Студия для тех, кто хочет что-то попробовать сделать из глины, для тех, кто увлечен глиной и давно ищет место, где свое увлечение можно реализовать, а также для тех, кто уже умеет лепить, но хочет повысить уровень своего мастерства

Новости / Статьи

Музыкальные керамические барабаны : Мастерская Ерошенко Татьяны и Пуртян Сергея

Керамический барабан Удо с мембраной

Дарбука керамическая с мембраной из рыбьей кожи

Дарбука с мембраной из кожи козы

Удонго керамический безмембранный барабан

Наши музыкальные керамические инструменты – это совместное детище с мужем, соратником, идейным вдохновителем нашего барабаноделания, человеком творческим и увлеченным Сергеем Пуртян. Увлечение барабанами началось у нас с концерта дуэта Sandal (Новосибирск). Вдохновившись многообразием этнических музыкальных инструментов, Сергей захотел сам научиться играть на них, но в музыкальных магазинах нашего города не нашел ничего подходящего, и в поисках инструмента ринулся в интернет, где попал на сайт с пошаговым мастер-классом по изготовлению керамической дарбуки. Немного отвлечемся на ссылку из энциклопедии;

Дарбу́ка (тарбукадарабукадумбе́к) - старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины с мембраной из козлиной кожи. Восточные танцы живота немыслимы без участия дарбуки. Высшим пилотажем для танцовщицы считается импровизация под барабанное соло, где телом нужно отбить каждый удар барабана. Керамические дарбуки с кожаной мембраной дают ни с чем не сравнимый звук и высоко ценятся среди музыкантов.

Так начался наш путь в мир этнических барабанов. Большие дарбуки гончарили керамисты - мужчины, я их расписывала, а Сергей натягивал кожу, которую сам и выделывал, а также руководил процессом совершенствования формы. Было много проб и ошибок, знакомство и обмен опытом с другими мастерами. Но самые суровые критики  наших работ - это  музыканты. Знакомство и последующая дружба со школой этнической перкуссии Этнобит в Иркутске дала новый толчек в нашем барабаностроении.  Были поездки на этнофестиваль Саянское кольцо в 2010 и 2011 году, где мы представляли свои работы на суд музыкантов, учитывали все их пожелания.

Вслед за ближневосточными барабанами пошли африканские, опять немного энциклопедии: Уду - африканский глиняный барабан-горшок, происходящий из племен Игбо и Хауса в Нигерии (udu - одновременно «сосуд» и «мир» на языке Игбо). Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались "голосами предков" и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях. При ударе по отверстию издает глубокий низкий звук, по поверхности - звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности. Удонго – это усложненный вариант уду и дает более широкий спектр звуков. Форма удонго достаточно сложная, и не многие керамисты берутся за его воплощение.

Поиск удачных форм тоже не обходился без ошибок, но это только усиливало наш интерес к этому необычному волшебному инструменту. 

Мы постепенно совершенствовали наши дарбуки и удо, и сегодня – это уже настоящие профессиональные инструменты для музыкантов. Сейчас многие наши керамические дарбуки и удо живут у музыкантов и, надеемся, радуют своих хозяев. Самое главное в наших инструментах - это то, что, заботясь о качестве звука барабана, мы никогда не забывали о художественной составляющей. Каждый из них – индивидуален, с неповторимым авторским рисунком. Такой инструмент можно приобрести не только для музицирования на нем, но и не стыдно использовать для украшения интерьера, он придаст ему великолепную нотку этники.

Нам очень хотелось сделать свои инструменты более доступными для всех, и так родилась идея с шейкерами и маленькими сувенирными дарбуками. Шейкер (от англ. shaker - «to shake» - трясти) - название целого ряда ударных музыкальных инструментов (перкуссии), используемых для создания ритмов, а также для придания музыке оригинального звучания. Представляет собой небольшую закрытую емкость из глины, частично наполненный мелким сыпучим содержимым (крупный песок, дробь, бисер). Небольшие размеры  шейкера дают большую свободу творчеству и позволяют экспериментировать с покраской кожи, многообразием орнаментов и узоров, что привело к созданию ряда замечательных инструментов, которые с удовольствием покупают и музыканты, и зрители.

Татьяна Ерошенко,
Художник-керамист,
март, 2012 года

 

Студия керамики и гончарного мастерства для взрослых и детей «Терракотовый слон»
Руководитель студии: Татьяна Ерошенко, художник-керамист, член Союза Художников России.

Иркутск, Микрорайон Зеленый Берег 
Ул. Снежная, д.1, кв.79
Тел.: 89149022524
E-mail: arteroshenko@yandex.ru