Проект «КБЖД - Кругобайкальская железная дорога»
Почему проект КБЖД?
Всё встанет на свои места, если представить полное наименование: «Кругобайкальская железная дорога. Итальянцы».
Отчего возникла мысль создать такой авторский проект? Только из-за простой необходимости. Подавляющее большинство, вообще, ничего не знают о связи Кругобайкалки с итальянцами. Для многих эта новость такая же свежая, как снег в сентябре. А, если кто-то, что-то слышал, то их сведения оказываются абсолютным вымыслом. Одни говорят с непоколебимой уверенностью, что на Кругобайкалке работали итальянские инженеры, чего не было, то не было. Инженеры были русские. Подрядчики тоже не совсем русские, но российскими подданными они были, это совершенно определённо. Не было подрядчиков, за одним исключением, иностранцев, из соображений протекционизма русского правительства собственным подданным. Раньше дураков не было, начиная с Петра Великого, это сейчас не патриотично переводим капиталы за границу, кормим весь мир.
Другие говорят, что работали поляки, и это тоже домыслы. Работали но в другую эпоху и в другом месте. Один из ветеранов дороги, который начал работать на ней в 10-летнем возрасте, возил землю на таратайке, вернее правил лошадью, сообщил, что работали албанцы на «циклопской» кладке. Автор подтверждения этому не нашла, только сообщение о том, что работали черногорцы, говорившие на итальянском языке. Работали китайцы, что подтверждают фотографии.
На всех участках Кругобайкалки работали итальянцы: каменщики, каменотёсы, проходчики, мостостроители, те, которые занимались выведением сводов, одна из самых сложных работ на строительстве тоннелей, в русском языке термина не нашлось. И так называемое, среднее звено: десятники, начальники смен, бригадиры каменщиков, проходчиков, заведующие тоннелями, счетоводы, кладовщики. Не нужно забывать и о таких необходимых профессиях, как кузнецы, сапожники.
Многие из них к началу строительства Кругобайкалки в 1902 году были уже ветеранами Транссиба, прошедшие вместе с дорогой от Омска путь длиною в шесть лет. Некоторые из них начинали работу на строительстве кавказских дорог, Сурамского тоннеля. Подтверждения тому, что на Кругобайкалке работало около тысячи итальянцев, автор не нашла, но за семьсот человек, может поручиться, включая работавших на КВЖД, и на Хинганских тоннелях.
Кто-то может отнестись даже к этой цифре с недоверием, но на равнинной России не нужны были профессии строителей тоннелей, также как и люди, занимавшиеся выведением подпорных и одевающих стенок. Итальянцы, мастера каменных дел издавна славились по всему миру, недаром с началом сезона уходили целыми семьями на север, во все страны Европы и даже в страны Нового Света.
Всё остальное смотрите на сайте.
Эльвира Каменщикова
Контакты
«КБЖД - Кругобайкальская железная дорога» - авторский проект Эльвиры Каменщиковой
Россия, г. Иркутск
E-mail: kame-elvira@rambler.ru
Интернет: http://elvira-kamen.narod.ru/
Каменщикова Эльвира Альбертовна
Информация предоставлена
Проектом «КБЖД - Кругобайкальская железная дорога»
от 15 сентября 2009 года