История Кяхты второй половины 19-го века. Часть первая
Категория: Русская Америка
Предыдущая статья | Следующая статья
Русская Америка и Восточная Сибирь: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием (г. Кяхта, 14 августа 2009 г.)
Славное прошлое «Песчаной Венеции»
Есть города, значение которых в истории отечества весьма существенно. Одним из них является Кяхта. Его интересное и богатое прошлое давно привлекает внимание исследователей, что объясняется той ролью, которую играл город в истории России. Подъем экономического и политического развития России, образование сильного централизованного государства к середине XVII в. обусловили активизацию внешней политики царизма на востоке [1]. Основание Кяхты явилось следствием продвижения России на восток, расширения российских границ, колонизации Сибири, развития торговли со странами Азии, укрепления границ недавно приобретенных территорий. Нужно отметить роль российского дипломата С.Л. Владиславича-Рагузинского в этих процессах. В августе 1727 г. он заключает Буринский, а в октябре 1727 г. Кяхтинский договоры, которые открыли новую эпоху во взаимоотношениях России и Китая. В том же году С.Л. Рагузинский основал Кяхту на четыре версты южнее Троицкой крепости (впоследствии Троицкосавска), на месте бывшего Барсуковского зимовья, где российские и китайские купцы издавна обменивались товаром [2].
В первой половине XVIII в. Кяхта становится рынком не только для сибирских купцов, но и для купцов из центральной России. В Кяхту приезжали купцы из Москвы, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Суздаля, Вятки, Казани и других городов. Предоставленные льготы, удобства приграничной торговли привлекали сюда многих купцов, тем более, что близость Кяхты к Маймачену (приграничному городу в Монголии) способствовала развитию беспошлинной торговли. Во второй половине XVIII в. возрастает роль Кяхты в российской экономике. Она становится главным пунктом русско-китайской торговли, дававшей России ряд важнейших преимуществ. Во-первых, Китай был одним из главных рынков сбыта российской пушнины. Во-вторых, из Китая вывозились необходимые для России, а особенно для Сибири товары. Прежде всего это были различные ткани (хлопчатобумажные, шелковые, бархатные), ввоз которых в этот период составлял 60 % всего импортируемого товара.
Для сибиряков большое значение имели такие товары, как сахар, чай, фарфоровая и фаянсовая посуда, лекарства и т. д. В-третьих, торговля с Китаем оказала некоторое влияние на развитие отдельных отраслей отечественного производства, прежде всего суконных мануфактур. Благодаря кяхтинской торговле в Сибири развивались промыслы, судостроение, перевозки [3].
Кяхта издавна привлекала к себе внимание российских и иностранных путешественников. Одними из первых ее посетили ученые: П.С. Паллас, приехавший по приглашению Петербургской академии наук в составе научной экспедиции в 1766 г.; И.Г. Георги, этнограф, натуралист и путешественник; шведский ученый-натуралист Э. Лаксман в 1766—1767 гг., ориенталист Г.Ю. Клапрот в 1805 г. Также в Кяхте побывал французский путешественник, один из основателей Французского Географического общества Ж. Эйрье. Многие путешественники отмечали деловитость, предприимчивость, зажиточность, а особенно радушие и гостеприимство кях-тинцев [4]. Нужно отметить еще одну их характерную особенность. Благодаря жизни на границе Монголии возникло тесное дружеское общение русских с монголами. Как описывают очевидцы, гости Кяхты, в конце XIX — начале ХХ в. чуть ли не половина населения города работала в Монголии и говорила на монгольском языке. Сообщение между Кяхтой и приграничным Маймаченом было совершенно свободным до 1912 г. Русские выезжали в Монголию по делам, на охоту и рыбную ловлю, на отдых на минеральных источниках (аршанах), на прогулки и экскурсии, выгоняли свой скот на монгольские пастбища. Монголы-возчики, привозившие товары, останавливались в Кяхте, гостили у своих приятелей. По делам, в гости к друзьям русским и бурятам приезжали монголы (ламы, чиновники, князья, араты). Бедные монголы нанимались на работу пастухами, рабочими. Троицкосавский ветеринарный врач А.П. Свечников писал, что в г. Троицкосавске и слободе Кяхте монгола можно было видеть на каждом дворе [5].
В XIX в. основным товаром кяхтинской торговли становится чай. Появляются различные фирмы, конторы и компании по транспортировке и продаже чая. В середине XIX в. торговые обороты в Кяхте достигли 16 млн р. в год, а иногда доходили и до 30 млн. Там было зарегистрировано 54 фирмы. Постепенно вся торговля сосредоточилась в руках наиболее богатых купцов: Лушниковых, Сабашниковых, Кандинских, Старцевых и др. Именно на этот период приходится наивысший расцвет Кяхты. Она приобретает мировую известность. В столицах Европы Лондоне, Париже, Стокгольме и других городах узнали о «песчаной Венеции». В 1851—1852 гг. городские власти ввели налог, называемый акциденцией. Часть этих денег шла на благоустройство, строительство церквей, шоссе от торговой слободы до Троицкосавска, содержались музыканты, пожарная команда, купеческое собрание (клуб), в котором устраивались пышные балы и пиры. О росте Кяхты свидетельствуют следующие факты. В 1813 г. в городе было 221 здание, в 1825 г. — 498, в 1857 г. — 957, в 1870 г. — 1 016. Городской бюджет зависел от торговли и складывался из сборов с торговых операций, процентов с купеческих капиталов, различных налогов и пошлин с населения. Тем не менее на народное образование, здравоохранение и благоустройство отпускались незначительные суммы. Около половины жителей относилось к мещанам. Большинство из них занималось транспортировкой чая (упаковка, изготовление тары и т. д.). Другой значительной группой населения являлись купцы. В начале XIX в. в городе проживало 80 купцов, в 1861 г. — 500. Постепенно увеличивалась численность других групп населения: крестьян, коренных жителей Бурятии [6].
Кяхта являлась не только крупным торговым, но и культурным центром Восточной Сибири. Здесь жили и работали выдающиеся ученые-востоковеды А.В. Игумнов, О.М. Ковалевский, П.Л. Шиллинг, Н.Я. Бичурин, педагоги и писатели В.П. Паршин, Д.П. Давыдов, ботаник Н.С. Уфтюжанинов, энтомолог Н.Н. Попов, врач-литератор А.И. Орлов. В Кяхте часто бывали декабристы Н.А. и М.А. Бестужевы, И.И. Горбачевский, С.П. Трубецкой, И.И. Пущин, К.П. Торсон, С.Г. Волконский, В.И. Штейнгель. Его дом посещали известные путешественники и исследователи Центральной Азии: Н.М. Пржевальский, Г.Н. и А.В. Потанины, Д.А. Клеменц, П.К. Козлов, ученый-геолог В.А. Обручев, американский путешественник Д. Кеннан [7]. В городе бывали известные общественные и политические деятели: М.М. Сперанский, П.А. Словцов, М.А. Бакунин. Общение с декабристами, образованнейшими людьми своего времени, оказало благотворное влияние на местное общество. Благодаря их культурно-просветительской деятельности в Забайкалье появляется круг интеллигентных, демократически настроенных, образованных людей. В 30-х гг. XIX в. любители русской словесности создают здесь литературный кружок. В нем обсуждались вопросы литературы, искусства и политики. В состав кружка входили врачи, учителя уездного училища, некоторые представители купеческой молодежи, просветитель и поэт Д.П. Давыдов. Возглавляли кружок врач таможни А.И. Орлов и инспектор русско-монгольской школы В.П. Паршин. Они организовали выпуск рукописных изданий «Кяхтинский литературный цветник», «Кяхтинская стрекоза». Активное участие в этом принимали М.А. и Н.А. Бестужевы. По свидетельствам современников, вышло 20 номеров. Декабристы, заключенные в Петровском каземате, были их постоянными читателями [8].
И.И. Попов, известный русский публицист, демократ-народоволец, редактор газеты «Восточное обозрение» и журнала «Сибирский сборник», писал: «Я застал Кяхту в эпоху ее расцвета... В Кяхте многое казалось своеобразным, удивляло и поражало приезжего: и самый поселок миллионеров, и его обитатели, их нравы и обычаи, и соседняя, колоритная Монголия с бесконечной степью и синеющими на горизонте горами, и веяние пустыни... Положение Кяхты на границе не двух, а нескольких культур — европейской, русской, китайской, монгольской и др. — делало этот поселок богачей единственным не только в России, но, вероятно, и во всем мире культурным уголком, брошенным почти на границу пустыни Гоби... А рядом великолепный собор, комфортабельно обставленные апартаменты, картины, гобелены, прекрасные библиотеки, платье от Ворта, из Парижа, из окон льется пение, рояль, скрипка, Моцарт, Бетховен, Чайковский... Кяхтинцы были народ культурный, развитой, много интеллигентнее российского купечества. Многие имели собственные библиотеки, много читали. Это и понятно: кяхтинцам приходилось сталкиваться с людьми различных общественных положений, с иностранцами, учеными, путешественниками» [9].
Примечания:
- Чимитдоржиев Ш.Б. Русско-монгольские торговые связи в XVII-XVIII вв. // Кяхте — 250 лет: сб. ст. Улан-Удэ, 1978. С. 80.
- Тугутов Р.Ф. Прошлое и настоящее города Кяхты: (краткий очерк). Улан-Удэ, 1954. С. 5, 18-21.
- Силин Е.П. Кяхта в XVIII веке. Из истории русско-китайской торговли. Иркутск, 1947. С. 19, 53, 65, 71, 83, 84.
- Евдокимова С.В. Русские и иностранные путешественники XVII — I пол. XIX в. в Кяхте // Краеведческий сборник. Улан-Удэ, 1995. Вып. 2. С. 33, 34, 35.
- Даревская Е.М. Изучение Монголии Троицкосавско-Кяхтинским отделением Русского Географического общества // Труды Кяхтинского музея им. акад. В.А. Обручева и Кяхтинского отдела Географического общества СССР. Улан-Удэ, 1961. Т. 18. С. 60, 61.
- Евдокимова С.В. Хозяйственная жизнь и население города Кяхты в XIX в. // Кяхте — 250 лет: сб. ст. Улан-Удэ, 1978. С. 70, 76, 77.
- Кяхта. Памятники истории и культуры: Путеводитель / сост. Е. Попова. М., 1990. С. 15.
- Андреев В.И. Д.П. Давыдов — выдающийся учитель и просветитель // Выдающиеся учителя и просветители Бурятии. Улан-Удэ, 1961. С. 32, 33.
- Попов И.И. Минувшее и пережитое. Сибирь и эмиграция: Воспоминания за 50 лет. Л., 1924. С. 7, 8, 11.
Т.В. Бадлаева
Материалы предоставлены порталу www.pribaikal.ru архитектурно-этнографическим музеем Тальцы