История Байкальского университета экономики и права (БГУЭП) начинается в 1920 году, когда на гуманитарном факультете Иркутского государственного университета было открыто экономическое отделение и началась подготовка экономистов с высшим образованием

Новости, статьи

Проректор по научной работе БГУЭП Анна Киреенко: «Без научного поиска совершенствование невозможно»

«Наука - это познание, по­иск, исследование неисследованно­го. По-моему, Менделеева спроси­ли: как делаются открытия? Он ответил: нужно знать, куда смо­треть, и очень долго смотреть туда, куда нужно смотреть», - говорит проректор по научной работе БГУЭП Анна КИРЕЕН­КО. В интервью газете «Байкаль­ский университет» Анна Пав­ловна рассказывает о перспекти­вах развития экономической науки в БГЭУП, традиционных и новых направлениях работы.

- Анна Павловна, Байкаль­ский университет - вуз эконо­мический. Насколько важна, по вашему мнению, экономическая наука сегодня?

- Роль экономической нау­ки сейчас пытаются принизить, но я считаю, что это неверно. Законы, по которым развивает­ся социальный организм, обще­ство, нуждаются в познании, как и   законы   природы.   Экономи­ческая наука   изучает как пове­дение экономики в целом, так и поведение экономических субъ­ектов, то есть наши исследова­ния направлены в том числе и на решение насущных проблем предприятий и организаций и, соответственно, имеют приклад­ной характер. Исходя из этого, я считаю, что развитие нашей научно-исследовательской рабо­ты может развиваться  на стыке научных исследований и бизнес-консультирования.

С одной стороны, мы воо­ружены теорией и научной ме­тодологией, но с другой сторо­ны, мы обладаем практически­ми знаниями в области эконо­мики и права. Многие из наших преподавателей имеют большой опыт практической работы. По­этому я считаю, что наше пре­имущество в применении тео­ретических знаний в практиче­ской плоскости, в доведении те­оретических вопросов до уров­ня бизнес-консультации. Здесь я вижу наши приоритеты и пер­спективы.

- Расскажите о ваших пла­нах в этом направлении.

- Одно из нововведений - это создание малых инновационных предприятий (МИП) при обра­зовательных учреждениях. Сей­час мы готовимся к тому, что­бы создать несколько таких ма­лых инновационных предприя­тий, которые на базе наших на­учных коллективов, с использо­ванием   наших   интеллектуаль­ных ресурсов, будут выполнять заказы  практического  характе­ра:  проводить  экспертизы,  да­вать бизнес-консультации, раз­рабатывать       информационно-аналитические программы.

- Кто будет принимать уча­стие в работе этих предприя­тий?

- Студенты   под   руковод­ством преподавателей. Это  бу­дет  применение  теоретических знаний через опыт практиче­ской работы. Малое иннова­ционное предприятие, в отли­чие от бизнес-инкубаторов, ко­торые являются частью универ­ситета, будет самостоятельной структурой. Студенты, работая там, кроме самого опыта работы и оплаты, смогут получать доку­ментальное подтверждение это­го опыта, так как у них будет за­пись в трудовой книжке.

- По каким направлениям бу­дут работать малые инноваци­онные предприятия?

- Направления разные. На­пример, на кафедре экономики и управления инвестициями и недвижимостью сейчас работа­ет   бизнес-инкубатор,   которым руководит Людмила   Ивановна Троицкая. Они занимаются про­движением бизнес-инициатив, например, помогают желающим студентам открыть свое дело, за­нимаются бизнес-консалтингом. Этот бизнес-инкубатор    будет дополнен малым инновацион­ным предприятием. Они будут предоставлять  услуги для тех, кто хочет открыть или развить свой бизнес.

Второе предприятие, которые мы хотим создать, - это Центр экономической и правовой экс­пертизы. Это инициатива, в том числе, и губернатора Иркутской области. Дмитрий Мезенцев на встрече со студентами БГУЭП высказал пожелание о создании такого  центра, где  бы  студенты, аспиранты, молодые ученые проводили экспертизу проектов нормативных документов, стра­тегий и программ.

- Давайте   вспомним   про традиционные направления на­учной работы. Как, например, обстоят дела с аспирантурой?

- Аспирантура  развивает­ся успешно. В настоящее время в   БГУЭП открыта аспиранту­ра по 29 научным специально­стям, среди которых есть техни­ческие, экономические, юриди­ческие и гуманитарные направ­ления. Аспирантов у нас больше 500 человек. Но есть и тревож­ные тенденции: все меньше на­ших хороших выпускников идет в аспирантуру.

- С чем это связано?

- Наверное, с тем, что они на­ходят для себя лучшие перспек­тивы, чем научная работа. Ес­ли раньше научная стезя давала больше перспектив, чем другие сферы деятельности для таких, например,   специальностей   как бухгалтерский учет или финан­сы, то сейчас возможности урав­нялись - в перспективах не толь­ко  материальных, но и в пер­спективах самореализации.   На­учная работа все-таки дает дале­кие перспективы. Не каждый го­тов ждать несколько лет, чтобы реализовать себя. Кто-то хочет сделать это сразу. Талантливые ребята сегодня имеют возмож­ность найти работу не только высокооплачиваемую, но и интересную и с перспективами роста.

- Подходы  к научной  дея­тельности у сегодняшних моло­дых ученых  сильно изменились в сравнении с подходами ученых старшего поколения?

- Они изменились в связи с техническим   прогрессом.   Зна­ния   накапливаются, информа­ция нарастает в геометрической прогрессии, и выделить в этом массиве новое и актуальное ста­новится    сложнее. Традицион­ный подход: прочитай все, что было написано в  области тво­их научных исследований до те­бя, а потом найди новое - не сра­батывает. Прочитать все, что пи­шут по твоей теме, очень слож­но и очень долго. Нужно суметь на каком-то интуитивном уров­не выйти на новое. Но это при­ходит только  с опытом. Аспи­ранты, приходя после студенче­ской скамьи, даже на интуитив­ном уровне не знают, куда идти, потому что у них еще нет опыта. Поэтому они часто идут по тра­диционному пути, а здесь свою роль играет время.

- А степень проникновения в проблему не изменилась? Есть мнение, что современная моло­дежь знает все достаточно по­верхностно и к глубокому зна­нию не стремится.

- По студентам я бы так не сказала. Всегда есть те, с кем при­ятно,  интересно   работать,  кто хочет  разобраться  в  предмете. Просто способы получения информации изменились. Раньше мы шли в библиотеку и выписы­вали данные, конспектировали, а сейчас Интернет сделал доступ­ным огромный объем накоплен­ных знаний, и мы большинство информации получаем с помо­щью компьютера. Но от этого страдает качество. Когда хочешь сформулировать что-то новое, лучше не обращаться к старому, а просто сесть и подумать.

- И немного об актуальном. В марте в нашем университете по традиции пройдут Дни нау­ки. Расскажите, каких меропри­ятий нам ждать в этом году?

- Дни науки у нас традици­онно проходят в виде конферен­ций, «круглых столов», олимпи­ад. Дискуссия - это часть нау­ки, каждый ученый,    аспирант, докторант должен представлять свои научные исследования, вы­носить их на суд публики. Кон­ференция - лучший    способ. Можно,  конечно,  использовать Интернет, но живое общение то­же необходимо, иначе мы совсем уже уткнемся в компьютер и не будем ничего обсуждать. В рам­ках дней науки проходят и кафе­дральные, и  общеуниверситет­ские, и всероссийские, и между­народные конференции.

- Что бы вы хотели поже­лать коллегам-ученым, студен­там, аспирантам?

- Любой труд ценен своими достижениями. Желаю, чтобы в научной работе всем сопутство­вал успех.


Анна Масленникова, Ж-08-2

Газета «Байкальский университет» №100 от 17 февраля 2012 года