Греческая автономия «ФОС ЭЛЛЕНИКОН»
Всего в Иркутске, по данным переписи населения 2002 года, проживает 224 грека. Следует отметить, что сегодняшние греки Иркутской области, как и их предки, в большинстве своем занимают видное положение в обществе

Греки в Иркутске : История

Свет Эллады на Иркутской земле

Глава 1. Как греки пришли в Сибирь.

Необъятная Россия стала домом для многих народов. Ее недаром называют самой многонациональной страной мира. Об этом можно судить на примере нашего края. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Иркутской области насчитывается 126 различных национальностей (для сравнения: во всей Западной Европе проживают представители 62 национальностей).

Заселение Сибири началось еще в XVII веке. Сибирь использовали как место ссылки, сюда переселяли по столыпинским реформам в начале ХХ века, сюда бежали жители Поволжья и Белоруссии, спасаясь от голода в 1920-х годах того же века, сюда стремились люди самых разных национальностей на молодежные стройки в 1950-80-х годах (БАМ, Иркутская, Братская, Саяно-Шушенская ГЭС).

Постоянный приток населения из различных регионов России и  из других стран обусловил разнообразный национальный состав края. Здесь проживают выходцы почти из всех союзных республик бывшего СССР (белорусы, украинцы, эстонцы, литовцы, таджики, армяне и др.), из автономных поволжских республик России (татары, мордва, чуваши, удмурты и др.), из стран Азии (китайцы, корейцы, монголы), а также из стран Европы (поляки, немцы, румыны). В эту многонациональную семью входят и греки. В основном, это греки-понтийцы – потомки греков, живших за пределами Греции: в Византии, позже в Трапезундской империи, на территории Грузии и Северного Кавказа.

Дружба между нашими народами уходит вглубь времен. Княгиня Ольга посетила в 954 г. Константинополь и приняла там христианскую веру. Через 34 года ее внук, князь Владимир, женившись на сестре византийского императора Василия II Анне, не только сам принял христианство в его греко-православной форме, но и сделал его религией Киевской Руси. С этого момента начинается все более расширяющееся общение славян с греками.

После падения Константинополя в 1453 г. и установления османского владычества в Греции тысячи греков искали спасения от жестоких преследований турок бегством в Россию.

Крупные греческие поселения в Приазовье возникли в 1780-е годы. В них процветали ремесла и торговля. Долгое время села оставались практически моноэтничными. Позже здесь стали селиться русские, украинцы, армяне, представители других национальностей. К началу XIX века греческая диаспора в России помимо торговых контор, страховых компаний, складов, кораблей и магазинов имела национальные школы, училища, театры, типографии, церкви. Благодаря своей активной деятельности греки России заняли в жизни страны видное положение.

 

Глава 2. Иркутские греки.

 Иркутская греческая диаспора сформировалась в начале ХХ века из перебравшихся в Россию карских (понтийских) греков. Это было время активного строительства города. Быстро развивавшемуся Иркутску требовалась рабочая сила. Город особо нуждался в каменщиках. Греки-понтийцы были первоклассными мастерами именно в этом виде строительного искусства.

Довольно скоро они заработали свой первый капитал и переключились на более привычные для них занятия – торговлю и хлебопечение. Через некоторое время на Преображенской улице (ныне Тимирязева) один за другим открылись греческие рестораны, кофейни, пекарни, кондитерские. Товары, производимые греками, славились высоким качеством.

Расцвет греческой диаспоры в Иркутске завершился одновременно с НЭПом. Многие греки покинули столицу Восточной Сибири. Некоторые из них пытались продолжать предпринимательскую деятельность в Москве. Но в столице их арестовали по стандартному обвинению в валютных операциях. Среди арестованных был Адам Маруфиди. В Иркутске он был известным человеком, владел рестораном, фруктовым складом и пекарней. В Москве он лишился всего.

И это было только начало. Близились страшные 1937-38 годы.

 

Глава 3. Греческая операция НКВД.

Вторая половина 30-х годов в СССР началась с лозунга: «Выкорчевать буржуазных националистов!». Советское правительство активно приступило к выполнению поставленной задачи.

В декабре 1937 года на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) рассматривалось 2 вопроса:

1. Признать вредным существование особых национальных школ (латинских, эстонских, греческих и др.) на территории СССР и реорганизовать их в советские школы обычного типа.

2. Ликвидировать национальные педтехникумы, дома просвещения и другие национальные культурно-просветительские учреждения.

«За» проголосовало все Оргбюро – Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Калинин, Микоян, Андреев. Решение, затронувшее миллионы людей, было оформлено «совершенно секретно».

По стране закрыли около 4600 национальных школ; закрылись и греческие школы (около 250 в Грузии, Приазовье, в Краснодарском крае и в Крыму). Прекратилось радиовещание на греческом языке в Одессе; перестали издаваться газеты «Коллехтивистыс», «Коккинос капнас», «Коммунистыс» и др.

Греков обвиняли в спекуляции, в антисоветской националистической деятельности, в сотрудничестве с западной разведкой. Это неудивительно: в то время правительство Советского Союза считало шпионами, диверсантами и повстанцами практически всех иностранцев.

Поэтому в целях пресечения деятельности греческой разведки на территории СССР начались массовые аресты. В лагеря отправили около двадцати иркутских греков. Несколько десятков греков из других регионов Советского Союза отбывали наказание в ГУЛАГе – в Ангарске, Тайшете и других местах.

 

Новый приток греков в Прибайкалье связан с системой послевузовского распределения и эпохой комсомольских строек – молодежь с разных концов Советского Союза приезжала на строительство Иркутской ГЭС, БАМа, Братской и Усть-Илимской ГЭС.

Но в 1990-х значительная часть греков покинула Иркутск в связи с репатриацией (переселением) в Грецию.

Небольшая часть греческой диаспоры осталась жить в областном центре. Вдали от родины люди стремились к сохранению и развитию своей культуры и многовековых  традиций. Возникла потребность в создании своего национального центра. До этого в Иркутске никогда не было греческих обществ. Пришлось разыскивать оставшихся в городе греков. Этим делом занялся Василий Христофорович Василиади.

 

Греческий мартиролог

Мартиролог означает «список жертв».

Так называется проект, который реализуется с 2004 года. В его основе – комплексное исследование репрессий 1930-50-х годов в отношении греческого народа в СССР, сохранение памяти о погибших и пострадавших людях. Проект включает в себя 4 книги (автор И.Г.Джуха). Они содержат документы и архивные материалы, фотографии и воспоминания участников событий 1930-50-х годов

В 2006 году вышла первая книга из этой серии – «Греческая операция НКВД». Она уже переведена на греческий язык и ждет издания в Афинах.

В марте 2008 года на свет появилась вторая книга Ивана Джухи «Спецэшелоны идут на Восток».

 

 

Мария Сергеева, 2008 год

 

Контакты

Иркутская городская национально-культурная греческая автономия "Фос Элленикон".

Образована 30 марта 2004 года.

Зарегистрирована в Ассоциации греческих общественных организаций России (АГООР) в июне 2004 года.

Президент: Василиади Василий Христофорович.
Адрес: Иркутск, ул.Клары Цеткин, д.32, оф.33
Телефон: (3952) 383744
E-mail: vv2005@mail.ru

 

По состоянию на 2009 год ...