В Иркутске впервые прошел IV Съезд работников образования Сибири
Категория: Иркутская область : Об области
Предыдущая статья | Следующая статья
В Иркутске состоялось уникальное по своим масштабам событие — IV Съезд работников образования Сибирского федерального округа. В столице Приангарья собрались более 800 педагогов со всей Сибири, а также представители федеральных структур. Педагогическое сообщество делилось опытом друг с другом, но большая часть времени была посвящена выработке решений, которые повысят качество образования, привлекут в сферу молодые кадры, помогут укрепить материальную базу учреждений образования. Большую заинтересованность в профессиональном разговоре проявили полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский и губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.
ЧТО ОБСУЖДАЛИ?_________
Один из участников съезда — директор учреждения среднего специального образования в сфере туризма и услуг Республики Алтай Виктор Затеев — на таком мероприятии присутствует не первый раз и отмечает, что разговор педагогов с каждым съездом становится все профессиональнее.
— Мне удалось побывать на площадке Иркутского педагогического колледжа, где я для себя отметил некоторые моменты технического оснащения учебного заведения. Возможно, мы у себя на практике их применим. Кроме обмена опытом важно, что на таких мероприятиях мы имеем возможность заявить о проблемах и предложить решения. И если на предыдущем съезде мы говорили о том, нужен ли вообще новый закон об образовании в России, то сегодня мы обсуждаем, как максимально качественно применить его на практике.
Самые важные вопросы сферы образования, которые требуется решить в ближайшее время, сформулировала заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию Ирина Мануйлова. Проблема общего образования — внедрение новых образовательных стандартов. Стандарт предполагает обучение детей в одну смену, дополнительные 10 часов в учебном плане. Но до сих пор, по словам Ирины Мануйловой, на уровне государства не просчитано, какова потребность в местах для общего образования и достаточно ли школ, чтобы предоставить возможность детям ходить на уроки только с утра. Сегодня катастрофически не хватает мест в детсадах. А завтра и Иркутская область, и государство в целом столкнутся с другой проблемой — нехваткой дополнительных мест в школах. В разных регионах СФО демографический рост в среднем составляет 2—7% в год, что ведет к увеличению числа учеников. Новых мест требуют и современные стандарты: дополнительное образование, внеурочная деятельность. По данным Виктора Толоконского, ожидается прирост детского населения на 30—40%, а это потребует строительства новых школ.
Именно поэтому в Приангарье сегодня делается упор на строительство новых школ. У нас научились возводить современные учреждения образования всего за полгода, строят их по типовым проектам. Например, в 2013 году так появилась новая школа в селе Булуса Эхи- рит-Булагатского района. Принимаются решения строить школы в тех населенных пунктах, где их не было лет по 20.
— Опыт быстрого строительства мы черпаем из соседних регионов, что-то изобретаем сами и готовы поделиться своими наработками, — отметил губернатор Сергей Ерощенко.
Тема дефицита дополнительных ученических мест тянет за собой проблему нехватки педагогических кадров. Есть потребность в ежегодном увеличении педагогов на 5—6%, для того чтобы к 2021 году их количество выросло в 1,5 раза. Таковы современные потребности. Согласно общероссийским показателям, в учреждениях образования страны работает только 6% молодых специалистов в возрасте до 30 лет, большинство же педагогов уже переступают рубеж в 45 лет, немало кадров предпенсионного и пенсионного возраста.
— Мы заинтересованы в том, чтобы обновлялся кадровый состав, повышался престиж профессии, чтобы были созданы необходимые условия для привлечения в профессию способных, талантливых и обязательно высокомотивированных специалистов, — подчеркнул Виктор Толоконский. — Для регионов Сибири это еще важнее и ответственнее, потому что в любом процессе развития мы всегда решаем задачу закрепления населения. Можно много делать в развитии экономики, строить новые производственные мощности, новую инфраструктуру, но если нет качественного конкурентоспособного образования, нам не удержать молодых людей.
В качестве решения проблемы обсуждалась необходимость создания программы развития педагогического образования. Вместе с тем с переводом дошкольного образования на уровень общего возникает потребность в кадрах, имеющих высшее образование.
— Мы сегодня имеем армию педагогов дошкольных образовательных учреждений, у которых такой квалификации пока нет, — пояснила Ирина Мануйлова. — Каким образом осуществить массовую переподготовку тех, кто уже работает, и как готовить педагогов, которые должны приходить в сады, — серьезная задача.
К 2018 году необходимо обеспечить потребность в дополнительном образовании детей в возрасте от 5 до 18 лет. Предстоит серьезная модернизация этой системы.
— Надо ставить задачу максимально усилить дополнительные образовательные услуги в общеобразовательной школе. Тогда можно молодым специалистам увеличить зарплату, включить это в норматив финансирования. Важно повышать уровень мотивации в подготовке и переподготовке кадров. Особенно это важно для учителей, имеющих большой стаж работы, — подчеркнул полпред.
ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ВНОВЬ СТАНУТ РАСПРЕДЕЛЯТЬ?
Одно из предложений, выработанных во время работы съезда, — возможное возвращение к государственному распределению выпускников педагогических вузов. Однако делать это в тех стандартах и традициях, которые были в советское время, по мнению Виктора Толоконского, не стоит. Слишком явным будет диссонанс со многими юридическими нормами и традициями.
— Речь идет о том, что государственное бюджетное задание, которое получают вузы по набору и выпуску специалистов того или иного профиля, можно в определенной части перевести в контракты и определить конкретных контрактодер- жателей. Например, министерство образования Иркутской области 100 квот выделяет на подготовку педагогов по ряду специальностей. Тогда контрактодержатель определяет вузы, где будут готовиться специалисты. Он заинтересован в том, чтобы в вузах совершенствовались программы обучения, чтобы они максимально отвечали запросам практики. В контракте прописывается, что обучающийся после окончания учебного заведения, к примеру, три года работает там, куда его определит держатель контракта. Какая-то часть таких контрактных квот остается в самих университетах, и они ориентируются на подготовку аспирантов, ученых, узких специалистов.
Данная инициатива не потребует дополнительных финансовых ресурсов. И это стратегически выгодно молодому специалисту, потому что у него есть гарантия, что он сразу будет адаптирован к профессии. Контрактодержатель будет заинтересован создать жилищные и социальные условия для молодого специалиста, обеспечить его зарплатой достойного уровня. Такой принцип, кстати говоря, поможет привлечь в сферу образования и корпоративные средства. Ведь специалисты в вузах готовятся не только для бюджетной сферы. Выпускники вузов становятся инженерами, экономистами, юристами и нередко работают в биз- нес-сфере. Но бизнес не вкладывает средства в сферу профессионального образования. Владельцам компаний легче пригласить на работу готового выпускника. А может быть по-другому: если бизнесу нужны определенные специалисты — пусть заказывает их в вузах, финансирует обучение. В итоге образование получит заведомо больше ресурсов, чем это происходит сейчас.
В Приангарье, впрочем, бизнес уже активно помогает сфере образования. По словам губернатора Сергея Ерощенко, промышленники заинтересованы в квалифицированных кадрах, поэтому создают свои кафедры в вузах, покупают современнейшее оборудование, для того чтобы выпускники учебных заведений приходили к ним уже подготовленными, имеющими практический опыт. Комментируя возможность внедрения системы распределения, глава региона заявил о необходимости создания условий для работы молодых специалистов: им нужно предоставить жилье, обеспечить хорошей зарплатой, социальным пакетом, а не просто обязать работать. Таким способом никого заставить трудиться невозможно. Для развития экономики региона важно искать новые возможности. И это не только природные ресурсы и промышленный потенциал, но и образовательный, подчеркнул Сергей Ерощенко.
На основе рекомендаций съезда будет подготовлено обращение в Министерство образования России, в Совет Федерации, а также к педагогическому и экспертному сообществам.
Газета «Слюдянка» №48(91) от 29 ноября 2013 года