Использование возможностей коллекционеров в музейной коммуникации и трансляции
Категория: Журнал "Тальцы"
Предыдущая статья | Следующая статья
Качественные изменения в деятельности музеев в современный период (бoльшая ориентация на потребности музейной аудитории, демократизация, преодоление «закрытости» и др.) вызвали к жизни представление о функциональности музея как социального института, о повышении его коммуникативной функции. Коммуникация как процесс общения, передачи информации, значений, смыслов, происходящий в музее, стала одним из фундаментальных понятий современной музеологии. В настоящее время формируется принципиально новый коммуникационный подход, заключающийся в соединении антропоцентрического и культурологического принципов. Коммуникация становится важнейшей функцией современного музея, на ее базе возникает методология «понимающего музееведения». Отличительной особенностью этого принципа является исходная уравновешенность позиций всех участников акта общения: посетителей, профессионалов, создателей и владельцев музейных предметов, равное внимание к их взглядам, на пересечении которых рождается многосмысловое музейное собрание, осуществляется трансляционная функция музея. Объективность процесса изменения сущности музейной коммуникации еще в середине XX века отметил Кеннет Хадсон, организатор Европейского Музейного Форума, писавший, что «музеи слишком важны, чтобы доверять их музеологам…» (4, с. 5).
На наш взгляд, большую роль в совершенствовании коммуникации музея, повышении ее эффективности наряду с другими категориями граждан могут сыграть коллекционеры, владельцы частных собраний. Эта группа населения занимается собиранием и хранением памятников истории и культуры, параллельно с музеями создавая коллекции, являющиеся особо ценными для сохранения историко-культурного наследия региона. Часть собирателей обладает высокой исследовательской и научной квалификацией в избранной области коллекционирования, позволяющей им выступать в качестве консультантов, экспертов, транслировать накопленные знания в виде выставок и специальных изданий. В Иркутске, например, хорошо известны имена коллекционеров-исследователей С. Медведева, В. Сидорченко, В. Блануца, С. Снарского.
Немало у нас коллекционеров, обладающих собраниями, возможно, не представляющими особой историко-культурной значимости, но способных участвовать в реализации одной из важных музейных функций.
Жители области, неравнодушные к улучшению работы музеев, особенно коллекционеры, с удовлетворением восприняли статью М.А. Тихоновой «Экспонирование традиционного народного костюма через кукольный вариант», опубликованную в журнале «Тальцы», в которой впервые в музейных кругах области поднята проблема использования возможностей частных коллекционеров для улучшения коммуникативной и трансляционной функций музеев, повышения экономической эффективности музейной деятельности. Опыт взаимодействия музеев и коллекционеров в организации выставок имеется во многих государственных и муниципальных учреждениях области, но оно осуществляется спонтанно, без постановки целей, которые четко выражены в названной статье.
Хотелось бы добавить к ним еще одну — приобщение к миру красоты. Академик Д.С. Лихачев в заметках «Ценности культуры не стареют» писал, что музеи не только хранилища картин и памятников, на них «лежит ответственнейшая задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня» (2, с. 286). В частных собраниях имеется немало предметов и коллекций, которые смогут одновременно расширить знания посетителей по направленности действий музея и воспитывать эстетический вкус. К таковым относятся прежде всего предметы филателии.
Филателией называется коллекционирование знаков почтовой оплаты, то есть систематическое собирание и исследование почтовых марок, конвертов, бланков и документов всех видов. Существует несколько направлений филателии — классическая, периферийная, старая (домарочная), но наи-более распространена в современном мире тематическая, или мотивная, в которой предмет собирания выбирается на основе рисунка или текста почтового документа. Количест-во тем неисчислимо, но одно из ведущих мест занимает этнология. Об этом можно судить по эмиссионной политике почтовых ведомств стран мира, регулярно выпускающих почтовые марки с изображением жилищ, костюмов, причесок, татуировок, традиционных транспортных средств, музыкальных инструментов, ремесел и изделий декоративно-прикладного искусства, кушаний. Нередко сюжетами знаков почтовой оплаты становятся герои национальных сказок, легенд, песен.
Следует отметить, что пока не существует мирового каталога марок на тему этнологии (в отличие, например, от таких ведущих тем, как Олимпийские игры, авиация, космонавтика, фауна, флора). Причина, на наш взгляд, в обилии почтовых эмиссий. В коллекции автора имеется свыше трех тысяч марок, почтовых блоков, листков, и собрание пополняется чуть ли не ежедневно.
Первые серии почтовых марок этнографической тематики выпущены в конце 1920-х годов в Швейцарии. В течение нескольких лет они показывали традиционные головные уборы жительниц разных регионов страны. В начале 1930-х годов примеру соседней страны последовали Австрия и Германия, также поместившие на марках головные уборы. А затем волны этнографических выпусков стали захлестывать филателистов. В каждой из африканской и американской колоний Франции вышли прекрасные по исполнению серии марок, являющиеся мечтой коллекционера-этнографа. Впервые они были выполнены в технике металлографии. Большие серии выпускались в Бельгийском Конго, африканских и азиатских колониях Великобритании. Почтовые марки недаром называют визитной карточкой государства. Начиная с 60-х годов прошлого века, с появлением на политической карте мира новых государств, все они отметились в альбомах филателистов красочными выпусками марок на этнологические темы.
Но и в цивилизованных странах, где, казалось бы, давно уже нет места экзотике, этнографические темы постоянно присутствуют в планах почтовых эмиссий. Много таких марок выпущено в США, Италии, Канаде, странах Скандинавии. В Испании, например, вышло около 50 марок с изображением женских костюмов всех территорий страны и ее африканских владений. В Европейском сообществе ежегодно выходит почтовый выпуск, посвященный единой теме. В 1971 году такой темой было декоративно-прикладное творчество, в 1981 и 1998 годах — народные праздники. В 1999 году отличился Китай: к 50-летию провозглашения КНР почта страны выпустила лист из 56 марок, изображавших все народы, населяющие страну, в их национальных костюмах с музыкальными инструментами. Среди народов — русские и эвенки.
Показательна и политика почтового ведомства Израиля — государства, которое собирает на историческую родину из разных концов света людей одной нации. На серии марок, выпущенной в 1997–1999 годах, показаны костюмы, отличающие бухарских евреев от индийских, греческих или марокканских. Специальные серии посвящены традиционным лакомствам, завезенным в страну из мест рассеяния, в том числе известной многим у нас фаршированной рыбе, а также разговорным языкам евреев мира.
В нашей стране первая этнографическая серия поступила в почтовое обращение в 1933 году. Она насчитывала 21 марку и была интересна изображениями ряда народов страны, необычно воспринимающимися в наше время: бурят, например, сидит на быке, запряженном в двуколку, бородатый еврей в Биробиджане стоит на фоне экскаватора. Судьба двух марок из этой серии была необычной: после репрессирования в 1943–1944 годах татар Крыма и чеченцев марки с их изображениями изъяли не только из почтового обращения, но и из всех каталогов, выпускавшихся с 1948 по 1956 год. Впервые их реабилитировали только в 1995 году, поместив в каталоге иллюстрации и полный текст названия марки. В конце 1950-х — начале 1960-х годов в СССР произвели несколько выпусков почтовых марок с изображением национальных костюмов титульных народов союзных республик. В серию вошла также марка, посвященная корякам. Почему для них было сделано такое исключение (или честь?), до сих пор непонятно.
Бессмысленность такого подхода к национальным проблемам (почтовые марки, как показывает мировой опыт, в определенной мере влияют на их состояние) показали почтовые выпуски стран, возникших на руинах Советского Союза. Во всех них выпущено множество марок с изображением костюмов разных территорий, национальных праздников, музыкальных инструментов. Благодаря этим выпускам мы узнаем, что нет единого украинского или узбекского костюма, что кроме праздника 1 Мая или Дня Конституции есть Навруз, Дожинки, Рождество.
Исключением стала Россия. Похоже, что наряду с долгами Советского Союза она приняла на себе ответственность за сохранение психологии советского периода в деятельности структур власти, в том числе в планировании почтовых выпусков. За все 15 лет российского суверенитета не выпущены у нас почтовые марки, посвященные русскому костюму (не стилизованному и утрированному, а донскому, верхневолжскому или архангельскому), национальным праздникам бурят, татар или чукчей, традиционным жилищам тувинцев, осетин или русских жителей ленских берегов, блюдам русской, чеченской или еврейской кухни. При виде почтовых выпусков создается впечатление, что власть не любит наш народ, не ценит его национальную историю, традиции, обычаи, то есть то, без чего люди обречены на беспамятство, на национальное уничтожение.
Недостатки российской почты все-таки компенсируются обилием зарубежных выпусков на этнографические темы. При планировании музейных выставок, посвященных показу традиционного народного костюма, праздников, обычаев и т. д., можно в качестве дополнительного привлекать филателистический материал, особенно когда речь идет о народах, населяющих нашу область, но имеющих другую историческую родину. Среди них народы бывшего Советского Союза, Китая, Кореи. Интересное сравнение быта бурят и эвенков можно осуществить с помощью почтовых выпусков Канады, посвященных коренным жителям севера Американского континента. Да и в целом использование филателистических материалов благодаря их красочности, особому эстетическому восприятию позволяет усилить впечатление от выставок, увеличить количество их посетителей, развивать эстетический вкус населения. Одновременно налаживается сотрудничество музея с собирателями, создается круг друзей музея из их числа.
Коллекционеры могут помочь сотрудникам музеев сориентироваться не только в море филателии, но и в сфере нумизматики и бонистики. Здесь, как показывает опыт, большинство музейных работников разбирается очень слабо и допускает непростительные для экспозиционеров ошибки. Но это тема отдельного обстоятельного разговора.
В итоге такая форма взаимодействия с частными коллекционерами способствует повышению коммуникативной и трансляционной функций музеев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Граллерт В., Грушке В. Филателистический словарь. — М., 1977.
2. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. — М., 1989.
3. Тихонова М.А. Экспонирование традиционного народного костюма через кукольный вариант // Тальцы. — 2004. — . 3 (22).
4. Хадсон К. Влиятельные музеи. — Новосибирск, 2001.
Владимир Михайлович Лапенков,
ведущий специалист Восточно-Сибирского
управления Федеральной службы
по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного
наследия, г. Иркутск
Журнал "Тальцы" №3 (26), 2005 год