Газета «Слюдянка» в настоящее время выходит в цвете (4 полосы). Первый номер вышел 9 марта 2012 года. Цена в розницу – 7 рублей. Кол-во полос – 8.

Материалы газеты

В Иркутске впервые прошел IV Съезд работников образования Сибири

В Иркутске состоялось уни­кальное по своим масштабам событие — IV Съезд работников образования Сибирского фе­дерального округа. В столице Приангарья собрались более 800 педагогов со всей Сибири, а также представители федераль­ных структур. Педагогическое сообщество делилось опытом друг с другом, но большая часть времени была посвящена выра­ботке решений, которые повы­сят качество образования, при­влекут в сферу молодые кадры, помогут укрепить материальную базу учреждений образования. Большую заинтересованность в профессиональном разговоре проявили полномочный предста­витель президента в СФО Виктор Толоконский и губернатор Иркут­ской области Сергей Ерощенко.

ЧТО ОБСУЖДАЛИ?_________

Один из участников съезда — ди­ректор учреждения среднего специ­ального образования в сфере туриз­ма и услуг Республики Алтай Виктор Затеев — на таком мероприятии присутствует не первый раз и отме­чает, что разговор педагогов с каж­дым съездом становится все профес­сиональнее.

— Мне удалось побывать на пло­щадке Иркутского педагогического колледжа, где я для себя отметил некоторые моменты технического оснащения учебного заведения. Воз­можно, мы у себя на практике их применим. Кроме обмена опытом важно, что на таких мероприятиях мы имеем возможность заявить о проблемах и предложить решения. И если на предыдущем съезде мы го­ворили о том, нужен ли вообще но­вый закон об образовании в России, то сегодня мы обсуждаем, как мак­симально качественно применить его на практике.

Самые важные вопросы сферы образования, которые требуется решить в ближайшее время, сфор­мулировала заместитель предсе­дателя комитета Госдумы РФ по образованию Ирина Мануйлова. Проблема общего образования — внедрение новых образовательных стандартов. Стандарт предполагает обучение детей в одну смену, до­полнительные 10 часов в учебном плане. Но до сих пор, по словам Ирины Мануйловой, на уровне го­сударства не просчитано, какова потребность в местах для общего образования и достаточно ли школ, чтобы предоставить возможность детям ходить на уроки только с утра. Сегодня катастрофически не хватает мест в детсадах. А завтра и Иркутская область, и государство в целом столкнутся с другой про­блемой — нехваткой дополнитель­ных мест в школах. В разных реги­онах СФО демографический рост в среднем составляет 2—7% в год, что ведет к увеличению числа учеников. Новых мест требуют и современные стандарты: дополнительное обра­зование, внеурочная деятельность. По данным Виктора Толоконского, ожидается прирост детского насе­ления на 30—40%, а это потребует строительства новых школ.

Именно поэтому в Приангарье сегодня делается упор на строитель­ство новых школ. У нас научились возводить современные учрежде­ния образования всего за полгода, строят их по типовым проектам. Например, в 2013 году так появи­лась новая школа в селе Булуса Эхи- рит-Булагатского района. Принима­ются решения строить школы в тех населенных пунктах, где их не было лет по 20.

— Опыт быстрого строительства мы черпаем из соседних регионов, что-то изобретаем сами и готовы по­делиться своими наработками, — от­метил губернатор Сергей Ерощенко.

КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА

Тема дефицита дополнительных ученических мест тянет за собой проблему нехватки педагогических кадров. Есть потребность в ежегод­ном увеличении педагогов на 5—6%, для того чтобы к 2021 году их коли­чество выросло в 1,5 раза. Таковы современные потребности. Соглас­но общероссийским показателям, в учреждениях образования страны работает только 6% молодых специ­алистов в возрасте до 30 лет, боль­шинство же педагогов уже пересту­пают рубеж в 45 лет, немало кадров предпенсионного и пенсионного возраста.

— Мы заинтересованы в том, что­бы обновлялся кадровый состав, по­вышался престиж профессии, чтобы были созданы необходимые условия для привлечения в профессию спо­собных, талантливых и обязательно высокомотивированных специали­стов, — подчеркнул Виктор Толо­конский. — Для регионов Сибири это еще важнее и ответственнее, по­тому что в любом процессе развития мы всегда решаем задачу закрепле­ния населения. Можно много делать в развитии экономики, строить но­вые производственные мощности, новую инфраструктуру, но если нет качественного конкурентоспособ­ного образования, нам не удержать молодых людей.

В качестве решения проблемы об­суждалась необходимость создания программы развития педагогическо­го образования. Вместе с тем с пере­водом дошкольного образования на уровень общего возникает потреб­ность в кадрах, имеющих высшее образование.

— Мы сегодня имеем армию пе­дагогов дошкольных образователь­ных учреждений, у которых такой квалификации пока нет, — пояснила Ирина Мануйлова. — Каким обра­зом осуществить массовую перепод­готовку тех, кто уже работает, и как готовить педагогов, которые долж­ны приходить в сады, — серьезная задача.

К 2018 году необходимо обеспе­чить потребность в дополнительном образовании детей в возрасте от 5 до 18 лет. Предстоит серьезная модер­низация этой системы.

— Надо ставить задачу макси­мально усилить дополнительные образовательные услуги в общеоб­разовательной школе. Тогда можно молодым специалистам увеличить зарплату, включить это в норматив финансирования. Важно повышать уровень мотивации в подготовке и переподготовке кадров. Особенно это важно для учителей, имеющих большой стаж работы, — подчер­кнул полпред.

ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ВНОВЬ СТАНУТ РАСПРЕДЕЛЯТЬ?      

Одно из предложений, вырабо­танных во время работы съезда, — возможное возвращение к госу­дарственному распределению вы­пускников педагогических вузов. Однако делать это в тех стандартах и традициях, которые были в со­ветское время, по мнению Виктора Толоконского, не стоит. Слишком явным будет диссонанс со многими юридическими нормами и традици­ями.

— Речь идет о том, что государ­ственное бюджетное задание, кото­рое получают вузы по набору и вы­пуску специалистов того или иного профиля, можно в определенной части перевести в контракты и опре­делить конкретных контрактодер- жателей. Например, министерство образования Иркутской области 100 квот выделяет на подготовку педагогов по ряду специальностей. Тогда контрактодержатель опре­деляет вузы, где будут готовиться специалисты. Он заинтересован в том, чтобы в вузах совершенство­вались программы обучения, чтобы они максимально отвечали запро­сам практики. В контракте пропи­сывается, что обучающийся после окончания учебного заведения, к примеру, три года работает там, куда его определит держатель контракта. Какая-то часть таких контрактных квот остается в самих университе­тах, и они ориентируются на под­готовку аспирантов, ученых, узких специалистов.

Данная инициатива не потребует дополнительных финансовых ресур­сов. И это стратегически выгодно молодому специалисту, потому что у него есть гарантия, что он сразу будет адаптирован к профессии. Контрактодержатель будет заинте­ресован создать жилищные и соци­альные условия для молодого спе­циалиста, обеспечить его зарплатой достойного уровня. Такой принцип, кстати говоря, поможет привлечь в сферу образования и корпоративные средства. Ведь специалисты в вузах готовятся не только для бюджетной сферы. Выпускники вузов стано­вятся инженерами, экономистами, юристами и нередко работают в биз- нес-сфере. Но бизнес не вкладывает средства в сферу профессионально­го образования. Владельцам ком­паний легче пригласить на работу готового выпускника. А может быть по-другому: если бизнесу нужны определенные специалисты — пусть заказывает их в вузах, финансирует обучение. В итоге образование полу­чит заведомо больше ресурсов, чем это происходит сейчас.

В Приангарье, впрочем, бизнес уже активно помогает сфере об­разования. По словам губернатора Сергея Ерощенко, промышленники заинтересованы в квалифицирован­ных кадрах, поэтому создают свои кафедры в вузах, покупают совре­меннейшее оборудование, для того чтобы выпускники учебных заведе­ний приходили к ним уже подготов­ленными, имеющими практический опыт. Комментируя возможность внедрения системы распределения, глава региона заявил о необходи­мости создания условий для работы молодых специалистов: им нужно предоставить жилье, обеспечить хорошей зарплатой, социальным па­кетом, а не просто обязать работать. Таким способом никого заставить трудиться невозможно. Для разви­тия экономики региона важно ис­кать новые возможности. И это не только природные ресурсы и про­мышленный потенциал, но и об­разовательный, подчеркнул Сергей Ерощенко.

На основе рекомендаций съезда будет подготовлено обращение в Министерство образования России, в Совет Федерации, а также к педа­гогическому и экспертному сообще­ствам.

 

Анна Соколова

Газета «Слюдянка» №48(91) от 29 ноября 2013 года