Вокруг Байкала - путешествия пешком, на велосипедах и мото-технике

О проекте

Обдумывая предстоящую поездку в первую очередь следует определиться, на какой берег — Иркутский или бурятский отправиться? Оба они красивые и интересные, но отличаются по ряду параметров, доступности и средней стоимости туров. На мой взгляд, бурятская (восточная) сторона более интересна для посещения туристами из западных регионов страны, поскольку здесь более выражен этнографический элемент. Гости получат больше впечатлений от знакомства с непривычным образом жизни. Для тех, кому эта сторона путешествий не столь важна, по сравнению с природными красотами, рекомендовал бы выбрать западный берег (Иркутскую область)

Отличным вариантом является посещение обоих берегов сразу, однако в этом случае следует принять существенные расходы на переправу через озеро на катере, судне на воздушной подушке или самолетом. Кроме того, значительные расстояния определяют большую продолжительность такого тура. Следует быть готовым к 4-5 часовым трансферам, а общую продолжительность тура рассчитывать на 5-7 дней, соответственно и стоимость его будет немалой.

Еще один вариант — посетить и Иркутскую область и Бурятию, только в разные сезоны. Почти все гости, отдохнувшие на Байкале по хорошей программе, с убеждением говорят, что хотят приехать во второй раз. Исходя из такого варианта, рекомендовали бы посетить Бурятию летом, а Иркутскую область — зимой.

Иркутская область или Бурятия?

Если бы я составлял программу для друзей, предложил бы им такой вариант.

 

1 день

Прибытие в Иркутск. Завтрак и заселение в гостиницу. Трансфер в Листвянку (70 км) с посещением по пути музея деревянного зодчества Тальцы (1,5-2 часа). Обед. Прогулка на катере (1 час). Возвращение в Иркутск.

 

2 день

После завтрака обзорная экскурсия по Иркутску. Трансфер на Малое море (250 км) с обедом в Еланцах. Переправа на остров Ольхон, трансфер до гостиницы в пос.Хужир (50 км) Ужин.

 

3 день

Экскурсия на мыс Хобой с полевым обедом (6 часов). Отдых и ужин в Хужире

 

4 день

(Возвращение в Иркутск). Переправа на восточный берег (3 часа) в пос.Горячинск. Посещение горячих источников (2 часа). Ужин.

 

5 день

Трансфер в Улан-Удэ (200 км) с посещением и обедом в Свято-Троицком монастыре. Ужин в Улан-Удэ.

 

6 день

Экскурсия в д.Тарбагатай (50 км) к старообрядцам. Этнографическая программа. После обеда — посещение Иволгинского пацана (буддистского монастыря)

 

7 день

Вылет из Улан-Удэ.

К Байкалу из Иркутска ведут 4 дороги: 

  1. Байкальский тракт - к Листвянке (70 км) - самая короткая
  2. Голоустнинский тракт - к Большому Голоустному (120 км) - гравийная
  3. Качугский тракт - к Малому морю (250 км)
  4. Култукский тракт (100 км) - федеральная трасса М55

Каждый год тысячи туристов направляются на побережье великого озера за отдыхом и впечатлениями. Там, куда ведут дороги много людей, много турбаз, мало первозданной природы. 

Есть и другие, нетронутые уголки, доступные настоящим путешественникам готовым на многокилометровые переходы по прибрежным тропам, лесным дорогам. Именно им Байкал может открыться в своей первозданной красоте. В данном разделе вы можете подчерпнуть информацию о маршрутах вокруг озера - от Иркутска до Малого моря, к Северобайкальску, от БАМа к Баргузинской долине и далее на юг, к Слюдянке. 

 

Старинные пути вокруг Байкала

Из Китая в Иркутск в разное время было проложено 5 трактов. Они либо обходили, либо пересекали хребет Хамар-Дабан, расположенный вдоль южного побережья озера Байкал. Он протянулся примерно на 350 км. с запада на восток, ширина этой горной системы составляет порядка 50-60 километров. Вершины и перевалы хребта, хотя и не особо высокие (2-2,5 тыс. метров) препятствуют проникновению атлантических циклонов далее на восток. Если на северных склонах хребта выпадает до 1300 мм осадков в год, то южные значительно суше (200 мм в Новоселенгинске). Это предопределило северную границу ареала расселения кочевых народов Евразии - скот мог добывать пропитание, разгребая копытами снег. Севернее селились лишь небольшие скотоводческие и лесные племена бурят, эвенков, карагасов.  

Байкал и горные массивы вокруг него представляют собой естественную преграду на пути из Сибири к териториям Северо-Восточной Азии и Дальнего Востока. В своем движении на восток, как по наземным, так и по речным путям русские первопроходцы, служилые люди и поселенцы, купцы должны были пройти севернее гор Алтая, Западного и Восточного Саяна. Вступив в пределы нынешней Иркутской области их маршруты устремлялись на юг, и, пересекая или огибая Байкал, выходили на водораздел Северного и Тихого океанов (Забайкальский край, Монголия). Этот водораздел разграничивает также пространства влияния двух цивилизаций - русской и китайской. Именно здесь они вошли в соприкосновение и сообщение между собой.

Таким образом, Байкал (или шире - Байкало-Монгольская Азия) является важной географической и цивилизационной границей в Евразии. Ландшафты, природные и соответственно хозяйственные условия Предбайкалья и Забайкалья,а также связанность с цивилизационными центрами отличаются весьма значительно.

Путешествие от Кяхты до Иркутска дает представление о природных условиях почти на всем маршруте Чайного пути. Здесь и степные и таежные участки, и водные преграды. По Иркутску можно составить впечатление о русских городах, их архитектуре и культуре.