Картинная галерея (г.Саянск): История комплектования
Саянская картинная галерея в настоящее время насчитывает 24 года своей истории. Формировалась она в советские времена, когда учреждения музейного типа рождались повсеместно, и концепция комплектования уже была задана примерами музейных коллекций уже сложившихся в крупных городах.
Нам концепцию писать не было необходимости, так происходило по установленным и сложившимся критериям , и исходили они из Министерства культуры, определялось Центром Изопропаганды (ул. Петровка, 28).
По всей стране создавались музеи с установившимся делением на такие составляющие как : живопись, скульптура, графика . ДПИ.
Такое деление существует и на сегодняшний день.
Прошлое.
1. Отбор произведений искусства, его критерии задавали фондово- закупочные комиссии МК , приобретая с зональных выставок произведений искусства, соответствующих установкам правящей партии: произведения искусства приобретались во всех регионах и накапливались в Центре РОСИЗО, в комбинате Вучетича (СХ России), там формировались передвижные выставки, которые подолгу путешествовали по стране, и таким образом воспитывали наш вкус. Кроме того, провинциальные музеи имели возможность комплектовать свои коллекции уже «проверенным» искусством через эти центры за счет государства.
Так Саянская картинная галерея в 80 и 90 годы прошлого века получила по линии МК несколько сотен произведений живописи, графики, скульптуры в безвозмездное пользование. Так была заложена Государственная часть фонда в коллекции Саянской картинной галереи. Несколько раз мы выезжали в Москву и работали на Петровке 28, отбирая то, что представлялось нам важным для нашей коллекции.
Надо сказать, что принципы формирования коллекции изначально нами не были сформированы, потому процесс комплектования происходил отчасти субъективно и зависел от профессионализма, компетенции тех, кто отбирал эти произведения.
Но ошибиться было трудно. Так предложенные для отбора работы уже прошли фильтры «высоких столичных» выставкомов.
Так концепция нашей коллекции стала приобретать такие черты:
-Это современное искусство. Так как город молодой, и смысл состоял в том, чтобы собирать те произведения искусства, которые могли рассказать о творческой и духовной жизни современного нам поколения. Потому в коллекцию, прежде всего, поступали работы Сибирских художников, художников земли Иркутской и контейнерами шли в наш город.
2. Вторая линия, по которой мы приобретали произведения – это Комитет по культуре Иркутской области, которые финансировали приобретение произведений живописи с выставок художников Иркутской области.
Часть работ из фондов временного хранения были переданы из коллекции ИОХМ.
Это были работы советского времени, и если для ИОХМ они были малозначительными в силу того, что повторяли уже имеющиеся в коллекции произведения, и были как бы дублирующими уже имеющихся в коллекции подобных, но лучшего качества произведения, то для нас они были существенным и количественным и качественным пополнением, так как художников такого масштаба в самом Саянске просто не могло быть исторически, и купить их самостоятельно мы так же не имели возможности.
3. Сотрудничество с Фондом культуры Иркутским его отделением позволило нам так же существенно пополниться произведениями живописи и графики, переданными иркутскими художниками Г.Новиковой, С.Гаращук, А.Шипицыным, Л.Гимовым…
4. Разумеется, коллекция пополнялась за счет индивидуальных дарений. Так как существовало неписанное правило, при котором, в том случае, когда у художника приобретается работа, он дарит еще одну или несколько.
5. В 80-е годы в бюджете многих музеев, в том числе и в нашем, присутствовала строка: «Приобретение произведений искусства», что давало нам возможность планомерно работать по комплектованию коллекции, дополняя ее работами новых авторов.
Таким образом, складывалась музейная коллекция, формирование которой шло параллельно с историей развития художественной, творческой жизни художников области.
Настоящее.
В первой половине 90-хгодов прошлого века очень многое изменилось в экономике страны. Исчезла в бюджетном плане строка «Приобретения».
Так как жизнь музеев определяется, прежде всего, коллекцией, ее полнотой, и задача музеев состоит в том, чтобы музеи «отслеживали» через коллекцию жизнь современного общества. Прервался отлаженный процесс пополнения коллекции, прервались контакты, исчезли средства для поездок в Росизо по комплектованию. Но коллекция живет, в ней живые художники через свои холсты несут поколениям свои послания, свою любовь к жизни, творчеству, искусству.
Наступил длительный период растерянности и растянулся он на долгих пятнадцать лет. Как ни странно, музеев меньше не стало. Скорее, наоборот, количественно музеи растут и растут.
Возникает вопрос, как жить художественным провинциальным музеям сегодня, когда становится понятным, что денег по государственным каналам, гарантированно нам никто больше не даст?
На что нам теперь обратить свое внимание, что бы музей выжил, что бы выполнил свои функции: Собирание, сохранение, изучение, просвещение?
Этот вопрос возникает всегда и везде, на всех конференциях, на всех совещаниях, при встречах с известными искусствоведами.
Так в течение последних трех лет мне довелось встречаться и подолгу общаться известным московским искусствоведом Ниной Михайловной Молевой.
Н.М.Молева отвечала на мой вопрос так: «Коллекции все музеев мира состоят из переданных в разное время им частных коллекций. Плановый подход к комплектованию был характерен только для советской страны. Такой подход весьма сомнителен уже потому, что в такой ситуации вкрадывается субъективный подход на всех уровнях. Он отражает вкусы и установки конкретных людей и отражает политические их ориентиры».
Нам приходится делать из этого свои выводы и, может быть, ориентироваться на общение с коллекционерами и отдельными художниками, для того, что бы продолжить комплектовать коллекции и в наше время.
Так сама Н.М. и ее супруг Э.М.Белютин, уже многие годы , устраивая свои выставки в городах России, десятками. Сотнями, передают целыми выставками свои произведения российским музеям. Саянская картинная галерея не исключение. Мы получили за последний только год более двадцати работ Элия Белютина и художников абрамцевской мастерской.
Перед нами сегодня стоит задача комплектования коллекций по-прежнему, но полагаться предстоит, прежде всего, на себя, свой профессиональный потенциал, свои профессиональные контакты.
Так за последний год коллекция Саянской картинной галереи пополнилась несколькими работами Геннадия Устюгова, работами русских художников, живущих в Стокгольме. Последнее поступление работ в безвозмездное пользование произошло и из Центра Росизо (Москва), живопись и графика.
Мы еще успели получить их в августе прошлого года, а сразу же после этого МК издало приказ, по которому, «раздача» работ прекратилась для всех музеев России.
Такое комплектование меняет целиком концепцию музея, но вместе с тем, музеи, пытаясь найти свои собственные пути, приобретают свое собственное лицо, отличное от единообразия черт, присущих музеям советской эпохи.
Появляются меценаты, спонсоры, патриотически - настроенная, часть горожан, которая поддерживает культуру, искусство, музеи и художников.
Благодаря таким людям, удалось выехать в Москву и получить новые работы в коллекцию.
Мы стараемся поддерживать профессиональные контакты с семьями художников, с ними самими. Видя заинтересованное к ним отношение, художники готовы отдавать свои работы, так как музей – это гарантия сохранности и произведений, это гарантия того, что имя художника не канет в Лету.
Комплектовать музейные коллекции можно и иными путями: так многие музеи страны формируют раздел детского рисунка.
Это почти не стоит денег, но выводит музеи на новый уровень??? Есть о чем задуматься, конечно. Работы «немузейного» уровня?
Но какой выход можно еще найти?
Кроме того, музеи, мы в том числе, начинаем формировать раздел художественной фотографии, и в нем у нас уже есть первые экспонаты: фотографии художника – фотографа Юрия Молодковца, работающего в Эрмитаже.
И последнее,
Одним из ответов на вопрос, как жить музеем сегодня, с учетом того, что комплектование носит не систематический характер, на одном из совещаний, коллегами, был дан весьма оптимистичный и убедительный ответ: « Нужно использовать уже имеющиеся в коллекциях работы, работать с ними так, чтобы помочь нашим современникам жить».
То есть активнее работать со своими собственными коллекциями, компоновать не просто выставки, а выставки-интерпретации, посредством которых можно обнародовать новые смыслы, значимые для современников.
Антонина Кузнецова,
картинная галерея (г.Саянск)
Контакты
666301, г. Саянск, м-н Юбилейный, д.65,
Телефон: 8 (39553) 71903
Директор: Кузнецова Антонина Александровна
E-mail: antonia777@list.ru