Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XIX веков. Расположен музей "Тальцы" на правом берегу реки Ангары в Тальцинском урочище

Усадьба Сукачева : город Иркутск

Судьба Иркутска завидна: здесь находится один из старейших музеев России — краеведческий, рожденный в 1782 году по инициативе губернатора Клички. Здесь стараниями Владимира Платоновича Сукачева в ХIХ веке родилась первая за Уралом картинная галерея, ставшая основой богатейшего собрания Иркутского областного художественного музея, которому в 1989 году было присвоено имя основателя галереи. В начале нового века областной художественный музей вернулся к своим корням — в усадьбу В.П. Сукачева.

В.П. Сукачев

В.П. Сукачев

Н.В. Сукачева

Н.В. Сукачева

Жизнь усадьбы почетного гражданина Иркутска

Нина Степановна Струк,
заслуженный работник культуры РФ,
зав. отделом Иркутского областного
художественного музея

Рождение музея — непривычное словосочетание, но музей, как любое живое существо, появляется на свет, развивается. У каждого своя судьба.

Судьба Иркутска завидна: здесь находится один из старейших музеев России — краеведческий, рожденный в 1782 году по инициативе губернатора Клички. Здесь стараниями Владимира Платоновича Сукачева в ХIХ веке родилась первая за Уралом картинная галерея, ставшая основой богатейшего собрания Иркутского областного художественного музея, которому в 1989 году было присвоено имя основателя галереи. В начале нового века областной художественный музей вернулся к своим корням — в усадьбу В.П. Сукачева.

Случилось так, что ни частые иркутские пожары, ни огонь революции, ни чистки города в 1950–1960-х годах, когда сносились старые дома для строительства первого после войны благоустроенного жилья, не уничтожили этот удивительный памятник. Наверное, где-то на генетическом уровне у иркутян, у городских властей жило имя В.П. Сукачева, память о его добрых делах.

В те времена мало кто задумывался над тем, что русская усадьба — это феномен национального духа, в истоках которого находится стихийная религиозность с ее уединением, творческим горением и служением Родине. В тиши русских усадеб зародились и сформировались уникальнейшие религиозные, философские, научные мысли, искусство, литература. Русская усадьба воспета в произведениях А. Пушкина, И. Гончарова, Л. Толстого, А. Чехова, Н. Гумилева.

Безусловно, огромную роль в формировании особой атмосферы в усадьбе играл парк. Садово-парковое искусство, зародившись на заре цивилизации, прошло сложный путь и к ХIХ веку стало самостоятельным видом искусства со своими законами, задачами, материалами и спецификой восприятия. Облик сада зависит от времени года, от времени суток, от солнца или дождя, от праздника или будней. Парк можно читать как книгу, слушать как музыку, рассматривать как картину.

Сибирякам очень повезло, что на пересечении шумных улиц сохранилась усадьба, строенная по всем законам ХIХ века.

Как случилось, что Владимир Сукачев, выросший в Иркутске, где не было частных садов, а деревья в палисадниках — редкость, разобьет почти на четырех гектарах парк и устроит дворянское гнездо? Наверное, интерес к усадебному укладу жизни, понимание роли усадьбы как особого очага культуры сформировались у нашего земляка в студенческие годы в Украине. После окончания Иркутской мужской гимназии Владимир Сукачев поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета имени святого Равноапостольного Владимира. На практике и в каникулы ему доводилось бывать во многих усадьбах: в Хотени — неподалеку от родных мест отца в Харьковской губернии, где когда-то гостили Н. Карамзин и Д. Давыдов; в Софиевке — шедевре садово-паркового искусства; в Вороньках у Волконских, знакомых по Иркутску. Но особенно воображение Сукачева потрясла Качановка, основанная в ХVIII веке и принадлежавшая семье Тарновских с 1824 года. В парке волновали группы белых берез на фоне хвойных деревьев, пространства, открывавшиеся с возвышенности, но особое внимание привлекал Качановский музей с богатейшими археологическими коллекциями и собранием живописи К. Брюллова, А. Иванова, О. Кипренского, И. Айвазовского, В. Маковского… В Качановке — неповторимая атмосфера, в которой легко работалось и М. Глинке над фрагментами «Руслана и Людмилы», и Н. Гоголю, и Т. Шевченко. Гостями Качановки были Н. Ге, И. Репин, М. Врубель. Не здесь ли состоялось знакомство Сукачева с корифеями русской живописи, чьи произведения вошли позднее в состав его галереи?

С традициями усадебной культуры, отношением к природе с позиций эстетики была знакома и избранница Сукачева, Надежда Владимировна, происходившая из дворянского рода Долженковых-Любим, выросшая среди светлых просторов Украины. Молодые люди встретились в Киеве. На Украине они повенчались, здесь появились на свет два старших сына. Когда молодые супруги приехали в Иркутск и поселились в трехэтажном каменном, полученном Владимиром Платоновичем по наследству, особняке на Мелочном базаре, где единственным украшением были лужи, то дом показался им мрачным и неуютным. Сукачевы начали присматривать место для обустройства своего «гнезда», соответствовавшего их эстетическим взглядам.

Следует отметить, что к этому времени иркутяне, еще не оправившиеся от страшного пожара 1879 года, начали застраиваться за пределами традиционных городских границ: улица Московско-Ланинская (теперь Декабрьских Событий) получила продолжение, медленно карабкаясь в гору, поросшую лесом. От кладбища стрелой уходила на восток Иерусалимская (ныне 1-я Советская), параллельно ей 2-я, 3-я… Иерусалимские, пересекаемые продолжением Русиновской (Байкальской), Саломатовской (К. Либкнехта).

Сукачевы скупили несколько участков леса с кое-где построенными дачами на отрезке улицы Иерусалимской от Ланинской до Саломатовской и в течение трех-четырех лет отстроили усадьбу в лучших традициях дворянского поместья: барский дом, флигель, где размещались прислуга и кухня, служба с конюшней, дом для гостей, оранжерея, катальная горка, беседка, грот, погреб-кузница, хозяйственные постройки — всего 17. Среди них два здания, имевшие общественное значение: картинная галерея и школа для девочек из бедных семей. Здание галереи было двухэтажным, с установленным на крыше гербом в виде якоря, перевитого буквой «S». Здание школы крыльцом выходило на Иерусалимскую и отличалось от других усадебных построек отсутствием резного декора.

К 1880-м годам, когда возводилась усадьба Сукачевых и разбивался парк, изменилась эстетика усадебного строительства: усадьбы стали похожими на дачи, когда на первом месте стоят не блеск и показное великолепие, а поэтичность природного окружения, ближний пейзажный план приобретает большее значение. На фотографиях из семейного архива видно, как близко подходят молодые деревца к домам, ветками заглядывая в окна. С высокого обрыва открывался вид на город, вплоть до Тихвинской площади с одной стороны, а с другой стороны как на ладони лежало Рабочее предместье с белоснежными и красными храмами. Архитектура сливалась с природным окружением, отражая стремление общества возродить русские традиции: дома у Сукачевых богато украшены резьбой.

Усадьба на Ланинской стала центром общественной жизни города. Здесь собирались ученые, путешественники, местные и заезжие музыканты, художники. Под эгидой хозяев, при участии их детей, устраивались музыкально-литературные концерты, которые тщательно готовились, а программы печатались в типографии. В музее хранится несколько таких программ. Гости любили слушать, как музицирует Надежда Владимировна, заслушивались хозяина, который «может сам рассказать повесть о каждой из своих картин».

Сукачевы покинули усадьбу в 1898 году, перебравшись в Санкт-Петербург, чтобы дать детям образование, но оставив в Иркутске почти все картины и сохранив за собою усадьбу. С Иркутском они поддерживали постоянную связь: Владимир Платонович — по делам общества вспомоществования сибирякам, обучавшимся в Санкт-Петербургском университете, по делам ВСОИРГО; Надежда Владимировна — по делам школы для девочек и прогимназии Хаминова, старший сын Борис — по научным интересам, связанным с изучением губок озера Байкал.

Галерея продолжала принимать посетителей не только из числа горожан, но и приезжих, в том числе и из сел. В 1904 году, например, 46 учеников боханских и готольских школ «осматривали… картинную галерею Сукачева» (Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. — Иркутск, 1994. — С. 38). В 1912 году «о[бществ]о общедоступн[ых] курсов открыло выставку картинной галереи В.П. Сукачева. Посетило ее 3346 ч[еловек]» (там же. — С. 167).

В марте 1918 года усадьба была национализирована, но советская власть просуществовала до лета. В начале июля 1918 года по городу поползли слухи о том, что большевики в числе стратегических объектов будут взрывать дом Сукачева. Но слухи остались слухами: усадьба уцелела и при отступлении Красной Армии, и при возвращении ее в Иркутск в конце 1919 года.

В 1920 году картинная галерея Сукачева была передана государству: картины вывезли в здание магазина Мерецкого (ныне «Детский мир»), куда со всего города свозились произведения искусства и где был создан художественный отдел научного (ныне — краеведческого) музея. В 1936 году отдел стал самостоятельным юридическим лицом — областным художественным музеем, поменявшим несколько адресов: Халтурина, 1; К. Маркса, 23–25; Ленина, 5.

Усадьба перешла в ведение отдела народного образования: в школе продолжались занятия, о чем тепло вспоминает в своих «Записках иркутянки» почетный гражданин Иркутска Л.И. Тамм. В картинной галерее в 1920–1930 годах работала школа-коммуна «Новая жизнь». Когда страна покончила с беспризорностью, за несколько лет до войны здесь разместился дом ребенка. В 1950-х годах — детский сад. В службах были организованы пищеблок, прачечная, часть домов отдали под жилье. По мере ветшания, при отсутствии надлежащего ухода, постройки разбирали на дрова. При строительстве памятника танка разобрали барский дом.

Не менее грустная история происходила с парком. Часть его оставалась за детскими учреждениями, большая же была превращена в парк культуры и отдыха имени 1 Мая. Иркутяне почему-то окрестили его «Дунькиным садом». Чтобы устроить танцплощадку, установить аттракционы, безжалостно вырубили кедры, сирень. Диковинные деревья, растения, привезенные учеными из разных уголков мира, выписанные Сукачевым из ботанических садов, погибали. Во второй половине ХХ века парк стал Детским.

В 1954 году школа переехала в новое помещение, в ней разместились арендаторы. В 1986 году получил новое здание и детсад. Коллектив Иркутского областного художественного музея по инициативе А.Д. Фатьянова обратился в горисполком с просьбой передать галерею музею. Благодаря настойчивости директора ИОХМ Е.С. Зубрий горисполком принял в течение ряда лет несколько решений, по которым музей получил не только галерею, но и шесть сохранившихся построек, а также 3,42 га парка. Были начаты проектные и консервационно-реставрационные работы. Из-за финансовых трудностей их пришлось приостановить на несколько лет.

В феврале 1995 года президентом РФ был подписан Указ № 176, по которому усадьба В.П. Сукачева отнесена к числу памятников федерального значения.

Работы возобновились в 1998 году, после принятия постановления № 192-п губернатора Иркутской области. Генеральным проектировщиком стало ОАО «Иркутскгражданпроект», заказчиком — ОАО НПК «Три века» (генеральный директор Ю.А. Шкуропат, который в 1987 году, будучи председателем горисполкома, подписал первое решение о возрождении галереи), генподрядчиком — СКК «Контакт-регион» (В.В. Куликов).

В эти же годы Е.С. Зубрий разработала основные положения концепции развития усадьбы В.П. Сукачева, объединившей два направления: музеефикацию построек и парка и организацию детского культурного центра, который бы предоставлял «услуги детям в области духовной и материальной культуры с тем, чтобы стимулировать и способствовать познанию детьми окружающего мира; осознанию себя в нем; задействованию знаний в повседневной жизни; способствовать популяризации знаний; просвещению и развитию гуманитарного общества» (Архив ИОХМ, № 1020, с. 5).

В ноябре 2000 года реставраторы передали музею воссозданный дом для гостей. 16 мая 2001 года в нем открылась выставка «В.П. Сукачев — меценат и общественный деятель».

В трех комнатах представлены документы, мебель, личные вещи, фотографии, живописные полотна, позволяющие познакомиться с многогранной деятельностью Владимира Платоновича и рассказать о нем как о представителе старинного сибирского рода.

Выставку открывает портрет Петра Дмитриевича Трапезникова — богатейшего иркутского купца и золотопромышленника, чьи предки пришли в Сибирь с первыми землепроходцами из Вологды. Дети и родственники его играли видную роль в общественной и хозяйственной жизни Иркутска. Четвертый сын Петра Дмитриевича, Никанор, избирался городским головой и за благотворительные дела был удостоен звания почетного гражданина. Никанор Петрович — дедушка Владимира Платоновича, поскольку Аграфена Никаноровна Трапезникова в 1837 году стала женою одного из чиновников Главного управления Восточной Сибири Платона Петровича Сукачева.

На выставке — портреты Аграфены и Платона Сукачевых и их внуков. Перед посетителем иркутская семья на протяжении почти 150 лет. Среди других выделяется почитанием родителей, умением сохранить память о предках не только в семейных рассказах, но и бережно передавая из поколения в поколение рисунки, благодарственные письма, записку с признанием в любви…

При оформлении выставки в гостевом доме мы отказались от традиционного для историко-мемориальных музеев оборудования. Документы «поданы» в багете, который гармонирует с рамами картин Сукачева. Витрины закуплены дирекцией музея итальянские, из дерева, перекликающиеся с деревом потолков, полов и оконными колодами. Все это создает атмосферу временного отсутствия хозяев.

Выставкой в гостевом доме усадьбы В.П. Сукачева Иркутский областной художественный музей вторгся в культурную среду Иркутска. Главной задачей работников отдела художественного музея стало возрождение традиций русской усадьбы конца ХIХ века с ее высокой духовностью. В усадьбу городского головы вернулись православные праздники: Рождество, Пасха, дни ангела членов семьи — Владимира, Надежды, Бориса, Платона, Анны. Как сотню лет назад, дети расписывают яйца в Чистый четверг Страстной седмицы, а в Масленицу посетителей угощают блинами.

Своим ходом шли реставрационные работы, и в 2003 году Иркутский художественный музей получил еще одно восстановленное здание — службу с конюшней. 27 декабря в доме, украшенном резьбой, шагнувшем в наш суматошный век из русской сказки, торжественно, под духовное песнопение, открылась выставка «Современники В.П. Сукачева». Она может рассматриваться как продолжение, дополнение выставки в гостевом доме, но может быть и самостоятельным музейным произведением. На выставке представлена незначительная часть окружения Сукачевых, охватывающего все слои российского общества. На выставке портреты членов царской фамилии и ссыльные, придворные и «областники», купцы и ученые. Современником Сукачева выступает город Иркутск, запечатленный художниками в конце ХIХ – начале ХХ века. Художники были и в семье Владимира Платоновича: карандашный рисунок маменьки, акварели жены и дочери Анны, этюд невестки Марии выставлены в маленькой уютной комнате второго этажа.

Музей принимает посетителей, а реставрация продолжается: уже появилось «гульбище» в доме прислуги, ведутся инженерные обследования и проектные работы в галерее, заканчивается генеральный проект реконструкции парка.

В новом веке работы ускорились в связи с тем, что финансируются они не только из областного, но и из федерального бюджета. В 2003 году администрация города Иркутска взяла на себя обязательства по проведению дендрологических работ и ограждению парка.

Усадьба продолжает жить, она живет за В.П. Сукачева, являясь местом встреч с ним, с его эпохой, пропитанной душевностью и духовностью.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бельский А. Реставрация усадьбы В.П. Сукачева // Земля Иркутская. — 2002. — № 1.

Иркутска гордость и слава. — Иркутск, 2001.

Клепикова Е. Сукачевы и их усадьба // Земля Иркутская. — 1999. — № 11.

Летопись города Иркутска ХVII–ХIХ вв. — Иркутск, 1996.

Наше наследие. — 1994. — № 29–30.

Письма Г.Н. Потанина. — Иркутск, 1989. — Т. 3.

Письма Г.Н. Потанина. — Иркутск, 1990. — Т. 4.

Попов И.И. Забытые иркутские страницы: Записки редактора. — Иркутск, 1989.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. — Иркутск, 1994.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. — Иркутск, 1993.

Снытко Л.Н. Концепция и содержание выставки… // Материалы научной конференции «Сукачевские чтения-1999». — Иркутск, 2002.

Струк Н.С. Современники о Владимире Платоновиче Сукачеве // Материалы научной конференции «Сукачевские чтения- 2002». — Иркутск, 2002.

Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев. — Иркутск, 1990.

 

Журнал Тальцы №1 (17), 2003 год.