Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XIX веков. Расположен музей "Тальцы" на правом берегу реки Ангары в Тальцинском урочище

Михалёвский некрополь

Одно из надгробий некрополя. 2009 г. Фото М. Сапижева

Михалёвский некрополь. 2009 г. Фото М. Сапижева

Изучение плит Михалёвского некрополя. 2009 г. Фото М. Сапижева

Борис Петрович Цапарь — потомок Михалёвых и Власовых. 2009 г. Фото М. Сапижева

Некрополь не должен быть забытым. 2009 г. Фото М. Сапижева

Работа окончена. 2009 г.

Деревня Михалёва была на 20 лет моложе Иркутска и стояла выше по реке Ангаре.

Служивый человек, казачий пятидесятник Анисим Михалёв, плывя по Ангаре с отрядом казаков в 1669 году, обнаружил со­ляные источники, а затем — соляные «пожилины» на том самом месте, где ныне стоит город Усолье-Сибирское. Вместе с братом Гавриилом и его сыновьями Анисим Михалёв основал здесь де­ревеньку под названием Михалёва. Более 20 лет Гавриил Михалёв с сыновьями добывал соль в будущем Усолье. В то время Анисим нес «государеву службу», сначала в Иркутском, затем в Тункинском острогах.

Анисим Филиппов Михалёв известен как первооткрыватель многих месторождений полезных ископаемых на территории Вос­точной Сибири. Среди сибирского казачества Анисим Михалёв был влиятельным человеком. Его фамилия стояла после фами­лии боярского сына Ивана Максимова сына Перфильева в чело­битной от 8 декабря 1672 года о построении Иркутского Вознесен­ского мужского монастыря.

После смерти Гавриила в 1681 году Анисим Михалёв с племян­никами и компаньонами уступает соляные промыслы иркутскому купцу Ивану Ушакову и обосновывается в 20 верстах от Иркутска, вверх по Ангаре, на левом берегу.

В писцовой книге 1686 года, составленной Ф.С. Сверчковым по приказу стольника и воеводы С.А. Собочина, сообщается: «Вверх по Ангаре реке — деревня, а в ней пятидесятник казачей Анисим Филипов сын Михалев, по сказке ево, служил он великим государям в Енисейску изстари пятидесятничью службу, а ныне он служит великим государям по Иркутскому острогу пятидесят­ничью ж службу с пашни без хлебного жалованья, а на тое де пашенную землю и на сенные покосы в Иркутском в приказной избе из Енисейска отводная указная память, рыбных де ловель и птичих угодий нет, а служит он великим государям в Енисейску и в Иркутском сорок лет» (2, с. 10).

Известный в Иркутске краевед Ю.С. Душкин, проявляя боль­шой интерес к личности Анисима Михалёва, в одном из своих краеведческих трудов пишет: «Его племянники числились иркут­скими посадскими, платили оброк по одному рублю каждый. Иван Гаврилов сын Михалёв стал иркутским пешим казаком, в 1700-

1704 гг. в документах записан казачьим пятидесятником, получав­шим деньгами пять рублей с полтиной, хлебом — пять четвертей с осминой, овсом — четыре чети, солью — два пуда в год. На живописном месте заимки образовалось село Михалёво...» (2, с. 10).

Многочисленные потомки Михалёвых три с лишним столетия жили здесь, на берегах Ангары, в месте пересечения сухопутных и водных дорог. В XVIII столетии в Михалёву деревеньку посе­ляются представители рода Власовых. Тесно переплелись родо­словные древа многих поколений Михалёвых и Власовых за три века.

До ХХ столетия село Михалёво входило в состав Смоленской волости Иркутского уезда, пережило освоение русскими поселен­цами Сибири, декабристские времена, становление судоходства на Байкале. Мимо Михалёва проходили первые торговые карава­ны в Китай. Неподалеку от Михалёва, в Грудинино, был построен первый ангарский пароход «Николай I».

На рубеже XIX-XX веков здесь началось строительство от­резка Транссибирской магистрали от Иркутска до порта Байкал. Станция Михалёво была единственной железнодорожной станци­ей на этом пути. Село же Михалёво получило свое второе рож­дение, испытало настоящий строительный бум. В долине реки Курмы вырос новый большой район села — Пар­ки. Сюда из центра России потянулись многочислен­ные переселенцы. Недале­кое расположение села от губернского Иркутска тесно связывало село с городом. В город ходили на заработки, некоторые сельчане, разбо­гатев, переезжали в Иркутск. В окрестностях Михалёва рубили древесину, которую сплавляли в Иркутск по реке Ангаре. Жители деревни Грудининой, расположенной в четырех верстах ниже по течению, на одном из круп­ных островов, поставляли на рынки Иркутска свежевыловленную рыбу (1, с. 42).

В середине ХХ столетия индустриальные планы развития Си­бири предусматривали в первую очередь строительство гидро­электростанций на Ангаре. Село Михалёво в числе других при­брежных поселений попало в зону затопления Иркутского водо­хранилища.

Жители Михалёва, покидая насиженное место, переселялись в Иркутск, в строящийся Шелехов, в поселок при железнодорожной станции Большой Луг на новой трассе железной дороги Иркутск-Слюдянка. Часть домов перевезли и во вновь образованный по­селок на берегу будущего рукотворного моря — Новогрудинино. Марина Ивановна Дусь (урожденная Власова) вспоминает, что подготовительные работы по затоплению начали уже в 1950 году. Вначале комиссия за комиссией приезжала, вели разъяснитель­ные собрания, обещали помощь при переезде.

Началась подготовка будущего ложа водохранилища, выруба­ли лес по делянам. На этом можно было подзаработать. Приходи­ли в семьи, где мужики покрепче, и предлагали обработку лесного участка. Отец и дед В.М. Ильина принимали участие в этом. Дед говорил: «Смотри, Миша, не более десяти сантиметров пеньки оставляй. А то не примут и ничего не заплатят». А комиссия и впрямь была строгая.

По воспоминаниям бывших жителей Михалё­во, с начала строитель­ства Иркутской ГЭС было образовано новое место захоронений — Грудининское. Местным жите­лям разрешалось само­стоятельно осуществлять перезахоронение близких на новом кладбище, под контролем медицинских работников. Старинное кладбище для поселений Михалёво и Грудинино (расположенное в средней части южного склона пади Кортокой) попало в зону затопления и подлежало уничтожению.

По воспоминаниям бывшей учительницы шко­лы села Михалёво Лидии Семеновны Казачок, после того как многие жители села, переве­зя свои дома, покинули Михалёво, начались работы по перено­су кладбища из зоны затопления. По железной дороге привезли бригаду из Магадана — расконвоированные заключенные, врачи, охрана, жившие в вагонах прибывшего поезда.

Захоронения на старинном кладбище раскапывались, остан­ки переносили на километр выше по склону, где для погребения их была выбрана территория заброшенного кирпичного завода. Братской могилой для останков жителей многих поколений ста­ринных сел стала яма для выемки глины. Деревянные надгробия сожгли. На могилу был насыпан высокий слой грунта (не менее трех метров) в виде холма. У его подножья установили собран­ные со всего кладбища каменные надгробия.

Прошло более полувека. Уходят из жизни старики, помнившие историю Михалёвского и Грудининского поселений. Выросли но­вые поколения потомков Михалёвых, Власовых, Грудининых и других фамилий. Забыта дорога к «родному пепелищу».

С 2005 года в Шелеховском районе Иркутской области нача­ло свою деятельность Михалёвское землячество. Инициативную группу образовали бывшие жители села Михалёва Борис Петро­вич Цапарь, Виктор Афанасьевич Михалёв, иркутский профессор-геолог Мефодий Иванович Грудинин, бывший мэр города Шелехова Владислав Викторович Поздняк, краеведы Алла Юрьевна Чукавина и Любовь Николаевна Лузгина. Целью землячества стало пробуждение интереса представителей молодого поколе­ния к истории родного края, родовым корням, духовное единение разных поколений Михалёвского землячества.

За короткий срок землячество организовало две экспедици­онные поездки в окрестности бывшего села Михалёво с целью обнаружения перенесенного кладбища и его обследования. Был начат сбор информации об истории сел Михалёво и Грудини-но, шло формирование их родословного фонда. Организованы встречи землячества в поселке Большой Луг и городе Шелехове. О результатах работ были сделаны сообщения на исторических чтениях в музее Г.И. Шелехова и в Иркутском обществе «Родо­словие». Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» (дирек­тор В.В. Тихонов) предложил провести предварительную оценку территории Михалёвского некрополя как будущего исторического памятника.

Землячество обратилось в Центр развития творчества детей и юношества города Шелехова (директор Л.А. Дряхлова) с прось­бой поручить проведение комплексных исследований Михалёв­ского некрополя туристско-краеведческому экспедиционному клубу «Наследники» (руководитель М.Н. Сапижев). Техническая поддержка экспедиции была оказана Попечительским советом образовательных учреждений Шелеховского района (руководи­тель А.В. Кожевин).

Экспедиция клуба «Наследники» состоялась в июне 2009 года. Участниками экспедиции стали активисты Михалёвского зем­лячества и члены клуба «Наследники». Перед паспортизацией участники экспедиции организовали благоустройство территории Михалёвского некрополя.

В результате проведения исследовательских работ установ­лено:

  1. Объект исследования имеет форму вытянутого с запада на восток прямоугольного холма.
  2. Размеры: длина — 18,8 метра, ширина — 6,7 метра, высо та — 0,57 метра.
  3. С трех сторон (с севера, востока и юга) объект обнесен ме­ таллической оградой.
  4. С трех сторон (с севера, востока и юга) у подножья объекта лежат 33 песчаниковые плиты с надписями. Произведены замеры всех плит с фотофиксацией.
  5. Наверху в западной части установлены два могильных па­ мятника из песчаника, имеющих форму четырехгранных усечен ных пирамид; в восточной части — надгробие в форме металли­ ческого ажурного креста, с металлическим пьедесталом.
  6. Анализ дат захоронений на надгробных памятниках свиде тельствует о том, что в некрополе присутствуют каменные памят­ ники с 1900 по 1929 год.
  7. Чаще всего на каменных плитах встречается фамилия Вла­ сов — 13 раз, Михалёвы — меньше (5 раз). Имеются плиты с фа­ милиями Грудинины — 6, Платоновы — 3 раза. Есть захоронение Макеева, Шацкого, младенцев Непомнящих (2), нечитаемы над писи на семи плитах.
  8. Шрифты:
    широкими печатными буквами;
    комбинация прописных и печатных букв;
    широкие прописные буквы;
    узкие прописные буквы, с наклоном влево.
  9. Составлены схема некрополя, инвентаризационная ведо­
    мость и фотопаспорт объекта.

Выводы:

  1. Каменные памятники Михалёвского некрополя не отража­ ют пофамильный состав населения села Михалёво. Скорее, это показатель имущественного состояния жителей. Изготовление, доставка плит стоили достаточно дорого. Не каждая семья села имела возможность таким образом увековечить память своих умерших близких.
  2. Появление памятников представителей рода Грудининых (особенно с характерным родовым именем Мефодий) и Плато новых, вероятно, обусловлено захоронениями умерших жителей села Грудинино на общем для двух сел кладбище.
  3. Анализ шрифта надгробий и формы памятников свидетель­ствует, что над их изготовлением работали несколько мастеров.
  4. Обнаруженный и обследованный Михалёвский некрополь, несомненно, может стать еще одним памятником истории При­ байкалья, он является памятным местом родов Михалёвых и Вла­совых, чьи предки жили в селе Михалёво около трех веков.
  5. Михалёвский некрополь находится на территории бывше­го кирпичного завода. Кирпичный завод на сегодняшний день — возможно, единственный сохранившийся памятник кирпичного производства конца XIX-XX столетия в районе Иркутска. На территории завода обнаружены ямы с подземными печами для обжига, фрагменты «сварившегося» кирпича. Это дает основа­ние считать данную местность комплексным историческим па­мятником.

В завершение работы экспедиции был установлен деревянный памятный знак с надписью: «Здесь предковъ наших прах зарытъ». В торжественной обстановке произошло возложение цветов на братскую могилу. Б.П. Цапарь сказал: «По инициативе уроженцев села Михалёво, жителей Шелеховского района предпринята эта попытка восстановить историю села, его жителей, той террито­рии, на которой несколько веков кипела жизнь. С обнаруженного вновь совсем недавно и обследованного краеведами разного воз­раста Михалёвского некрополя потянется ниточка к повествова­ниям под общим названием „Михалёво"».

Примечание

Исследование Михалёвского некрополя вызывает закономер­ный вопрос о возможном месте захоронения казака-пятидесятника Анисима Михалёва, личности исторической. Его имя, а стало быть, и место его захоронения к началу ХХ столетия жителями села, его потомками, были забыты. Согласно архивным источни­кам, Анисим Филиппов Михалёв являлся не последним челове­ком в Иркутском остроге. Вряд ли человек его ранга обрел свое пристанище в основанной им деревне. За заслуги свои он, скорее всего, захоронен в окрестностях Спасской церкви или в ограде какого-либо из иркутских монастырей.

 

Литература

  1. Грудинин М.И. Варварин лесик. Иркутск, 2007.
  2. Душкин Ю. Соль земли // Земля Иркутская. 2000. № 13.
  3. Иркутск: Материалы для истории города ХVII и ХVIII столе­тий. М., 1883.

 

 

Алла Юрьевна Чукавина, учитель МОУ СОШ № 8, пос. Большой Луг

Любовь Николаевна Лузгина, краевед, г. Иркутск

Михаил Николаевич Сапижев, педагог МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества», г. Шелехов

Журнал "Тальцы" №35