Заселение Заларинского района в годы столыпинской аграрной реформы
Категория: Заларинский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
История, этнография, архитектура переселенческих сел периода столыпинской реформы: материалы научно-практической конференции 3 июля 2008 г., пос. Залари Иркутской области. Иркутск, 2011.
Данное небольшое исследование не является новым словом в освещении столыпинской аграрной реформы в Восточной Сибири. Тема столыпинского переселения давно интересовала историков, по этому периоду известно множество печатных работ разного исследовательского характера. Сегодня в свете крупных реформаторских исторических событий в стране к этой проблеме вернулись как к историческому опыту, важному уроку в государственной политике. Личность же автора этих реформ П.А. Столыпина именно в наши дни явиласьзначимой, крупнейшей, к которой приглядываются современники под углом зрения сегодняшних событий в стране и роли политиков в них.
Данная работа носит узкий утилитарный характер — это изложение фактов по заселению территории Заларинского района в годы столыпинской аграрной реформы, практической сутью которой явилось переселение народов из густонаселенных губерний европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток. Тысячи крестьян 100 лет назад обрели для себя в Сибири, в том числе и на территории Заларинского района, новую родину, обжили здесь непаханые земли и стали именоваться сибиряками. Работа является продолжением темы о заселении Заларинской земли 300 лет назад, исследование которой состоялось в начале 2000-х гг. в свете 300-летия с. Залари. 300-250 лет назад шло укоренение в этих местах первоначальной русской, или старожильческой, прослойки пашенных крестьян из северных волостей Илимского воеводства. Это была первая волна активного заселения Заларинской земли. В годы столыпинской реформы сюда хлынула еще более сильная волна переселенцев. Рассмотреть аспекты практического переселения людей из европейской части России и условия их приживаемости в заларинских местах в начале XX в. — цель данной работы.
В 1996 г. автором было опрошено 500 учащихся школ пос. Залари. Из них только один человек знал свою родословную в пять поколений, три человека обозначили свой род в четыре поколения. Многие учащиеся, готовившиеся получить аттестат о среднем образовании, не знали отчества своих дедушек и бабушек. Причина слабого знания истории своей семьи, своей родословной кроется в утрате этих знаний их родителями, а также в отсутствии должной воспитательной работы в обществе, где обитает подрастающий гражданин, а в этом отражается и отношение самого общества к историческим ценностям семьи. Во время сбора материала по теме 100- летия столыпинских реформ автору часто доводилось сталкиваться с таким мнением взрослых людей-информантов: «А кто его знает, как попали в Сибирь», «Как-то этим раньше не интересовались...» Более того, многие достаточно грамотные зрелые люди считают, что «Столыпин в ссылку в Сибирь отправил», «попали в ссылку в Сибирь в столыпинщину». Поэтому данная работа — дань просвещению заларинского населения об их исторических корнях, пущенных в Сибири 100 лет назад. В целом тема раскрывается поступательно вот уже на протяжении 10 лет.
По своей территории сегодняшний Заларинский район — одно из муниципальных образований регионального субъекта Российской Федерации Иркутской области — располагается в юго-западной части области. Район занимает площадь в 7,6 тыс. кв. км, которая могла бы вместить два-три десятка малых государств мира. В нем проживает 31 630 человек. Район составляют 15 муниципальных сельских образований. На 2008 г. в Заларинском районе числится 45 населенных пунктов. Районный центр — пос. Залари, он находится в 202 км от областного центра — Иркутска по автомобильной дороге и в 195 км по железнодорожной магистрали.
В начале XVIII в. на основе появления Заларинской Никольской церкви здесь сформировался церковный приход. Со строительством Московского тракта село обретает статус ямщицкого станца. К концу того же XVIII века (1773-1798 гг.) Залари именуются Заларинской слободой, которая включала в себя саму слободу, Тыретскую (ныне с. Тыреть) и Тагнинскую (ныне с. Тагна) деревни (1). По В.Н. Шерстобоеву, в 1797 г. понятия «слобода», «острог» и «погост» в Илимском воеводстве (включающем в себя и Заларинскую слободу) замещаются понятием «волость» (2). С этого момента Заларинская слобода должна была числиться Заларинским волостным селом. Однако еще по инерции и по привычке, а может от бумажной неразворотливости, на 1807-1809 гг. Залари по-прежнему числятся слободой, в которую входят уже Колмокайская (ныне д. Холмогой), Самкут- ская (д. Самкуты, ныне утрачена), Сортовская (ныне д. Сорты) деревни. И в 1832-1834 гг опять же при Заларинской слободе числятся вышеназванные деревни с добавлением деревень Распутиной, Усть-Заблагарской (ныне д. Заблагар) и Бажирской (ныне д. Бажир). По своей сути эти деревни старожильческие, чалдонские, с осевшими здесь пашенными крестьянами, которые расширяют свои пахотные земли и к концу XIX в. переходят для удобства пашенного дела на заимочные хозяйства. В 1896 г. через Залари помимо Московского тракта прошла и Великая Транссибирская железнодорожная магистраль. Благодаря этим двум великим путям Залари и стали определенным социальным и административным центром для округи.
Перед новой волной крестьян столыпинского периода на картах Заларинской волости, а вместе с ней еще шести полных волостей (Дмитриевской, Тыретской, Холмогойской, Тагнинской, Хор-Тагнинской, Ново-Черемховской) и семи волостей с частичным вхождением их земель (Зонской, Голуметской, Шалотской, Жербаковской, Алятской, Кутуликской, Унгинской) расположились: 7 старожильческих селений (они и станут волостными селами), 14 деревень, около 110 заимок, а также 3 мельницы, 2 железнодорожных станции, 2 железнодорожных разъезда. Они-то и образовали территорию современного Заларинского района.
За 200 лет с момента появления здесь служилых людей и первых русских пашенных крестьян огромная территория в 7 с лишним тысяч квадратных километров отвоевывалась у тайги, лесов и болот под пахотные и сенокосные угодья сначала для двух-трех, потом для семи старожильческих деревень и к началу XX в. для двух десятков деревень и сел и около сотни старожильческих заимок. На 1722 г. все Илимское воеводство представляло собой дикий край, где обитало всего 14 тыс. человек (3). Деревни того периода — это один-три двора по несколько человек пашенных крестьян. Южные края этого воеводства — земли Балаганского уезда — были в большинстве своем еще не тронуты первопроходцами. Два века русские государственные люди обживали эти места для того, чтобы на нынешней территории Заларинского района сложилась вышеприведенная структура старожильческих населенных пунктов.
Сто лет назад, в начале XX в., в считанные годы начался качественно новый рывок в преобразовании и в дополнительном освоении сибирских земель, в том числе и наших. В политической и экономической жизни страны произошло событие, которое можно оценить как эволюционное, грандиозное преобразование Сибири и Дальнего Востока. Особенно это чувствуется в наши дни, когда мы сами пережили экономический кризис перестройки 1990-х гг. и невольно видели и испытывали тупиковое состояние общества. Пережив кризис, нельзя не обратиться копыту прошлых лет, к размышлениям об исторических, схожих с нашей ситуациях. На этом фоне с невольным уважением оглядываемся на событие, о котором рассуждаем с высоты его 100-летнего юбилея, с высоты опыта положительного и отрицательного, обретенного как следствие по истечении этих ста лет. Речь идет об аграрной и переселенческой реформах государства начала XX в., инициатором которых явился просвещенный политик, блестящий экономист и юрист, крупный административный талант, почти отказавшийся от личной жизни и вложивший свою удивительную работоспособность в преобразование России — председатель Совета министров российского правительства с 1906 г Петр Аркадьевич Столыпин. Его программа заключалась в освобождении крестьян от «общинной крепи», в наделении их землей. Предоставление участков земли происходило в Сибири, что должно было способствовать заселению и хозяйственному освоению края. Основную тяжесть всех организационных и хозяйственных работ и финансовых затрат должно было взять на себя — и взяло! — государство. Не секрет, что в последние два десятилетия наша страна пережила тяжелый экономический кризис по причине смены экономической формации. Аграрии России испытали тяжкие времена без ГСМ, семян, заработной платы и т. д., без повышенной ответственности за дело, без приподнятого психологически трудового духа народа. Совсем недавно мы стали свидетелями национального государственного проекта по поддержке сельского хозяйства страны. Сравнивая столыпинскую аграрную реформу 1906-1914 гг. с современным национальным проектом, можно сказать, невооруженным глазом видно, насколько уступает последний по размаху, действенности, эффективности, ответственности за свершение государственной важности дела столыпинской реформе.
Тема строительства великого Транссиба является отдельной темой для историков. Для решения аграрного вопроса в Сибири в конце XIX в. была построена железная дорога через всю страну. Как выглядело ее строительство в наших местах? Как запомнили местные жители это историческое событие?
В памяти 80-летней Клавдии Петровны Власовой, из чалдонов, сохранились рассказы ее матери Ефросиньи Никоновны Распутиной: «Железную дорогу строили в наших местах чалдоны. Крестьяне из местной округи все обязаны были отработать на железной дороге, завезти дров для шпал, щебня доставить на своих повозках. Особенно мама помнила ссыльных, потому что они были прикованы цепями к своим тачкам. В православные праздники из людей текли две реки в село: одна шла в кабаки, другая река текла в церковь» (4).
Строительство дороги в районе Половина-Залари-Зима шло усиленным темпом, поджимали сроки, и были нарушены нормы соблюдения допустимых углов подъема в гору тяжелого транспорта, непрочно укреплялись насыпи. Строительство дороги в наших местах шло вторично, с ее выравниванием. До сих пор в Заларях у местных живо понятие «Старая железная дорога», которая сегодня превратилась в прямую тенистую искусственную аллею.
Из воспоминаний Карпа Анисимовича Бровкина, старожила с. Хор- Тагна: «В 1905 году началось строительство Транссибирской дороги. После постройки трактовых дорог пришел первый поезд с плановыми переселенцами по столыпинской реформе. Разгружались на станции Тыреть с прямой пропиской в Хор-Тагну. Тогда уже были утверждены и названия деревням. Уезд был в Валаганске. В Тырети была учреждена организация по продаже плановым переселенцам лошадей, крупного рогатого скота, телег, саней, сбруи, домашнего инвентаря и всего необходимого для новоселов. Ехали переселенцы семьями из одной местности, а составляли целый поезд. Второй поезд пришел весной 1908 года. С первого поезда заселили улицу Хора и Патархай. В те годы Хор-Тагна состояла как бы из трех деревень, но все-таки это считалось единым целым: и Патархай, и Хора, и Окинские Сачки тоже входили, только были на отшибе. И церковь у них была общая, и кладбище общее, и староста, и управа общие. И приехали все из одной местности — из Двинского уезда Витебской губернии.
Позднее семьи приезжали группами, а ближе к 1920-м гг. и одиночные семьи (правда, ехали они тоже группами, но расселялись в разных деревнях). Одиночных домов как таковых не было. Сначала ставили времянки из кругляка, а углы в них рубили в охряпку, т. е. как можно быстрее.
У крепких хозяев за неделю времянка вставала и обживалась. В первую очередь старались распахать пашню, посеять хлеб и убрать урожай, рубили хлева и загоны для скота. Дома же строили через год-два, а кто-то и десяток лет ютился во времянке» (5).
Специальным переселенческим отрядом были проведены изыскательские работы. На месте станицы Головинской, принадлежавшей в начале XX в. к Заларинской волости, были найдены залежи угля, и железная дорога, вступив в отношения об аренде земли с головинским казачеством, приступила в 1910-х гг. к разработке шахты Владимира.
Впервые были составлены подробные карты на местах после работы геодезистов. В фондах нашего музея имеется уникальная карта 1905 г Заларинской волости, где вокруг Заларей зафиксированы все топонимы старожильческих и первых переселенческих участков вблизи железной дороги. Тагнинскую, Хор-Тагнинскую, Дмитриевскую, Тыретскую, Голуметскую волости от руки отфиксировал начальник переселенческих дел Око-Тагнинского подрайона А.А. Райнерт в 1913 г. (6). Можно утверждать, что это первая подробная и правильная карта Заларинской земли (для сравнения: в изданном в 1894 г сборнике «Волости и населенные места. Выпуск 4. Иркутская губерния» на с. 101 приведена составленная Центральным статистическим комитетом в 1893 г карта, где Аларская степная дума ошибочно изображена на месте Тагны, а Кимильтейская волость вообще отнесена на юг за Зала- ринскую волость— на место современной Черемшанки и Хор-Тагны).
Событием огромного экономического и социального значения для заларинских земель явилось строительство дорог. 582 дорожные версты было построено на 1913 г (в 1911 г —201 верста) (7). Это была основная дорога от волостного села Тыреть до волостного села Тагна через переселенческие участки Николаевский и Петровский, от Тагны до переселенческого участка Боровое. Далее шли еще менее протяженные участки и боковые ветки, соединявшие переселенческие участки глубинки со старожильческими селами или с основной дорогой на участке Тагна-Хор-Тагна. В 1910 г между переселенцами участков Сачковский и Окинские Сачки возникла тяжба на основе факта, к кому ближе проведена дорога. Суть спора возводилась к просьбе перед Переселенческим управлением дать пособие в 1 000 руб. на строительство семи верст дополнительной дороги «от главной магистральной дороги Тагна-Хор-Тагна» к их участкам (8). До сих пор местных жителей, особенно мужчин, часто пребывающих в поездках, впечатляют первые дороги Тыреть-Тагна и Тагна-Боровое. Они ровные, прямолинейные, как стрелки, достаточно крепкие. Бывший житель с. Тыреть А.В. Герасимов, работавший водителем и часто выезжавший на уборочные работы в 1970-х гг., вспоминает: «От Тырети до фермы за Тагной шел наипрямейший путь, сделанный как по линейке. С обеих сторон посажены березы. Едешь по этому тракту, как по тенистой аллее. Сейчас вдоль него идет линия электропередачи. Она идет прямо по Николаевке, но мимоХанжиново. Я в свое время по дороге насчитывал по 13 мостиков—так раньше гатили и ровняли дорогу. Сейчас они сгнили. Сядешь на машину и едешь прямехонько, как по стрелке. В народе эту дорогу называют Николаевской. Я думал, из-за деревни Николаевки, куда она заходит. Нет, старики меня поправляли: это из-за того, что был построен тракт при царе Николае» (9).
Столыпинские, или Николаевские, дороги были очень важны для коммуникационных связей в районе; сотню лет они прослужили верой и правдой местному народу и помнят на своем веку много трудов людей. Любовно и с добрыми чувствами сегодня помнят об этих «вековых» дорогах в народе, знают их.
Для поддержания духа и здоровья людей в волостях, принявших переселенцев, строились церкви, больницы, министерские школы. На 1913 г были построены три церкви, разрушенные в советское время. Народ знает судьбы их останков, а также имена людей, рушивших святые храмы в нашей глубинке Сибирской Руси. 14 школ были построены добротно и основательно, и многие из них принимали детей почти 100 лет Две волостные больницы были отстроены в таежной глубинке: в Хор-Тагне и Тагне (10). С особенным хозяйским размахом был построен Тагнинский больничный комплекс, состоящий из девяти больших зданий. Дважды — во время Русско-японской и Великой Отечественной войн — здесь размещался госпиталь для раненых солдат.
Земли современного района входили в территорию IV Око- Тагнинского переселенческого подрайона из 11 образованных в Иркутской губернии (из 8 на территории Валаганского уезда). В Око-Тагнинский подрайон народ доставлялся по железной дороге на станции Залари и Тыреть тысячами. С 1906 по 1914 г. в подрайоне возникло 63 переселенческих самостоятельных пункта. К ним же можно причислить 33 новых хутора и заимки, действующих как малые, но распространенные формы населенных пунктов, создавашихся для удобства работ на земле.
Большинство из возникших переселенческих населенных пунктов появилось в средней и южной (присаянской) частях района. На 1913 г. чиновником особых поручений по переселенческим делам А.А. Райнертом к отчету была представлена система заселения местности в зависимости от географических условий. Участки делились на три группы:
- при Тагнинском волостном селе — в серединной части района. Здесь болото, заболоченные пади, небольшая холмистость (образовано 11 участков);
- юго-западная часть района. Таежные леса здесь более значительны, людей селится меньше —Хор-Тагнинская волость (10 участков);
- юг района, Присаянье (8 участков) (11). Здесь начинается нетронутая вековая тайга, переходящая в Саянские горы.
Под фразой в отчете «Разработка и расчистка под пашни трудна, предприняты корчевальные работы по расчистке» кроется неимоверный добровольный каторжный труд крестьян, добывавших хлебородное угодье. (В 1950-х гг этим же трудом будут заниматься спецпереселенцы из Западной Украины.) В этой местности поселили уроженцев Уфимской губернии, где также было много лесов и люди генетически были причастны к лесным промыслам — охоте, рыбалке. Здесь, в восточносибирской саянской тайге, им довелось в условиях дикого нетронутого края и буйного таежного ландшафта пройти и укрепить тропы лесных бурят, звериные тропы к водопою, разведать заларинскую тайгу и, поделив ее на таёжки, построить охотничьи зимовья.
В заларинской тайге появились таёжки Мартышкина, Кузьминиха, Малиновая Гора, Жежем, Выборов Хребет, Углы, Анфимова, Нефедова баня и др., которые стали служить новым обитателям — столыпинским переселенцам. Таежные зимовья явились негласным дополнением к социальной инфраструктуре переселенческого подрайона, так как они помогали устраиваться на новом месте, подчинять угодья себе.
По предварительным данным работников Заларинского краеведческого музея, в них проживали выходцы из 25 европейских губерний. Люди преодолели громадный путь по железной дороге, перевозя свой скарб, со страхом покидая свои вековые «гнезда» на исторической родине. По воспоминаниям старожилов-переселенцев, многие рождались и умирали в дороге. Это был государственный риск в отношении своего народа. Вот как прокомментировал это в своей речи П.А. Столыпин на заседании Государственной думы 5 декабря 1908 г после принятия Думой законопроекта о землеустройстве крестьян: «Господа, нужна вера. Была минута, и минута эта недалека, когда вера в будущее России была поколеблена, когда были нарушены многие понятия. Не нарушена была в эту минуту лишь вера царя в силу русского пахаря и русского крестьянина. Это было время не для колебаний, а для решений. В эту тяжелую минуту правительство приняло на себя большую ответственность, проведя в порядке 87 закон 9 ноября 1906 года. Оно сделало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных. Таковых в короткое время оказалось полумиллиона домохозяев, закрепивших за собой более 3 200 ООО десятин земли... Помните, господа, законодательствуя, что таких сильных людей в России большинство» (12).
Как наказ передал государственным деятелям главную мысль о силе крестьянина премьер-министр за три года до своей смерти. Смертельно раненный ставленником реакционеров, Столыпин своей жизнью заплатил за реформы, ставшие судьбоносными для пяти-шести поколений переселенцев. Могущество России приросло не только Сибирью, но и многочисленным естественным приростом переселившихся в Сибирь. Примерно 70 % сегодняшнего населения составляют потомки столыпинских переселенцев.
Приведу цифры по Дмитриевской волости. В 1914-1916 гг. по исповедным росписям Дмитриевской церкви здесь числилось 2 899 человек (413 семей) (13). Чалдонское старожильческое население из этого количества составляло 521 человек, переселенческое — 2 378 человек — 82 % общего населения, переселенцев было в 4,5 раза больше, чем старожилов.
Семья моего деда Сахиб Гарея Давлетшина, состоявшая из пяти человек, заселилась в Хор-Тагнинскую волость в 1914 г. За 100 лет пребывания в Сибири семья выросла до 156 человек— цифра, показывающая обживаемость нового края этой семьей за одно столетие.
Семьи переселенцев, как правило, были многодетными: обретенные ими земли в Сибири еще надо было осваивать новыми и новыми рабочими руками. Не безликое существование, а свой уклад культуры — веры, обрядовости, архитектуры, воспитания, хозяйствования — привезли с собой в Сибирь из разных этнических уголков России люди. При внимательном рассмотрении истории этих семей предстают их индивидуальность, самобытность, уникальность. Из сердца Древней Руси — из Чернигов- щины прибыли великороссы. Несколько семей поселенцев в д. Рома- ненкино — русские выходцы из Смоленской губернии, которые заняли северо-западную и западную часть Заларинского района. 14 населенных пунктов образовано белорусами из Могилёвской, Минской и Гродненской губерний. Они раскинулись по всей территории района. Восточную часть района облюбовали себе герои гоголевских рассказов — казаки и казачки Полтавской губернии, Миргородского и других уездов. Южные окраинные поселения были образованы татарами, преимущественно из Уфимской губернии. Есть в районе место, населенное карелами из Тверской губернии. Они составляют малую толику среди других переселенцев. Видимо, группа мордовцев из Пензы были переселенцами по инерции в 1917 г.
Из 63 переселенческих пунктов и 11 хуторских хозяйств Заларинского района за прошедший век выжили как самостоятельные административные населенные пункты всего 14. Население образованных в начале XX в. полсотни деревень разъехалось в разные уголки района, а то и области в силу тех или иных причин. Это вело к утрате обретенного в Сибири родового гнезда, а вместе с этим и своих вековых традиций, своей исторической памяти.
Среди оставшихся чуть более десяти деревень переселенческого типа, пожалуй, самыми яркими в плане сохранения этнографии, архитектуры, наиболее показательными и самобытными в районе и области можно назвать Пихтинск, состоящий из трех деревень: Пихтинск, Средний Пихтинск и Дагник. Вот уже десяток лет пихтинские участки привлекают пристальное внимание общественности. Историки, архитекторы, этнографы, радиолюбители, музейщики, студенты, учащиеся, экологи, туристы, служители религиозного культа, представители разного уровня властей — кто только не побывал здесь при полном отсутствии туристической инфраструктуры! Век сложился для Пихтинска не просто. Документальное упоминание голендров в Сибири фиксируется в государственных статистических отчетах по Иркутской губернии, своеобразном цифровом итоге реформы в 1913 г В приходе Николаевской церкви Хор-Тагнинской волости на этот год числится 22 семьи лютеран, что составляло 130 человек. Существуют записи метрических книг о венчании браков, рождении детей у пихтинских голендров в Иркутской лютеранской кирхе за 1917-1918 гг В метрической книге Хор-Тагнинского ЗАГСа за 1921 г. сделано 14 записей по гражданскому учету крестьян Пих- тинского участка (14). Умирали прибывшие в Сибирь первопоселенцы, но им на смену год за годом рождались дети после самобытных пихтинских свадеб. Голендры стали закрепляться на новой земле.
Очень быстро во всех волостных селах укрепилась купеческая прослойка населения. Так, в Тырети в первый же десяток после переселенческих лет образовалось 11 торговых лавок, точек, из которых самой крупной явилось торговое дело потомственной почетной гражданки г Москвы А.И. Громовой. В Запарях образовалась улица Купеческая, где раскинулись особняки и частные торговые усадьбы купцов Курсановых, Швецов, Ивановых, Гусевых, Шамановых и др. История усадьбы семьи Курсановых подробно рассматривалась в связи с 300-летием Заларей. Она значима, показательна и интересна. Особенно велика была роль этих купеческих хозяйств в экономике, влиявшей на жизнь переселенцев. Здесь оптом скупалась сельскохозяйственная продукция, предоставлялись для торговли сельскохозяйственный инвентарь, необходимые продукты и товары для переселенцев. Особое значение в экономике имел Троицкий винокуренный завод, образованный в 1875 г Из самих переселенцев также выделяются предприимчивые хозяева, судьбы которых сложились трагично после свершения Великой Октябрьской революции: многие были раскулачены, зажаты налогами, всех подвели к уравнительному хозяйствованию. Как часто водится во все времена, многое было разрушено из-за смены экономической формации. Однако остались в наших местах пашни, деревни и люди, закрепившиеся тут 100 лет назад.
ПРИМЕЧАНИЯ
- ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 4473.
- Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 2001. Т. 2. С. 8.
- Там же. С. 121.
- Фонды Заларинского районного краеведческого музея, ВС-844-1. Воспоминания К.П. Власовой.
- Фонды Заларинского районного краеведческого музея, ВС-844-2. Воспоминания К.А. Бровкина.
- Фонды Заларинского районного краеведческого музея, ВС-2. Карта 1905 г.
- ГАИО. Ф. 171. Оп. 3. Д. 66.
- Там же. Оп. 1. Д. 237.
- Фонды Заларинского краеведческого музея, ВС-846. Воспоминания А.В. Герасимова.
- Архив ЦСН. Санников А.П. Памятники истории и культуры Заларинского района. 1993 г.
- ГАИО. Ф. 171. Оп. 3. Д. 66.
- Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 168.
- Фонды Заларинского краеведческого музея, ВС-845. Исповедные росписи Дмитриевской церкви, 1916 г. (копия).
- Фонды Заларинского краеведческого музея, ВС-847. Метрическая книга Хор-Тагнинского ЗАГСа, 1921 г. (копия).
Галина Николаевна Макогон, директор Заларинского районного краеведческого музея
Порталу www.pribaikal.ru материалы предоставлены архитектурно-этнографическим музеем Тальцы