Архитектурные обновки Иркутска
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Известно, что убийцы и архитекторы всегда возвращаются на место преступления, но вряд ли сэр Питер Александр Устинов, которому принадлежит авторство этого утверждения, мог знать, что для иркутских архитекторов возвращение на сочиненные ими объекты - своего рода градостроительная миссия, по духу больше просветительская, чем нарциссическая. Разумеется, будь у сэра Питера Александра Устинова возможность принять участие в экскурсии по новостройкам города «Авторский надзор», которая традиционно проходит в рамках фестиваля «Зодчество Восточной Сибири», он высказался бы иначе.
Впрочем, я лукавлю: конечно, в Иркутске есть такие места, куда немыслимо возвращаться без особой на то оказии, но, кажется, в профессиональном сообществе хоть и обмолвливаются об этом, стесняются обсуждать творческие заблуждения коллег публично. Вот и на этот раз экскурсионный маршрут был составлен таким образом, чтобы посмотреть хоть и не бесспорные, но все-таки те сооружения, которые не изуродовали город, которые в будущем, лет через двести, когда утратят новизну, сделаются еще более приятными на глаз, без которых Иркутск покажется невероятным, каким он казался нам без гостиницы «Сибирь», без шпиля, без дома «на ногах» ...
Иными словами, неудивительно и очень символично, что первой остановкой архитектурного паломничества стал 130-й квартал. Но сначала - здание с необыкновенной судьбой, Дом музыки Дениса Мацуева, созданный с пристрастием, вернее, не созданный - каллиграфическим почерком вписанный в контекст, словно находился тут постоянно, надо было только эффектным жестом сбросить с него мантию-невидимку.
«Первоначально музыкальный салон Дениса Мацуева планировалось разместить непосредственно в историческом квартале «Иркутская слобода», на верхней террасе многоуровневого подземного пространства», - рассказывает автор проекта Е. Григорьева. Однако если принять инвестиционные перипетии за необычность судьбы, то, значит, непостижимая предопределенность есть у любой, самой банальной новостройки. Здесь - другое, о чем Елена Ивановна говорит как бы между прочим: как получила благословение известного иркутского архитектора Владимира Буха, как искала и нашла в чудом сохранившихся лиственницах доброго гения, ревностно оберегающего неповторимую атмосферу места, что, оказывается, в Крестовоздвиженской церкви, вид на которую открывается с террасы, Денис Мацуев крестился. «Здание в плане напоминает скобку, обращенную к лиственнице, - объясняет автор, приглашая экскурсантов совершить мысленную прогулку по дому. - Входим в полуторасветный вестибюль, поднимаемся по парадной лестнице в небольшой концертный зал. Главные помещения отворачиваются от шумной улицы, в цокольном этаже - кухня, гардероб. В одноэтажном крыле справа - жилой номер для Мацуева или его гостей. Обратите внимание на архитектуру отражений, которая строится на почти идеальных поверхностях и тонких материалах». Зеркальные фасады четко делят мир на две части. Одна - сама стеклянная поверхность, за которой угадывается сокрытое от любопытных взглядов внутреннее пространство; другая - сложное отражение Музыкального театра и ЦНТИ, иногда - самого смотрящего, заступающего в это самое мгновение на половинку зазер- кального мира.
- Ни для кого не секрет, что на месте 130-го квартала должен был возникнуть современный жилой комплекс из стекла и бетона, - подхватывает эстафетную палочку М. Меерович, один из авторов проекта. Он говорит просто и интересно, очевидно, не впервые на эту тему. - Так сложилось, что в Иркутске, за исключением некоторых памятников, деревянная застройка ошибочно воспринимается как резерв под новое строительство. Между тем, специалисты всегда говорили о том, что сохранять нужно не единичные шедевры, а крупные массивы деревянной застройки. Никто не верил в революционную идею регенерации исторического 130 квартала. И представители власти, и крупный строительный бизнес, и экономисты доказывали, что возрождение деревянной застройки экономически невыгодно. Они ошибались, - в голосе экскурсовода чувствуется спокойное удовлетворение профессионала, чья градостроительная теорема блестяще подтвердилась на практике.
- Квартал расположен у подножия Крестовой горы, имеет форму неправильного треугольника, образованного пересечениями улиц Ленина, Седова, Тимирязева, Красного Восстания, 3-го Июля и Кожова, - продолжила экскурсию Е. Ладейщикова, заместитель начальника отдела истории, архитектуры и градостроительства Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. - На месте, где расположен квартал, сходились летний и зимний транспортные торговые пути на Байкал. Рядом, на стыке квартала и центра города, где находилось ранее лютеранское кладбище, покоится прах первого иркутского губернатора Карла фон Фрауендорфа. Во второй половине XVIII в. Иркутск переходит границы палисада, на землях вокруг храма и прилегающих к Крестовой горе появляются обывательские постройки (те самые, что еще недавно своим трущобным видом оскорбляли вкус особ особо впечатлительных и будоражили воображение натур художественных, ищущих приметы старого Иркутска в кружевных обломках).
- Когда прозвучали сроки реализации проекта, стало понятно, что выполнить весь объем работ вовремя нереально, - рассказывает Елена Робертовна. - Было принято решение использовать проекты реставрации утраченных объектов и использовать проекты реставрации повторно. В квартале - 56 объектов, часть из них не нуждалась в коренной реконструкции, достаточно было осуществить работы, связанные с приспособлением под новые функции и подведением канализации. Под часть объектов подведен цоколь, иногда развитый, что обеспечивает привлекательность проекта (в качестве компенсации инвесторам). Чудом попал в список юбилейных объектов стоящий сейчас в глубине 130-го квартала одноэтажной жилой дом, интересный образец массовой деревянной городской застройки, ранее располагавшийся на улице Гаврилова, 3, где сейчас ведется строительство здания перинатального центра. Процедура переноса памятников архитектуры очень сложна: закон разрешает перенос памятников лишь в исключительных случаях, согласование на такие действия получается с трудом. Поэтому можно сказать, что в Иркутске совершился уникальный для современной практики сохранения памятников архитектуры прецедент.
Переходя от дома к дому, Елена Ладейщикова жонглирует архитектурными терминами, каждый раз сокрушаясь, что декоративные элементы фасадов, когда-то имеющие глубокий духовный смысл, выполнены небрежно, и это видно невооруженным взглядом; что кирпичная отделка и пластиковые окна разрушают очарование, которое обыкновенно возникает, когда смотришь «на дива дивные деревянного зодчества, оставленные нам в наследство талантливостью наших предков»; что постройки самоуправно выросли в размерах. С вольным обращением с традициями деревянного домостроения до сих пор не могут смириться те, кого разочаровал нарочито игрушечный облик квартала, кто полагает, что перебор деталей, излишество декора, чего у наших предков никогда не наблюдалось, выдает отсутствие вкуса и меры у современников. Но разве было бы лучше, если бы этот заповедный треугольник залили бетоном и стеклом, задрав его над центром города до небес, спрашивают экскурсовода. «130-й квартал, несмотря на неточности и даже извращения первоначальной задумки, достоин положительной оценки, - не раздумывая отвечает Е. Ладейщикова и добавляет: - Марк Григорьевич справедливо назвал этот проект революционным. Это первый опыт восстановления объектов деревянного зодчества. Это отработка методик сохранения исторической среды. Это переворот в умах горожан». Это своего рода восстановление исторической справедливости: в 130-м квартале вам не удастся посмотреть на деревянный дом свысока и с некоторым снисхождением, как если бы он стоял вросший в землю по самые окна, наоборот - вы почувствуете, как затекает шея. Раньше такое случалось с вами только в Нью-Йорке или Гонконге.
Не меньший успех у публики имеет другой юбилейный объект, удивительно сомасштабный ожиданиям горожан, немедленно вошедший в моду, облюбованный молодоженами, велосипедистами, фотографами, подростками, торговцами сладкой ватой и воздушными шарами. Экскурсия продолжилась на недоотрестав- рированной Нижней набережной реки Ангара, любимой горожанами и в прежнем, компактном, виде. «Осуществленные технические решения взвешенны и обдуманны, - по дороге к набережной заверил коллег один из авторов проекта - главный архитектор «Иркутскгипродорнии» С. Демков. - Приняты во внимание все условия проектирования - высокая скорость течения Ангары, постоянные ветра, серьезный поворот реки». Сегодня набережная представляет собой уходящее в бесконечность двухъярусное сооружение, за архитектурный облик нижнего яруса которого переживает Сергей Демков: «Эта вертикальная конструкция из трубошпунта с навеской из железобетонных панелей и откосной частью хоть и выглядит устойчиво, но при этом малопривлекательно», - объясняет он свои опасения. Впрочем, как и в случае со 130-м кварталом, горожанам в большинстве своем безразличны подобные нюансы: неизбалованные, они с благодарностью принимают трещинки на граните, сколы на бордюрах, фризы и карнизы без кирпичных сухариков... Что касается стальной ограды, установленной вместо задуманной респектабельной чугунной решетки, то можно утешиться мыслью, что у малонравственных жителей города не возникнет соблазна спилить их на металлолом, как это происходит повсеместно. Верхний ярус набережной - вертикальная подпорная стенка с пешеходной зоной и площадками отдыха: здесь высажены молодые деревья, оборудованы велосипедные дорожки, детская площадка, установлены скамейки. Полностью подвергся реконструкции участок от старого Ангарского моста до реки Ушаковка, включая площадку мемориального комплекса «Вечный огонь».
Своего рода символом и несомненным украшением новой набережной стали Московские ворота, хорошо знакомые иркутянам по старинным почтовым открыткам. Их прекрасный призрак мерещился любителям старины долгие восемьдесят лет. Ворота отсутствовали на своем законном месте, пока в августе 2009 года не было решено восстановить памятник к 350-летию Иркутска. Строительство триумфальных ворот, которые являются точной копией триумфальной арки, сооруженной по проекту губернского архитектора Я. Кругликова в 1811 г. «по случаю всерадостнейшего дня восшествия на высочайший престол Государя Императора Александра I» началось летом 2011 г, спустя 200 лет после закладки первой постройки. В прежних воротах размещались помещения для перевозчиков, караульных и для регистрации проезжающих. Наверху были обустроены залы для торжественных церемоний. Московскими ворота были названы так потому, что стояли на пересечении улиц Ланинской (ныне Декабрьских Событий) и Нижней набережной при выезде из Иркутска на переправу в сторону Московского тракта, то есть немного глубже, как раз в периметре, образованном Владимирской церковью и двумя зданиями Иркутского мужского духовного училища. Как раз там, где при строительстве нового офиса Сбербанка был обнаружен исторический фундамент триумфальной арки и участок брусчатки позапрошлого века.
Говоря о Якове Похабове (который, знаю-знаю, вовсе не Яков Похабов, а просто памятник почти былинному основателю города), все больше задавались вопросом о расположении памятника. Уместен ли этот лихой безымянный герой вместе с его ружьем именно здесь, в створе улицы Сухэ-Батора? Мнение специалистов прозвучало в самой решительной, категоричной форме: «Мы находимся на территории бывшего Иркутского острога, - пояснила Е. Ладейщикова. - Единственным объектом, напоминающим сегодня о том, что здесь находился Иркутский острог, остается каменная Спасская церковь, предположительно входившая когда-то в его южную стену. Примерно на этом месте, - Елена Робертовна обвела рукой благоустроенную площадку, - находилось наместническое управление - первая казачья власть. Поэтому с исторической точки зрения место для памятника выбрано правильно. И очень важны этот свободный пространственный разворот корпуса, этот взгляд, устремленный вдаль! Они придают образу нужную архитектурно-художественную выразительность».
В завершение экскурсии ее участникам, кажется немного запутавшимся в исторических головоломках, продемонстрировали совершенно иной архитектурный проект. Экскурсанты посетили отель Courtyard by Marriott Irkutsk City Center - объект в равной степени невообразимый и притягательный настолько, что провинциальный зритель до сих пор завороженно замирает под фантастической стеклянной консолью, разделяющей здание на два роскошных крыла, облицованных керамической плиткой. Воспользовавшись гостеприимством автора проекта О. Бадулы, который организовал экскурсию по интерьерам гостиницы, все радостно шагнули в вертушку и словно перешли невидимую черту, за которой их встретили с улыбками. Подобно коварному маковому полю из детской сказки, фирменный интерьер, узнаваемый по особым дизайнерским штрихам, разработанным специально для бренда Courtyard, сбивал с толку, и хотелось поверить, что ты хотя бы на мгновение не в Иркутске, а в настоящем путешествии. Бесшумно ступая по мягкому ковру гостиничного коридора, несмотря на усталость и информационную передозировку, ощущаешь вдруг острый приступ дорожного синдрома, немного завидуя тем, кто смотрит на Иркутск со стороны. И действительно, даже в окне номера люкс все тот же Иркутск, такой ужасный - для большинства - и такой прекрасный - для тех, кто внимателен.
Мария Носова
Фото 130 квартала Анатолия Бызова
Журнал «Строим вместе» №8, 2012