Что ждет российских строителей при вступлении страны в ВТО?
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Как известно, в декабре 2011 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. О том, как повлияет вступление РФ в ВТО на отечественную отрасль строительства и увеличится ли при этом роль саморегулируемых организаций, мы побеседовали с руководителем Аппарата Национального объединения строителей Михаилом Викторовым.
- Свашейточкизрения, кто впервуюочередьипочемувыигрываетотвступленияРоссии вВТО: отечественныеилизарубежныекомпании, работающие всферестроительства? Существуетливероятностьпотерь российскимипредприятиями ведущихпозицийнаотечественномрынкесприходом иностранныхкомпаний.
- В законодательном регулировании строительной отрасли в постсоветское время никогда не устанавливались ограничения для выхода на российский рынок работ и услуг иностранным строительным компаниям. В строительной сфере иностранным компаниям предоставлялся национальный режим деятельности, такой же, как и для российских организаций. Достаточно вспомнить деятельность турецкой компании «Энка», в числе объектов которой был и капитальный ремонт здания Государственной Думы в Москве в 1994 году. Можно назвать австрийскую компанию «Страбаг» и многие другие. Иностранная строительная организация в предусмотренных Градостроительным кодексом РФ случаях, также как и российская организация, должна получить допуск для деятельности в России, став членом соответствующей саморегулируемой организации. Иностранная строительная компания не может просто прийти со своей проектной документацией и начать строить. Проектная документация в отношении достаточно крупных объектов должна пройти обязательную экспертизу на соответствие требования российских технических регламентов, что фактически означает экспертизу на соответствие российским стандартам и строительным нормам и правилам. В этом смысле вступление в ВТО ничего не изменило.
- Каквыоцениваетеэкспортныйпотенциалместных (российских) строительных компаний? Смогутлионив условияхВТОвыйтизаграницу иконкурироватьтамнаравных?
- Российские строительные компании конкурентоспособны на зарубежных рынках по многим направлениям. Прежде всего, стоит назвать строительство объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений, транспортное строительство, включая железные дороги, тоннели, метрополитены, магистральные трубопроводы. Соответствующие объекты строились и строятся российскими организациями во многих странах.
- ВступлениевВТОподразумеваетоблегчениеучастияв аукционахнастроительныера-ботыкакнашимпредприятиям зарубежом, такииностранным предприятиямунас. Последниедолжнылишьполучитьдопусккстроительнымработамв саморегулируемойорганизации. Навашвзгляд, какотразитсянадеятельностиСРО членствоиностранныхкомпаний?
- Федеральный закон о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд - широко известный 94-ФЗ -и сегодня не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды. Статьей 13 этого закона для иностранных компаний устанавливается национальный режим. Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в тендерах на закупки (подряды) публичных властей. Поэтому вступление в ВТО дает возможности российским компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран. Ограничением здесь является, во-первых, возможность российским компаниям получить необходимый кредит, а во-вторых, преодолеть технические барьеры. Во многих странах законодательство о публичных закупках содержит возможность установления в условиях тендера соблюдения требований определенных стандартов как в отношении правил проектирования, строительства, так и использования строительных материалов. В российском законе 94-ФЗ нет требования о включении в условия торгов соблюдения стандартов, однако указывается на соблюдение требований технической документации, которая, в свою очередь, основывается на стандартах и сводах правил. Российской стороне стоит научиться в условиях ВТО грамотно защищать внутренний рынок строительных подрядов, используя отечественные стандарты и своды правил,а также стандарты СРО.
- ПослевступлениявВТО, к примеру, вИндиииКитаеоколо 40% малыхпредприятийпрошличерезсерьезныйкризиси практическипересталисуществовать. Считаетеливы, что такаяжеучастьждетиотечественныймалыйбизнесв строительстве?
- Следует уточнить, о каких 40 процентах предприятий идет речь. Если о компаниях, работавших в сфере строительства, то есть сомнения, что такая статистика достоверна. Малый бизнес в строительстве - это, как правило, работа на субподряде при отделочных, электромонтажных работах, устройстве инженерных систем зданий и т.п. Обеспечить конкурентную устойчивость российских строителей можно, используя инструмент, предусмотренный ВТО - технические барьеры. Если мы добьемся, что все строительные компании, малые и большие, будут работать по стандартам на правила выполнения работ, а органы строительного надзора будут поверять соответствие работ таким стандартам, то российские строители, сохранив имеющиеся конкурентные преимущества, получат новое - гарантию качества работ.
Здесь может возникнуть ситуация, когда иностранная компания-производитель отдельных видов строительных конструкций, например, навесных фасадных систем, владеющая технологиями на устройство таких фасадов, в целях продвижения своей продукции, может силами своих компаний выполнять эти работы. Но для этого ей придется разработать и утвердить соответствующий национальный стандарт ГОСТ Р на сами системы и правила их монтажа, который будет доступен всем. Это, в свою очередь, ускорит продвижение новых технологий в российскую строительную отрасль.
- Возникнетлинеобходимостьсприходоминостранных компанийрасширенияполномочийСРО, реформирование отрасливвопросахкачества выпускаемойпродукции, ускорениясроковстроительства, использованиисовременных технологий. Приведетлиэток серьезнымструктурнымсдвигамвотрасли?
- По мере развития саморегулирования сфера полномочий и компетенции СРО неизбежно будут расширяться. Будет возрастать роль СРО в обеспечении безопасности и качества строительства. Инструментом обеспечения качества строительных работ должны становиться стандарты НОСТРОЙ. Принятие стандартов НОСТРОЙ общими собраниями СРО в качестве стандартов СРО, в силу положений Градостроительного кодекса РФ, делает такие стандарты обязательными для соблюдения строительными организациями-членами СРО. В 2011 году Национальным объединением строителей разработаны и утверждены Советом объединения 62 стандарта НОСТРОЙ на многие виды строительных работ. Разработка стандартов НОСТРОЙ будет продолжена и в 2012 году. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своей статье в газете «Коммерсант» от 6 февраля 2012 года специально отметил, что «сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности». Наиболее важные стандарты НОСТРОЙ, прошедшие проверку практикой в строительных организациях, будут повышаться в статусе до национальных стандартов. Что касается технических регламентов, Национальное объединение строителей в течение 2011 года самым активным образом участвовало вместе с Минрегионом России в разработке технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Помимо прочего, в этом регламенте впервые в российской практике устанавливается система требований к строительным материалам, обеспечивающая повышение качества этой продукции и возводящая технический барьер для импорта в Россию низкокачественной и небезопасной продукции из третьих стран. Это должно повысить качество конечной продукции строительства - зданий и сооружений.
Повышение требований к качеству строительства, исключение из использования дешевых некачественных строительных материалов, будет иметь последствия в виде укрупнения строительных организаций. Но и малые специализированные строительные организации смогут, повысив уровень своей работы, сохранить свою нишу на рынке. Позиция Национального объединения строителей в этой части направлена на поддержку малого строительного бизнеса.
- Поддерживаетеливы мнение, чтоустановление болеепрозрачныхправилигры послевступлениястранывВТО ирасширениекругавозможных подрядчиковбудутспособствоватьснижениюуровнякоррупциивотрасли.
- Наиболее коррупциогенными этапами в жизненном цикле объекта капитального строительства являются этапы, предшествующие началу строительства: предоставление земельного участка, получение разрешения на строительство. Во взаимоотношениях с надзорными органами на этапе строительства и ввода объекта в эксплуатации надо добиваться прозрачности, позволяющей избежать необоснованных и плохо контролируемых требований к строителям. Свой вклад в это может внести система стандартизации НОСТРОЙ в сочетании с системой контроля со стороны СРО за соблюдением строительными организациями требований технических регламентов и стандартов СРО. Когда требования ко всем этапам строительства ясно и однозначно установлены, их легче соблюдать и контролировать. Участие в деятельности СРО иностранных компаний (как правило, через их дочерние организации, учрежденные по российскому законодательству) способствует привнесению в российский обиход западной деловой культуры и будет способствовать снижению коррупции.
- Чутьбольшегоданазад Россияобъединиласьвединый ТаможенныйсоюзсБелоруссиейиКазахстаном. Как, по вашимоценкам, отразилосьэто событиенадеятельностироссийскихпредприятийввопросахсотрудничествасколлегами ближнегозарубежьяприперевозкегрузов, закупкеоборудованияиреализациисовместных проектов.
- Создание Таможенного союза - это огромное достижение интеграционной политики, которую проводит руководство страны. Отмена таможенных пошлин и процедур резко увеличила эффективность внешней торговли каждой из стран-членов Таможенного союза, повысила загрузку предприятий. В области строительства сейчас завершается разработка уже упоминавшегося Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Его утверждение ожидается в первом полугодии 2012 года. Концепция этого регламента основана на воссоздании на новом техническом уровне единой системы нормативных документов в области строительства, существовавшем раньше на пространстве Советского Союза. Это позволит строительным организациям трех стран по единым правилам работать на всем пространстве Таможенного союза.
БеседовалаЯнаГулина,
ведущийспециалист
Управленияинформационного
обеспеченияНОСТРОЙ
Журнал "Строим вместе" №6, 2012