История Байкальского университета экономики и права (БГУЭП) начинается в 1920 году, когда на гуманитарном факультете Иркутского государственного университета было открыто экономическое отделение и началась подготовка экономистов с высшим образованием

Новости, статьи

«Зарубежное страноведение» - Всероссийская студенческая олимпиада в юбилейный год БГУЭП

В Байкальском государственном университете экономики и права на факультете мировой экономики и государственного управления 30-31 марта 2011 г. была успешно проведена во второй раз Всероссийская студенческая олимпиада «Зарубежное страноведение».

Целью проведения олимпиады явилось углубление знаний по дисциплинам «Мировая экономика», «Экономическая география европейских стран», «Экономика зарубежных стран – европейский вектор», «Мировая экономика в последней четверти ХХ – начало ХХI  века», а также творческое применение полученных в ходе обучения и подготовки к олимпиаде знаний.

В олимпиаде приняли участие команды из Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского Федерального университета (СФУ, г. Красноярск); НОУ Сибирского института бизнеса, управления и психологии (СИБУП, г. Красноярск); Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП г. Хабаровск);  Читинского института Байкальского  государственном университете экономики и права (ЧИ БГУЭП г. Чита); ГОУ ВПО Восточно-Сибирского государственного технологического университета (ВСГТУ, г. Улан-Удэ);   Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС г. Иркутск); Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГУТУ, г. Иркутск); Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП г. Иркутск).

Как все начиналось: в 2001 г. преподаватели факультета мировой экономики решили провести олимпиаду по своей специализации. С 2002 по 2007 годы были проведены городские олимпиады, в которой приняли участие команды студентов ведущих вузов г. Иркутска.

 С 2008 по 2009 годы были проведены первые два тура региональной олимпиады.  В ней приняли участие команды студентов из Иркутска, Красноярска, Хабаровска и Читы.

В 2010 г. была проведена впервые Всероссийская олимпиада. В ней приняли участие 10 команд: две команды из Владивостока,  две команды из Красноярска, по одной команде из Москвы, Омска, Читы и три  команды из Иркутска.

Команды представителей вузов (43 студента) из разных городов России 30 марта 2011 г. встретились в стенах нашего гостеприимного университета.

Заведующая кафедрой мировой экономики Вера Михайловна Ягодкина официально открыла олимпиаду, проректор по науке БГУЭП Виктор Иванович Самаруха  тепло поприветствовал участников. С большим вдохновением он рассказал участникам олимпиады о значимости Иркутской области, города Иркутска в юбилейный 350-летий год в экономической жизни России, о высоком статусе нашего университета и его достижениях.

Виктор Иванович отметил, что по рейтингу индекса научного цитирования БГУЭП занимает 6-е место по России, имеет статус международного университета. В качестве примера гордости университета привел результаты достижения аспиранта, занявшего 2-е место в 2011 г. во Всемирной олимпиаде по математическому программированию и 1-е место по России в 2010 г.

С наилучшими пожеланиями в успешном  проведении олимпиады приветствовала участников проректор по социальной и воспитательной работе БГУЭП Ольга Юрьевна Оношко.

Первый тур – «Представление команды» оживил всех участников и жюри. Команды оригинально приветствовали друг друга, представляя свой вуз, факультет и себя. Особенно отличились команды из ВСГТУ (г. Улан-Удэ). Их приветствие прозвучало на немецком, французском, китайском и русском языках. Команда СФУ из Красноярска в виде мульфильма рассказала о своем университете, а сами студенты, как «Бременские музыканты», поехали на олимпиаду.

Самый главный второй тур – задание в форме теста, который выполняется самостоятельно. Всего тестовых вопросов было 50.

Победителями этого тура в личном первенстве стали: Илья Трифонов, Анастасия Былинина, Екатерина Рощупкина, Ольга Темникова, Ирина Билецкая, Михаил  Белоконь, Ксения Ерофеева, Алексей Ригин и Виктор Климентьев.

В третьем туре «Своя Игра» каждая команда готовила 2-3 вопроса команде соперника по любой из ранее заявленных дисциплин.

Приведу примеры: 1. В первой половине XVIII века во время войны за испанское наследство английский флот блокировал побережье Франции, не позволяя французским торговым кораблям вывозить свои грузы в другие страны. Эти действия наносили серьезный ущерб экономике Франции, однако благодаря им появилось то, что в дальнейшем приносило и приносит французам немалый доход. Что же появилось в результате этой блокады?

Ответ: Коньяк.

Комментарий: Франция поставляла в северные страны спирты, а из-за блокады французского побережья английским флотом эти спирты несколько лет пролежали на складах в дубовых бочках.

2. В каком городе Скандинавии крематорий является важнейшим поставщиком электроэнергии?

Ответ: Хельсингборг

Четветый тур: Презентация страны (по результатам жеребьевки).

В этом туре участники показали свои знания, артистизм, волю к победе.

Поскольку выбор страны пал по жеребьевке, необходимо было за оставшийся вечер и предстоящую ночь подготовить не только информацию о стране, но и представить оригинально. Так,  участникам ХГАЭП (г. Хабаровск) досталась Великобритания. В форме игры «Как стать миллионером» студенты рассказали о стране, подготовили стихи на английском и русском языках и переложили на музыку группы «Битлз».

Студенты из ВСГТУ (г. Улан-Удэ) сыграли так артистично сценку двух бабуль на лавочке, что очаровали жюри конкурса и всех участников олимпиады, при этом в доступной форме была изложена полная информация о Франции.

Студенты факультета мировой экономики и государственного управления  (МЭК-08) представили Испанию, информацию о стране преподнесли через турагентство. В качестве дополнения о чудесной стране был исполнен танец «Фламенко», особенно замечательно танцевала  Анастасия Былинина.

Пятый тур – разработка предложений по решению одной из глобальных проблем. Например, команда МЭК-07  решала проблему неравномерности развития Европейского союза.

Шестой тур – задания в форме викторины. Участвовали студенты, набравшие наибольшее количество баллов во втором туре.

В конце второго дня после проведения шести туров были подведены итоги:

командные призовые места распределились следующим образом: первое место СФУ (г. Красноярск); второе –  БГУЭП (2,3 курс, Иркутск); третье – ХГАЭП (г. Хабаровск).

Призовые места за личное первенство: первое место – Михаил Белоконь (СФУ, г. Красноярск); второе – Илья Трифонов (БГУЭП); третье – Виктор Клементьев (ХГАЭП, г. Хабаровск).

Награждение победителей в командном и личном первенстве участников олимпиады происходило торжественно и радостно. Каждый участник получил сувенир на память и диплом, а победителям команд, кроме дипломов, были подарены труды в 6-ти томах ректора БГУЭП Михаила Алексеевича Винокурова, руководителям вузов – дипломы. Победителям в личном первенстве  Михаилу Белоконю, Илье Трифонову, Виктору Клементьеву подарили книги, посвященные красивейшим местам мира и России.

В заключительном выступлении зав. кафедрой мировой экономики д.э.н., проф. В.М. Ягодкина отметила: «Все участники извлекли урок: что знают, что еще надо знать,  надеемся, что  Всероссийская олимпиада будет проводиться! Особая благодарность руководителям вузов (декану, ректору), которые не экономят на знаниях и оплатили поездки участникам. Хочется видеть более широкую географию вузов в будущем».

При вручении дипломов, грамот, подарков, сувениров В.М. Ягодкина выделила особенные моменты при проведении олимпиады, например, коммерческий СИБУП г. Красноярска достойно был представлен участниками, которые наравне с государственными вузами соревновались за призовые места. Особая благодарность была высказана студентам «за мужество» из НИ ИрГТУ г. Иркутска, поскольку при неполном составе (3 участника) они достойно отстаивали честь своего вуза.

В приветственном слове декан факультета мировой экономики и государственного управления д.э.н, проф. И.В. Цвигун обратилась к участникам олимпиады: «Вы разъедитесь по разным городам, но нас связывает то, что мы все мировые экономисты, нет побежденных, победила дружба».

После завершения олимпиады я обратилась к некоторым участникам с просьбой ответить на некоторые вопросы. 

– Какую цель преследует проведение олимпиады?

Жаргал Зандраевич Тагаров, автор тестов олимпиады и вопросов викторины: Во-первых, олимпиада – это стимул для особо одаренных студентов в углублении знаний; во-вторых, это один из каналов межвузовского общения со смежными факультетами вузов России; в-третьих, получение удовольствия от праздника прямого общения необычно вдохновленных студентов, в отличие от студентов на традиционных занятиях; в-четвертых, приятно смотреть, поскольку студенты пришли не за оценками, а проверить знания, пообщаться. Есть аура.  Начала формироваться традиция проведения олимпиады.

– Какая цель участия вашей команды на Олимпиаде? 

Галина Ивановна Новолоцкая, руководитель команды ИрГУПС, д.э.н., проф.: Проверить свои силы в знаниях, показать творческие способности. Группа считает, что олимпиада должна проводится на познаниях, должны исключаться шоу-эффекты, КВН-стиль, потому что некоторые вставки были не связаны со страноведением, однако другие считают, что олимпиада должна быть зрелищной.

Михаил Белоконь, победитель в личном первенстве олимпиады, СФУ, г. Красноярск: Знакомство с умными, талантливыми людьми. Понаблюдать за устройством, жизнью студентов из других ВУЗов. Увидеть культуру другого города.

– Что дает олимпиада?

Г.Н.: Олимпиада дает возможность заимствовать  опыт проведения, дополнить свои программы обучения  знаниями, что предлагают другие вузы. Студенты с удовольствием встретились с теми, кто приезжал в прошлом году, смешанные группы из студентов разных курсов вуза позволяет им сдружиться.

М.Б.: Я могу понять какой истинный уровень знаний у меня. Это возможность проявить себя в предметах, которые я люблю. Также возможность отстаивать честь своего университета.

– Положительные моменты при проведении Олимпиады...

Г.Н.: Насыщенность программы, доброжелательность участников, организаторов и членов жюри, хорошая организация проведения, работа самой олимпиады, обслуживание в столовой и кофе-брейк, добротные тесты, интересные вопросы к личному первенству.

М.Б.: Организация олимпиады проходит на высоком уровне, централизованное место проведения всех этапов конкурсов. Разнообразие участников, прибывших на олимпиаду из разных вузов и городов. Приятное общение. Организация экскурсий по г. Иркутску и на оз. Байкал. Хорошая работа организационного комитета. Замечательное питание.

– Отрицательные моменты при проведении олимпиады...

Г.Н.: Желательно, чтобы обслуживающий персонал за компьютером был  отделен от участников групп, чтобы не был виден экран компьютера. «Своя игра» не должна требовать ответов. Ответы в письменной форме сдаются перед моментом игры. По «Викторине» необходимо изменить систему квалификационных баллов для одинаковой трактовки членами жюри.

М.Б.: Можно сделать проведение олимпиады в 3 дня, поскольку очень плотный график  проведения конкурсов.

– Ваши пожелания организаторам олимпиады.

Г.Н.: Если исключить шоу в стиле КВН и танцы, то работа олимпиады будет более научной.

М.Б. Необходимо добавить возможность дискуссии и полемики между участниками олимпиады.

 

Л.Д. Хамаганова,
член жюри олимпиады, к.х.н., ведущий доцент
кафедры мировой
экономики БГУЭП

Газета «Байкальский университет» № 8 (83)
от 12 апреля 2011 года