Иркутское общество «Родословие». Общество «Родословие» учреждено 11 февраля 2009 г. общим собранием жителей г. Иркутска, интересующихся родословными исследованиями. Является преемником Иркутской городской общественной организации «Родословие» (была учреждена 16 ноября 2000г., ликвидирована в 2009 году).

Статьи, новости

Русские землепроходцы Сибири 17 века: Иван Иванович и Яков Иванович Похабовы глазами родослова

Юрий Похабов в музее истории города Иркутска с докладом-презентацией «Русские землепроходцы Сибири 17 века: Иван Иванович и Яков Иванович Похабовы глазами родослова»

Краткое содержание презентации
О презентации можно почитать здесь

На сайте Прибайкалье (www.pribaikal.ru) доклад-презентация «Русские землепроходцы Сибири 17 века: Иван Иванович и Яков Иванович Похабовы глазами родослова» публикуется с разрешения автора - Ю.П. Похабова

 

Основа фамилии древнерусское слово «похаб»

Слово «похаб» в древнерусском языке появилось сразу в качестве технического термина для определения юродивого по образцу византийских святых Симеона Эмесского и Андрея Юродивого и впервые употреблено в переводе Жития Андрея Юродивого в ΧΙ в.

Цель появления нового термина - максимально точное доведения до древнерусских читателей культуры и традиций византийский юродивых в форме притворного театрализованного безумия из высших побуждений.

Цель поведения похаба – преподнести людям одну из основных сакральных истин, произнесенных апостолом Павлом: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор 3:18–19).

Вплоть до появления первых русских юродивых по византийскому образцу в ΧΙV в., слово «похаб» использовалось исключительно как книжный термин. Перенос слова в устную речь связан с визуализацией образа юродивого на пике массовости появления юродивых во времена правления Ивана Грозного и Федора Ивановича.

Столь привычное сегодня этически негативное восприятие фамилии сформировалось в связи с грубым искажением значением слова, вначале, в результате борьбы Петра Великого с юродивыми на почве личной неприязни, а затем, -  искоренения большевиками старых устоев и Православной Церкви после Октябрьской революции 1917г.

 

Происхождение фамилии Похабов

В одном из документов Ярославского Спасского монастыря за 1555 г. приводятся многократные ссылки на писцовую книгу Ярославского уезда, написанную подьячим Федором Похабовым в 1513 г.

К моменту первого упоминания фамилии Похабов слово «похаб» существовало исключительно в качестве технического термина для определения юродивого.

Поскольку похабами не рождались, а становились добровольно, отказываясь от всего в этом мире, в том числе и от собственных детей, то происхождение от похаба просто обязано было найти свое отражение в форме принятого тогда делового письма: «Имярек похабов сын».

В дальнейшем прозвание «по отцу» – юродивому, закрепилось в виде именования фамильного рода, имеющую высокую степень персонификации.

Исходя из первого документального свидетельства существования фамилии, время ее возникновения может быть датировано не позднее конца ΧV в.

 

Иван и Яков Похабовы в истории Иркутска

Иван и Яков имеют самое непосредственное отношение к истории возникновения Иркутска в равной степени.

Иван Похабов долгое время считался основателем города Иркутска, Так, например, в 1902 г. в Иркутске были проведены официальные торжества в честь 250-летия основания города енисейским сыном боярским Иваном Похабовым.

Яков Похабов построил Иркутский острог в 1661 г. как  результат поисковых действий по розыску беглых ясашных бурят, ушедших в Монголию в 1658 г. из-за произвола и насилий Ивана Похабова.

Многие путают Ивана и Якова и для этого существует достаточно причин восприятия похожести их как личностей: оба известны как енисейские сыны боярские, оба одновременно служили в гарнизоне Енисейского острога, оба несли службу годовальщиками в Прибайкалье и Забайкалье, оба в разное время снискали славу основателей Иркутска

.

Родственные отношения Ивана и Якова Похабовых

Советские историки А. П. Окладников и А. Н. Копылов утверждали, что Иван и Яков являются однофамильцами.

Но, русские землепроходцы Сибири - Иван и Яков Похабовы родились в начале XVІІ в. К этому времени история фамилии Похабов насчитывала не более 150 лет. Маловероятно, что за столь короткий период фамилия могла быть  задублирована.

Иван и Яков Похабовы не были прямыми родственниками, они принадлежали к двум близким веткам рода неродовитых служилых людей, хотя формально и принадлежали к разным сословиям.

Ключом к пониманию принадлежности Ивана и Якова Похабовых к разным сословным группам может служить пример сословного перехода красноярских Похабовых в конце XVІІ в. Старший племянник енисейского сына боярского Ивана Похабова – Иван Семенович Похабов был сыном неверстанного сына боярского, приехал из Великого Устюга в Кемский острог Енисейского уезда гулящим человеком, и вскоре перешел в пашенные крестьяне.

Таким образом, Яков Похабов мог верстаться в Енисейский острог служилым «по прибору», будучи, например, сыном неверстанного служилого «по отечеству».

 

Иван Иванович Похабов

Годы жизни

Умер Иван Похабов в  176 (1667-68) году в однодворной деревне на реке Кемь, левого притока Енисея.

Дата его рождения доподлинно не известна, но по косвенным признакам родился он не ранее 1610 г. Отцом его был стрелецкий сотник Великого Устюга Иван                                      Александрович Похабов.

Карьера

Новгородец Иван Похабов прибыл в Енисейский острог в 1642 г. в чине сына

боярского из Москвы.

Послужной список Ивана Похабова

1643 г. приказчик Дубчаской слободы Енисейского уезда.

1644-1645 гг. приказчик Братского острога.

1646-1648 гг. поход на Байкал, строительство Осинского и Култукского острогов, поход в Ургу к Цецен-хану, сопровождение четырех монгольских послов в Москву.

1649-1652 гг. приказчик маковских и енисейских крестьян.

1652-1654 гг. поход на Байкал, строительство зимовья на Иркуте.

1654-1656 гг. приказчик Братских острогов.

1656 г. наказание за злоупотребление властью, заступничество брата Григория - подьячего Сибирского приказа и назначение на приказ в Братские остроги.

1657-1658 гг. приказчик Братских нижнего и верхнего острогов.

1658 г. восстание и уход унгинских и окинских бурят в Монголию.

С 1659 г. скрывался от наказания енисейских воевод в Илимском остроге.

В начале 60-х годов вернулся в Енисейский уезд, и в качестве жилецкого служилого человека служил с пашни на заречной стороне Енисея против Маклаковской деревни.

После 1665 г. получил поместье на Кеми в размере 268 десятин пахотных и непахотных земель, жил в однодворной деревне.

Заслуги Ивана Похабова

Семнадцать лет годовальческой службы Ивана Похабова оказали существенное влияние на ход исторических событий в Прибайкалье и Забайкалье, вызывая порой восхищение, а порой и ненависть в оценках его деяний. Силу воли, уверенность в себе, цельность натуры и лидерские качества выдают многие его поступки, которые привели его к вершинам славы, власти и богатства;

Иван Похабов будучи приказчиком Братских острогов, показал себя государственником и дипломатом в отношениях с князцом Турукай-Табуном и его тестем монгольским ханом Цеценом, одаривая могущественного Цецен-хана от имени царя Алексея Михайловича из «собственного кармана»;

После первой своей байкальской экспедиции в 1644-1645 гг. Иван Похабов предложил построить два острога для закрепления разведанных им земель: один на реках Осе, Белене или Иркуте, а другой на реках Селенге, Баргузине или Малой Ангаре, что в скором времени было исполнено.

Память об Иване Похабове

Несмотря на очевидные значимые свершения Ивана Похабова, его личные качества и черты характера до сих пор живут в легендах, вызывая неприязнь и раздражение у бурят. В своих песнях и преданиях буряты называют его ханом Багаба, или Багаба-ханом.

В память об Иване Похабове названа река Похабиха, впадающая в Байкал в юго-западной части озера

По словам русского писателя Алексея Мартоса, енисейский сын боярский Иван Похабов «построил острог Иркутский; сверх того, во многом как воин и политик был полезен для службы русских царей...», а, кроме того, «нрава он был беспокойного, характера сердитого, но по всем своим действиям заслуживает быть внесенным в небольшой и почетный список настоящих государственных людей»

Потомки Ивана Похабова

Иван Похабов был дважды женат, имел единственного сына от второго брака ок. 1660 г.р., род по мужской линии прервался в середине XІX в.: двое пра-пра-правнуков Ивана Похабова умерли в раннем возрасте, двое - отданы в рекруты в 1814 и 1826 гг., и один умер в зрелом возрасте бездетным в Балахте после 1850 г.

 

Яков Иванович Похабов

Годы жизни

Архивных данных о досибирском периоде жизни Якова Похабова обнаружить, пока, не удалось.

Яков Похабов умер в 181 (1672-73) году

Карьера

Впервые имя Якунки Похабова упоминается в списках рядовых казаков Енисейска в окладной книге 1649 г. В том же году он исполняет обязанности десятника в походе под предводительством И. Галкина.

Сохранившаяся челобитная Сибирского приказа, датированная 1654 г., принадлежит уже «енисейского острогу пятидесятнику казачьему» Якову Похабову.

Чин сына боярского Яков Похабов получил в период воеводства Максима Григорьевича Ртищева (17. 02. 1656 – 1659).

Послужной список

В 1648-1650 гг. Яков Похабов принял участие в походе отряда служилых людей под командованием енисейского сына боярского И. Галкина.

В 1652-1654 гг. Яков Похабов участвовал в походе под предводительством И. Похабова на Байкал, строил Баунтовский острог.

В июле 1660 г. Яков Похабов назначается приказчиком в Братский острог.

В сентябре 1660 г. Яков Похабов отправился в двухмесячный поход на Иркут в поисках беглых бурят, где встретил и обложил ясаком «новых ясашных людей князца Яндаша с иво улусными людьми».

В декабре 1660 г. от вновь объясашенных Яндашских татар в Балаганский острог прибыл гонец и просил поставить в устье Иркута острог для сбора ясака и защиты от притеснений со стороны красноярских казаков.

Воевода Ржевский 22 июня 1661 г. отправил Якову Похабову подмогу в количестве 60 казаков во главе с пятидесятником Дружиной Поповым-Даурским с распоряжением «отыскать на усть Иркута реки или вверх Иркута самого угожево места: и на том месте поставить острог».

Однако Яков Похабов, не дожидаясь ответа из Енисейска, сделал это сам 6 июля 1661 г., о чем сообщил в своем донесении воеводе И. Ржевскому.

В 1662 г. Яков Похабов построил Кучидский острог в устье реки Кидымит, притока Витима.

В 1668-1669 гг. Яков Похабов служил приказчиком Баргузинского острога. 

После 1670 г. Яков Похабов служил жилецким служилым человеком с пашни на заречной стороне Енисея против Маклаковской деревни, расположенной рядом с пашней Ивана Похабова.

Заслуги Якова Похабова

В первые же годы службы в Енисейском остроге Яков Похабов участвует в двух походах на Байкал;

Руководит строительством Баунтовского острога;

Вместе с Иваном  Галкиным строит Баргузинский острог;

Самостоятельно проведывает новые земли в долинах рек Витим, Муя, Верхняя Ангара, озерах Буженей и Баунт;

Объясачивает непокорных прежде князцов;

Пресекает попытки промышленных людей незаконного сбора ясака;

Проявляет себя как умелый командир казачьих отрядов в столкновениях с племенами местных народов, присоединяя их к русскому государству;

Строит Яндашский (Иркутский) острог.