Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Зодчество Восточной Сибири - 2011

Прошел XI архитектурный фестиваль «Зодче­ство Восточной Сибири». Каким он был? Я бы сказала - непростым. Редакция журнала полноценно работает на Зодчестве с 2002 года, для нас это уже десятый фестиваль, и есть с чем сравнивать. В этом году смотр-конкурс прошел в нетрадиционном для себя формате: работы были представлены на пло­щадке Сибэкспоцентра в рамках выставки «Город + дизайн». Хорошо это или плохо -трудно сказать. Конечно, то, что экспозицию смогли посмотреть широкие слои населения, - это несомненный плюс. Но мне кажется, что архитектура растворилась среди народ­ного творчества, конкурсов красоты, песен и плясок.

Что же касается смотра-конкурса, то в этом году было представлено очень мало работ. Такого еще не было нико­гда. Практически не были полноценно представлены ни ПРОЕКТЫ, ни ПО­СТРОЙКИ. Не было работ известных ир­кутских архитекторов, которые всегда занимали лидирующие места как на ре­гиональном, так и на всероссийских и международных конкурсах. В этом году не представили свое творчество Влади­мир Стегайло, Николай Жуковский, Сер­гей Демков и др. Красноярцы, которые всегда широко выставлялись на нашем Фестивале, прислали всего одну ра­боту. По словам председателя ИРО САР Игоря Козака, все это связано с кризи­сом. Последние два года у проектиров­щиков практически не было серьезных заказов, а маленькие, неконкурсные, работы ведущие архитекторы не захо­тели выставлять.

Жюри же в этом году было как нико­гда строгим и не стало делать скидку ни на кризис, ни на то, что архитекторам пришлось выставлять на фестивале только наработанное за последнее время, что у них не было крупных зака­зов, что пришлось выставлять работы, не всегда дотягивающие до конкурсного уровня. Так в разделе ПРОЕКТЫ в номи­нации ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПРОМЫШ­ЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ, атакже в номинации РЕКОНСТРУКЦИЯ никому не присудили первого места. В некоторых других но­минациях также не было призовых мест.

Но если небольшое количество работ в ПРОЕКТАХ и ПОСТРОЙКАХ можно объяснить экономическими про­блемами, то непонятно, почему практи­чески не выставились интерьерщики (мы насчитали всего три работы), ведь основной удар кризиса был направлен все-таки на большие объекты, а дизайн помещений и малые архитектурные формы пострадали меньше всего. Кроме того, в этом году «Зодчество Восточной Сибири» проходило в рамках выставки «Город + дизайн», и ИНТЕРЬЕР, по логике, на этой площадке должен был быть представлен лучше всего.

Сложная ситуация сложилась и с ландшафтной архитектурой. Мало того, что это очень важное для простран­ственной среды направление плохо раз­вито в нашей стране, а в Иркутске тем более, но еще и архитекторы не воспри­нимают ландшафт как серьезную про­фессиональную архитектуру. Только в прошлом году на XVIII Международном фестивале «Зодчество» в Москве впер­вые чествовали архитекторов, зани­мающихся ландшафтным дизайном. В этом году на нашем фестивале также появилась номинация ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. Понятно, что представ- ленные работы, может быть, и не от­вечали мировым стандартам, но все-таки непонятно, почему те несколько работ, которые инициаторам номина­ции в разделе ПРОЕКТЫ удалось пред­ставить на ЗВС, не удостоились даже поощрительных дипломов. Жюри ре­шило, что данная номинация не заслу­живает никаких поощрений. А как же, господа архитекторы, вы собираетесь развивать городскую среду и ланд­шафтную архитектуру в частности, если вы зарубаете на корню новое направле­ние? Скорее всего, наследующий году вас на фестивале вообще не будет работ по ландшафтному проектирова­нию.

Больше всего профессиональных работ, а именно 14, было представлено в номинации ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. Такая популярность этого направления объясняется, скорее всего, тем, что до конца 2012 года все города и поселения нашей страны должны разработать и утвердить документы территориального планирования. Призовые места разде­лили между собой два крупнейших иркутских проектных института - ОАО «Иркутскгражданпроект» и ОАО «Иркутскгипродорнии».

Порадовали также СТУДЕНТЫ и МО­ЛОДЫЕ АРХИТЕКТОРЫ. Молодежь вы­ставила на фестивале 39 работ! Очень серьезный проект представили сту­денты кафедры архитектурного про­ектирования НИ ИрГТУ «Благоустро­йство общественных зон ул. Горького в р.п. Листвянка», за которую были удо­стоены не только серебряного и по­ощрительных дипломов, но и грамот от представителей администрации Иркут­ского района и Листвянского муници­пального образования: «Мы рады, что молодой коллектив технического уни­верситета за нашу работу отметили на фестивале. Эта работа стартовала в се­редине апреля по заданию губернатора. Она еще не закончена, и мы надеемся, что это не последняя награда молодого коллектива».

Много позитива вызвало детское творчество. Необыкновенные работы сделали ребятишки из Центра детского творчества «Пирамида» и МОУ ДОД «Детская художественная школа №1», за что и получили золотые дипломы. На­столько поразительна фантазия детей, что даже дух захватывает! Всего на фе­стивале было представлено пять дет­ских художественных учреждений: МОУ ДОД «Детская художественная школа №4», детская студия дизайна «Спектр», Центр детского творчества архитектуры

и дизайна «Пирамида», МОУ ДОД «Дет­ская художественная школа №1», МОУ ДОД «Детская школа искусств №5». Но, опять НО... Уже не один год фестиваль предоставляет площадку под семинар «Проблемы детского архитектурного творчества», который ни разу не состо­ялся . У нас что, господа преподаватели, нет проблем с детским образованием?

Но не будем говорить о грустном. В рамках фестиваля прошло множество полезных и интересных мероприятий, была создана качественная площадка для общения. Гостем фестиваля стал Михаил Мамошин - руководитель «Ар­хитектурной мастерской Мамошина», академик МААМ, советник РААСН, член правления Союза архитекторов России и Санкт-Петербурга. Среди наиболее значимых объектов его мастерской -первый паркинг в историческом центре города «Гараж на Волынском», проект часовни рядом с местом дуэли Пуш­кина, бизнес-центры и жилые ком­плексы в разных частях Питера, гостиница «Новотель Санкт-Петербург Центр», застройка пешеходной улицы (дублера Невского проспекта) в 130 квартале Центрального района Санкт-Петербурга и др.

Серию лекций «Основы параметри­ческой и генеративной архитектуры» прочитали москвичи Петр Васильев и Максим Малеин, представляющие ар­хитектурную студию Digital Bakery. Digital Bakery («Цифровая Пекарня») - это открытый проект, направленный на изменение парадигмы архитектурного проектирования. Посредством своих реализованных объектов, курсов, лек­ций и выездных семинаров молодые ар­хитекторы пропагандируют новые методики проектирования и, как ре­зультат, новую архитектуру.

Острым и актуальным был круглый стол «Научно-правовые аспекты рекон­струкции-регенерации среды с памят­никами деревянной архитектуры», главным докладчиком на котором был Валерий Трофимович Щербин. Пред­ставители ВООПИиК, Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Центра по сохранению историко-культурного наследия, архи­текторы и студенты встретились на одной площадке и пытались найти ре­шение в достижении консенсуса между обществом, властью и бизнесом в во­просе сохранения памятников в г. Ир­кутске.

Фестиваль состоялся. Да, не все прошло гладко. Но все же участники и зрители получили массу полезной ин­формации, обменялись мнениями и профессиональным опытом. Мы наде­емся, что на следующий год архитек­торы порадуют нас новыми талантливыми работами.

 

ТатьянаАнненкова

Журнал "Строим вместе" №9 (115) июнь 2011