Искусствовед Светлана Кавецкая о Российский симпозиум по керамике «Байкал-КераМистика 2013»
Категория: Иркутск : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Светлана Кавецкая,
искусствовед, член международной ассоциации искусствоведов,
член общероссийской ассоциации искусствоведов,
Москва
Фотографии с симпозиума по керамике можно посмотреть здесь
В конце июня – начале июля на острове Ольхон на берегу озера Байкал проходил Российский симпозиум по керамике «Байкал-КераМистика 2013».
В нем приняли участие 24 художника-керамиста из разных городов и регионов России от Москвы, Рязани и Поволжья до Хабаровска. Хорошо были представлены Сибирские художники из Иркутска, Красноярска и Новосибирска.
Сам факт проведения симпозиума – замечательная возможность для керамистов воплотить свои творческие замыслы, исполнить их в материале. А если ещё иметь в виду фон, на котором проходил симпозиум, делает этот шанс для художников уникальным.
Ни с чем несравнимая красота, мощь и покой Байкальских пейзажей, очарование древних легенд и сказаний – всё это дало художникам заряд творческой энергии и послужило импульсом для создания ими произведений. Думаю, и в дальнейшем будет питать их воображение.
Итогом работы участников симпозиума была выставка в филиале Иркутского Краеведческого музея. Одна из пяти номинаций называлась «Байкальская история».
Не только в этой номинации, а также и в других было много произведений навеянных красотой окружающих пейзажей, притягательной магией бурятских мифов, даже другим восприятием времени – медленно текущего, длящегося.
Примерами такого влияния – прямого или косвенного могут служить работы: «Чайка» и «Рыбак» Анны Киринской,
«Деревья с птицами» и «Гроза над озером» Людмилы Вороновой,
композиция «Байкальские камушки» Марины Степановой-Ланской,
«Ольхонские встречи» Юрия Малыгина,
«Гнездо деревьев» Ольги Хан,
«Сэргэ» Евы Хайцманн,
«Улов» Юлии Зуевой,
«Таёжные сказки» Галины Сметаниной,
«Медведь с рыбой» Елены Вагиной,
« Звезды над головами» (первое название - «Бурятский лев») Елены Красновой,
«Ольхонские сны» Инны Роговой,
« Северный путь» и «Отдых в пути» Натальи Корчемкиной.
Наиболее ярко эта тема прозвучала в работах Натальи Костровой (Нижний Новгород), « Старая гавань», «Ольхонский мотив», «Баргузин» и «Сарма». Объект «Сарма» получил первую премию в номинации «Байкальская история». Произведения «Баргузин» и «Сарма», названные по имени сильных байкальских ветров это абстрактные объекты, мощные, динамичные по форме, с ритмически проработанным рельефом, именно образно отвечают своим названиям.
Хочется отметить первые премии во всех номинациях. За «Лучшее пластическое решение» первую премию получил Юрий Малыгин (Самара), за произведение «Ноша». Компактный объем, выразительный силуэт и нетривиальное решение отличают эту работу Юрия Малыгина. Обычно тяжелую ношу несут на спине, согнувшись. Здесь человек несёт свою ношу высоко впереди, как бы неся и превознося её.
В номинации «Лучшее формальное решение» первую премию получила Инна Рогова (Пермь), за произведение «Ольхонские сны». С одной стороны плоского «конуса» изображены женские, а с другой мужские лики. Они, как непонятные нам символы молчаливы и непостижимы. Сдержанная цветовая гамма усиливает ощущение вневременности, сакральности.
В номинации «Новизна и оригинальность» первая премия была присуждена молодой Иркутской керамистке Лидии Лось. Название «Вверх» очень точно, лаконично и образно передает движение качелей. Здесь нет никаких лишних деталей. По сути это один блок с выступом (качели), и написанной на нем фигуркой.
В номинации «Лучшая работа в технике Раку» первую премию получила Елена Краснова (Красноярск), за композицию «Импровизация». Это изящная сюита, состоящая из небольших предметов, где мастерски разыграны колористические нюансы, достигнуты различными обжигами.
Помимо названных работ хочется упомянуть произведения Галины Сметаниной. Опытный мастер-керамист, использует традиционные и даже архаичные техники лепки, но придает своим произведениям современное звучание. Произведения Ольги Хан отличают оригинальные образные решения и пластическая экспрессия.
Номинированная за «Новизну и оригинальность», композиция Инны Роговой «Жажда», еще один пример точного соответствия названия и образа. Произведение современное, и в то же время в нем угадываются архаичные сосуды, полузарытые в землю. Сразу возникает образ палящего солнца, зноя, песка и жажды.
Премированная работа Надежды Мещеряковой (Красноярск), «Болотные цветы» - композиция миниатюрных форм, разнообразных по колориту и фактурам. Матовые снаружи и глянцевые, драгоценные внутри. Так задумал автор и не подвел результат обжигов.
На нынешнем, втором симпозиуме «Байкал-КераМистика», был учрежден Гран – При, эта награда даёт возможность получившему его художнику участвовать в следующем симпозиуме вне конкурса. Гран – При получила Наталья Корчёмкина (Пермь), за произведение «Дальняя дорога». По дороге идут двое – мать и дитя. Казалось бы, как просто, однако, это не жанровый сюжет. Как всегда, в произведение Натальи Корчёмкиной нужно вглядываться, думать, угадывать. Это не торопливые пешеходы, а странники. И кто знает, как долог их путь, и что он означает? Может быть это дорога, путь в философском смысле – жизнь? Персонажи замкнуты в себе, но их внутренняя связь неразрывна. И это не только жест, соединяющий их. Это одинаковое духовное состояние.
В двух других номинациях были отмечены работы Корчёмкиной Н. «Осень» и «Отдых в пути». Как и в «Дальней дороге» автор уверенно и экономно использует все пластические и декоративные средства для раскрытия образа. Как правило, всегда компактный объем, простой и выразительный силуэт, матовая поверхность, сдержанный колорит.
Подводя итоги, обязательно нужно сказать о невероятной интенсивности работы всей группы. Это и большое количество замечательных работ, и 14 мастер - классов за две недели, и 48 обжигов!!! И все это в атмосфере взаимопомощи, доброжелательности и творческого азарта.
Прошедший симпозиум стал значительным событием не только для керамистов России, также для жителей Иркутска и шире, для всего региона, для всей Сибири. Результаты работы симпозиума интересны специалистам, музейным работникам, искусствоведам, а также любителям декоративного искусства.
Говоря о важности и необходимости симпозиума, следует сказать об организаторах этого замечательного мероприятия – о Татьяне Ерошенко и Сергее Пуртян, и их помощниках: Лидии Лось и Павле Ермакову.
И «как не стоит село без праведника», так и этот симпозиум был бы невозможен без энтузиастов, преданных своему делу. Хочется надеяться, что местные власти и Российское министерство культуры поддержат это начинание, и что ему будет суждена долгая жизнь.