Иркутское Фотографическое Общество, г.Иркутск. ИФО является региональным отделением Союза фотохудожников России. В состав общества которой входят фотографы профессионалы и любители

Первые иркутские фотографы: Портретное дело

Сибирские публицисты. Слева направо: М. Я. Писарев, Н. М. Ядринцев, Г. Н. Потанин, М. В. Загоскин, А. П. Нестеров. Фото П. А. Милевского. 1890-е. Собрание Государственного архива литературы и искусства

Сибирские публицисты. Слева направо: М. Я. Писарев, Н. М. Ядринцев, Г. Н. Потанин, М. В. Загоскин, А. П. Нестеров. Фото П. А. Милевского. 1890-е. Собрание Государственного архива литературы и искусства

Иркутянка Неклюдова. Фото А. К. Гофмана. 1890-е. Собрание автора (из семейного архива В. Н. Голубева).

Иркутянка Неклюдова. Фото А. К. Гофмана. 1890-е. Собрание автора (из семейного архива В. Н. Голубева).

Н. С. Романов, библиофил, летописец, коллекционер. Фото А. К. Гофмана. (?) Частное собрание

Н. С. Романов, библиофил, летописец, коллекционер. Фото А. К. Гофмана. (?) Частное собрание

А. П. Щапов. Фото А. К. Гофмана. Конец 1860-х – начало 1870. Собрание ИОКМ

А. П. Щапов. Фото А. К. Гофмана. Конец 1860-х – начало 1870. Собрание ИОКМ

Портрет юных иркутян. Фото И. Д. Мальмберга. 1860–1870-е. Собрание ИОКМ.

Портрет юных иркутян. Фото И. Д. Мальмберга. 1860–1870-е. Собрание ИОКМ.

Фото В. А. Динесса. 1879–1883. Собрание ИОКМ.

Фото В. А. Динесса. 1879–1883. Собрание ИОКМ.

Мать М. Н. Котельниковой. Фото Р. И. Завальского.1870-е. Собрание ИОКМ

Мать М. Н. Котельниковой. Фото Р. И. Завальского.1870-е. Собрание ИОКМ

Молодой мужчина. Фото Г. М. Богдановича. Собрание автора.

Молодой мужчина. Фото Г. М. Богдановича. Собрание автора.

Семья иркутского музыканта А. А. Каминского. Фото Г. М. Богдановича. Собрание автора.

Семья иркутского музыканта А. А. Каминского. Фото Г. М. Богдановича. Собрание автора.

Е. Давыдова Фото Н. А. Лаврова. 1896. Собрание ИОКМ.

Е. Давыдова Фото Н. А. Лаврова. 1896. Собрание ИОКМ.

Е. А. Сергеев Фото В. В. Дегтярева. Конец XIX в. Собрание ИОКМ.

Е. А. Сергеев Фото В. В. Дегтярева. Конец XIX в. Собрание ИОКМ.

Всматриваясь в старые снимки, невольно представляешь образ темной, душной, наполненной химическими запахами комнаты с мерцающим огоньком красного фонаря. в таких фотолабораториях проводили многие часы своей жизни люди, сохра­нившие нашему поколению отпечатки давнего времени.

Сегодня только по крупицам можно собрать малую толику того, что свидетельствует о творчестве первых иркутских фотогра­фов, сделавших свои снимки на заре изобретения светописи. Отдельные имена пионеров фотографии отмечены в старых летописях да архивных фондах только одной строкой без упоминания их работ. в собраниях редких фондов порой лежат конверты со старыми безымянными металлическими дагеротипами, фотографи­ями на тонких жестяных пластинках, стеклянными негативами.

В начале книги я рассказывал о драматической судьбе пер­вых иркутских портретов ссыльных декабристов, сделанных заезжим фотографом в Сибири в середине ХIХ века, чудом сохранившихся в некоторых музеях России и за рубежом.

Современным историкам фотографии еще предстоит разо­браться в сокровищницах многочисленных фотографических архивов, чтобы поставить все на свои места. Однако их ждут неожиданные сюрпризы, попросту говоря, головоломки. Лис­тая старые фотографии, они обязательно обратят внимание на пожелтевшие от времени отпечатки, на паспарту которых отмечены имена и фамилии авторов работ или названия их заведе­ний. Исследователи ошибутся, если все, что написано, примут за веру. На самом деле окажется, что фотоснимок одного автора наклеен на паспарту другого. Это обстоятельство можно объяс­нить только одним. Коллекционеры, стараясь сохранить ценные снимки на тонкой фотобумаге, наклеивали их на малоценные, с научной точки зрения, паспарту других фотографов.

К примеру, портрет первого иркутского фотографа сере­дины ХIХ века, архиепископа Нила, из собрания протоиерея Федора Верномудрова, хранится на паспарту, датированном 1909 годом с упоминанием московского фотографа П.Павлова. Портрет сибирского публициста Афанасия Прокопьевича Щапова также ждет своей разгадки. Он хранится в Научной библиотеке Иркутского университета под фамилией петербург­ского фотографа П. И. Репнина. Вероятнее всего автором этого портрета является старейший иркутский мастер Август Гофман, в пользу этого предположения говорит тот факт, что Август Гоф­ман тиражировал портрет сибирского публициста Афанасия Щапова для продажи, с целью поддержать материально остав­шихся после смерти писателя членов его семьи. «Фотограф А. К. Гофман прислал в редакцию газеты «Сибирь» три дюжины фотографических карточек для продажи по 50 копеек в пользу его сестры Мальцевой».

Иркутская летопись 1857-1880 гг. с. 340

Размножение снимков было возможно лишь при наличии негатива. Известно, что опальный писатель был выслан в Сибирь за свои прогрессивные революционно просветительские статьи и лекции. Поселившись в Иркутске, семья Щаповых оказалась без средств существования, бедствовала. Многие труды Афана­сия Прокопьевича так и не были изданы из-за отсутствия финансирования. Восточно-Сибирское Императорское географическое общество, членом которого являлся А. П. Щапов, всячески под­держивало писателя в издании его трудов.

И хоронили Афанасия Прокопьевича на деньги членов ВСО-ИРГО, некоторых сибирских писателей и друзей.

Вглядываясь в лица на портретах, сохранившихся в редких фондах или частных коллекциях, узнаешь людей, с именами которых связана целая историческая эпоха, о которых и сегодня не перестают говорить наши современники.

Во многом это произошло благодаря подвижнической, альтруистической деятельности иркутского летописца, коллекционера Нита Степановича Романова (1871-1942), собравшего и пере­давшего в различные фонды иркутских музеев и библиотек сотни редких документов, фотографий ХIХ - нач. ХХ веков, в том числе портретов.

Может быть, после посещения фотоателье иркутского фотографа Августа Карловича Гофмана в конце ХIХ века Нит Степа­нович, получая свой портрет, решил собирать работы именитых мастеров, чтобы сберечь память об их творчестве.

В 70-х годах ХIХ века в Иркутске активно увлекался портрет­ной фотографией политический ссыльный И. Д. Мальмберг, купец 2-й гильдии, владелец ателье. Ему принадлежат фотографии народников, политических ссыльных, портреты «Иркутский генерал-губернатор Иван Константинович Педашенко», «Великий князь Алекесандр Александрович, посетивший фотосалон на Большой улице в 1873 году», «Иван Степанович Хаминов, купец 1-й гильдии, потомственный Почетный гражданин Иркутска» и другие.

Одним из первых фотографов, наряду с А. К. Гофманом и И. Д. Мальмбергом, был В. А. Динесс.

Он был провизором и открыл в 1843 году первую частную аптеку в Иркутске.

Но, судя по оставшимся работам, он был незаурядным фото­графом. Ему принадлежат фотоснимки: «Одна из представительниц рода Сибиряковых», «Портрет Иннокентия Портнягина» и др. Его фотоателье «Собственная фотография В.Динессъ. Тихв. пл., Горное упр.»работало до 1883 года, а потом он продал его П. А. Милевскому.

Портрет представитель­ницы известных иркутских купцов, меценатов Котельни-ковых выполнил старейший фотограф, польский ссыль­ный И. Завальский. Он рабо­тал в Иркутске в 70-80-е годы ХIХ века, снимал ссыль­ных поляков, поселенцев народников разных направле­ний, ранний Иркутск.

Однажды, пытаясь отыс­кать деревянный брусок в строительных отходах, я в куче мусора обнаружил выбро­шенные стеклянные негативы со старыми фотографиями известных иркутских мастеров П. А. Милевского, А. К. Гоф­мана и Г. М. Богдановича. Мно-

гие негативы были разрушены и восстановлению не подлежали. Сохранившиеся же я попытался реставрировать. в числе старинных снимков оказались «Портрет молодого мужчины», «Семья иркутского музыканта А. А. Каминского», судя по паспарту, исполненные Богдановичем.

Известный иркутский фотограф Габриэль (Гавриил) Михай­лович Богданович, потомственный дворянин, владелец фотоза­ведения на Большой улице, напротив Благовещенской церкви, в доме Сотникова, работал в городе в 1884-1895-х годах.

На протяжении всей 150-летней истории сибирской фото­графии портретное дело было главным занятием большинства иркутских мастеров. Известно, первые фотографические заве­дения, открывшиеся в городе в 1858 году, стали чуть ли не глав­ными достопримечательностями губернской столицы. На домах старого Иркутска появились броские названия ателье, реклам­ные щиты, зазывающие жителей именно в эти заведения. Посе­тителями иркутских фотосалонов были люди разных сословий: от великих князей из царской фамилии, генерал-губернаторов Восточной Сибири, купцов, золотопромышленников, до простых городских и сельских жителей, решивших увековечить свой образ у местных фотографов.

В 1895 году в бывшем фотоателье Богдановича работало заведение под необычным названием «Парижская фотография. Parisienne Granderie. Иркутск, Большая ул. д. Сотникова, против Благовещенской церкви». Владельцем этой фотографии стал портретист Н. А. Лавров. Ему принадлежат снимки: «Молодая воспитанница Института благородных девиц Восточной Сибири Евсталия Давыдова» и другие.

Людмила Петровна Давыдова заказала свой портрет у фото­графа Владимира Васильевича Дегтярева, фотозаведение кото­рого размещалось на Большой улице в доме Иодловского, близ цирка. Этот мастер снимал портреты политических ссыльных Софьи Ивановны Годлевской и Антона Войцеховича, Ефима Аристарховича Сергеева, служащих чайного магазина Полякова, сделал первый снимок нового Иркутского городского театра, построенного в 1896 году, и другие.

Николай Аполлонович Чарушин отбывал каторгу в Забай­калье во второй половине ХIХ века. После освобождения, в конце 80-х годов жил на поселении в Троицкосавске, продолжал общественную революционную деятельность. в конце ХIХ века освоил фотодело, открыл в городе собственное ателье. Сотрудничая с отделами Троицкосавско Кяхтинского и Восточно-Сибирского Географических обществ, стал их членом. Он много снимал, путешествуя в составе научных экспедиций, портреты золотопромышленников, купцов, общественных деятелей.

В Иркутске в конце ХIХ начале ХХ века считалось престиж­ным заказать портрет в «придворном, Петербургском» фотоса­лоне Тиле и Серебрина. Потому пользовались такой возможнос­тью люди богатые, состоятельные, известные в городе. Заведе­ние под этим названием открывалось дважды - до губительного иркутского пожара и в начале ХХ века. Летописцы сообщали: «13 августа 1911 года придворная фотография Тиле и Серебрина купила у владельца электротеатра «Мираж» Угрюмова право на аренду помещения, и с этого числа принимает своих клиентов». Благодаря им мы можем видеть портрет Владимира Михайло­вича Посохина, снятый в 1911 г.,

Известный сибирский книготорговец и общественный деятель Владимир Михайлович Посохин вместе со своим дядей Петром Ивановичем Макушиным построил в Иркутске дом на Большой улице, в котором открыли книжный магазин и типог­рафию, оснащенную современными машинами и зарубежными шрифтами.

Представляют большую историческую ценность художествен­ные портреты, изготовленные фотографом Восточно-Сибирского Императорского географического общества Петром Адамовичем Милевским. Работая в краеведческом музее, он часто выезжал в экспедиции с учеными, исследователями Сибири, выполнял заказы ВСОИРГО, не упускал случаев снять портреты знамени­тых людей: ученых, писателей, чиновников, предпринимателей.

Портрет известного ученого - географа и натуралиста Ричарда Карловича Маака (1825-1886) Петр Адамович снял необычно, в профиль. Создается впечатление, что знаменитый исследова­тель Сибири и Дальнего Востока не замечал фотографа во время съемки.

Р. К. Маак посвятил исследованию Сибири многие годы своей жизни. в Иркутске работал с 1852 по 1879 годы. Возглавлял Вилюйскую экспедицию, впервые описал геологию и быт населения района рек Вилюя, Олекмы и Чоны. Исследовал Уссурийский край. Материалы научных экспедиций опубликованы в его тру­дах.

Милевский, работая в Иркутске, создал обширную галерею портретов сибирских публицистов, сотрудников газет «Восточное обозрение», «Сибирь» и других. Его коллективные фотографии с портретами знаменитых людей отличаются изысканным подбо­ром художественной обстановки фотографического заведения, создающей впечатление богатой гостиной. Удивительно то, что на многочисленных фотографиях П. Милевского не встретишь пов­торяющихся художественных фонов. Можно только представить, насколько был богат набор полотен в салоне мастера.

Им было создано несколько портретов известного обществен­ного деятеля Сибири, литератора, этнографа и археолога Николая Михайловича Ядринцева, первого издателя петербургской газеты «Восточное обозрение», рассказывающей о российском Востоке. Н. М. Ядринцев опубликовал капитальный труд «Сибирь как колония». в 1887 году перевел свою газету в Иркутск, стал действительным членом Восточно-Сибирского Императорского гео­графического общества. «Весною 1889 года на средства отдела Николай Михайлович снаряжает в Кяхте караван и вступает в таинственную Монголию, чтобы отыскать знаменитый Карако­рум, что ему удалось. Он вывез оттуда до 15 тысяч рунических знаков, рисунков, обломки и др. Открытие Ядринцева привлекло к себе внимание всего ученого мира».

Романов Н. С. Летопись города Иркутска. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1993. с. 314

Фотограф-любитель Н.Герасимов работал в Иркутске в начале ХХ века. в редких фондах сохранились лишь единицы выполненных им снимков. Один из них «Портрет купца Н.Л. Родионова».

Благодаря фотографу мы знаем как выглядел этот замечатель­ный человек, владелец уникальной библиотеки, друг знаменытых путешественников Пржевальского, Потанина, Семенова-Тян-Шанского, гениального Менделеева.

Известный фотограф портретист И. В. Булатов с 1902 года создал массу портретов иркутян: чиновников, купцов, воспитан­ников учебных заведений.

Портретное дело одно из самых сложных видов фотографического искусства. Оно требует от мастера не только больших знаний психологии человека, композиционного осмысления в процессе съемки, но и светового решения, подбора технических средств, оптики, светочувствительного материала.

Фотографы ранней поры при изготовлении портретов вынуж­дены были пользоваться примитивной аппаратурой, не оснащенной механизмом короткой выдержки, слабочувствительными материалами.

Только в конце ХIХ - начале ХХ веков на фотографическом рынке появились фотокамеры с автоматическими выдержками, набором оптики, высокочувствительные материалы.

Журнал «Фотографические новости» за 1914 год сообщал: «Акционерная компания «Кодак» выпустила особые светочувствительные пленки специально для портретной фотографии. Пленки Истмена покрыты очень мелкозернистой эмульсией, чувствительность которой по сенситометру Гуртера и Дриф-фильда достигает 400 ед.». У иркутских фотографов - портре­тистов появилась возможность покупать новые фотографические принадлежности и материалы в магазине «Кодак», открывшемся на Большой улице в начале ХХ века.

В своей книге «В поисках Минизини» Эльвира Каменщикова пишет: «В Иркутск по приглашению И. В. Булатова в 1905 году приезжают из Киева фотографы Густав Еннэ и Рому ал ьд Каупе. Первое время они работают у Булатова, Еннэ ретушером, а Каупе - съемщиком».

Каменщикова Эльвира. в поисках Минизини. Изд. Библиотека журнала «Камены». Иркутск. 2005. с. 20

Фотоателье Ромуальда Иосифовича Каупе открылось в Иркутске 21 июня 1908 года на улице Тихвинской (близ Боль­шой). Он создал целую серию портретов иркутян, посетивших его салон в начале ХХ века.

Реклама владельца иркутского заведения Густава Еннэ «Художественная фотография» красовалась на угловом доме улиц Арсенальской и 6-й Солдатской и позже на 4-й Красноармейс­кой, 3. Он создал фотографическое объединение, в котором рабо­тали его помощники, фотографы ретушеры: Г. Г. Еннэ, А. Г. Еннэ и К. Н. Зицерман.

Сто лет назад, в декабре 1908 года в Иркутске было создано Фотографическое общество, первым председателем которого стал учитель, фотограф-любитель Иннокентий Михайлович Портнягин. Это начинание объединило многих мастеров фотографии, всколыхнуло творческую инициативу увлеченных фотографическим делом людей. в городе стали активнее проходить выставки и конкурсы лучших работ, открылись курсы молодых фотографов.

Иннокентий Портнягин приехал с семьей из Забайкалья в 1903 году в Иркутск уже зрелым мастером художественной фотографии, портретистом. Работая учителем в различных заведениях города, он открыл свое ателье на 3-ей Солдатской улице в доме номер 39. Здесь же распологалось и правление Иркутского фотографического общества. Он много снимал портретов детей, купцов, крестьян, чиновников, священнослужителей, военных, каторжан - строителей Транссибирской магистрали.

Заведение иркутского мастера Дмитрия Николаевича Мамо­нова «Сибирская фотография» работало с 1891-го по 1927 годы в его усадьбе, расположенной вблизи Интен­дантского сада. Фотограф снимал портреты строителей Транссибирской магистрали, общественных и культурных деятелей, простых иркутян. Многочисленные стеклянные негативы, изготовленные Д. Н. Мамоновым, и павильонная деревян­ная фотокамера ХIХ века (18х24 см.) хранятся в фондах Музея истории города Иркутска.

На улице Ланинской, в доме Худякова в начале ХХ века рабо­тало фотографическое ателье «Воскресная фотография», владельцем которого был В.Арнольд. Он также много работал над портретной фотографией, но нам больше известны его фотографии зданий и улиц старого Иркутска.

Ателье владельца фотографического заведения А. Н. Осецкого находилось на 1-й Солдатской в доме 4.

А о фотографе М. И. Ярославцеве, владельце иркутского фотосалона, информация практически отсутствует. Известно только то, что его мастерство было высоко оценено, об этом гово­рят четыре медали, полученные на различных выставках. Ему принадлежит снимок «Портрет девушки». О других его работах ничего неизвестно.

Фамилия иркутских фотографов братьев Жутеевых была известна в начале ХХ века. Первое сообщение об открытии фотографии «Жутеев и компания» на Большой улице в доме Ники­тина появилось в печати 2 ноября 1906 года. Хозяином ее стал старший, И. С. Жутеев. Ему принадлежат фотографии: «Плашкоут на Ангаре. 1900 г.», «На перекрестке Большой, Ивановской и Пестеревской улиц», «Торжественное открытие памятника императору Александру III. 1908 г.», «Амурские ворота. 1909 г.», «Дом Е. Н. Кузнецовой. 1910 г.» и другие.

Но до нас дошли портреты, выполненные его младшим бра­том П. С. Жутеевым. Его ателье принимало клиентов в Иркутске с 1919-го по 1925 годы на углу 6-й Солдатской и Арсенальской в доме Кудрявцева. Этому фотографу принадлежат многочислен­ные портреты иркутян, а также снимки первых велосипедистов.

Нынешнее поколение фотографов создает прекрасные пор­треты наших современников, оставляя их образы для будущих поколений.

 

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени" 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги
 

 

По вопросам приобретения книги:

Адрес: Иркутск, ул. Пушкина 32, «Анком»
Тел.: (3952) 510510
E-mail: av@ankom.ru