Негосударственная экспертиза в Иркутске
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий уже в этом году может стать равноценной государственной экспертизе и служить основанием при выдаче разрешения на строительство. На соответствующий правительственный акт проектировщики и строители возлагают большие надежды. Специалисты полагают, что приравнивание заключения негосударственной экспертизы к заключению государственной экспертизы позволит решить многие проблемы: будет сформирован новый сегмент рынка, получит дополнительный толчок к развитию конкуренция, повысится качество проводимой экспертизы, и, как следствие, улучшится механизм обеспечения безопасности возводимых объектов.
Напомним, Градостроительный кодекс РФ уже в изначальной редакции предусматривал два вида экспертизы - государственную и негосударственную, но, введя понятие «негосударственная экспертиза», Градкодекс не предложил механизм реализации ее заключений, а значит, не освободил строительные организации от необходимости прохождения госэкспертизы. В середине прошлого года Правительство РФ издало распоряжение, в котором наметило ряд мер в целях совершенствования регулирования строительной отрасли, осуществления контрольно-надзорных функций и предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности. Помимо снятия избыточных административных барьеров, Правительство потребовало также обеспечить реализацию мероприятий, направленных на развитие системы негосударственной экспертизы.
Мы обсудили вопросы, связанные со становлением в России системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с директором ООО «Глав-стройпроект» Алексеем Владимировичем Говориным, главным инженером проекта ОАО «Иркутский Промстрой-проект» Павлом Валерьевичем Баловацким и директором филиала СРО НП «Ассоциация инжиниринговых компаний» на территории Иркутской области Денисом Степановичем Татарниковым.
-Чем вызвана необходимость реформирования в сфере экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации?
- Институт государственной экспертизы в том виде, в каком он существует сегодня, не совершенен и нуждается в модернизации. И хотя ликвидация монополии государственной экспертизы у многих экспертов вызывает опасения, введение института независимых экспертов, но не в качестве альтернативы, а в помощь государственной, - мера положительная. Судите сами. Ответственность за проведение госэкспертизы несет государство. Если возникнет ситуация, когда будет причинен вред здоровью и жизни физических лиц и ущерб юридическим, отвечать должно государство. Нам не известен ни один случай , когда государство ответило бы за последствия экспертизы; как правило, за качество строительства отвечает застройщик - всем своим имуществом. Поэтому у застройщика должна быть возможность выбирать, где экспертиза будет проведена лучше и качественнее.
На сегодняшний день все участники строительного рынка отмечают, что госэкспертиза не успевает выдавать заключения в отведенный законом трехмесячный срок. Реформа позволит снять проблему перегруженности организаций, осуществляющих государственную экспертизу, и значительно сократить сроки получения разрешений на строительство. Таким образом, данная мера создаст предпосылки для сни -жения административных барьеров в инвестиционно-строительной сфере и, как следствие, ускорит темпы развития отрасли.
Следующий момент. Государственные экспертные органы не имеют права проводить экспертизу отдельных разделов проекта, в то время как органам негосударственной экспертизы такое право делегировано. Объектом негосударственной экспертизы могут являться проектная документация в полном объеме или ее отдельные разделы, а также результаты инженерных изысканий. Заказчик может заказать экспертизу только одного из разделов, состоящего из нескольких вариантов конструктивных решений, и на основе квалифицированного заключения выбрать тот вариант, который наиболее полно обеспечит конструктивную надежность и безопасность объекта. На сегодняшний момент такая процедура невозможна. Нередко часть проекта в процессе работы подвергается корректировке, но чтобы согласовать только его, нужно пройти процедуру согласования всего проекта заново.
Наконец, негосударственная экспертиза необходима еще и потому, что, отдавая проект в госэкспертизу, у проектировщиков нет возможности отстаивать свои прогрессивные идеи. Сегодня проще сделать проект без применения новых технологий - тогда он точно получит положительное заключение. Основываясь на стандартах 80-х гг., госэкспертиза не воспринимает инновационные решения, не хочет брать на себя ответственность. Любое нестандартное решение, которое, между тем, не противоречит правилам конструирования, проектировщики должны доказывать в Москве.
Разумеется, сфера действия негосударственной экспертизы значительно уже, чем государственной экспертизы, поскольку нельзя направить на негосударственную экспертизу, например, проектную документацию объектов, составляющих государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов, финансирование которых полностью или частично осуществляется с использованием бюджетных средств. Появление негосударственной экспертизы позволило бы решить проблему небольших объектов, коммерческих объектов, в том числе многочисленных мансард, подвалов, пристроек, а также проектов перепланировки, изменения профиля здания, проектов реставрационных работ, капитального ремонта и так далее.
-Каким образом будет работать механизм обеспечения ответственности частных компаний за качество выполненной работы?
- После внесения изменений в Градостроительный кодекс и обеспечения условий функционирования системы негосударственной экспертизы, встанет вопрос о создании общественной организации, которая объединит организации негосударственной экспертизы и возьмет на себя ответственность за организационно-методическое обеспечение проведения экспертизы, защиту интересов перед федеральными, региональными и другими органами, за подготовку кадров и т.д. Эта же организация должна будет отвечать за нанесенный материальный ущерб. То, что трудно осуществить одной организации, вполне под силу будет профессиональному сообществу. Это логично, когда между профессионалами устанавливаются доверительные отношения. Мы строим гражданское общество, и нет необходимости в том, чтобы государство регулировало наши взаимоотношения.
Что касается непосредственно ответственности за объект и его эксплуатацию, закон в этом отношении предполагает субсидиарную ответственность. Субъектами правоотношений по проведению негосударственной экспертизы проектной документации являются либо застройщик, либо заказчик, с одной стороны, и коммерческое либо некоммерческое юридическое лицо, осуществляющее негосударственную экспертизу, с другой стороны.
-А что вы можете сказать по поводу квалификации и компетентности самих экспертов? Установлены ли нормы и критерии оценки экспертов в частных негосударственных экспертных компаниях?
- Сегодня нет единых и понятных требований по этому вопросу. Разумеется, что внедрение нового института должно обеспечиваться дополнительными механизмами - эффективной системой аккредитации организаций, осуществляющих негосударственную экспертизу, реальной проверкой знаний аттестуемых экспертов, контролем за соответствием результатов экспертизы требованиям технических регламентов и стандартов. Эксперт должен будет нести полную ответственность за результат проведенной экспертизы по рассмотренным им разделам проектной документации или по документации в целом. Предусматриваются меры, по которым в случае некачественной подготовки экспертного заключения действие аттестата эксперта может быть приостановлено или аннулировано без права его восстановления.
Основной недостаток любой экспертизы - отсутствие квалифицированных аттестованных специалистов с первого дня приема на работу. Эксперт должен быть практиком, в противном случае через 5-6 лет его квалификация устареет. Значит, внедрение нового института должно обеспечиваться дополнительными механизмами: эффективной системой подготовки квалифицированных экспертов, для чего должно быть введено понятие «аттестация экспертов проектов строительства» и приняты реальные шаги для подготовки и проведения такой аттестации. Тогда не будет повода сомневаться в квалификации проведения государственной или негосударственной экспертизы. Вопрос в том, на какой основе будет создан этот институт повышения квалификации.
-Представим, что введение института негосударственной экспертизы состоялось. Какие результаты можно прогнозировать уже сегодня?
- Во-первых, сократятся сроки проведения экспертизы. Так, оценщики обещают справиться с любым объектом за месяц и менее. В том числе за счет большего числа экспертов и развития электронного документооборота. Это позволит застройщику в нужные ему сроки и при удовлетворительной цене провести экспертизу. Во-вторых, упростится использование новых технологий. Возможность реализовывать инновационные решения сделает привлекательными инвестиции в строительную сферу, в том числе для зарубежных компаний. В-третьих, снизится стоимость квадратного метра. Негосударственная экспертиза будет рекомендовать удешевить те или иные объемно-проектировочные решения. В-четвертых, реализация проекта будет находиться под контролем экспертов на всех этапах реализации, в том числе на вводе в эксплуатацию.
Самое главное, реформирование в сфере экспертизы направлено на поддержание высокого качества оценки соответствия и поддержание положительной репутации в экспертной среде. Принцип взаимодействия между экспертной и проектной организацией изменится с государственно-контрольного на партнерский, направленный на повышение безопасности и качества проекта, а не на формальное получение положительного заключения.
Не исключено, что расширение полномочий негосударственной экспертизы может привести к появлению «карманных» экспертиз, независимость которых будет сомнительна. Сегодня аккредитующей организацией является Минрегионразвития, который в случае нарушения организацией, осуществляющей экспертизу, может забрать аккредитацию без права возобновления работы. Поэтому директор такой организации побоится поставить свою визу на сомнительные документы - не тот уровень. А добросовестный застройщик не рискнет обратиться за услугой в организацию с плохой репутацией. Таким образом, у профессионального сообщества есть легальные возможности влиять на недобросовестных участников рынка, игнорируя их и вынуждая тем самым уйти с рынка.
Мария Носова
Журнал «Строим вместе», №2, 2011