Журнал Тальцы
Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Конкурс  медиаматериалов.
Вход

Материалы журнала

Прошлое и настоящее подкраковских деревень Чубровице и Рацлавице

Карта гмины Ежмановице-Пшегиня с населенными пунктами Чубровице, Готковице, Ежмановице, Лазы, Пшегиня, Рацлавице, Сонспув и Шкляры. Малопольское воеводство, Польша

Карта гмины Ежмановице-Пшегиня с населенными пунктами Чубровице, Готковице, Ежмановице, Лазы, Пшегиня, Рацлавице, Сонспув и Шкляры. Малопольское воеводство, Польша

Долина Рацлавиц. Фото А. Храбя, 2004 г.

Долина Рацлавиц. Фото А. Храбя, 2004 г.

Рацлавице. Фото А. Храбя, 2004 г.

Рацлавице. Фото А. Храбя, 2004 г.

Приходской костел в Рацлавицах. Фото Л. Вижентас, 2003 г.

Приходской костел в Рацлавицах. Фото Л. Вижентас, 2003 г.

Чубровице

Чубровице

Часовня во имя Яна Марии из Вьенн (Vianny) в Чубровицах

Часовня во имя Яна Марии из Вьенн (Vianny) в Чубровицах

Интерьер каплицы в Чубровицах

Интерьер каплицы в Чубровицах

Почти 100 лет назад из небольшой деревни Чубровице, лежащей в Царстве Польском, территории российского влияния, три семьи, по фамилии Мирек, Хондель и Фигура, а также несколько семей из близлежащих деревень Зимнодол и Хутки оставили свои дома и, в поисках лучшей судьбы, подались в далекую Сибирь.

Что заставило этих людей покинуть свои родные места? Наверняка на решение повлияла материальная ситуация, забота о том, как обеспечить семье лучший быт. В те времена впольской деревне семьи были многочисленные и небольшие низкодоходные крестьянские хозяйства были не в состоянии прокормить всех членов семьи. Несомненно, дополнительным толчком, повлиявшим на решение покинуть родные края, было обещанное царским правительством всем добровольно уезжающим в Сибирь получение бесплатных наделов плодородных земель и большого пособия для покупки инвентаря.

Пятнадцать лет назад для изучения польской филологии в Гданьском университете приехала в Польшу Людмила Фигура, внучка Яна Фигуры, поселившегося в Вершине в 1911году. И хотя от Гданьска до Чубровиц — родной деревни Фигуры — достаточно далеко, Людмила все же решила посетить землю своих предков. Благодаря помощи Анны Мирек изКшешовиц (Анна — первый ребенок, родившийся в Вершине) и Эдварда Лясоня из Менкини Людмила нашла в Чубровицах своих близких родственников. И таким образом давно прерванные семейные связи были восстановлены.

В начале XX века, когда семьи Фигур, Хонделей и Миреков покидали Чубровице, это была убогая, заброшенная деревня. Сегодняшние Чубровице — уже совершенно другое место. Что интересного можно увидеть в Чубровицах, как они выглядят сейчас, а также об истории этой деревни я постараюсь рассказать читателю. Представлю и соседнюю деревнюРацлавице, по той причине, что эти две деревни неразрывно связаны между собой. Объединяет их общая многовековая принадлежность к одному, Рацлавицкому, приходу и к однойгмине (район). Наверное, нет в Чубровицах семьи, которая бы не имела близких родственников в Рацлавицах. Другим объединяющим элементом является природа. Обе деревни лежат в красивой долине, по краям которой виднеются небольшие скалы, образованные еще в юрский период. Из источника на севере Чубровиц берет свое начало Чубровка,протекающая через обе деревни. Соединяясь с несколькими притоками (Шклярка, Кшишувка), Чубровка дает начало реке Рудаве, из которой краковяне берут питьевую воду. В двухкилометрах от Чубровиц лежит хутор Полесье, основанный на переломе XIX–XX веков. Оба населенных пункта территориально относятся к гмине Ежмановице-Пшегиня Краковскогоповята Малопольского воеводства, и до Кракова, воеводского центра, лежащего в 30 километрах, с которым имеется очень хорошее транспортное сообщение, всегда можно быстро доехать.

Рацлавице и Чубровице имеют давнюю историю. Первое упоминание о Рацлавицах датируется 1325-м, а о Чубровицах — 1337 годом. Обе эти деревни до времени третьего раздела Польши (1795 г.) были королевской собственностью, так называемыми королевскими поместьями. К концу XVIII века это были многочисленные поселения. Например, в 1789 году деревня Рацлавице насчитывала 536 жителей и 115 построек, а деревня Чубровице — 395 жителей и 70 домов. Немного позднее, в 1827 году, в Рацлавицах было 972 жителя и 143 дома, а в Чубровицах — 452 человека и 76 домов. В Рацлавицах и Чубровицах, как почти в каждой деревне, были корчма и несколько водяных мельниц. В средние века в Рацлавицах работала приходская школа. Для местного населения главным источником средств было сельское хозяйство, но голая каменистая почва, невыгодное расположение не позволяли собирать высокие урожаи. Часть сельскохозяйственной продукции крестьяне должны были оставить на посадку, часть — на консумпцию и на дань владельцу земель и местному священнику. Дань отдавали натуральными продуктами или деньгами. Кроме того, крестьяне должны были отрабатывать трудовую повинность на помещичьих усадьбах. Из всех повинностей самой тяжелой была барщина, которую крестьяне отрабатывали или, иногда, оплачивали. Большие разрушения и проблемы — контрибуции, грабежи, голод и болезни — принесли военные действия второй половины XVII – начала XVIII века. Уже отмечалось, что Рацлавице и Чубровице были королевской собственностью. Положение крестьян в королевских поместьях было намного лучше, чем в частных или церковных. В случае несправедливого наказания крестьяне королевских земель могли подавать жалобы на владельца деревни и обращаться в королевский, референдарский, суд. Из архивных документов известно, что этим правом неоднократно пользовались рацлавицкие и чубровицкие крестьяне, успешно отстаивая свои права.

После третьего раздела Польши обе деревни в течение нескольких лет находились под австрийским влиянием, а с 1815 года, с момента создания Царства Польского, до 1914 года Рацлавице и Чубровице перешли под влияние России, сначала территориально относясь к Краковскому воеводству, а позднее к губерниям: Краковской, Радомской и Келецкой. На протяжении всего XIX века Рацлавице и Чубровице являлись государственными владениями, отданными в аренду частным лицам. В 1815 году в Рацлавицах был создан пунктпограничной охраны, состоявший вначале из польских солдат, а с 1831 по 1914 год границу охраняли уже российские солдаты, которых местные жители называли москалями. Ихобязанностью было охранять границу российско-австрийского раздела.

По-разному складывались отношения между местными жителями и российскими солдатами. Иногда случалось, что солдаты жестоко обращались как с преступниками, так и сместным населением. Зависело это от общеполитической ситуации в стране. Однако события начала XX века свидетельст-вуют о том, что не всегда эти отношения были плохими. Двасолдата российской армии, несшие службу в близлежащих Шклярах, обратились в католическую веру, взяли в жены местных женщин и навсегда поселились в этой деревне.

В XIX веке положение крестьян было тяжелое. Не обходили их стороной трудности — неурожаи, голод, стихийные бедст-вия и эпидемии, из которых самой страшной была холера,вспыхивавшая неоднократно в этом районе. Особенно тяжела для местных крестьян была многолетняя служба в царской армии. Также тяжело было нести бремя феодальных повинностей, ликвидированных царским правительством только в 1864 году под влиянием Январского восстания. С этого времени крестьяне становились владельцами обрабатываемых ими земель.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Рацлавице и Чубровице оказались в прифронтовой полосе. В результате военных действий — артиллерийского обстрела —многие крестьянские постройки были разрушены: в Рацлавицах — 49, а в Чубровицах размеры разрушений неизвестны. Экспроприация продовольственных товаров, имущества, атакже эпидемии, все это причинило значительный ущерб обеим деревням.

Во время Второй мировой войны фронт обошел стороной оба населенных пункта, но многие жители были угнаны немецкими оккупантами в лагеря смерти и на принудительныеработы в рейх. После войны некоторые из них не вернулись домой: либо погибли в лагерях или на принудительных работах, либо остались в чужих странах. Во время войны вРацлавицах, как почти на всей территории страны, существовала конспиративная группа Армии Крайовой, состоявшая из нескольких человек. Обе деревни были освобождены совет-скими войсками 18 января 1945 года. В битве под Пшегиней, деревней, лежащей по соседству с Чубровицами, погибло 105 советских солдат.

После войны деревни быстро восстановились. Местное население получило работу на многочисленных фабриках и заводах, главным образом в угольной, сталелитейной, тяжелой промышленности и в строительстве. Работая на этих предприятиях, крестьяне не переставали обрабатывать свои сельскохозяйственные угодья. Вскоре сельскохозяйственнаядеятельность принесла видимые результаты. В 1960–1970-е годы в массовом порядке строились односемейные каменные дома, вытесняя деревянные постройки. В настоящее время в обеих деревнях, насчитывающих более 600 домов, едва можно найти несколько деревянных.

Большинство жителей совмещает работу на производстве с работой в поле. Но так как местные хозяйства сильно раздроблены, их размеры колеблются от двух до пяти гектаров,главным источником дохода остается работа на частных или государственных промышленных предприятиях. Многие жители деревень занимаются также и предпринимательскойдеятельностью. Например, в Рацлавицах в 2001 году на 1560 жителей было зарегистрировано 53 небольшие частные фирмы, а в Чубровицах — 52 фирмы на 1200 жителей. Основноезанятие местных жителей — это прежде всего торговля автомобилями и деталями, строительные и транспортные услуги. Однако многие люди, главным образом молодые, не имеютработы.

Во второй половине XX века здесь осваиваются инвестиционные вложения, появившиеся благодаря участию местных жителей. Проложена асфальтовая дорога, проведены водопровод и газопровод, построена спортивная площадка, открыты Центр здоровья, филиал банка, протянуты телефонные и канализационные сети; в обеих деревнях построены новые школы, части пожарной охраны. В культурной жизни деревень большую роль играют общественные организации, такие как Клуб сельских хозяек в Рацлавицах, ансамбль «Чубровяцы», молодежный музыкальный ансамбль «Yong Singers». Немалую работу в области популяризации культуры проводит ансамбль «Соколики» из районного (гминного) центра культуры в Ежмановицах, руководимый Василием Стефанюком из Украины. Учителя и ученики школ, активисты добровольных пожарных дружин и члены Комитета общественных инициатив в Рацлавицах организовывают многие культурные и спортивные мероприятия. С 1918 года здесь имеются две начальные школы, а с 1999 года, после общеобразовательной реформы, функционирует шестилетняя начальная школа, по окончании которой учащиеся переходят в гимназию, расположенную в Пшегини, куда их возит школьный автобус.

Как уже упоминалось, Рацлавице и Чубровице входят в один приход. Духовная жизнь местного населения, исповедующего католическую веру, сосредоточена при костеле вРацлавицах и часовне в Чубровицах. Рацлавицкий костел, памятник деревянного зодчества, построен из ели и дуба в 1511 году и до наших дней сохранился без изменений. Еговнутреннее убранство — это музейные экспонаты: четыре алтаря XVIII века, иконы, скульптура и мозаика начала XVII века. Об этом бесценном объекте заботятся как прихожане, так игосударство. Часовня в Чубровицах — современное строение, она была построена в 1985 году по инициативе жителей деревни. Тогда же на холмах между Рацлавицами и Чубровицами были построены два так называемых стояния Крестного Пути. Эти стояния, так же как часовня, костел и чудесный пейзаж, являются несомненным украшением этих земель.

К сожалению, в наши дни быстро угасают когда-то очень развитые в этом регионе народное творчество, ремесла и деревянное строительство. Забываются традиционные обычаи и народные верования, игравшие важную роль в жизни деревни. Некоторые из них были описаны мною в двух монографиях, посвященных деревням Чубровице и Шкляры. Мнекажется, что этот интересный материал можно представить в данной статье.

Церковные обычаи. Большим праздником в дни карнавала является праздник Богородицы Громничной, отмечаемый 2 февраля. Прежде в этот день все женщины шли в костелсо свечами, называемыми громницами. После освящения громниц они возвращались домой и зажженными свечами рисовали дымовые кресты на верхнем косяке входных дверей и на центральной балке потолка. Зажженной громницей возле горла каждого домочадца проводили круг или крест, что должно было охранять от заболеваний горла. Освященная свеча-громница также должна была хранить дом и хозяйственные постройки от несчастий во время гроз и ураганов. Зажженную громницу в случае приближающейся смерти кого-то из домочадцев давали в руку умирающему, а во время похорон ее ставили возле умершего. В давние времена в день Богородицы Громничной не проводилось никаких игр и свадеб. Сегодня немногие женщины в этот день идут в костел с громницей, все реже можно встретить людей, рисующих крест на косяке или ставящих громницу на окно во время грозы. Но до наших дней дошел обычай ставить свечу возле умершего.

Пятого февраля, в день св. Агаты, в костеле освящали соль, которая, как считалось, своими волшебными свойствами охраняла дом от огня. Если случался пожар, то освященную соль бросали в огонь или выставляли образ св. Агаты.

Так называемые Остатки, праздник, приходящийся на последние дни карнавала, проводили очень весело и красиво, а в некоторых семьях даже шумно. Несмотря на то что в далекие времена людям жилось тяжело, в эти дни приглашали соседей, кумовьев и друзей, чтобы вместе веселиться. На Остатки устраивали общие семейные саночные катания по деревне. Часто ездили в соседние и дальние деревни в гости.

В Пепельную среду во время богослужения священники посыпали головы прихожан пеплом, а тем, кого не было в костеле, домочадцы посыпали пеплом головы дома, принося его в молитвенных книгах.

Первый день поста был очень строгий. В этот день нельзя было есть мясную и молочную пищу. В течение всего поста, до Светлого (Великого) воскресения, по средам, пятницам исубботам не употребляли молочные продукты.

В Пальмовое (Вербное) воскресенье люди шли в костел на службу, неся с собой заранее заготовленные или купленные ветки пальмы (вербы), чтобы освятить их. После службыприхожане возвращались домой и прятали ветки за святые образа. Согласно верованиям, пальма обладала волшебной силой, способной оградить от болезней людей, страдающихзаболеваниями горла, и скот.

В Великий четверг многие верующие участвуют в после-обеденных костельных торжествах. Еще не так давно вечером этого дня хозяева вместе со своими детьми делали деревянные крестики в таком количестве, чтобы их хватило на все поля. Рано утром в Великую пятницу хозяева с сыновьями выходили в поле, чтобы успеть до восхода солнца расставить крестики даже на самом отдаленном поле. В этот же день вечером проходит торжественная служба. Пожарные стоят в почетном карауле у Гроба Господня. В утренние часы Великой субботы матери с детьми идут в костел, чтобы освятить принесенные продукты и лакомства. В этот же день совершается обряд освящения воды и огня. В первый день Пасхи после утренней службы торжественная процессия — крестный ход — обходит вокруг костела. Девочки разбрасывают цветы, мужчины несут хоругви, женщины — фигурки и иконы. В шествии также участвуют шахтеры и пожарные. Прежде в этот день не делали никакой работы, кроме ухода за скотом, не проводили свадеб и не крестили детей. Еще до недавнего времени в Пасхальный понедельник малые дети ходили к близким родственникам и к соседям, чтобы окропить их святой водой, которую носили с собой в бутылочках. После смигуса (народный обряд обливания водой на второй день Пасхи) дети, одаренные пирожными, яичками или сладостями, возвращались домой. Молодежь в этот день проводит«смигус-дрынгус», то есть обычай обильного обливания водой друг друга.

В день св. Марка, 25 апреля, в прежние времена устраивались так называемые весенние или крестовые дни, когда процессии шли к крестам и часовенкам, стоявшим на полях,чтобы помолиться за добрый урожай. В этот день освящали предназначенный для посадки картофель (резаный). Третьего мая, на этот день выпадает праздник Королевы ПольскойКороны, все учащиеся приходской школы шли в костел с бело-красными флажками. Вместе с ними шли учителя. Этот красивый патриотичный обычай был забыт в первые годы после Второй мировой войны.

В прежние времена накануне Троицы и в домах, и во дворах наводили порядок, веточками цветущей липы, березы, каштана, ели или лиственницы украшали ворота и дома. Молодежь собиралась на обряд сбора можжевельника для костров, называемых «соботки». Вечером второго дня праздника Послания Духа Святого молодежь разжигала приготовленные заранее соботки. Кроме костров зажигали предварительно смоченные в керосине шарики, сделанные из шерсти скота или из старых тряпок. Такие огни носили на высоких жердях или подбрасывали вверх на проволочной цепочке. Юноши перескакивали через горящий костер, а девушки пели народные песни. На соботку приходили и люди старшего поколения. Этот обычай сохранился до нашего времени.

Торжественно отмечают местные жители праздник Тела Господня и недельные Октавы (Седмица). В день праздника Тела Господня прихожане идут в костел на праздничнуюмессу, после которой все выходят на крестный ход. Люди несут фигурки и иконы, а маленькие девочки посыпают дорогу цветами. В процессии участвуют мужчины, несущие хоругви,пожарные и шахтеры.

В Октаву Тела Господня прихожане опять проходят вокруг костела крестным ходом, а в последний день Октавы ломают ветки, украшают ими алтари и после службы забираютдомой. Позднее эти ветки несут на свои поля и втыкают в землю, что, согласно поверью, должно охранять урожай от разных несчастий. Еще не так давно в приходах проводилиобряд освящения полей. Церковным шествием с хоругвями и иконами шли до самых дальних полей.

Пятнадцатого августа празднуется день Успения Богородицы, в народе называемый праздником Богородицы Покровительницы злаков и трав. В этот день на службе освящают цветы, травы и фрукты, принесенные женщинами. После костела травы оставляли во дворе, чаще всего у дверей, чтобы они высохли, а потом их использовали при лечении разных недугов и обязательно давали в виде отвара отелившимся коровам.

За несколько дней до дня Всех Святых в порядок приводят могилы своих близких, а в этот день все — и местные и приезжие — в память о своих предках собираются на кладбище. Приносят с собой свечи и цветы, читают молитвы, вспоминают о душах умерших, подавая на разовые или годовые поминальные молитвы.

Прежде накануне дней св. Катажины (юноши) и св. Анджея (девушки) молодежь гадала, желая узнать, кто первый выйдет замуж или женится, как будут звать будущего супруга. Много было различных гаданий на эту тему. Приведу несколько. Перед сном под подушку юноша или девушка клали бумажки с разными именами, а проснувшись, вытягивали одну из них и узнавали имя будущего супруга или супруги. Лили воск в холодную воду и по форме полученной фигуры или буквы гадали о будущем избраннике. Девушки, чтобы узнать, кто первой выйдет замуж, гадали, ставя ботинки по прямой линии от стены до дверей. Каждая ставила свой ботинок за ботинком предшественницы, и та девушка, чей ботинок первый выйдет за порог, первая выйдет замуж.

Шестого декабря, в день св. Миколая, детям дарили разные, часто дорогие, подарки. Прежде хорошим, послушным детям родители клали под подушку немного орехов, сдобу или какие-нибудь сладости, а непослушным подкладывали палку.

В Вигилию (Сочельник) готовили общий ужин. На стол стелили льняную скатерть, клали облатку, которой домочадцы делились вечером, и говорили друг другу пожелания. Облатку давали и домашним животным, кроме свиней. Затем начинался общий ужин, состоящий из большого количества постных блюд. После ужина все пели колядки. В полночь шли в костел на рождественскую мессу. В период между двумя войнами Вигилию не всегда отмечали по религиозным канонам. Иногда случалось так, что «падшим» девушкам на стенахих домов парни разведенной сажей рисовали «вигилийных дзядов». Хозяевам тоже устраивали шутки, чаще всего злые: прятали ворота, стоявшие во дворе сани, части телег и других предметов. Подобная ситуация встречается и в наши дни. В прежние времена в Вигилию с самого утра жители обращали внимание на какие-то мелкие события, по которым гадали о том, что случится в ближайшем будущем. Например, считалось, что если кто-то утром увидел женщину, то его ждет неудача, а если мужчину — то счастье. Также считалось, что если первым в дом войдет мужчина, то у коровы, которая должна отелиться, будет бычок, а если женщина — то телочка. А когда кто-нибудь видел собаку, говорили, что он будет злой, как собака. Если встречали белого коня, то следовало ожидать смерти.

В Вигилию хозяин приносил в дом солому и раскладывал ее на глинобитном полу, затем из нее делали вязанки и клали за образа. Выносить солому из избы можно было только после праздников. В течение всех праздничных дней в избе нельзя было подметать. В народе жило поверье, что в Вигилию домашние животные разговаривают человеческимиголосами. Еще одно поверье: надо было умыться водой, в которой лежала монета, это должно помочь деньгам «прилипнуть» к жителям дома. Также следует вспомнить, что елочка,так распространенная в наше время, появилась в Польше во второй половине XIX века.

В первый день Рождества, как и в Воскресение Господне, никто не занимался никакими делами, кроме самых необходимых по хозяйству. Никуда не выходили, не устраивалисвадеб, танцев, посиделок с соседями. А вот второй день, посвященный мученической смерти св. Степана, был уже совсем иным. После службы на выходивших из костела людеймолодежь бросала освященный овес (обычай бросать овес сохранился в местном приходе до наших дней). После обеда ходили друг к другу в гости, устраивали «кулиги» (санныйпоезд), а в некоторых домах проводили свадьбы. В этот день по деревне ходили колядовщики — пастушки, кукольники — и показывали представления о рождении Иисуса Христа, получая за это от хозяев плату.

Еще не так давно, в 70-х годах XX века, в мае у придорожных часовенок проходили маевки — службы, посвященные св. Деве Марии. Сейчас майские службы проходят только вкостелах.

Наши предки считали, что хотя бы раз в жизни надо совершить паломничество к святым местам и получить отпущение грехов. Кто этого не сделает, должен будет после смертидойти туда на коленях, и поэтому люди старались хотя бы раз совершить паломничество. Паломники пешком шли в Ченстохову и Кальварию Зебжидовскую. В наши дни к местам культа организуются автобусные паломничества.

Народные поверья. Самым страшным для человека был черт, также именуемый сатаной. По представлениям людей он принимал различные облики, но чаще всего это былосущество уродливое, безобразное, покрытое черными волосами, с хвостом, рогами и конскими копытами на ногах. Черта в человеческом обличье обычно представляли высоким,элегантно одетым мужчиной, с когтями на руках и ногах, с хвостом и рогами. В народных поверьях черт — это коварный враг всех людей, целью которого было довести до погибелитех, кого он обманул, или тех, кто ему доверился.

Почти в каждой деревне люди верили в существование колдуний, ведьм. Очень часто ведьмами считали злобных, никем не любимых женщин, но иногда ведьмой называлихорошую хозяйку, корова которой давала молока значительно больше, чем корова соседки. Повсеместно считалось, что колдуньи, используя разные только им ведомые тайные наговоры, могут навлекать болезни на свои жертвы, вызывать неурожаи, забирать у коров молоко, и хозяйки, стараясь охранить от ведьмы отелившуюся корову, три раза обходили вокруг нее с кадилом. Некоторые хозяйки, чтобы корова давала больше молока, сами окуривали ее зельем. Колдуньи также занимались знахарством и любовными заклинаниями. В представлениях людей колдуньи могли принимать облик мыши, жабы и т. п. и были тесно связаны с чертом.

Прежде повсеместно верили, а некоторые и сейчас верят, что есть люди с глазами, способными лишить силы того, на кого направлен их взгляд. Например, если такая особа бросит взгляд на новорожденного, то ребенок внезапно начинает чахнуть, а иногда даже и умирает. У взрослого человека, которого сглазили, внезапно появлялись слабость, дрожь и тошнота. Сглазить можно было и домашних животных, и урожай. От сглаза защищались разными магическими заклинаниями. Новорожденному ребенку, например, привязываликрасную ленточку на ручку, а теленку или жеребенку — на шею. Если кого-то сглазили, существовали разные способы снятия сглаза, тяжелые и требующие необходимых знаний.

На территории Рацлавиц и Чубровиц была широко распространена вера в существование русалок, называемых «мамонами». Они были страшны тем, что подменяли детей.Жертвами русалок становились еще не крещеные дети. Пользуясь невнимательностью матерей, русалки забирали у них детей и подбрасывали своих. Недоразвитого, с большой головой ребенка считали подброшенным. Если мать замечала подмену своего ребенка, она должна была бить подкидыша. На плач ребенка приходила русалка, отдавала украденного и забирала своего.

Другой демонической фигурой, в существование которой верили люди, был утопленник, называемый водяным чертом. Считалось, что утопленник чаще всего появлялся в образепропавшего коня, пасущегося на берегу реки. Если кто-то на него вскакивал, то конь прыгал в реку и топил свою жертву. Верили также, что утопленник мог приобрести облик мужчиныили купающейся в реке прекрасной женщины, которая, заманивая молодых мужчин и парней, топила их в речном омуте. Утопленник мог принимать также облик собаки, рыбы, утки.

Кроме колдуний, утопленников, русалок в народных поверьях также популярна была «змора» (привидение). Это душа умершего человека, высасывающая кровь у спящего человека. По поверьям змора, принимая разные облики: кота, мыши, крысы и даже иголки или соломинки, ложилась на свою жертву, придавливала ее так, что она не могла ни пошевелиться, ни крикнуть, и высасывала кровь. Жертвами зморы были не только люди, но и животные. Поверье гласило, что зморой становилась женщина, имевшая семь дочерей, ни одну из которых она не выдала замуж. Поэтому после своей смерти она мстила молодым людям. Также считалось, что если в семье было семь дочерей, то одна из них навернякадолжна была стать зморой. Другой мучительницей людей была «мара» (призрак в образе женщины). Это была женщина, одетая в белые одежды, которая в летний полдень мучиласпящих в поле людей. Существовало убеждение, что мара может забрать ребенка, оставленного в полдень на поле без присмотра.

Почти в каждой деревне верили в упырей, называемых «стшигонями». Упырем обычно становился умерший незаконнорожденный ребенок или крестьянин с двумя душами,который умер без церковного миропомазания. Считалось, что тело упыря никогда не разлагалось, и поэтому он выходил из могилы и, так же как зморы, высасывал кровь у своейжертвы. Не страшны были для людей блуждающие огни. По-всеместно считалось, что это души кающихся землемеров, которые несправедливо замеряли крестьянские наделы земли. Встречая эти огни, некоторые говорили, что это сам черт или «скарбник» (дух, охраняющий подземные сокровища).

Кроме верований в чертей, змор и других демонов, ожидающих погибели человека, также жило поверье, что на земле есть место, где выплавляют деньги (говорят, что тогдаветром разносятся золотые брызги). В здешней местности распространена была также вера в существовании «инклюза». Слово это означало монету (деньги), данную чертом человеку, продавшему ему свою душу. Если кто-то, имея такую монету, ею расплачивался, то через какое-то время она возвращалась к нему.

В начале XX века для предотвращения приближающейся грозы перед домом выставляли лопату, которой садили в печь хлеб или бросали освященные травы в огонь печи. Вовремя грозы в окно выставляли зажженную громницу или икону. На счастье к порогу риги (овина) или дома прибивали найденную подкову. Выезжая в поле, хозяин всегда рисовал на земле хлыстом крест перед запряженными конями. Также и женщина, перед тем как начать заводить тесто на хлеб, делала знак креста. С креста начинали разрезать буханку хлеба, а если хлеб падал на землю, его уважительно поднимали и целовали. Этот обычай сохранился в некоторых домах до наших дней. Другим давним обычаем этих земель было оказание бескорыстной помощи семье, у которой сгорела изба. Погорельцам бесплатно привозили лес и солому на крышу, чтобы они могли заново построить свой дом. Еще не так давно погорельцы ездили по деревне, собирая вещи, необходимые им для жизни (одежду, еду).

Я понимаю, что в такой короткой статье невозможно подробно описать историю обеих подкраковских деревень. То, что я представил, является только частью их богатой истории. В заключение от имени жителей Рацлавиц и Чубровиц я передаю привет редакторам и всем читателям журнала «Тальцы». Спасибо за проявленный интерес.

Перевод Н.А. Бартошевич

 

ЛИТЕРАТУРА

Polaczek S. Powiat Chrzanowski (Хшановский район). — Kraków, 1914.

Tomczyk K. Dzieje wsi i parafii Racławice (История деревни и прихода Рацлавице). — Kraków, 2000.

Tomczyk K. Dzieje wsi Czubrowice (История деревни Чубровице). — Kraków, 2002.

Tomczyk K. Dzieje wsi i parafii Szklary (История деревни и прихода Шкляры). — Kraków, 2004.

Wiśniewski J. Historyczny opis kościólów, miast, zabytków i pamiątek… (Историческое описание костелов, городов, памятников и памятных мест…). — Marjówka Opoczynska, 1933.

 

ANNOTATION

Kazimezh Tomchik. The past and the present times of the villages Chubrovitse and Ratslavitse near Krakov.

The article of Polish historian is devoted to the short history of two Polish villages near Krakov-city, and also to the various traditional customs and the popular believes of its inhabitants in the pre-revolutionary past. At the beginning of XX century some families of these villages voluntarily are going to the Siberia founding the village Vershina.

 

Казимеж Томчик,
историк, житель д. Рацлавице,
Малопольское воеводство, Польша

 

Журнал "Тальцы" №4 (27), 2005 год

 

Журналы, газеты
Cписок организаций-участников ...



Иркутские организации:









 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2022  All rights reserved