Без градостроительных документов невозможно развитие территорий
Категория: Иркутская область : Об области
Предыдущая статья | Следующая статья
В дни фестиваля «Зодчество Восточной Сибири» корреспонденты журнала «Строим вместе» встретились и побеседовали с участниками фестиваля, сотрудниками ОАО «Иркутскгипродорнии»: начальником департамента градостроительного проектирования Екатериной Васильевной Протасовой и главным инженером департамента градостроительного проектирования Жанной Владимировной Лончаковой.
- Екатерина Васильевна, что представляетсобойнасегодняшний день институт «Иркутскгипродорнии»?
- Сегодня «Иркутскгипродорнии» - многопрофильная компания с двумя большими направлениями деятельности - строительным и проектным. В нашем институте работают проектные департаменты: дорожный, мостовой, железных дорог, инженерных изысканий, промышленного и гражданского строительства, инженерного сопровождения строительства и градостроительного проектирования. Мы представляем департамент градостроительного проектирования. Каждый департамент - это своего рода небольшой институт со своими структурными подразделениями и соответствующими объемами выполняемых работ. Задача нашего департамента в настоящий период заключается в закреплении позиций градостроительных проектировщиков на рынке. И если полтора года назад, в начале нашей деятельности, заказчики выражали недоумение, что в «Иркутскгипродорнии» существует градостроительное проектирование, то сейчас многие территории хотят работать только с нами. Такой позитивный процесс есть результат нашей работы за прошедший период.
- ЖаннаВладимировна, Градостроительныйкодексбылпринятв конце 2004 года, нодосихпордля многихмуниципальныхобразований онявляется«закрытой»книгой. На вашвзгляд, почемутакпроисходит?
- Вы правы, многие специалисты действительно не знают, с какой стороны подойти к Градостроительному кодексу. Одной из причин этого, на мой взгляд, являются постоянные изменения, вносимые в этот закон. Последние существенные поправки были внесены 20 марта этого года. В Градостроительном кодексе есть пункт, в котором говорится, что при отсутствии правил землепользования и застройки органы местного самоуправления не могут, например, выделять земельные участки для строительства, нельзя ничего строить без ссылки на пункт в Градкодексе. Дата вступления в силу этого пункта несколько раз отодвигалась. Сначала это было 1 января 2010 года, затем 1 января 2012 года, сейчас эта дата передвинута на 31 декабря 2012 года. На сегодняшний день на территории Иркутской области разработано только 8% документов территориального планирования. Чтобы понять, насколько область отстает от других регионов, приведу пример Ямало-Ненецкого автономного округа. Там полностью выполнена вся градостроительная документация, начиная с документов территориального планирования и заканчивая проектами планировки и проектами межевания.
- Возможно, такаяситуациясдокументамитерпланированиявызванаотсутствиемденегумуниципалитетовИркутскойобласти?
Ж.В. Лончакова. Скорее всего, не хватает специалистов. Раньше у нас было 33 района, соответственно 33 муниципальных образования, в которых были отделы, и за всем этим направлением следили специалисты во главе с архитектором. В 2003 году вышел 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и в соответствии с ним (гл. 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления») территория области была поделена на городские округа, городские поселения и муниципальные районы. В Иркутской области появилось 474 муниципальных образования, и каждое из них было наделено полномочиями вести градостроительную деятельность. На сегодняшний день у этих образований отсутствует граддокументация, не хватает квалифицированных специалистов. Зачастую работу выполняют люди, далекие от градостроительства и архитектуры, которые считают, что их поселению не нужны проекты, так как ничего, кроме магазинов, у них не строят. Иногда они даже не в курсе, что для магазина, тоже требуется разрешение на строительство, а не только лицензия на право торговли от отдела по потребительскому рынку.
Е.В. Протасова. Отсутствие квалифицированных кадров -это лишь одна из причин. Когда я еще работала в «Иркутскгражданпроекте», примерно в 2007 году, на нас вышел глава одного из поселений Красноярского края с предложением разработать для поселения генеральный план. Уже тогда, 4-5 лет назад, на региональном уровне в Красноярском крае работала программа софинансирования разработки документов территориального планирования. Причем 10% затрат составляли деньги поселения и 90% - средства из краевого бюджета. Как проектировщики, мы долгое время не видим заинтересованности региональных властей в помощи поселениям при разработке документов территориального планирования, каждое поселение само бьется с этой проблемой.
- Каксейчасобстоятделасвыделениемсредствдля разработкидокументовтерриториальногопланирования?
Ж.В. Лончакова. Правительство Иркутской области пытается решить вопрос по софинансированию. Но разработанная процедура неясна, нечетко прописаны и критерии выделения средств: одним выделяется больше денег, другим меньше, а третьим вообще ничего.
Е.В. Протасова. Двенадцатого апреля состоялся Градостроительный совет при Губернаторе Иркутской области по вопросу разработки документов территориального планирования. В своем докладе главный архитектор области В.В. Распутин сообщил, что в законе Иркутской области «Об областном бюджете на 2011 год» предусмотрено выделение субсидий муниципальным образованиям на софинансирование расходных обязательств по расходам, связанным с подготовкой и утверждением документов территориального планирования, в сумме 53,2 млн. рублей. Кроме того, областная служба архитектуры готовит бюджетную заявку на выделение из региональной казны еще 144,3 млн. рублей на схемы территориального планирования (СТП) районов и генпланы поселений.
Тема софинансирования поднимается уже не первый год. В прошлом году на эти цели было выделено порядка 7 млн. рублей, которых хватило только на помощь нескольким МО.
- Сколькимпоселенияммогло хватитьэтойсуммы?
Е.В. Протасова. Деньги передали тем муниципалитетам, кто уже вложился в разработку документов терпланирования. Хотя и здесь механизм выделения средств был непонятен: видимо, больше получали те, кто доказал, что ему нужнее.
-Сколькотребуетсявременидля разработкидокументовтерриториальногопланированиянебольшого поселения?
Е.В. Протасова. Приведу пример Марковского городского поселения, которым я непосредственно занималась. Работа была начата весной 2008 года и завершена публичными слушаниями в конце того же года. В 2009 году Марковское поселение вышло на процедуру согласования. Эта процедура у нас не прозрачна, не отрегулирована и до конца не решена, больше всего она напоминает движение по кругу. Процедура согласования документов территориального планирования Марковского городского поселения до сих пор не завершена, согласование идет уже два года, процесс выделения земельных участков Марковского поселения продолжается. И я почти уверена, что генеральный план, когда он наконец будет утвержден, попросту морально устареет, так как ситуация за это время изменилась в корне. Один из моментов, обозначенных, но до конца не решенных Градкодексом, - это вопросы, по которым должно проходить согласование с федеральным уровнем.
Министерство регионального развития, куда передаются документы терпланирования на согласование, переправляет их по очереди во все федеральные министерства, а их порядка 26. Согласование превращается в бесконечную бюрократическую волокиту, хотя в законе обозначено, что на эту процедуру отводится 3 месяца. Возникает закономерный вопрос: зачем генплан Марковского городского поселения согласовывать в Роскосмосе или в Министерстве особых полномочий президента?
- Авозможенлиболеекороткий путьутверждениядокументовтерпланирования?
Ж.В. Лончакова. В ИрГТУ недавно проводилась конференция с участием разработчиков градкодекса, которым мы задали этот вопрос. Нам ответили, что согласовывать с федералами необходимо документы в случае, если затрагиваются федеральные интересы и только в случаях, определенных Градостроительным кодексом. В качестве примера был приведен город Пермь, в границах которого находятся военные стратегические объекты. Тем не менее, муниципалы утвердили все документы на местном уровне. И это законодательно правильно.
Е.В. Протасова. А вот администрация Иркутска, запустила процедуру согласования новой редакции Генерального плана города на федеральный уровень. Давно уже минуло 3 месяца, определенных законом, но нет ни одного официального ответа. И это камень преткновения, из-за которого формально не может быть утвержден документ. Вполне логично предположение, что кому-то не хочется, чтобы Генплан Иркутска быстрее приняли. Чем позже его утвердят, тем дольше будет продолжаться неразбериха в нашем городе, когда вместо скверов возникают дома, в центре зашкаливает этажность, здания практически выходят на проезжую часть, отсутствуют парковки. Пока у нас нет «правил игры» в городе, все так и будет. А ведь Иркутск входит в небольшое число городов-лидеров, где разработаны все документы и по территориальному планированию, и по планировке территорий, и по градостроительному зонированию. Генплан есть, изменения в генплан есть, проектами планировки охвачен практически весь город, на части территорий разработаны проекты межеваний, правила землепользования и застройки. И из всех этих многочисленных документов, подготовленных в 2007-2010 гг., утвержден единственный документ - действующий на данный момент генеральный план.
-Почемужеунаснеутвержденыэтидокументы?
Е.В. Протасова: Одна из причин - в необходимости соблюдения определенной последовательности согласования документов. Сейчас на утверждении внесение изменений в генеральный план, где учтены все наработки проектов планировок. Подготовлен документ, в котором устранены все противоречия и разночтения между документами, его необходимо утвердить. Затем наступит очередь проектов планировок.
- Ктоутверждаетэтидокументы?
Е.В. Протасова. Это компетенция органов местного самоуправления, Думы. Но подчас складывается впечатление, что думские чиновники не заинтересованы в утверждении граддокументации. Недавно по инициативе депутата Сергея Юдина, архитектора по образованию, состоялась встреча проектировщиков, представителей депутатского корпуса и администрации города. На встрече рассматривалась ситуация с центром Иркутска. Депутат выражал озабоченность тем, что происходит в центре города с точки зрения градостроительной деятельности. И это хорошо. Необходимо, чтобы депутаты поняли значимость градостроительных документов как механизма градорегулирования и начали способствовать их утверждению. Оченьхочется, чтобы депутатский корпус не боялся принимать самостоятельные ответственные решения и, не оглядываясь на несущественные замечания федерального центра, утвердил изменения в генеральный план города на муниципальном уровне, тем более, что это корректировка действующего, утвержденного ранее документа, а не принятие нового.
- Поясните, пожалуйста, вкакомслучаедокументытерпланированиядолжнысогласовыватьсявМинистерстве региональногоразвития, вкаком - науровнеобласти, ав какомдостаточнорешенияоргановместногосамоуправления? Ктокакойдокументдолженсогласовывать?
Ж. В. Лончакова. Проекты СТП и генеральные планы подлежат согласованию с Министерством регионального развития, с субъектом или органом местного самоуправления только в случаях, установленных Градостроительным кодексом. И эти случаи имеются далеко не во всех муниципальных образованиях.
Что касается города Иркутска, то проектом генерального плана не предусмотрены эти случаи, нет предмета согласования. Есть памятники культурного наследия, но мы не изменяем границы памятников. Земли лесного фонда не включаются в границы города. Причем федеральные органы власти уже просрочили трехмесячный срок согласования генерального плана, и депутаты совместно с городской администрацией волевым решением в строгом соответствии с законом могли бы рассмотреть и утвердить этот градостроительный документ и отправить соответствующее письмо в Минрегионразвития.
- Могутлинашидепутаты, которыевбольшинстве своемнеимеютградостроительногообразования, разобратьсясэтимсложнымдокументомивынестиправильноерешение?
Е.В. Протасова. Дума - это представительный орган. Она берет на себя ответственность по принятию законодательных актов муниципального уровня. А исполнительный орган - наша администрация - должна представить документ на утверждение, соблюдая все необходимые процедуры. Представителям Думы необязательно в подробностях владеть градостроительной грамотой, им нужно доверять компетенции администрации и, конечно, понимать значение этих документов, что они регулируют и зачем они необходимы управленцам.
Ж.В. Лончакова. Очень часто в средствах массовой информации публикуются материалы о самовольном строительстве, точечной застройке, пробках на дорогах, авариях систем ЖКХ, отсутствии мест в детских садах и многое другое. Очень многое из проблем, освещаемых СМИ, - это вопросы градостроительства и, в первую очередь, - вопросы градостроительной документации. Что такое генеральный план города? Генеральный план - это слоеный пирог. Анализируется каждая часть, и, когда накладывается одно на другое, тогда становится видно, какие земельные участки благоприятны для жилья, а где необходимо улучшить территории и разбить сквер, где необходимо предусмотреть площадки для детских садов и школ, так как в этом районе планируется массовое строительство жилья, или, во избежание пробок, предусмотреть дополнительную полосу движения. К сожалению, мало кто из городских и областных чиновников в состоянии воспринимать город как единый механизм, отсюда недооценка значимости документов территориального планирования.
- ЕкатеринаВасильевна, измножестваградостроительныхдокументовпоИркутску, работаяв«Иркутскгипродорнии», к каким документам вы имеете непосредственноеотношение?
Е.В. Протасова. Коллектив нашего департамента - автор практически всех градостроительных документов по Иркутску, включая проекты планировок и другие документы. Под эгидой
«Иркутскгипродорнии» мы разработали «Внесение изменений в генеральный план г. Иркутска». Недавно мы получили заказ на очень интересную работу - проект развития застроенных территорий. Наш коллектив делал обоснование для этого проекта. Мне кажется, что это пилотная и очень актуальная тема для нашего города. Специфика Иркутска в том, что у нас много ветхого жилья, двухэтажных бараков, и важно для города разработать механизм освоения этой территории для создания благоприятной среды в центре города.
- КакпроектРазвитиязастроенныхтерриторийсоотноситсясужесуществующимидокументамитерпланирования, например, спокане принятымпроектомпланировкиОктябрьскогорайона? Являетсяли новыйпроектболеедетальнойпроработкойэтогодокумента?
Е.В. Протасова. В нашей работе обоснованы изменения проекта планировки на этом участке, но при этом проект Развития застроенных территорий соблюдает все параметры планируемого развития территории, заложенные проектом планировки, то, что отражает интересы муниципалитета, - это красные линии, размещение объектов социального и культурно-бытового назначения, озеленение мест общего пользования, плотностные характеристики жилой застройки. Власти должны создать условия для формирования комфортной среды в городе.
- Есливашаработанайдетпониманиеувластей, потребуетсялиизменениепроектапланировки Октябрьскогорайона?
Е.В. Протасова. В проекте планировки Октябрьского района закреплена рамочная стратегия уровня ПП, определены параметры развития элементов планировочной структуры, красные линии и т.п., а дальше можно вести детальную проработку этих территорий даже поквартально. Главное, не нарушать общих параметров документа. Есть немало примеров такого инвестиционного освоения городов, особенно активно развивающихся, где очень быстро изменяется реальная ситуация, своего рода мониторинг. На мой взгляд, именно в этом состоит нормальный путь. Задача администрации заключается в управлении процессом освоения городских территорий - градорегулировании. Нужно дать возможность частным застройщикам разрабатывать на свои деньги локальные проекты планировки той или иной территории. Администрация должна рассматривать готовые проекты и выносить свое решение по их согласованию и утверждению. Проект развития застроенных территорий, в этом смысле, - это шаг в развитии данного направления.
- Вкакойстадиисейчаспроект Развитиязастроенныхтерриторий?
- Е.В. Протасова. Пока проект достаточно хорошо движется, городской администрацией принято решение о разработке правил землепользования и застройки на этот фрагмент города, далее проведение аукциона и заключение договора с застройщиком.
- Надкакимиещепроектамиработаетвашдепартамент?
-Е.В. Протасова. В силу своей специфики «Иркутскгипродорнии» имеет очень обширную географию работ. Департамент также поддерживает эту традицию. Наши объекты расположены в разных районах страны - в Хабаровском и Приморском краях, Ангарском районе, Усть-Куте, несколько генпланов и проектов планировки в Хакасии и Абакане. В нашем диапазоне и документы терпланирования - генеральные планы поселений и городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов и документация по градостроительному зонированию -правила землепользования и застройки, документы планировки и межевания территории. Недавно мы разработали документ о внесении изменений в правила землепользования и застройки Ангарска. Пришлось пройти достаточно сложный путь по согласованию и по процедуре до утверждения этого документа. Зато по завершении работы мы получили слова благодарности от населения и заказчика, а это дорогого стоит.
-ЕкатеринаВасильевна, познакомьте наших читателей с объектами, представленнымиинститутом«Иркутскгипродорнии»нафестивале«ЗодчествоВосточнойСибири».
Е.В. Протасова. Сейчас для нашего департамента важно утвердиться в качестве градостроительного проектировщика на российском рынке, так как это направление в институте появилось недавно. Экспозицией, подготовленной для фестиваля «Зодчество Восточной Сибири», мы стремились максимально представить и географию работ, и диапазон разрабатываемых документов, поэтому умышленно выставили большое количество проектов. Мы отдавали себе отчет, что не все наши работы завоюют призы, но хотели заявить о себе достаточно внушительно.
В Проекте планировки Абакана представлены предложения по цветовому решению главных улиц на территории жилого района. За основу были приняты национальные цвета Республики Хакасия. Мы эту тему развили и использовали в колеровке центрального района Абакана. Получилось очень интересное решение, которое было одобрено заказчиком.
Также нами представлена концепция генерального плана п. Магистральный, работа над которым еще продолжается. Ситуация с развитием БАМа сложна и неоднозначна, планы 70-х годов и современная жизнь - это совершенно разные реальности, поэтому требуется очень корректный подход проектировщиков, никаких амбициозных планов, все должно быть реализуемо, и проектные решения направлены на улучшение условий проживания населения.
Еще один проект - это генеральный план Голоустненского сельского поселения. У него ограниченная территория, но она очень востребованна в рекреационных целях. Также нашим институтом «Иркутскгипродорнии» были представлены схемы территориального планирования Усть-Кутского и Слюдянского районов.
Слюдянский район - территория очень богатая разнообразными ресурсами, с большим потенциалом для развития туризма на берегу Байкала. Но градостроительная деятельность здесь на сегодня не обеспечена никакими документами. После разработки схемы территориального планирования и ее утверждения ситуация должна измениться в лучшую сторону.
Все документы территориального планирования сейчас очень востребованы, главное, чтобы администрация поселений понимала, для чего и как использовать градостроительные документы.
ТатьянаАнненкова, СветланаТимохова
Журнал "Строим вместе" №9 (115) июнь 2011