«Дань Памяти» : Поисковые отряды Иркутской области. Сейчас «Дань Памяти» объединяет тридцать отрядов из городов и поселков Иркутской области – от Усть-Илимска на севере до Слюдянки на юге, от Тайшета на западе до Киренска на востоке

Статьи, новости

Международная экспедиция «Халхин-Гол - 2008”

Левый берег Халхин-Гола, поиск японской переправы в районе горы Баян-Цаган

Левый берег Халхин-Гола, поиск японской переправы в районе горы Баян-Цаган

Работы по расчистке огневой точки японской обороны на г.Баян-Цаган

Работы по расчистке огневой точки японской обороны на г.Баян-Цаган

Пулеметная точка в системе японской обороны

Пулеметная точка в системе японской обороны

Игорь Сеченов вскрывает "волчью яму" на горе Баян-Цаган

Игорь Сеченов вскрывает "волчью яму" на горе Баян-Цаган

Находки на горе Баян-Цаган

Находки на горе Баян-Цаган

Команда международной экспедиции «Халхин-Гол - 2008”

Поисковая команда России в международной экспедиции «Халхин-Гол 2008” была сформирована из представителей трех Регионов РФ и состояла из 8 человек. Костяк команды -  6 человек - представители поискового движения Республики Бурятия. По одному представителю от Московской и Иркутской областей дополнили команду.

Организатором экспедиции и руководителем российской команды стал Владимир Ефремов - заместитель Председателя РОСТО (ДОСААФ) Республики Бурятия, командир поискового отряда «Корнет» РОСТО ДОСААФ Республики Бурятия. Из ста претендентов, он отобрал для участия в экспедиции 4 бойцов отряда «Корнет» из разных районов республики. Эта «великолепная четверка» прекрасно зарекомендовала себя во время поисковых работ в Подольском районе Московской области весной 2008 года. Ребята блестяще справились со всеми работами и в ходе настоящей экспедиции. Мясников Павел, однофамилец героя Халхин-Гола младшего лейтенанта  И. С. Мясникова зачастую руководил работой своих товарищей и делал это успешно. 

Обладая качествами дипломата, Владимир Ефремов установил теплые дружеские отношения с монгольскими партнерами, добился их расположения и искреннего уважения.

Шестым представителем Забайкалья стал Владимир Жаров - оператор и ведущий программы ВГТРК «Бурятия». Владимир Жаров снимал видеоматериал для монтажа фильма об экспедиции. Будучи профессиональным туристом и путешественником, неоднократно бывавшим в Монголии, Жаров принес команде большую практическую пользу. Фильм Владимира Жарова дважды демонстрировался по центральному монгольскому телевидению.

Московскую область представлял Игорь Обухов (он же Игорь Маленький) - командир поискового отряда «Подольск» ВПО «Память». Обухов Игорь неоднократно участвовал в поисковых экспедициях в центральных областях России, но в монгольских степях оказался впервые. Широта его души была сродни широте монгольских просторов. Своими песнями Игорь Маленький неоднократно радовал монгольских друзей.

Иркутскую область представлял командир поискового отряда «Байкальский следопыт» Игорь Сеченов (он же Игорь Большой). Будучи профессиональным историком, специализирующимся на истории дальневосточных военных конфликтов 20 века, Игорь Большой выполнял функции фотографа и историографа экспедиции. Все представленные в настоящем журнале фотографии сделаны им. В качестве эксперта по событиям на горе Баин-Цаган он проводил научную работу на местах боев.

Все члены команды без исключения принимали участие в ремонтно-восстановительных работах на мемориале 11-й танковой бригады и на большом мемориальном кладбище на г. Баин-Цаган.   

 

Поисковые работы в районе г. Баин-Цаган  

Одной из главных задач экспедиции было проведение поисковых работ на горе Баин-Цаган и в пойме реки Халхин-Гол под горой. В ходе боев на левом берегу Халхин-Гола    3-6 июля 1939-го Красная армия потеряла пропавшими без вести около 200 человек. Поисками останков советских воинов, пропавших без вести в ходе тех боев занималась экспедиционная группа весь день 18 сентября. 

6 июля 24-му мотострелковому полку была поставлена задача по сбору на горе Баин-Цаган и прилегающих территориях тел погибших воинов. Как наших, так и японцев. С поверхности земли были собраны все труппы. Но, некоторых бойцов не смогли подобрать и захоронить с подобающими почестями. В первую очередь это касается утонувших в реке. Во-вторых, на поле боя остались тела, присыпанные землей от взрывов авиабомб и крупнокалиберных снарядов. Кроме того, тела нескольких танкистов, погибших во время атаки 3 июля и оставшихся на территории, занятой противником, японские солдаты закопали в ночь с 3-го на 4-е июля. Чтобы избежать разложения трупов и заражения территории их спешно закапывали в траншеях и «волчьих ямах». В полдень 3-го июля столбик термометра достигал 40 градусной отметки. В такую жару труппы разлагаются особенно быстро и ветер разносит зловоние на большие расстояния.

Первоначально поисковая группа искала переправу в районе горы Баин-Цаган. Именно там шли самые ожесточенные бои и обе стороны несли большие потери. Густые заросли тальника и высокая трава сильно затрудняли поисковые работы.

По северо-восточному гребню горы Баин-Цаган хорошо читается профиль траншей и одиночных окопов. Вся вершина горы покрыта капонирами артиллерийских орудий и воронками от авиабомб и крупнокалиберных снарядов. Многочисленные осколки можно собирать с помощью обыкновенного магнита прямо с поверхности земли. Но, интересовало нас не ржавое железо, а останки погибших воинов.

На линии японской обороны, по самому гребню горы Баин-Цаган были обнаружены мелкие фрагменты раздробленной берцовой кости. Видимо, со временем они были вымыты из грунта дождями. В самой траншее найдено несколько стреляных гильз от немецкой винтовки «Маузер». Такими винтовками были вооружены некоторые части 23-й пехотной дивизии.

Прямо на поверхности земли лежал расколотый корпус неразорвавшейся 50-ти килограммовой советской авиабомбы. Его  экспедиционная группа передала в дар музею Кяхтинской таможни. 

Вопреки сомнениям скептиков поисковые работы на    Халхин-Голе   состоялись.     

 

Игорь Сеченов,
сентябрь 2008 года