История Байкальского университета экономики и права (БГУЭП) начинается в 1920 году, когда на гуманитарном факультете Иркутского государственного университета было открыто экономическое отделение и началась подготовка экономистов с высшим образованием

Новости, статьи

Выпускница факультета журналистики БГУЭП Марина Абдуллина о культуре, карьере преподавателя и об учебе на журфаке...

На крышах Северной Пальмиры...

Петербург не случайно называют культурной столицей России — именно в этом городе известные русские поэты и писатели создавали свои лучшие произведения. В 1811 году юный Александр Пушкин впервые познакомился с Петербургом, приехав поступать во вновь открывающееся учебное заведение — Царскосельский лицей. Величайшего поэта явил миру Петербург! Именно этой встрече обязана своим появлением знаменитая поэма «Медный всадник»...

С тех пор город на Неве почти не изменился: всё те же со боры и дворцы, проспекты и улицы. Только количество учебных заведений значительно возросло — более 100 университетов и академий! И каждый год студенты со всей России приезжают в Петербург, что бы получить здесь высшее образование. Такое важное решение в своей жизни приняла и выпускница факультета журналистики Марина Абдуллина. Успешно сдав вступительные экзамены, она поступила в аспирантуру Педагогического университета им. А.И. Герцена на специальность «Зарубежная литература». О культуре, карьере преподавателя и об учебе на журфаке...

О вечности искусства...

За время обучения на факультете журналистики Марина на писала десятки публикаций на тему культуры. Они легли в основу её дипломной работы, о которой расскажу немного позже. Театр, кино, выставки, музеи - об этом писала Марина, люди творческих профессий неоднократно становились главными героями ее текстов. Марина увлекалась театральной журналистикой и критикой, параллельно с этим изучала живопись и архитектуру, работая в журнале Союза архитекторов.

«Мне всегда был интересен современный культурный процесс. Это и литература, и театр, и кинематограф, в том числе российский и мировой, - мы часто об этом говорили на занятиях, а также на других внеучебных мероприятиях и встречах. Эту тему я всегда очень любила и работала журналистом по ней, и как то строила свою жизнь сообразно этому».

Но к освещению событий культуры Марина пришла не сразу... Писала и о политике, и об экономике: интервью, репортажи, статьи, расследования. «Что бы выбрать то, что тебе по душе, нужно попробовать всё! Нельзя же сразу говорить, например: нет, криминал - это грязно, я не буду об этом писать».

Как вспоминает Марина, осознание того, что хочется посвятить свою жизнь культуре в целом, и в частности театру, пришло к ней на третьем курсе. Она поняла, что из пишущего журналиста ей хочется перепрофилироваться в журналиста теоретика, возникла мысль об аспирантуре по журналистике или по специальности, более близкой к искусству. «Журналистика - это работа одного дня, а искусство вечно. Искусство будет всегда. И говорить, и думать о нем можно бес конечно. В искусстве можно найти свою маленькую струнку и бес конечно за нее дергать, получая какие то новые навыки».

06 аспирантуре и карьере преподавателя...

Следующим шагом был по иск подходящей аспирантуры. В список городов попали Москва, Томск, Екатеринбург и Санкт Петербург. Во многих университетах были специальности, интересующие Марину: журналистика, искусствоведение, зарубежная литература, культурология и философия. Но склонялась она все же к зарубежной литературе. Еще тогда, на занятиях по этому предмету, Марина воспринимала лекции на профессиональном уровне, настраивая себя на что то более серьезное. «Я знала, зачем мне все это надо, зачем мне нужно было читать к экзамену стопку книг, которая превышала мой собственный рост».

На четвертом курсе Марина уже точно определилась, что это будет университет им. Герцена в Санкт Петербурге, кафедра зарубежной литературы. Остановила свой выбор на французской литературе. Марина вспоминает, как в конце четвертого курса написала по почте своему будущему научному руководителю в этот университет. А когда дописывала диплом по журналистике, у нее уже практически была тема будущей кандидатской работы. Дело оставалось за малым - приехать туда и поступить!

Вступительные экзамены начались только в сентябре. При поступлении в аспирантуру традиционно сдают три экзамена: английский язык, философию и третий (профильный) - зарубежную литературу. «Это очень серьезные экзамены, несравнимые с обычными студенческими; по философии, например, объем знаний гораздо больше: нужно знать первоисточники, много дополнительной литературы. Этот экзамен невозможно выучить за два дня, как это делают студенты перед каждым экзаменом в университете».

Диплом Марины назывался «Культура и СМИ. Духовный аспект жизни общества и формы взаимодействия». Это практическая работа, в которой она подводила итог своей журналистской практике. Там были материалы о культуре, о театре, которые Марина анализировала с точки зрения журналистских жанров.

«Я буду преподавать. Мне не так принципиально, где, главное, что и кому. Меня привлекает именно университетская публика, студенты, с ними интерес но разговаривать, и я знаю, что я могу им сказать. Пусть это будет Иркутск, не обязательно Санкт Петербург. Не загадываю, что останусь там. Я могу приехать сюда и буду счастлива преподавать в Нархозе зарубежную литературу». Сейчас Марина записалась вольным слушателем и будет посещать лекции по искусствоведению, по философии культуры, по философии архитектуры. В планах - пойти на отдельные курсы по театральной критике.

«У нас замечательные преподаватели: Ольга Валентиновна Красноярова, которая нам читала историю театра, историю кино, критику. То, что нам дают в университете - университетское знание, оно научит правильно мыс лить, в верном направлении, а за тем брать из окружающего мира столько информации, сколько тебе нужно. Я поняла, что мне нужно еще очень много всего знать о театре, о работе критика. Спасибо Ольге Валентиновне, что она заложила это в меня». Марина с улыбкой на лице вспоминает, как все преподаватели поддерживали её, когда узнали о её намерениях. Ей очень нравилась манера преподавания Натальи Валерьевны Шестаковой и её образ мыслей, что сыграло не последнюю роль в вы боре аспирантуры.

Об учебе на журфаке...

«На нашей кафедре, на факультете, царит свободная творческая атмосфера, где каждый может выражать свои мысли, где каждого услышат, где преподаватели несут свой предмет не толь ко как знание, обязательное для студента журналиста, нет, не как знание, а как какую то идею, которая может пригодиться в жизни, помочь».

Для Марины преподаватели кафедры журналистики - это высокая школа преподавания, она знает, на кого ей равняться, какую манеру преподавания вы брать для себя в будущем. Здесь каждый преподаватель несет студентам высокую идею. «Ольга Валентиновна - это идея духовности, саморазвития, творческого начала, чего то чистого, искреннего, настоящего, того, что мы называем «искусство». Сацюк Ирина Георгиевна - это потрясающий преподаватель отечественной литературы. Нужно ценить, что она работает в нашем университете и нашим студентам посчастливилось прослушать такой курс».

«Нам никогда не было скучно! Мы всегда что то придумывали. Ставили какие то сценки. Устраивали разные мероприятия. Эти идеи, которые в нас сажали, они росли и должны были как то реализовываться. И на факультете для этого благодатная почва. Так не везде, я знаю много других факультетов и выпускников, которые просто приходят за знаниями, берут их или не берут и уходят. Мы приходили не за этим». Часто Марина пересматривает видеоархив своего курса: спектакль про войну, экватор или веселые капустники. «Это правда здорово. Я вот смотрю и до сих пор получаю удовольствие от этого. Ничего там не стыдно, не кажется, что мы там маленькие, глупые».

Учась на журналиста, Мари на старалась не пропускать занятия. «Я понимала, как мало времени у меня есть. Как мало всего я могу взять из того, что мне нужно». На первом курсе она впервые пришла в редакцию газеты «Байкальский университет» и вы разила желание написать о чем то, хотя практика в газете начинается традиционно со второго курса. Она понимала, что работать ей нужно с первого курса! Писала материалы о кино, на втором курсе начались публикации о театре. Тогда же преподаватель интернет журналистики Дмитрий Александрович Таевский пригласил её писать материалы о культуре на «Бабре».

«Преподаватели нашей кафедры очень многое нам дали. А главное, сформировали картину мира, это очень важно! Картина мира в голове, гармоничная, чтобы все было по полочкам и на своих местах. Чтобы было понятно: зачем ты здесь, что ты можешь, чего тебе не хватает, что тебе дали для этого. Это отличие гуманитарного образования, в частности, и именно на нашем факультете».

О работе в Питере...

«Я часто слышу от разных студентов, что здесь не та среда, что нет площадки для самореализации, нет ресурсов и возможностей. Отучусь сейчас здесь, полу чу диплом, уеду и там буду работать. Это нет! Невозможно там ни чего сделать, если ты здесь ничего не заработал!»

Приехав в Петербург, Мари на устроилась там на работу, на шла профессиональные связи по журналистике, по театрам. И всё благодаря тому, что наработала за годы учебы в Иркутске. У нее довольно увесистое портфолио с материалами по культуре. Свои тексты она отправляла работодателям вместе с резюме, когда искала работу. «Я приехала туда уже с багажом. А если приехать туда ни с чем, это сложно».

«Даже сейчас у меня многие спрашивают, почему я так спешу, вроде поступила в аспирантуру, можно до кандидатских экзаменов ничем не заниматься, потом летом начать писать кандидатскую. Нет, так нельзя! Нужно много работать! Нельзя лениться! Нужно понимать, что очень мало времени, нельзя его терять!»

Сейчас Марина сотрудничает с литературными частями театров. Накануне в Питере прошло открытие нового театрального сезона, на одном из таких традиционных мероприятий - открытии театрального сезона в театре «БУФФ» - ей удалось поработать в качестве критика. Она писала рецензию на спектакль «Королева глянца». Совсем недавно Марина делала интервью с двумя актера ми «Театра дождей», в октябре им обоим исполняется по 30 лет. Пи сала о Вампиловском фестивале в Иркутске для питерской газеты.

«Нельзя верить тем из студентов, которые говорят: «Я чего-то не могу, нам не дают камеры, мы не можем снимать». Когда вы захотите, вы будете снимать, буде те находить камеры, начнете сами монтировать. Мы в редакции «Байкальского университета» буквально жили. Я прощалась с Татьяной Александровной Зарубиной и Натальей Александров ной Князевой, как со своей семьей, потому что я находилась здесь каждый день. И сайт факультета делали, и что-то снимали, какие-то свои видеофильмы.

Мне грустно, когда ребята говорят: у нас не было экватора. А потом что вспоминать? Благодаря всем этим праздникам мы дружили. Старшие, младшие курсы -все вместе. И сейчас с этими ребятами общаемся, это самые близкие друзья до сих пор. Хотя они выпустились в позапрошлом, прошлом году. Если вы сами себе создаете такую творческую атмосферу, такое настроение, вам самим интересней будет. Всегда можно себе создать такую площадку, где можно делать что-то интересное и креативное».

 

Беседовала Алина Вовчек, Ж-08-2

Газета «Байкальский университет» № 19 (94), 27 октября 2011 года