Татьяна Ломанова (Красноярск) о Байкал-Керамистике
Категория: Иркутск : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Татьяна Ломанова
кандидат искусствоведения,
член Ассоциации искусствоведов РФ,
заслуженный работник культуры РФ,
Красноярск
Фотографии с симпозиума по керамике можно посмотреть здесь
Уже второй год подряд в сердце Байкала на острове Ольхон проводится всероссийский художественный симпозиум по керамике «Байкал-КераМистика».
Создатель проекта – Иркутская региональная общественная организация «Творческое объединение художников-керамистов» во главе с Татьяной Ерошенко. Сама интересный керамист, Татьяна многого достигла в стремлении объединить мастеров, работающих с глиной.
Первый раз встреча керамистов на Байкале состоялась в 2012 году. Это был скорее пробный шар: организаторы не знали, кто и откуда откликнется, как пойдет работа, каким будет результат. Сразу же возникло множество проблем: завезти глину, печи, гончарные круги, подключить их, подготовить массу инструментов и вспомогательных материалов, организовать проживание и питание участников, транспортировка готовых изделий в конце работы и множество других вопросов ежедневно всплывающих и требующих немедленного решения. Но, несмотря на все эти, иногда почти неразрешимые сложности, первый симпозиум состоялся. Он доказал свою жизнеспособность, и летом 2013 года было решено провести вторую ольхонскую встречу керамистов. Одна из целей симпозиума – обжиг в технике раку, для многих мастеров – это новые технологии, что было чрезвычайно интересно: поиск, эксперимент.
Симпозиум продолжался две недели. Для мастеров это было прекрасное время настоящей творческой работы, общения, обмена опытом, а если учесть, что все это проходило в одном из удивительных по красоте мест на планете, то творческий импульс, полученный здесь, каждый художник сохранит надолго. Но и те работы, которые были выполнены мастерами в дни пребывания на Ольхоне, отражают особенности, индивидуальность каждого участника. И, важно отметить, что за столь краткий срок – всего две недели, было выполнено обилие работ. Выставка, завершающая симпозиум, получилась не только красивой, но и по-настоящему обширной, включающей около сотни ярких творческих разнообразных произведений в основном малых форм, что было заложено в самом формате симпозиума.
Очень важный момент «Байкальской керамистики» 2013 года – участие в ней известных российских мастеров, у каждого из которых многолетний опыт творческой и выставочной деятельности.. Марина Степанова-Ланская и Ольга Хан из Москвы, Инна Рогова и Наталья Корчемкина из Перми, Юрий Малыгин из Самары, Константин Гречанов из Хабаровска, Наталья Кострова и Елена Вагина из Нижнего Новгорода, Галина Сметанина из Рязани, Татьяна Ерошенко из Иркутска, Елена Краснова и Юлия Юшкова из Красноярска – вот лишь несколько имен, которые хорошо известны в российской художественной керамике.
Каждый мастер привез с собой свою тематику, свои особенности, отличающие его работы среди множества других мастеров. Инна Рогова и Наталья Корчемкина (Пермь) вместе работают уже долгие годы. Их философские, исполненные глубоким смыслом произведения несут особую одухотворенность, некую закодированность, они и отстранены от нас и вместе с тем в них есть человеческая теплота. И здесь, на Байкале каждая из них представила работы, наполненные внутренней одухотворенностью («Жажда», «Пустой орех» Инны Роговой, «Дальняя дорога», «Отдых в пути», «Осень» Натальи Корчемкиной).
Характерной особенностью замечательного мастера из Самары Юрия Малыгина является создание композиций усложненных пластических форм. Его антропоморфные сосуды многослойны по прочтению, их ясные силуэты, спокойный неторопливый ритм придают его изделиям величественность. Таковы и работы, выполненные во время ольхонского симпозиума – «Ольхонские встречи», «Профили».
Марина Степанова-Ланская (Москва) – мастер перевоплощений. Ей интересно в керамике все: декоративные композиции, пласты, сосуды самых разнообразных форм и объемов. Ее ольхонские композиции «Байкальские камешки», «Ледяная вода», «Плоды» образны, ассоциативны, они стали украшением выставки, проведенной по результатам симпозиума.
Елена Вагина из Нижнего Новгорода в своих изделиях, богатых по фактурам, сохраняет связь с народным искусством. Ее излюбленная тематика – мир животных. Таковы ее скульптурная композиция «Медведь» чаша «Олень», выполненные на Ольхоне. Елена Вагина хорошо знает мир народной керамики, особенно привлекают ее народные музыкальные инструменты. Разнообразные окарины, свистульки, часто выполненные в виде все тех же животных, несут удивительно светлое начало.
Еще один мастер из Нижнего Новгорода – Наталья Кострова. Ее изделия, можно сказать особенно «керамичны» – автор в скульптурных композициях умеет передать пластичность глины. Ей интересно экспериментировать, искать. Композиции Натальи Костровой («Сарма», «Баргузин», «Старая гавань»), созданные на Ольхоне, наполнены глубоко творческим началом, в них традиционные приемы работы с керамикой сочетаются со смелыми поисками новых путей.
Рязанский мастер Галина Сметанина выполнила за время работы симпозиума не только целый ряд декоративных композиций и сосудов («Таежные сказки», «Оленьими тропами», «Дом солнца»), но и керамические музыкальные инструменты – рога, окарины – красочные, нарядные, звонкие.
Сибирский регион был представлен большой группой мастеров из Новосибирска, Красноярска, Иркутска. Скульптурные работы Анны Киркинской, наполненная лирическим звучанием композиция Людмилы Вороновой «Деревья, птицы, облака», стремительность полета в работе «»Вверх» Лидии Лось, озорная улыбка в композиции Елены Красновой «Дегустация омуля» и ее же поэтическая скульптура «Звезды над головой», насыщенное искрометным юмором «Котошествие» Юлии Юшковой, наполненные раздумьями изделия Андрея Поляницы, поэтические «Болотные цветы» Надежды Мещеряковой и ее же очаровательная анималистическая скульптура «Знакомство», «Сэргэ» Евы Хайтцманн, «Облачный день» из новой серии «Ангел, знакомящийся с радостями земной жизни» Татьяны Ерошенко, которая неизвестно как успевала совмещать организацию симпозиума и творческую работу.
Каждый художник раскрыл в эти две недели свой творческий потенциал, и это сделало байкальский симпозиум подлинной творческой лабораторией.
Но даже эти опытные мастера не только творчески работали, проводили мастер-классы, но и сами учились, воспринимали все то новое, что представлял каждый художник.
А учиться было чему: прежде всего, огромную роль в этом играли мастер-классы, которые проводились ежедневно. Елена Вагина показала приемы изготовления музыкального инструмента kazzy, и сразу же мастера показали и другие инструменты – Андрей Поляница (Иркутск) продемонстрировал изготовление свистулек, Галина Сметанина представила окарины. Юрий Малыгин провел мастер-класс по изготовлению чайника на гончарном круге, Елена Краснова представила способы изготовления изделий из бумажной глины, Татьяна Ерошенко – декор кракле на гончарном круге (имитация коры дерева), Марина Степанова-Ланская показала приемы использования фактур при наборе высокой формы, Наталья Корчемкина раскрыла секреты реставрации керамики, Юлия Юшкова провела мастер-класс по подглазурной росписи, а молодая керамистка из Красноярска Надежда Мещерякова поделилась приемами росписи по сырой эмали. Художники щедро делились своими знаниями, мастерством. Здесь не было места соперничеству, что особенно ценно и вызывало у каждого из 23 участников глубокую благодарность своим коллегам по цеху.
Но самая большая благодарность от всех мастеров звучала в адрес организаторов: Татьяны Ерошенко, Сергея Пуртяна, Лидии Лось, Павла Ермакова, взваливших на свои плечи тяжкую ношу по организации и проведению симпозиума.
Как уже было сказано, симпозиум завершился яркой выставкой, убедительно доказавшей, что цели, поставленные при организации «Байкал – КераМистики» выполнены: атмосфера творчества, царившая эти две недели среди участников симпозиума, дала блестящие результаты.
Для кого-то из мастеров это выльется в новые темы, кто-то открыл для себя новые технологии. Несомненно одно – заряд, полученный в эти напряженные и счастливые две недели каждому художнику даст такой творческий потенциал, который будет раскрываться еще долгие годы. И не раз на выставках в России и за рубежом мы встретимся с яркими керамическими композициями, в которых, так или иначе, отразится дыхание Байкала.