Школьные лесничества Иркутской области. Сейчас (2008 год) в лесхозах, подведомственных Агентству лесного хозяйства Иркутской области, совместно с образовательными учреждениями Иркутской области организовано и действует 75 школьных лесничеств, с численностью 1390 человек

Статьи

История возникновения Северного школьного лесничества

Муртазин Н. М.  Директор ОГУ «Северный лесхоз» 1991- 2003

Муртазин Н. М. Директор ОГУ «Северный лесхоз» 1991- 2003

Школьное лесничество Северное

Участники Северного лесничества

Школьное лесничество Северное

Наши ученики не раз награждались поощрительными стипендиями и премиями за учебные достижения

Школьное лесничество Северное

С 2001 года профессию «Мастер по лесному хозяйству» получили 187 выпускников школы и 23 – «Лесовод»

Награды Северного лесничества

Награды Северного лесничества

Сегодня очевидно , что с развитием научно-технического прогресса изменяются особенности жизни человека, экологические параметры окружающей среды его влияние на здоровье людей. В условиях резкого ухудшения экологии, фактически гибели природы человек по существу, выступает в роли ее разрушителя. Осознание необходимости противостояния разрушительным тенденциям и значимости созидательной деятельности в этой области привело работников Северного лесхоза и педагогов школы №10 к совместным действиям и целенаправленной природоохранной работе. Их активно поддержали все работники лесхоза, учащиеся школы и родители.

На координационном совещании этих коллективов 1994 году была разработана и принята программа совместной деятельности по природоохранной, лесовосстановительной работе под названием «Зеленый мир».

Авторы программы бывший директор МОУ СОШ № 10 г. Усть-Илимска, Терентьева А.П. и Заслуженный лесовод России директор Северного лесхоза Муртазин Н.М. Сегодня продолжают совместную деятельность двух коллективов: Директор АУ»Северный лесхоз» Черныш В.А. и директор МОУ»СОШ № 10» Ефанова Н.И.

Цель программы :

  • Воспитание любви к природе родного края через формирование экологического сознания природосообразного поведения.

  • Развитие познавательного интереса к природе родного края.

  • Воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящее в родном краю.

  • Целенаправленная деятельность по восстановлению и сбережению окружающей город тайги.

  • Профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля.

Вехи становления программы «Зеленый Мир»:

  • 1990г-1993г. организация трудовых отрядов старшеклассников , в количестве 20 человек. Основной задачей являлось посильное оказание помощи в заготовке сосновой шишки, посадке леса, уходе за лесными культурами, рубках ухода за лесом. Проведены анализы экологического образования и природоохранительной деятельности.

  • 1993-1994г.г. – на координационном совещании этих коллективов была принята программа совместной деятельности под названием «Зеленый мир» для получения профессиональных знаний, срок обучения три года.

  • 1994-1996г.г.- разработана и опробирована модель совместной деятельности Северного лесхоза и МОУ «СОШ №10» , которая состоит из трех уровней:информационно-познавательный,социально-деятельный,практико - - производственная деятельнсть.Школа единственная в городе осуществляет профессиональную подготовку мастеров по лесному хозяйству. Производственная практика проводится в лесничествах в реальном режиме в соответствии с программой и учебным планом.Первые выпускники профессиональных классов в количестве 72 человек получили дипломы гос. образца по профессии «Мастер лесного хозяйства».

  • 1996-2001г.г. В школе и в лесхозе совместными усилиями созданы лесной зкологический центр и уголок леса где находятся наглядные пособия., измерительные приборы , инструменты , необходимые для изучения предметов лесной науки, гербарии растений , коллекции насекомых, чучела птиц и животных,плакаты,доска для стенгазет и объявлений. Кабинеты являются одновременно и учебными. Учеба проходит на высоком методическом уровне по програмному обучению на 3х уровнях. Так-же создана экологическая тропа на территории школьного лесничества в лесном массиве где ребята имеют возможность проводить исследовательские работы и профилактические природоохранные мероприятия по охране леса.

  • 2001г.-Из учащихся 6-9 классов создано школьное лесничество в количестве 26 человек. Для осуществления деятельности заключен договор с администрацией Северного лесхоза, согласно Положению о школьном лесничестве, т.е. появилась возможность изучать лесное дело, принимать активное участие в охране и приумножении лесных богатств детям младшего и среднего школьного возраста. Город Усть-Илимск практически окружен лесом, и хотя ребята городские, связь с природой у них неразрывна. В лесу каждый школьник проводит свободное время, особенно летом во время каникул. Знакомство с лесной наукой о растениях, животных, экологией родного края, сбор лекарственного сырья, поведение в лесу и т. д. - все интересно юным лесоводам.

За школьным лесничеством закрепили участок леса Жеронско-Городского лесничества площадью 1067 га и в 4 квартале Городского лесничества лесной питомник площадью 10,6 га. где школьники помогают выращивать посадочный материал хвойных пород и плодовоягодных культур, занимаются опытнической работой по выращиванию кедра сибирского, \сеянцев сосны с различными методами обработки семян.

Школьное лесничество является коммерческим мини- предприятием. Всю финансовую сторону работы предприятия, рекламу, оценку рынка сбыта продукции ведут сами учащиеся, на которых возложены обязанности бухгалтера, маркетолога, менеджера. Помогают им в этом экономисты, специалисты по лесному хозяйству.В школьном лесничестве с самого начала его создания работа четко сконструирована. Создан совет школьного лесничества из числа учащихся, который состоит из лесничего Бубнова Масима, пом. лесничего Мурашко Влада, мастера леса — Тютюков Виталий, Шевкунов Алексей, Баторов Дмитрий , Коршунов Влад.

Образовательная и специальная область реализуемой программы — лесоведение . возраст школьников 12-16 лет. Организация трудовых отрядов старшеклассников проводится Северным лесхозом в течении 14 лет.»

Экологическая пропаганда и природоохранная работа организуется и проводится круглый год на закрепленной за лесничеством территории.

Работа лесничества регламентируется Положением школьного лесничества. Текущей деятельностью руководит Совет школьного лесничества. Школа и Северный лесхоз осуществляет общее внешнее руководство: утверждают план работы , создают условия для успешного выполнения работ . Так-же налажены партнерские отношения школы с другими предприятиями: заключены договора о сотрудничестве с 000 "ПИК_89", 000 "Мироновский ЛПХ", 000 "Дельта-К", 000 "Сибирский регион", ЧП "Бояркин" о проведении комплекса работ на арендованной территории лесного фонда. .Партнерские отношения позволяют организовать природоохранные акции,конкурсы с привлечением большего количества участников.

В кв.4 Городского лесничества имеется лесной питомник площадью 10,6 га, где члены школьного лесничества помогают выращивать посадочный материал сосны обыкновенной и плодово-ягодных культур, занимаются опытнической работой по выращиванию кедра корейского в условиях Сибири , выращивают сеянцы сосны с различными методами обработки семян.

Для изучения и исследования фитоценоза создана Экологическая тропа в лесном массиве , прилегающем к городу и Усть-Илимскому водохранилищу, где ребята имеют возможность приобретать практические навыки выполнять исследовательские работы, проводить процессы обучения и профилактические природоохранные мероприятия по охране леса.

В школе и лесхозе созданы лесные уголки, работает экологический центр, где собраны коллекции насекомых, гербарии травянистых растений, чучела животных, птиц и др. стенды ( см. приложение).

За 2007-2008гг из общего числа выпускников 13 человек - члены школьного лесничества. Из них принимали участие в Олимпиаде при поступлении БрГУ 3 человека, двое из которых : Мартыненко Татьяна, Бибик Ирина, определены победителями , получили дипломы второй степени и с рекомендацией зачислены в БрГУ по бюджетной форме обучения, 6 человек подали документы на поступление в ВУЗы для получения лесной специальности, что составляет 20%.