гласит, что «когда святая Ольга отправлялась „на войну с поганьюњ, то несла в „платкењ множество больших камней, на полдороге платок прорвался и из него выпал большой камень: именно тот, который лежит в поле у деревни Беклешињ. Далее рассказывают, что „когда строился мост для Петербургско-Варшавской железной дороги через близлежащую реку Черё­ху, то Ольгин камень сверлили и хотели разорвать порохом, но никак не могли; „видно, святая не далањ, — говорит народ.

Ежегодно во время крестного хода в память святой Оль­ги из Псковского Троицкого собора в село Выбуты у камня совершается молебствие и открывается небольшая ярмарка. Тут же предполагается со временем устроить часовню во имя святой великой княгини» (3, с. 142–143).

В.Д. Смиречанский упоминает еще одну легенду о камне: он будто бы принесен Ольгой во время построения храма в знак ее желания, чтобы храм был на другом месте. На каком — легенда не говорит.

В 1878 году в связи с пребыванием в райoне Выбут ве­ликих князей Сергея и Павла Александровичей и Константи­на и Дмитрия Константиновичей также упоминается Ольгин камень. Великие князья решили перед тем, как проводить раскопки курганов в районе деревни Ерусалимской, посе­тить Ольгин камень: «По окончании литургии Великие Князья присутствовали при молебне, который был отслужен всена­родно на сельской площади, пред церковью, а затем они последовали за крестным ходом до Ольгиного камня, т. е.до того места, до которого пришедшие из Пскова ико­ны провожаются местными из Лыбутской церкви. Затем Их Высочества переправились на противоположный берег р. Великой для исследования курганов... Камень этот в высо­ту величиною аршина четыре. Народное предание говорит о нем так: Св. Ольга несла его к берегу, где строился ею мост чрез реку Великую, но, услышав звон колокола к литургии, оставила его на том месте, на котором он находится и по сие время» (8, с. 4).

Различных легенд, по-видимому, было много. Во всяком случае, еще в 1917 году известный собиратель фольклора В.И. Чернышёв записал псковское народное предание об Ольге как о «сильной богатырке», переносившей с места на место огромные камни. Очевидно, что это предание близко к тем, что упомянуты выше.

Какая-то часть выбутских легенд дошла до наших дней и была записана в 1990 году. При этом оказалось, что старшее поколение хорошо помнит Ольгин камень, над которым сто­яла часовня. Говорили, например, что на камне был Ольгин след — отпечаток босой ноги, на котором были различимы вмятины от пятки и пальцев, и его оставила княгиня Ольга. Как будто княгиня несла этот камень, чтобы отомстить — не то врагам за ее убитого мужа, не то людям, которые ей вредили, и уничтожить их этим камнем близ выбутской церкви. Однако камень княгиня не донесла. Рассказывали, что она несла камень в подоле, а когда камень упал, то он вырос. Ольга же сидела на камне и оставила след босой ноги. Вспоминают, что след был как будто закапан кровью — очевидно, так размещались в камне красные вкрапления гра­нита. След был небольшой, как рассказывали, по размеру де­тский или женский. А другие жители утверждали, что было два следка Ольги на камне и даже отпечаток скомканного платья княгини — на том месте, где она, по преданию, сидела.

Во всяком случае, в 1914 году при закладке храма во имя княгини Ольги в Выбутах «от Ольгинской часовни на камне, на котором, по преданию, сидела св. Ольга и на котором по­казывают следы ее стоп, до самого воздвигающегося нового храма стоял народ, еще накануне пришедший к Ольгиному дню с крестным ходом из Пскова...» (4, с. 318).

А вот первый крестный ход из Пскова до Выбут и Оль­гиного камня был учрежден и совершен еще в 1868 году — накануне и в память 900-летия со дня кончины Ольги в 969 году.

В 1886 году Псковским археологическим обществом в па­мять 1000-летнего юбилея рождения княгини Ольги (1883 г.) над камнем была построена кирпичная часовня. И вот с того времени это место стало называться не только «Ольгин ка­мень», но и «Ольгин крест».

Часовня над Ольгиным камнем видна на двух дореволюци­онных псковских открытках. При этом на той из них, где ча­совня видна в проекции сбоку, различима и небольшая часть самого Ольгиного камня. Сейчас от этого высокого камня сохранилась только его нижняя часть. Это серого цвета гра­нит с темными и белыми включениями большого количества кварца. Интереснее всего то, что, согласно геологическим наблюдениям, самый знаменитый из Ольгиных камней валу­ном не является, а представляет собой выступ гранитной ска­лы, пробившей снизу известняки и вышедшей на поверхность выше уровня дерна.

Вот здесь я хочу обратить внимание на одно существен­ное обстоятельство. Дело в том, что гранитные выступы скал, пробивающиеся из-под дерна, такие как этот Ольгин камень, совершенно не типичны как для окрестностей Пскова, так и для русского северо-запада в целом. Зато они являются очень типичным элементом ландшафта в Швеции и Норве­гии. Как известно, княгиня Ольга имела и отца, и мать «от рода варяжского», то есть скандинавов, да и само ее имя как в передаче императора Константина Багрянородного, с которым она встречалась лично, так и на фреске ХI века в Софии Киевской — Helga-Хельга, что и было затем пере­делано в славянизированную форму Ольга. Когда увидишь пейзажи Швеции, а затем снова стоишь на Ольгином камне, начинаешь понимать, что, оседая на Руси, пришельцы-скан­динавы испытывали острую ностальгию по родному пейзажу, и, конечно, они обратили внимание на единственную в округе гранитную скалу, которая затем получила название Ольгин камень. Между прочим, в полутора километрах к востoку на правом берегу Великой расположены сопки — крупные кур­ганы, часть из которых была раскопана, и в них выявлены элементы скандинавской погребальной обрядности. А рядом с этими сопками при раскопках поселения первой полови­ны Х века к югу от деревни Ерошихи была найдена игла от кольцевидной скандинавской фибулы — застежки. Полтора километра через реку наискосок — это совсем немного, это в пределах прямой видимости...

Места эти в раннее средневековье были обжиты. К запа­ду от Выбут находится селище Х–ХIII веков. В основании его на материке найдена лепная керамика — это приблизитель­но время жизни княгини Ольги. Еще западнее — курганная группа, насчитывающая ныне шесть круглых и два длинных кургана. Погребения здесь разновременные — от каменных вымосток эстонского типа II века нашей эры до насыпей кру­га культуры длинных курганов V–VIII веков.

Не все археологические памятники сохранились доны­не в районе Выбут. Например, по состоянию на 1913 год В.Н. Крейтон сообщал: «Следует отметить еще присутствие нескольких очень крупных сопок и продолговатых насыпей по обеим сторонам дороги из Пскова в погост Лыбуты, не доез­жая полуверсты от последнего» (5, с. 3).

Если продолговатые, или, как их еще называют, длинные, курганы можно как-то соотнести с той курганной группой, что раскапывал у часовни известный археолог В.Н. Глазов, то наличие «очень крупных сопок» заставляет предположить присутствие здесь высоких насыпей сопочной культуры IХ–Х века, то есть времени княгини Ольги, не известных больше ни по каким данным. Какие-то курганы В.Н. Глазов раскапывал и близ Выбут. Известно, что оттуда происходили небольшой серп и три гвоздя. В музее Псковского архео­логического общества хранился какой-то наконечник копья, «найденный в погосте Выбуте».

А близ часовни «Ольгин Крест» в 1904 году им обследова­лись и раскапывались длинные и круглые курганы с погребе­ниями по обряду сожжения, относящиеся к третьей четверти I тысячелетия нашей эры. Раскопано было десять курганов, в них найдены остатки погребений по обряду сожжения, об­ломки спирального браслета, керамика, отдельные железные вещи и обломок синей бусины. Высота насыпей была невели­ка: 1–1,5 метра. Это явно не сопки Крейтона. Находились дан­ные курганы на ровной песчаной местности, поросшей мелким можжевельником. Этот пирамидальный можжевельник и ныне растет близ Ольгиного камня. Точно такой же можжевельник я видел на курганах в Бирке под Стокгольмом.

Рядом с остатками большого Ольгиного камня местные жители показывают еще один камень, на котором как будто также сидела княгиня Ольга. Не уверен, что он действительно ранний, но предание — это предание...

По воспоминаниям местных жителей, еще один Ольгин ка­мень находился на западной окраине деревни Бабаево. Раз­меры его, по рассказам, были невелики, и он в дальнейшем, в ходе земляных работ, был смещен в сторону главного Ольгино­го камня. Действительно, если идти от дачных участков к глав­ному Ольгиному камню, то слева от тропинки в группе пере­двинутых откуда-то камней можно увидеть небольшой валун — типичный камень-следовик с имитацией отпечатка следа не­большой ноги. Возможно, это и есть тот самый камень с ок­раины Бабаево.

Вот уже в третий раз в описании выбутских окрестнос­тей я говорю о камне с выемкой, напоминающей отпеча­ток следа человеческой ноги или, как еще называют такой тип камней, камень-следовик. Культовые и исторические камни представляют собой особую разновидность истори­ко-археологических памятников, которые широко распро­странены на землях Латвии, Литвы, северной Беларуси, а также в соседних с Псковской Ленинградской, Новго­родской и Тверской областях. В ряде случаев эти камни связываются преданиями с христианской традицией — след на камне считается следом Богородицы или какого-либо святого. Над некоторыми из таких камней ставились часовни. Сейчас в Псковской области известно не менее 214 культовых камней, из числа которых 90 — это камни-следовики. Думаю, что со временем их будет выявлено много больше. Традиция почитания таких камней не сла­вянская. Она восходит первоначально к языческим пред­ставлениям балтийских народов — предков современных латышей и литовцев. Известно, что какие-то группы бал­тийского населения проживали на территории Псковской области. Наверняка во времена Ольги в здешних глухих краях еще можно было услышать балтийскую речь. Часть балтийских традиций была воспринята местными славяна­ми, в том числе и отдельные элементы почитания культовых камней. Затем христианская традиция «выжгла» язычество, и там, где были поклонные языческие места, воздвиглись христианские святыни. Думаю, что так произошло и с Оль­гиными камнями.

Однако кроме культовых камней есть и камни истори­ческие, с которыми связаны те или иные предания. Есть один такой камень и в районе Выбут. Там, где остров Шацкой, или Богдановский, разделяет реку Великую на два рукава, которые носят названия Ольгины Слуды и Ольгины Ворота (или Ольгин Рукав), показывали выступающий из воды крупный валун, также называемый Ольгин камень. Он расположен немного выше по течению реки Великой от острова — «…сажен за двадцать от его верхней око­нечности…». И «предание говорит, что когда святая Ольга купалась в реке, то после купанья камень этот служил ей местом отдохновения» (3, с. 143).

Где-то рядом с ним Ольга перевозила в челне через реку своего будущего мужа — великого киевского князя Игоря…

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров А.А. Культовые камни Псковской земли в балтийском контексте // Senoves baltu kultura. Dangas ir zemes symboliai. — Vilnius, 1995.

2. Александров А.А. Первая псковитянка // Родина. — 2003. — . 7.

3. Богушевский Н.К. Заметка о селе Выбутах (Лыбутах), родине святой Великой княгини Ольги Российской // Труды III Археологического Съезда. — М., 1873. — Т. II.

4. Закладка храма во имя св. равноапостольной княгини Ольги Российской в пог. Выбут // Псковские епархиальные ведомости. — 1914. — . 14–15.

5. Крейтон В.Н. Археологические разведки и раскопки в Псковской губернии в течение лета 1913 г. // Труды Псковс­кого археологического общества. — Псков, 1914. — Вып. 10.

6. Сводная летопись, составленная по всем изданным спискам летописи Л.И. Лейбовичем. — Вып. 1: Повесть вре­менных лет. — СПб., 1876.

7. Смиречанский В.Д. Погост (весь) Выбута (Любута). — Псков, 1914.

8. Соколов Н.И. О погосте Лыбуте // Псковские губернские ведомости. — 1879. — . 41.

 

Анатолий Алексеевич Александров,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Псковского государственного объединенного
историко-культурного
и художественного музея-заповедника


Журнал "Тальцы" №3 (26), 2005 год