Храмы Иркутска и Иркутской области
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья |
В надежде на возрождение духовности...
Иркутские фотографы ранней поры не могли обойти вниманием прекрасную часть застройки городов и сел - сооружения религиозного культа. Их привлекали оригинальные, с золочеными куполами, резными оградами творения предков. Листая пожелтевшие от времени фотодокументы о старом городе, обращаешь взгляд на высокие колокольни, величественно поднимающиеся над деревянными, приземленными жилищами. Они для нас главные ориентиры в сегодняшних панорамах города. На улочках и площадях безлюдно - нет пока фотокамер с короткой выдержкой, только в конце XIX в на фотографиях вокруг и внутри церквей появляются люди.
Светописцы ранней поры оставили в своих работах неповторимые образы деревянных храмов, в большей своей части погибших в пожарах или разрушенных «воинствующими безбожниками».
Около полусотни церквей было в Иркутске к началу XX века. Сегодня осталось едва ли полтора десятка.
Старое не вернешь. Вселяет надежду то, что по крупицам, шаг за шагом нынешнее поколение иркутян начало поднимать поруганные святыни, возводить новые, по современным проектам, религиозные храмы. Вновь засветилась золотыми куполами Спасская церковь, принимает прихожан величественный кафедральный собор Богоявления, звонят колокола Знаменской, Троицкой, Крестовоздвиженской, Князе-Владимирской и других церквей.
Реставраторы восстанавливают Харлампиевскую, Входо-Иерусалимскую, Владимирскую церкви, поднимают из руин Успенскую церковь разрушенного Вознесенского монастыря в поселке Жилкино.
В старом Иркутском остроге в 1672 году была заложена деревянная Спасская церковь. Прослужила она людям более тридцати лет. Храм из камня во имя Спаса нерукотворного образа начали возводить в 1706 году на средства воеводы Синявина.
«План города, вычерченный в 1729 году Михаилом Зиновьевым, показывает церковь в южной крепостной стене, и описание острога, составленное историком Г. Миллером, побывавшим в Иркутске в 1735 году, подтверждает это местоположение: «В оном городе на самом берегу реки Ангары малый четырехугольный рубленый город... да в городовой стене насопротивоной, которая от реки Ангары, соборная каменная, во имя Спаса...».
«Автором этой постройки был мастер каменных дел Моисей Иванович Долгих, работавший в Иркутске с 1701 года. Он не только возглавил строительство церкви, но на его плечи легли заботы и о разведке месторождения извести, и о кладке стен, и о вытёсывании фигурных кирпичей. Он явился единственным творцом первых каменных строений Иркутска».
Н.Полунина. Первый зодчий. «Воап.-Сиб. правда».1985. 14 ноября
Торжественно освятили храм 1 августа 1710 года «... при великом и пестром стечении людей».
У этой святыни собирались сибирские ополченцы в 1812 году, отправляясь на Бородинское поле выручать Русь от нашествия Наполеона.
Только в 70-х годах XX века пришли на забытый храм реставраторы, чтобы спасти это древнейшее сооружение, изуродованное временем и людьми. Пришлось провести титаническую работу по разбору временных перегородок, восстановлению сводов и арочных переходов, кровли.
Сегодня Спасская церковь - главная достопримечательность иркутян и гостей города. «Издали она кажется игрушечно изящной. Но стоит подойти вплотную к одной из ее стен, словно белая скала, зубцами уходящая в небо, вознесет она над вами каменную твердыню, так что невольно припомнится вам яркое описание сраженного сибирской мощью протопопа Аввакума: «Горы высокие, утес каменной, яко стена стоит, и поглядеть - заломя голову».
Л. А. Ладик. Свидания с Иркутском. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1991. с. 13-15
Первоклассный Святого Иннокентия мужской монастырь возник в поселении Жилкино под Иркутском, на левом берегу Ангары в 1672 году «Основателем монастыря был старец Герасим, им же и была сооружена монастырская деревянная церковь во имя Вознесения Господня. После довольно сильного пожара 1679 года, когда погорели все строения, монастырь восстанавливается вновь старцем Исайей, кроме новой Вознесенской церкви им строится еще и Тихвинская (сохранившаяся и чтимая как святыня до 30-х годов XX в.). в XVIII веке деревянные постройки монастыря заменяются на каменные и возводятся церкви: Вознесенская (1749-1767), Успенская (1780-1783), Смоленская (1795-1809, 1837), Сретенская надвратная в 1863-1872 годах».
Памятники истории и культуры Иркутска. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1993./И.В. Калинина. Культовое православное зодчество. С. 377-398.
Для путешественников, следовавших по Московскому гужевому тракту, надвратная трёхярусная колокольня и храмы Вознесенского монастыря стали определенным ориентиром, напоминающим о приближении к губернскому городу Иркутску Это грандиозное по своим масштабам и площадям религиозное заведение общежительного типа поражало неповторимыми сооружениями, созданными талантом сибирских архитекторов А. И. Лосева, А. П. Деева, В. А. Кудельского и других.
В 1914 году в Одессе был издан богатый иллюстрированный научный труд ученых-исследователей Сибири «Альбом видов Иркутского Вознесенского Святителя Иннокентия монастыря», благодаря которому мир узнал о существовании крупнейшего на Востоке России мужского монастыря.
После смерти первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого в 1731-м году его тело было похоронено под алтарем Тихвинской церкви, в дальнейшем мощи Св. Иннокентия перенесли в раку, которая хранилась до постройки кафедрального храма Вознесения Господня в деревянной Тихвинской церкви.
Вознесенский монастырь был центром культурно-просветительской жизни Восточной Сибири, положил начало сибирскому востоковедению.
После Октябрьской революции главное культовое сооружение Восточной Сибири одним из первых приняло удар Советской власти. Культовые сооружения были разрушены, а ценности разграблены. Оставшиеся после разрушения постройки приспособили под корпуса местного мыловаренного завода.
Ныне реставраторы приступили к восстановлению одной уцелевшей Успенской церкви Иркутского Вознесенского мужского монастыря.
Еще во времена правления Императора Петра I в Иркутске в 1693 году возник Знаменский женский монастырь. Инициатива ускорения христианизации нерусского населения Сибири исходила из императорского двора. «Царь пожертвовал Евангелие художественной работы с собственноручной подписью».
Первые деревянные постройки после частых наводнений приходили в негодность, разрушались. Каменная Знаменская церковь на средства иркутского купца Ивана Бичевина и других жертвователей сооружалась с 1757 по 1760-е годы.
Храм построен в стиле сибирского барокко, в церкви четыре придела Знаменский, Казанский, Святого Николая, Преображенский. Монастырь имел свои земельные наделы, покосы, места для рыбной ловли, огороды, теплицы, свечной завод, пивоварни, мельницы, скот, птицу. Славился своими мастерицами- рукодельницами. Высоко ценились их золотошвейные работы, художественная стежка одеял, вышивки гладью, бисером, драгоценными камнями.
В ограде Знаменского монастыря стоит памятник на могиле Григория Ивановича Шелихова, скончавшегося в 1795 году. Монумент установлен в 1800 году. Надгробие сработано русскими мастерами в Екатеринбурге. На восточной стороне памятника барельеф Г. И. Шелихова, на северной надпись, составленная поэтом Г.Державиным: «Григорий Иванович Шелихов иркутский купец, мореплаватель, один из первых исследователей Аляски и Алеутских островов, прозванный современниками «русским Колумбом».
На территории Знаменского монастыря находятся могилы Е. И. Трубецкой и ее детей, декабристов В. А. Бечаснова, Н. А. Панова, П. А. Муханова.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт. По генеральному плану развития города первой половины XX в. Знаменская церковь предназначалась под снос, и только вмешательство Иркутского областного краеведческого музея, которому в то время была вменена в обязанность охрана памятников, помешало осуществлению этого замысла.
Знаменский женский монастырь возрожден 27 августа 1994 года. Монахини, инокини, послушницы трудятся в прачечной, занимаются цветоводством, возрождают традиции золотого шитья.
Деревянная Чудотворская (Прокопьевская) церковь была сооружена в 1703 году на правом берегу Ангары. Через 45 лет, в 1748-м на ее месте поднялся каменный храм на благотворительные деньги иркутского купца Михаила Ивановича Глазунова. Стал удачным выбор места постройки, религиозное сооружение было видно с разных сторон города.
Меценат М. И. Глазунов умер 18 апреля 1761 года в Иркутске и похоронен в ограде возле Чудотворской церкви.
У этой церкви - трагическая судьба, в 40-х годах XX века она была разрушена до первого этажа, а оставшиеся помещения ее приспособили под хозяйственные нужды.
Деревянная Тихвинская церковь на улице Воскресенская (Одигитриевская) была построена на главной площади Иркутска в 1706 году Каменную возвели при финансовой поддержке купца И. С. Бичевина в 1773 году Удачное расположение ее особенно приглянулось первым и последующим городским фотографам. На противоположной стороне площади поднялся ансамбль величественных храмовых сооружений: Спасская церковь, Богоявленский собор с золотыми куполами, позднее - Казанский кафедральный собор, польский костел, гражданские здания и сооружения, обрамляющие центральную площадь города. Массовые увеселения, праздничные сборы, панорамные виды города были запечатлены мастерами фотографии с колокольни Тихвинской церкви.
«24 апреля 1912 года после заупокойной литургии и панихиды в Тихвинской церкви, в ограде ее состоялось погребение привезенного из Москвы тела Анны Ивановны Громовой, потомственной почетной гражданки. Имя её связано с просвещением и исследованием Сибири. На средства Громовой был издан труд Серошевского «Якуты».
Н. С. Романов. Летопись города Иркутска за 1902-1924 а.. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1994. с. 170
В годы Гражданской войны в Сибири Тихвинская церковь оказалась в центре вооруженной борьбы, внутреннее убранство было уничтожено. Окончательное разрушение религиозного храма пришлось на 40-е годы XX века. Советская власть посчитала необходимым снести церковь, имя которой несли многие годы площадь и улица города, чтобы освободить место для будущего здания управления «Востсибуголь».
Церковь во имя Успения Божьей матери на Ланинской улице в Иркутске была построена «иждивением иркутского купца П. Ф. Медвед- никова» в 1826 году Храм был освящен 2 февраля 1846 года. На Успенской площади, где стояла церковь, было построено здание духовной семинарии для подготовки православных священнослужителей.
«28 декабря 1917 года на территории храма у ограды состоялось захоронение в братской могиле казаков и прапорщиков, убитых в дни декабрьских боев в Иркутске.
Успенская церковь была взорвана летом 1931 года, на ее месте разбит сквер».
Иркутск на почтовых открытках 1899-1917 «Галарт». М. 1996.
Деревянная Владимирская церковь была построена в 1718 году, прослужила более полувека. Каменный же храм во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы был возведен в 1777 году (в отдельных источниках - 1775, 1830) на Ланинской улице у Московских ворот «тщанием прихожан» и на средства иркутского купца Я. Я. Протасова. Освящена Владимирская церковь 5 сентября 1780 года.
«Постройка несомненно является выдающимся памятником «сибирского барокко». Являясь основным ориентиром при въезде в город по Московскому тракту, церковь формировала важный градостроительный узел. Значимость постройки подчеркнута крупным размером и пятиглавием, не характерным для культовой архитектуры Иркутска. Впервые в Сибири применяются наличники, вытянутые на два яруса окон».
Памятники истории и культуры Иркутска. - Иркутск. 1993./Н.В. Калинина. Культовое православное зодчество, с. 390-392
В годы Советской власти храм утратил свой первоначальный вид, неоднократно перестраивался. Сегодня это - четырехэтажный высокий каменный дом под шифером, сильно пострадал и декор. Лишь на плоскости стен апсиды сохранили рельефные лопатки. Многие годы в здании располагается Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие.
Ангара, обрамляющая старинный город, в половодья не щадила и храмовые сооружения. От частых наводнений страдала, в том числе, и Троицкая церковь, построенная на пожертвования иркутян вблизи Ангары. Её возведение продолжалось в несколько этапов. Вначале был введен и освящен 5 мая 1763 года теплый придел во имя Рождества Богородицы. Основное же здание (во имя Святыя Троицы) находилось еще в стадии строительства, которое задержалось из-за обвала каменного свода. Только к 1778 году церковь открылась для служб.
Троицкая церковь прежде всего необычна объемно-пространственным построением. «Памятник отличает оригинальное декоративное убранство. Здесь даже ярче, чем в других постройках, проявилась характерная черта «сибирского барокко» - синтез различных архитектурных течений».
Памятники истории и культуры Иркутска. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1993./И.В. Калинина. Культовое православное зодчество. С. 388-390.
В иркутском пожаре 1879 года деревянные кварталы города вблизи Троицкого храма и церкви Григория Неокесарийского погибли в огне. Троицкую церковь прихожане отстояли, а вот Храм Григория Неокесарийского спасти не смогли.
Многие десятилетия в Троицкой церкви находился планетарий, а в Неокесарийской клуб кинолюбителей. Только в последние годы власти города обратили на них внимание, в церквах, расположенных в одной ограде, завершается реставрация, в готовых частях здания Троицкой церкви проходят службы, Неокесарийская ждет своего часа.
На улице Троицкой в Иркутске в 1738 году (в некоторых источниках - 1739 г.) была построена деревянная Харлампиевская (Михайло- Архангельская) церковь. Позднее, в 1777 году заложили каменный храм во имя Архистратига Михаила на средства иркутских купцов Балакшиных и Югова.
«6 сентября 1782 года освящен первый придел, последующие освящены в 1784-1790. Рядом с храмом находилась богадельня в доме купца А. П. Трапезникова, перестроенная в 1884 его племянницей А. Н. Портновой. в ограде Харлампиевской церкви среди захоронений была могила известного иркутского мецената, тайного советника и почетного гражданина И. С. Хаминова».
Иркутск на почтовых открытках. 1899 -1917./Сост. С. И. Медведев. М. 1996. с. 448
В этом храме венчался в 1904 году легендарный исследователь Арктики адмирал А. В. Колчак.
В советский период Харлампиевская церковь была закрыта, использовалась под книжный склад, студенческое общежитие Иркутского университета, ветшала.
Сегодня на Михайло-Архангельском храме завершаются реставрационные работы, подняты и установлены на звонницы колокола.
На перекрестке Верхней Амурской и Преображенской улиц, на горе, где в древности стоял деревянный крест, в 1747 году была заложена церковь «во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Построена на пожертвования посадских людей Ивана Амосова, Федора Щербакова, иркутских купцов Захария Щегорина и Стефана Дудоровского. На приходском кладбище была усыпальница купцов Сибиряковых».
Л.А.Ладик. Свидание с Иркутском. Иркутск, 1991. с. 183-184
«Никакая другая церковь не является столь загадочной и не вызывает такого пристального внимания, как Крестовоздвиженская. Нам ничего не известно ни об авторе этого сооружения, ни об этапах его строительства».
Памятники истории и культуры Иркутска. Иркутск. 1993./И. В. Калинина. Культовое православное зодчество, с. 382-385
Для фотографов, поднявшихся на колокольни Крестовоздвиженской церкви, открывалась прекрасная панорама старого Иркутска. С высоты птичьего полета представилась возможность снимать «Ворота к великому океану», Амурскую улицу с Коммерческим клубом и Воскресенско-Крестовоздвиженским училищем, в районе Большой и Троицкой улиц - вновь построенный городской театр и другие здания и сооружения.
В годы Советской власти церковь вынуждена была периодически закрываться, но в годы Великой Отечественной войны она, как и многие религиозные сооружения страны, возобновила службы с целью сбора средств. С тех пор и до наших дней звучат колокола этого удивительного архитектурного памятника.
В дни религиозных праздников в Иркутске звонят колокола старейшего культового сооружения - церкви во имя Преображения Господня, возведенной по проекту губернского архитектора А. И. Лосева на средства иркутских купцов, меценатов И. И. Сухих и С.Я. Игнатьева. «Строительство велось быстро, и в 1798 году был освящен Ильинский придел, другой же, во имя Стефана, окончен в 1802 году. Возведение главного храма растянулось до 1811 года».
Памятники истории и культуры. Иркутск. 1993./И.В. Калинина. Культовое православное зодчество, с. 395
Прихожанином храма был известный иркутский купец Е.А. Кузнецов, который на свои средства установил церковную ограду. После смерти мецената в 1850 году он был погребен у алтаря этого культового сооружения.
Вблизи Преображенской церкви в середине XIX века поселились семьи декабристов Волконского, Трубецкого и Муханова, вернувшихся из забайкальской каторги.
Покровская (Сретенская) церковь была построена на Якутской улице вблизи Знаменского женского монастыря по инициативе иркутского купца Е.Лыгачева, который обратился в духовную консисторию с предложением: «Имею собственный каменный дом в приходе Знаменского монастыря, который по усердию желаю обратить в церковь с пристройкой к нему алтаря, паперти и колокольни».
«В 1826 году освящается главный храм во имя Сретенья Господня и придел во имя Покрова Божией Матери, а в 1828 году - придел под колокольней во имя священномученика Ермолая».
Памятники истории и культуры Иркутска. Иркутск. 1993./И. В. Калинина. Культовое православное зодчество, с. 400
Входо-Иерусалимских церквей в Иркутске было две. Первая из камня строилась на пожертвования купца М. Сибирякова в 1793-1795 годах. После полувека храм частично был разрушен землетрясением, пострадал от времени. Было принято решение церковь разобрать.
23 сентября 1820 года заложили новую каменную Входо-Ие- русалимскую церковь вблизи городского кладбища. Однако при строительстве были допущены ошибки, конструкция не выдержала, ив 1823 году в уже отстроенной церкви обрушился свод. Только спустя двенадцать лет церковь была принята в оконченном виде.
К середине XX века Иерусалимское кладбище закрыли, могильные плиты использовали в строительстве домов, а на территории кладбища 13 июля 1957 года был открыт Центральный парк культуры и отдыха. Церковь была закрыта еще в 30-х годах, здание приспособили под студенческое общежитие.
Сегодня церковь на реставрации. А будут ли восстановлены захоронения людей, именами которых по праву гордится наш город? Там в земле лежат останки декабристов, их жен и детей, писателя-публициста М. В. Загоскина, общественного деятеля В. И. Вагина, иркутского архитектора А. И. Лосева, Трапезниковых, Сибиряковых, Белоголовых, Ланиных, Басниных, Пестере- вых, Медведниковых и др.
За всю историю Иерусалимского кладбища предано земле 100-120 тысяч иркутян всех сословий.
Для строительства в Ремесленной слободе церкви во имя Богородицы Казанской иконы основную часть капитала пожертвовал потомственный гражданин, иркутский купец A. М. Сибиряков. На возведение храма выделили средства купцы: А. К. Трапезников - 3 тыс. руб., В. А. Литвинцев - 1500, Я. А. Немчинов 1000, И. С. Тельных 5000, И. Г. Громов - 3000, В. П. Сукачев - 1000, наследники И. И. Базанова 3000, братьев Кузнецовых, B. Ф. Колыгина, И. Л. Медведникова по 500 руб. К началу строительства капитал вырос до суммы тридцати тысяч.
Православное культовое сооружение было заметно среди малоэтажных зданий и выглядело значительной деталью в застройке города.
После закрытия Казанской церкви в 30-х годах XX века и до начала XXI-гo помещение церкви неоднократно приспосабливалось под склады геологической экспедиции, цеха завода «Сувенир» и для других целей.
В наши дни звонят колокола восстановленной строителями и реставраторами церкви во имя Богородицы Казанской иконы.
С именем церковного старосты В. А. Литвинцева связано строительство в Ремесленной слободе Князе-Владимирской церкви, на средства которого возведен храм. «...И поэтому получила в народе второе название - Литвинцевская. Начало строительства было приурочено к ознаменованию 900-летия крещения Руси. Храм заложен 15 июля 1888 г. в день торжественного празднования и ровно через семь лет окончен».
Памятники истории и культуры Иркутска. Иркутск. 1993/ И. В. Калинина. Культовое православное зодчество, с. 410
В наши дни так же, как и в прошлом, не забыты традиции меценатства. Продолжают поддерживать своими капиталами предприниматели, отдельные граждане. До конца своих дней оказывал всевозможную поддержку Князе-Владимирской церкви однофамилец купца Литвинцева иркутянин Владимир Литвинцев, погибший в авиационной катастрофе.
Долгие годы запустения в Князе-Владимирском монастыре размещался иркутский завод «Сварщик». Но пришло время, и засветились золотыми крестами обновлённые купола Литвинцевского храма в Рабочем предместье, украшая приземистые жилища бывшей слободы трудового люда.
Деревянная церковь 28-го Восточно-Сибирского стрелкового полка (Петропавловская) пережила двойную жизнь. Вначале была построена на левом берегу Ушаковки на территории воинских казарм и освящена 19 декабря 1910 года. Затем церковь разобрали и перенесли в Глазковское предместье и освятили вновь только 5 июля 1920 года во имя Первоверховных Петра и Павла.
Церковь «со стройной колокольней, высокими кровлями, с крылечком, обильно украшенная резьбой, напоминала терем, довольно часто встречающийся в русской архитектуре рубежа XIX XX веков. Она разделила судьбу многих православных храмов России была закрыта в 1939 году». Простояла многие годы без присмотра и ухода, а в 70-е годы ее полностью разобрали. Напоминают об этом религиозном сооружении только остатки бревенчатого сруба на Свердловском рынке и надпись на заборе «Территория храма».
С самого начала Благовещенской церкви не везло. Первая церковь была деревянной, строилась «тщанием купца И. И. Баушева» во второй половине 60-х годов XVIII века, но случился пожар и уничтожил все построенное.
13 апреля 1785 года началось восстановление храма уже каменного и через 7 месяцев был освящен престол Трех Святителей.
Однако в летнем пожаре 1879 года церковь практически была уничтожена. Большой колокол церкви растопился и стек на землю. Образовалась глыба меди весом около тысячи пудов.
Здание было разобрано и на его месте построено новое с помощью капитала прихожан, купцов И. С. Котельникова, С. И. Тельных и А. Ф. Дунаева. Иннокентий Семенович Котельников, его дед и брат Николай в свое время были старостами Благовещенской церкви. Их дом находился вблизи, на Большой улице.
В 30-х годах XX века Благовещенский храм был уничтожен и на этом месте выстроен жилой дом для работников управления Восточно-Сибирской железной дороги.
Собор во имя Богоявления Господня вначале строился из дерева, но погиб в одном из иркутских пожаров, в 1718 году закладывается новый каменный храм, который был закончен строением и освящен в 1726 году.
Зодчие внесли в это уникальное культовое сооружение Иркутска «декоративное оформление многоцветными поливными изразцами с изображениями мифических животных, цветов».
Памятники истории и культуры Иркутска. Иркутск. 1993./И. В. Калинина. Культовое православное зодчество, с. 380-382
«Желто-зеленые переливы изразцовых поясов в сочетании с богатым декором и нарядность Богоявленского собора придают зданию обаяние, столь свойственное произведениям народного искусства».
Н.М. Полунина. У истоков каменного града. Иркутск, 1979. с. 60
Это удивительное по своей нарядности здание поражает красотой всех, кто приходит сюда, на берег Ангары.
Деревянный польский костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии был построен на Тихвинской площади между Семинарской и Дворянской улицами в 1825 году Но ему отпущена была недолгая жизнь, в иркутском пожаре 1879 года все его постройки погибли.
Каменное здание польского костела было построено на пожертвования прихожан, преимущественно ссыльных поляков, на месте сгоревшего. Автором этого проекта был известный иркутский архитектор И. Ф. (Юзеф) Тамулевич. Завершение строительства и освящение костела состоялось 8 января 1885 года. Главный алтарь храма был вырезан из дерева по рисункам Вой- цеха Коперского в 1888 году, в 1895 году установили кафедру для проповедей из резного дерева. Через год из Варшавы была привезена и смонтирована фисгармония.
7 апреля 1938 г. костел был официально закрыт местными властями.
Со 2 июля 1938 г. до конца 1960-х гг здание храма находилось в ведении Восточно-Сибирской студии кинохроники.
В 1974-1978 гг. по проекту архитектора Г. А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма.
Властями было принято решение разместить в этом здании органный зал Иркутской областной филармонии.
Был установлен специально спроектированный концертный орган немецкой фирмы (в ту пору ГДР) «Александр Шуке».
Сегодня осуществляется совместное использование помещения католического храма для религиозных и культурных целей. На первом этаже двухэтажного здания костела размещается постоянно действующая часовня для совершения ежедневной литургии.
Часовня во имя Святителя Иннокентия на Тихвинской улице была сооружена на месте дома, принадлежащего гражданину Елизову, в котором периодически проживал первый епископ Иркутский Иоанн Кульчицкий, приезжая из Вознесенского монастыря в Иркутск.
Закладка культового сооружения начата 17 сентября 1868 года в присутствии архиепископа Иркутского и Нерчинского Парфения. Освятил часовню в день 150-летия Иркутской епархии архиепископ Вениамин 16 января 1877 года.
Православную святыню разобрали в 40-х годах XX века вместе с разрушением Казанского кафедрального собора. На её месте построено здание управления «Иркутскэнерго».
«Иркутская еврейская община сложилась к 1872 году Начало её истории относится к 1859 году когда купцу Якову Савельевичу Домбровскому (Домброверу) было разрешено переселиться в Иркутск. Приехав в наш город, он построил на Дегтевской улице двухэтажный дом (дачу «Луна» - автор) с полуподвальным помещением, в котором отвел одну из комнат под молельню.
Иркутская летопись. 1661-1940 и. Иркутск. 2003./Сост. Ю.П. Колмаков. с. 748- 749
Первое здание синагоги было построено на средства еврейской общины на Саломатовской улице весной 1879 года, накануне разрушительного пожара. Летом погибли в огне многие кварталы деревянных построек, сгорел и религиозный еврейский дом.
На возведение новой синагоги средства пожертвовал её староста, иркутский купец Л. О. Лейбович. К зиме 1882 года еврейская община получила свое молельное заведение. Службы продолжались до 1932 года, затем синагогу закрыли по решению Восточно-Сибирского крайисполкома.
«4 февраля 1940 года здание бывшей еврейской синагоги, занимаемое с 1937-го 235-м конвойным полком НКВД, передано ему в арендное пользование решением Иркутского горисполкома».
Иркутская летопись. 1661-1940 и. Иркутск. 2003./ Сост. Ю.П. Колмаков. с. 679
В последние годы молитвенный дом отремонтировали и выделили для отправления религиозных обрядов отдельное помещение.
Татарская мечеть на Большой Саломатовской улице до конца XIX века была деревянной, в 1901-1905 годах начали строить на пожертвования прихожан, а также купцов Шафигуллиных каменную мечеть с деревянными минаретами.
«С этого высокого минарета громкими возгласами муэдзина магометане созывались на молитву».
Иркутск на почтовых открытках. 1899-1917.Иркутск, 1996./Сост. С.И.Медведев, с.381
«Службы с 1882 по 1897 годы проходили во временной мечети. Указной мулла опекал молитвенные дома в Иркутской губернии.
В 1917 году для руководства мусульманскими общинами на территории Российской республики было создано Духовное управление мусульман Внутренней (Центральной) России и Сибири».
Иркутская Летопись. 1661-1940 и. Иркутск, 2003./ Сост. Ю.П. Колмаков. с. 749
В 30-40 годах XX века иркутские власти закрыли мечеть, сдали религиозный храм городскому автомотоклубу, наделив его правами проводить реконструкцию внутренних помещений и сносить надстройки «как не имеющие исторической ценности».
В начале XXI века силами прихожан и других спонсоров татарская мечеть была частично восстановлена и в ней продолжились службы верующих мусульман.
Деревянная лютеранская церковь была построена на углу Селивановской и Спасской улиц в 1829 году Затем и улицу назвали Спасо Лютеранской. Здание кирхи погибло в Иркутском пожаре 1879 года.
Каменную немецкую кирху Вознесения Христова возвели по проекту архитектора Г. В. Розена в центре города на бойком перекрестке Большой и Амурской осенью 1885 года.
«Иркутская евангелическо-лютеранская община сложилась к 1826 году и находилась в юрисдикции Московской лютеранской епархии. Пастор кирхи опекал евангелическо-лютеранские приходы на территории Восточной Сибири».
Иркутская летопись. 1661 -1940 и. Иркутск, 2003./ Сост. Ю. П. Колмаков. с. 748
Немецкая кирха одной из первых церквей в Иркутске была закрыта в 1919 году. Долгие годы стояла бесхозной, позже приспособили её под студенческое общежитие и библиотеку педагогического института. Окончательно разобрали немецкую кирху в связи с установкой памятника Ленину в 1952 году.
В старинном селе Оёк Иркутской волости вначале была построена деревянная церковь Успения Божией Матери «из бывшей часовни по благословенной грамоте Тобольского Митрополита Игнатия в период с 1692 по 1699 годы и именовалась Афанасьево-Кирилловской. 29 мая 1812 года архимандрит Аполлон в присутствии многочисленного числа верующих и духовенства заложил фундамент Успенской каменной церкви».
«Земля Иркутская». 1994. № 1./И.Калинина. Церковь Успенская Божей матери в селе Оек с.32-33
Только к 1842 году Оёкскую церковь построили и освятили.
После Октябрьской революции «воинствующие безбожники» религиозный храм закрыли и устроили в нем сельский клуб.
В наши дни попытка восстановить церковь сразу не удалась, от пожара она снова пострадала. Ремонт ее продолжился.
На Московском тракте в ста верстах от Иркутска, в вотчине купцов Белоголовых - селе Тельма на высоком берегу Тельминки в конце XIX века был сооружен величественный православный храм. Этому культовому сооружению повезло, в нем со дня открытия не прекращались службы, он всегда был обитаем.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги