Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи и способы их преодоления
Категория: Иркутск : О городе, Халхин-Гол
Предыдущая статья | Следующая статья
Ни для кого не секрет, что гражданско-патриотическим воспитанием в России, главным образом, занимаются учебные заведения. Государственные органы в лице агентств, управлений и комитетов по молодежной политике, а также соответствующих отделов в министерствах и управлениях системы образования, в основном, призваны координировать эту работу. Поэтому темой настоящего исследования является проблема организации гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.
Ежегодный набор первокурсников наглядно демонстрирует тенденцию обострения проблемы в вопросах гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи. Приходится констатировать факт, что ситуация в этой сфере ухудшается год от года. Для большой категории первокурсников понятия Родина, Отечество, историческая самоидентификация, самопожертвование – слова-анахронизмы, не имеющие, по их мнению, ничего общего с реалиями современной жизни. Комфортная, сытая и беззаботная жизнь для многих молодых людей является самоцелью. Социальная пассивность и склонность к иждивенчеству становятся нормой в поведении и мировоззрении многих молодых людей. Есть и другая крайность. Все шире становится прослойка молодых людей (особенно, среди выпускников престижных российских ВУЗов), готовых в поисках высоких заработков и спокойной, безоблачной жизни перебраться в другие страны. При этом они не чувствует долга перед страной, которая, зачастую бесплатно, дала им блестящее образование. Смена жизненных приоритетов в среде современной российской молодежи не только ведет к конфликту поколений, но и к девальвации сложившихся национальных традиций, к разрушению основ государства. Общеобразовательная школа вчистую проигрывает «войну» за умы и души подростков телевидению и интернету, повседневной действительности. По этой причине, основная нагрузка по исправлению образовавшихся «дефектов» ложится на учебные заведения, куда приходят бывшие школяры для получения профессии. И здесь возможны три варианта развития событий.
Первый вариант. Руководство учебного заведения не хочет и, соответственно, не занимается гражданско-патриотическим воспитанием своих студентов, считая эту работу досадным недоразумением. Основной мотив такого поведения – желание поступать рационально, экономить учебное (рабочее) время и финансовые ресурсы. Своей главной задачей руководство учебного заведения считает подготовку высококвалифицированного, конкурентно способного специалиста, востребованного на рынке труда и отвлекаться на «второстепенные задачи» не хочет. Имидж учебного заведения доминирует над интересами государства и общества. Именно на эти учебные заведения приходится львиная доля выпускников-эмигрантов.
Второй вариант. Руководство образовательного учреждения разрабатывает и пытается реализовать программу гражданско-патриотического воспитания, но эффективной работы с хорошим конечным результатом не получается. Здесь в каждом конкретном случае свои причины, основные из них:
- недостаточная квалификация работников, занимающихся воспитанием (хотят работать, но не знают как);
- отсутствие материального стимулирования педагогов (работа либо не оплачивается вовсе, либо оплачивается очень скромно);
- боязнь ответственности, нежелание рисковать (случись что, … несмотря на заслуги … по всей строгости … вплоть до уголовной ответственности);
- отсутствие материального обеспечения и финансовых ресурсов для реализации эффективных проектов (у учебного заведения нет средств);
- отсутствие административной и финансовой поддержки в лице уполномоченных государственных органов на уровне муниципалитета и региона.
Вариант третий. В образовательном учреждении формируется система гражданско-патриотического воспитания, механизмы которой позволяют получить неплохой результат. Главным фактором успеха, в данном случае, является разумная инициатива педагогов. Только тот, кто не боится ответственности, способен разрабатывать интересные проекты. Только то, кто способен самостоятельно, без понуждения «сверху» реализовывать задуманное, получит хорошие результаты. Только тот, кто умеет предугадать возможные риски и их минимизировать может рассчитывать на уважение своих подопечных.
В Иркутском авиационном техникуме за последние годы создана система гражданско-патриотического воспитания. Она не идеальна, и не претендует на звание самой-самой, но она есть и приносит результаты. К примеру, во время призыва на действительную военную службу летом 2012 года из Иркутского авиационного техникума не было ни одного уклониста. Мало того, 13 студентов техникума весной 2012 года добровольно ушли в ряды Вооруженных Сил, отказавшись от положенной по закону отсрочки. Социологический опрос показал: 63% студентов Иркутского авиационного техникума, готовы (морально и физически) и хотят служить в армии. Если посмотреть официальную статистику по России, то наш результат почти вдвое выше среднестатистического. Возникает закономерный вопрос: благодаря чему удалось в масштабах одного, отдельно взятого учебного заведения, получить такие результаты? Ведь негативное информационное воздействие «извне» на все учебные заведения влияет одинаково.
Система гражданско-патриотического воспитания в ИАТ многоаспектна и разнообразна, но ключевую роль в ней, по мнению самих студентов, играет патриотический клуб «Байкальский ветер».
В сентябре 2009 г. в Иркутском авиационном техникуме был образован патриотический клуб «Байкальский ветер». Создатель и руководитель клуба педагог-организатор И.В. Сеченов. Основные направления деятельности клуба: походно-туристическая, музейно-выставочная и краеведческая работа.
Походно-туристическая работа включает в себя – туристические слеты, однодневные и многодневные походы, сплавы по рекам, военно-прикладную подготовку.
Музейно-выставочная работа представлена – посещением музеев, созданием выставок и экспозиций, созданием печатной продукции музейного характера, участием в мероприятиях, проводимых учреждениями культуры г. Иркутска и Иркутской области.
Краеведческая работа состоит из - ухода за кладбищами и захоронениями, субботников на территориях памятников архитектуры, сборе информации по истории родного края, выполнении научно-исследовательских работ.
На 30 октября 2012 г. в клубе состоит 47 человек (из них 31 первокурсник), активно работает 24 человека.
За три года в рамках работы клуба проведено:
- Туристических слетов – 3
- Однодневных походов – 12
- Многодневных походов – 6
- Сплавов по рекам – 2
- Посещение музеев (Областной краеведческий, г. Иркутска, «Солдаты Отечества») – 8
- Субботников на кладбищах (Амурское, в п. Култук, в п. Листвянка) – 5
- Суботников по очистке побережья Байкала и берега Иркута – 2
- Выходов к мемориалу «Вечный огонь» - 4
- Участие в мероприятиях акции «Георгиевская ленточка» - 3
- Участие в празднование «Дня России» - 2
- Тактических стрельб «Пейнтбол» - 6
- Тактических стрельб «Страйкбол» - 9
- Оформлено стендов о работе клуба – 8
- Создано передвижных музейных экспозиций – 3
- Создано мультимедийных презентаций о работе клуба – 12
- Снято краеведческих фильмов – 2
Именно разнообразие деятельности и большое количество выездных мероприятий привлекает в клуб студентов всех курсов.
Структурным подразделением патриотического клуба «Байкальский ветер» является поисковый отряд «Восточный рубеж». В отряд попадают лучшие из лучших, хорошо зарекомендовавшие себя студенты. Отряд был образован 1 ноября 2009 г.
Направления деятельности отряда: мемориально-поисковая работа на местах боев (в Монголии), уход за воинскими захоронениями, архивная работа по поиску родственников погибших защитников Отечества, подготовка к службе в вооруженных силах РФ.
На 1 ноября 2012 г. в поисковом отряде «Восточный рубеж» состоит 19 студентов ИАТ, из них активных участников 17 человек. За период с 1 ноября 2009 г. по 1 ноября 2012 г. проделана следующая работа:
- международных мемориально-поисковых экспедиций в Монголию – 4;
- международных встреч в Улан-Баторе – 4;
- экспедиций по Кругобайкальской дороге – 2;
- ледовых переходов через Байкал – 2;
- учебно-тренировочных сборов на Байкале – 4;
- добровольная военная подготовка на базе в/ч 55433 – 3 месяца (13 человек);
- военно-спортивный праздник на полигоне ГУИН (69 чел.);
- воздушно-десантная подготовка на базе в/ч 55433 (2 человека);
- изготовлен плакат по репрессированным летчика - Героям Советского Союза;
- передано более 80 экспонатов музеям городов Иркутска, Кяхты, Улан-Батора, Чойбалсана;
- снято 2 документальных фильма и 2 видеоролика о деятельности отряда.
За проделанную работу бойцы поискового отряда «Восточный рубеж» отмечены общественными и ведомственными наградами:
- 5 бойцов отряда награждены памятной медалью «Победа» (2010 г.);
- 8 бойцов отряда награждены медалью «350 лет Иркутску» (2011 г.);
- 2 бойца отряда награждены благодарственным письмом Посольства России в Монголии (2011 г.);
- 1 боец отряда награжден Благодарственным письмом Пограничного управления ФСБ России по Республике Бурятия (2012 г.);
- 2 бойца отряда награждены нагрудным Крестом Пограничного Управления ФСБ России по Республике Бурятия (2012 г.).
Деятельность патриотического клуба «Байкальский ветер» и поискового отряда «Восточный рубеж» широко пропагандируется. О работе отряда снято и вышло в эфир 17 информационно-новостных сюжетов (ИГТРК, АИСТ, ГТРК-БУРЯТИЯ, НТВ, АИСТ-МОНГОЛИЯ), вышло 11 газетных публикаций (ОБЛАСТНАЯ, АИФ в Иркутске, Новости Монголии, Иркутский репортер) на русском языке, 3 публикации на монгольском и 1 публикация на японском языках. Традиционно, деятельность отряда отражается на страницах журналов «Россия и Монголия» и «Россия и Китай» (всего 6 публикаций).
9 ноября 2012 г. в Улан-Баторе подписано Соглашение о формировании в составе поискового отряда «Восточный рубеж» поискового отделения из студенческой молодежи Монголии. С 1 января 2013 г. поисковый отряд «Восточный рубеж» фактически становится интернациональным.
28 ноября 2012 г. между руководством Пограничного управления ФСБ России по Республике Бурятия и командиром отряда подписано Соглашение о сотрудничестве в деле патриотического воспитания молодежи Иркутской области. Программой сотрудничества предусмотрено проведение большого количества выездных военно-спортивных мероприятий на базе подразделений Пограничного управления.
Вовлечение студенческой молодежи в деятельность патриотического клуба «Байкальский ветер» и отряда «Восточный рубеж» широко поддерживается руководством Иркутского авиационного техникума, но сдерживается финансовыми возможностями учебного заведения. Выделяемые отряду финансовые ресурсы Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике Администрации г. Иркутска используются только для проведения международных экспедиций.
Безусловно, использовать опыт гражданско-патриотического воспитания Иркутского авиационного техникума в полном объеме не возможно. Каждому учебному заведению приходится создавать свою воспитательную систему в соответствии с имеющимися ресурсами. Однако, некоторые мероприятия патриотического клуба «Байкальский ветер» можно взять на вооружение.
И.В. Сеченов, педагог-организатор
Иркутского авиационного техникума,
командир поискового отряда
«Восточный рубеж» (г. Иркутск)