Владыка Евгений в сёлах Больше-Пеледуйское, Мухутское Киренского уезда. 1913 год
Шинковой Анатолий
Категория: Иркутская область : История
Предыдущая статья | Следующая статья

Приписной Никольский храм в с. Больше-Пеледуйском

Церковная школа в с. Больше-Пеледуйском

Никольский храм в с. Мухтуйском
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
На восток от с. Витима, в 300 верстах по р. Витиму, лежит Бодайбо. Там 5 приходов, но эти приходы находятся в ведении епископа Якутского, хотя Бодайбинский район причислен к губернии Иркутской и в гражданском отношении подчинен иркутскому губернатору. Да и в географическом, пространственном отношении он находится ближе к Иркутску, чем Якутску. Но, несмотря на это, все же приходы эти епархии Якутской. И достойно внимания то, что, чтобы попасть в них якутскому Владыке, необходимо проехать через наши приходы Нюйский, Мухтуйский и Витимский. Получается нечто странное: приходы, ближе находящиеся к Якутску, ведаются иркутским архиепископом, а находящиеся ближе к Иркутску — бодайбинские — якутским епископом. Бодайбо является чересполосным владением якутского Владыки, и владением, очевидно, желательным, ибо о передаче этих приходов в ведение архиепископа Иркутского ходатайств, пока, якутскими владыками не возбуждалось.
Минуя Бодайбо, мы из Витима направились вниз по Лене. Накануне нашего приезда в Витим преосвященный Якутский Мелетий со свитой проследовал на Бодайбо для посещения приходов.
В 6 ½час. вечера 4 июля прибыли в Больше-Пеледуйское, где приписной к Витимскому Никольский храм. Народ ждал в числе до 300 человек; совершен молебен свв. Николаю и Иннокентию. Храм новенький, чистый, просторный; весьма хорошо снабжен утварью, на нескольких иконах серебряные ризы; местная икона Богоматери изображена в руках Ангела, в серебряной ризе. Владыка сказал поучительное слово о вреде пьянства. В смысле борьбы с пьянством это село опередило многих; трудами о. Пономарева в нем открыто общество трезвости. В алтаре имеется припечатанная к окну большого формата книга с крестом на обложке; в нее записываются трезвенники; имена их поминаются на каждой проскомидии103. Населению это нравится, и многие охотно вступают в число трезвенников…Имеется церковно-приходская школа с 36 учащимися; учительствует окончившая прогимназию Анфуса Безпалова. Здание школы прочное и просторное. Познания учеников Владыка признал удовлетворительными.
По пути к Мухтуе встретилась станция Терешкинская. Мужички рассказывали, что здесь особенный приют имеют змеи, ползают даже в самом селении. Нередко мужички, срубая деревья, в дупле находят их десятками. Вообще-то на Лене змеи водятся мало, но здесь, надо полагать в горах, облегающих Терешкино, находятся пещеры, согреваемые теплыми испарениями, или теплые воды — около которых гады плодятся и живут постоянно.
5-го в 7 часов утра прибыли в Мухтуйское. В этом приходе крестьян 1/3, остальное население составляют якуты — инородцы Сунтаро-Олекминской управы. Встретить Владыку собралось человек 300; многие приехали из соседних деревень, да и как было не приехать к такому знаменательному дню, как приезд Архипастыря… Многих из мухтуйцев я спрашивал о дне последнего епископского посещения. Забыли. Не сохранилось об этом никаких сведений и в церковных документах, даже в клировых ведомостях, где в ведомости о церкви есть прямой вопрос — в каком году Преосвященный в последний раз посетил приход… Высокий, светлый, поместительный, еще сравнительно новый храм произвел очень приятное впечатление. Посвящен имени св. Николая. Священником состоит о. Григорий Верхотуров104, псаломщиком — Захарий Ерофеев105. По случаю дня преп. Сергия Радонежского молебен был совершен преподобному Сергию, св. Николаю и св. Иннокентию с акафистом, после чего Владыка произнес слово о необходимости каждому христианину заботиться о спасении души. Слушали при гробовом молчании. Обозрев храм, Владыка, между прочим, признал библиотеку церковную весьма хорошею по подбору книг. Видимо, что о.о. настоятели, к чести их сказать, внимательно следили за духовной литературой, выходом в свет новых изданий и заботливо обогащали свою библиотеку надлежащим для нужд паствы книжным материалом. Спрос на книги есть. В местном двухклассном училище Владыка спрашивал учеников по Закону Божию, арифметике и русскому языку. Познания посредственные. О. Верхотурову Владыка преподал много весьма ценных советов по упорядочению приходской жизни и вопросу о борьбе с пьянством.
При ревизии документов пришлось обратить внимание на большое число умерших без напутствия: за полугодие из 22 умерших приобщен всего 1 человек. Объясняется это тем, что якуты, составляющие 2/3 прихода, кочуя по лесам, не приглашают священника для напутствования.
В 11 ½час. вышли далее. По противоположному от Мухтуи берегу тянутся горы, на которых, в виде башен, в разных местах высятся белые громады… Мужички говорят, что прежде сопки эти не были даже заметны, а теперь — чем дальше, тем они становятся виднее, как будто растут. Дело просто. Пока хребет покрыт был густой растительностию, сопок не было, а после лесных пожаров, обнаживших верхушки и склоны гор, стихия постепенно сокрушает горные массы.
А вот пред станцией Сайдыкол — огромный и еще свежий сползень. Поверхность его мшистая, покрыта кустарником и деревьями лежачими и полустоячими. Сползни на Лене не редкость. Бывают они и на крутых каменных горах, когда солнце и дожди изменяют собою температуру. Под наносами, покрывающими горы, всегда залегает ледяной череп. Он и составляет главную причину сползней. Вода, проникнув сквозь мшистую толщу и добравшись до льда, спускает по нему, как по масляничной горе, целые леса. Сдвинутая масса имеет вид плавучего острова. При благоприятных условиях сползень иногда сродняется с новою почвою; иногда же спускается до воды и победоносно несется по реке сотни верст…
Примечания:
103 Проскомидия (в переводе с греч. — принесение) — так называется та часть Божественной литургии, которая состоит в приготовлении вещества для таинства евхаристии, т.е. в приготовлении хлеба и вина, которые во время литургии преосуществляются в Тело и Кровь Христовы.
104 Верхотуров Григорий Прокопьевич (около 1883 – после 1915). Родился в крестьянской семье. В 1903 г. окончил полный курс Иркутской церковно-учительской семинарии и определен учителем Кеульской церковно-приходской школы, затем Киренской второклассной школы. 24 августа 1907 г. рукоположен в сан диакона, а 2 августа 1907 г. — в священника церкви Святителя Иннокентия Иркутского с. Нюя Киренского уезда (ныне Республика Саха (Якутия)). 30 октября 1909 г. переведен в церковь Святителя Николая Чудотворца с. Мухтуйское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Республика Саха (Якутия)), где служил более 5 лет.
105 Ерофеев Захар Николаевич (около 1882 – после 1915). Родился в мещанской семье Алатырского посада Симбирской губернии. В 1895 г. обучался в Алатырском посадском одноклассном училище. 20 августа 1912 г. сдал экзамен на псаломщика при Иркутской духовной консистории. 9 мая 1912 г. определен в церковь Святителя Николая Чудотворца с. Мухтуйское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Республика Саха (Якутия)). В 1915 г. вместе со священником Г.П. Верхотуровым организовали сбор средств для жертв войны.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области