Новости, статьи

Имена иркутских улиц. Вернуть или оставить? В Иркутске обсудили вопрос переименования городских улиц

Вопрос переименования иркутских улиц и, в частности, сквера имени Кирова обсудили на круглом столе «Имена иркутских улиц. Вернуть или оставить?», проведенном в рамках проекта «Фабрика смыслов». Участники попытались выяснить, есть ли необходимость в переименовании улиц, как она должна проходить и высказали своё мнение о недавних городских дискуссиях по поднятому вопросу.

Руководитель Восточно-Сибирского информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований, кандидат исторических наук Артём Ермаков заявил, что программа возвращения старых названий городских улиц в целом может быть положительным явлением. «Это далеко не всегда «реакция» и движение в прошлое, а желание выстроить на прочном фундаменте будущее», - заявил докладчик.

Мнение, что вместе с переименованием из исторической памяти исчезнет советская эпоха, докладчик отверг. По его словам, бояться нужно того, что людям будет всё равно, как улицы будут называться. А то, что они будут названы именами деятелей советской эпохи, вполне допустимо, особенно если они касаются истории города, например, Нестор Каландаришвили. Правда, эксперту осталось совершенно неясным, какое отношение к Иркутску могут сегодня иметь Карл Маркс, Карл Либкнехт и Роза Люксембург.

«Однако сама по себе программа десоветизации, ведёт только к раздробленности единого символического пространства. А позитивной программы, которая предлагала бы столь же яркую концепцию новой сборки этого пространства, пока еще не возникло», - подытожил Ермаков.

Андрей Петров, представитель движения «Суть времени», участник пикета против переименования сквера имени Кирова, прошедшего в Иркутске 17 ноября, возмутился тем, что кампания по переименованию проходит под предлогом возвращения «исторических» названий, хотя совершенно неясны критерии «историчности».

Есть основания считать, что это отражение процесса, инициированного в 2011 году Советом по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Дмитрии Медведеве в программе «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». По мнению выступавшего, сейчас эта программа реализуется в разных городах России: в Кирове, Перми, Екатеринбурге...

«Считаю это недопустимым», - заявил выступавший. Он отметил, что считает положительным опыт, применённый в некоторых городах, где на зданиях вывешивают таблички с несколькими названиями улиц.

Представитель Молодой Гвардии Единой России Эдвард Милевичюс заявил, что попытка вычеркнуть советские имена иркутских улиц как нечто постыдное, если в этом состоит причина инициативы об их переименовании, совершенно несуразна. «Без причины, без весомых доводов переименовывать улицы, я думаю, не стоит. Нужно подходить к таким вопросам серьёзно, чтобы потом не приходилось оглядываться на принятые решения и не возникло соблазна заново переименовывать улицы», - поделился мнением выступавший.

Михаил Сеурко, представитель Евразийского Союза Молодёжи, поделился наблюдением, что в общественной дискуссии на тему переименования улиц вообще не озвучивается концепция переименования или даже вуалируются её цели, вместо аргументов предлагаются заявления о «возвращении исторических названий». По его словам, это просто рассчитано на то, чтобы вывести оппонента за пределы дискуссии в информационном пространстве. «Дескать, сквер имени Кирова – название идеологическое. Но переименование в сквер графа Сперанского – тоже чисто идеологический шаг, только на этот раз инициированный либералами», - заявил выступавший.

Участник круглого стола сообщил, что единственный находящий поддержку неидеологический вариант названия – Тихвинская площадь. «Судя по множеству опросов, этот вариант поддерживает множество людей. Большинство либо за то, чтобы оставить имя Кирова или переименовать в Тихвинскую площадь», - заключил он.

Название улицы как механизм формирования мировоззрения населения, по мнению члена Восточно-Сибирского политологического клуба Ильи Сосновского, является эффективным. Однако Cперанский сам по себе неоднозначная фигура среди историков, поэтому выступавший высказал опасение, что среди тех, кто не знает его, реакция с культурно-историческим контекстом вообще не произойдет и название будет переложено на свой лад без учета смысла. При этом, по его словам, нужно учитывать, во что может превратиться название площади в бытовой речи, станет ли она называться Сперанкой или ещё как-то.

Павел Петухов, член бюро Иркутского горкома КПРФ, сообщил, что сквер появился уже под нынешним названием - Кирова, это его единственное историческое название, и оно должно остаться в любом случае, даже если саму площадь действительно переименуют.

Решение о переименовании сквера пытаются, по словам выступавшего, «протащить волюнтаристски», не учитывая мнения общественности, которая в целом против переименования. «Если депутаты от «Единой России» протащат это решение, то их можно только пожалеть. Скоро выборы и это будет дополнительный аргумент для тех, кто будет им оппонировать, в том числе и для нашей партии», - поделился он мнением.

При этом Павел Петухов выступил с инициативой присвоить имя генерал-губернатора Муравьёва-Амурского новой магистрали, которая по плану должна быть проложена от Маратовской развязки в сторону Красных казарм, и поставить ему памятник.

В обсуждении приняли участие представители Восточно-Сибирского политологического клуба.

Площадка «Фабрика смыслов» организована иркутскими региональными отделениями Молодой Гвардии Единой России, Евразийского Союза Молодежи, движения «Русский лад» при поддержке Восточно-Сибирского информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (РИСИ).