Музей народов севера Бурятии
Категория: Сибирь, Сибирь
Предыдущая статья | Следующая статья
Владимир Николаевич Козулин,
директор Музея
народов Севера Бурятии
им. А.Г. Позднякова,
с. Баградин, Баунтовский район,
Республика Бурятия
В 2006 году Музей народов Севера Бурятии отметил свое 25-летие. Это дает повод подвести некоторые итоги.
В Баунтовском районе Бурятии, единственном в республике эвенкийском районе, в ноябре 1981 года начал работу на общественных началах небольшой краеведческий музей по изучению эвенкийского народа. Это определило главные направления работы — этнография и краеведение. Музей имел около 400 экспонатов основного фонда и ограниченную экспозиционную площадь. В первые десять лет велось строительство, и общая площадь увеличилась в три раза. В 1985 году музей получил нынешнее наименование и звание «народный».
Становление музея было сопряжено со многими трудностями. В его задачу входили поиск и сохранение исчезнувших предметов материальной и духовной культуры эвенкийского народа. Находясь под прессом инокультуры, эвенкийская сдавала одну позицию за другой. В таких условиях роль музея как хранителя культуры эвенков трудно переоценить.
В 1991 году была проведена реэкспозиция, оформлен небольшой выставочный зал. По научно обоснованному плану сформированы разделы экспозиций: «Эвенкийский комплекс», «Природа», «Золотая промышленность», «Великая Отечественная война». Все они дают полное представление об истории эвенкийского народа, включая период коллективизации и перехода на оседлый образ жизни, о названиях родов, об этнических и хозяйственных связях с тунгусоязычными народами Баргузина, Нерчинска и правого Привитимья, о топонимике района, о ритуально-обрядовых комплексах шаманского культа.
В Музее народов Севера Бурятии к настоящему времени накоплено 2 713 единиц основных фондов, в том числе по разделам: живопись — 11 единиц хранения, изделия прикладного искусства — 16, археология — 43, этнография — 202, оружие — 24, документы и редкие книги — 625, естественно-научная коллекция — 823 (вместе с коллекцией геологического музея), история техники — 161, прочие — 808. В число предметов этнографии, сбор и комплектование которых представляет основную трудность, включены эвенкийские костюмы, обувь, головные уборы, берестяная посуда, предметы охотничьего промысла, оленья упряжь и многое другое. На первый взгляд кажется, что коллекция предметов быта и хозяйственной деятельности аборигенов тайги скудна. Но она достоверно отражает кочевой образ жизни и частые кочевки эвенков.
Постоянных экспозиций несколько. Центральное место занимает экспозиция «Золотая промышленность», так как в Баунтовском районе, раньше его называли Баргузинской тайгой, начиная с 1844 года и доныне ведется добыча золота, существенно повлиявшая на таежный быт жителей этого района. В районе функционировало около 500 золотоносных площадей и свыше 250 приисков, а количество официально зафиксированного добытого золота составило более 120 тонн.
Баунтовский район известен в России не только добычей золота. Это богатый месторождениями полезных ископаемых район. Здесь имеются огромные запасы алюминиевого сырья, молибдена, урана, бурого угля, бериллия, железа, марганца, нефрита, минеральных вод. Все это послужило основанием для открытия геологического музея как филиала. Основал его заслуженный инженер-геолог Республики Бурятия Асканаз Апетович Гамчян, а в настоящее время заведует филиалом геолог Любовь Ивановна Андриевская.
Научные сотрудники музея реконструировали полную картину быта и хозяйственной деятельности эвенков, в частности оформили диораму «Эвенкийское стойбище», две композиции — «Шаман» и «Эвенк в охотничьем снаряжении». Несколько позднее возле музея, под открытым небом, был оформлен павильон-диорама «Эвенкийское стойбище» с двумя чумами и семьей охотника (4 муляжа). Рядом оборудована площадка для демонстрации ритуально-обрядовых комплексов шаманского культа эвенков — шаманский чум с камлающим шаманом как иллюстрация национального праздника Сингкелаун.
Экспозиция «Природа» дает представление о гидрографии, животном и растительном мире Баунтовского района, а останки ископаемых животных (мамонта, бизона, шерстистого носорога и др.) и предметы археологических раскопок, которые производят сотрудники Музея народов Севера Бурятии, существенно обогащают данную экспозицию.
Музей народов Севера Бурятии ведет просветительную деятельность. Музейная педагогика включает спецкурс (рассчитан на два года) по краеведению для учителей Эвенкийской школы-интерната. В программе курса — история эвенкийского народа с древних времен до наших дней, история освоения Забайкалья, религиозные верования эвенков, топонимика районов и др. По адаптированному спецкурсу организованы занятия для учащихся старших классов, а также для учащихся профессионального училища. Совместно с Багдаринской средней школой проведена конференция по роману В. Митыпова «Инспектор золотой тайги», повествующему о событиях на золотых приисках нашего района в первые годы советской власти; прототипами романа были жители Баунтовского района. Конференция состоялась в зале «Золотая промышленность», исторические документы, фотографии и орудия старательского труда которого послужили лучшей иллюстрацией к предмету обсуждения, что имело, безусловно, и воспитательный характер. Состоялось пять подобных конференций.
Ежегодно музей формирует три-четыре выставки, приуроченные к значимым районным событиям и юбилейным датам. Школьные экскурсии и конференции в музее стали постоянной формой работы по краеведению и этнографии. В данном случае музейные сотрудники не только представляют участникам конференций архивные материалы для научного исследования, но и рецензируют доклады.
Музейные специалисты приняли участие в научно-практических конференциях Забайкальского филиала Русского Географического общества, Российско-Американского международного симпозиума (Чита, 1995), Международного Байкальского информационно-культурного форума (Улан-Удэ, 2005).
Студенты вузов Бурятии постоянно проходят практику в нашем музее, на архивных материалах которого пишут курсовые и дипломные работы.
В разное время музейные документы изучали ученые и деятели искусств: доктор географических наук Гейл Фондал (Институт арктических исследований) — Канада, Дэвид Андерсен — Канада, кинорежиссер Франц Райле — Швейцария, научный сотрудник Абердинского университета (Шотландия) Иштван Шантле — Венгрия.
Сложилось устойчивое деловое сотрудничество с видными учеными Бурятии — Д.Д. Мангатаевой, Б.Б. Дашибаловым, О.В. Бураевой, Е.Ф. Афанасьевой, чьи исследования углубляют и расширяют представление об этнических корнях эвенков Баунта.
Одним из направлений работы музея является издательская деятельность. За 15 лет вышли следующие книги сотрудников музея: Козулин В.Н. Баунт: прошлое и настоящее; Зо-тов А.П. Словарь эвенкийских топонимов Баунтовского райо на; Гамчян А.А. Багдаринская экспедиция. Выпущено несколько коллективных сборников: художественно-публицистический сборник «Судьба моя, Баунт», посвященный 75-летию Баунта; сборник «Сквозь огонь и стужу мы прошли. Баунтовцы на фронтах Великой Отечественной» (составил А.П. Зотов). В составлении некоторых сборников принимали участие сотрудники не только музея, но и библиотеки, районной газеты «Витимские зори», районного архива. «Баутовские эвенки. След на земле» — коллективный труд сотрудников музея и библиотек района. Для школ района издано учебное пособие «Баунтовский эвенкийский район» — об истории района с древнейших времен до наших дней (А.А. Гамчян, А.П. Зотов, В.Н. Козулин).
В 1994 году, накануне объявленного ЮНЕСКО десятилетия коренных народов мира, музей совместно с районной организацией Ассоциации малочисленных народов Севера провел социологический опрос, в котором участвовало 90 % эвенкийского населения. Зафиксированы данные о возрастном составе эвенков, образовании, занятости, семейном положении, знании истории своего рода, языка и пр. По результатам данных исследований проведена научно-практическая конференция с участием ученых и представителей районов Бурятии и Читинской области как мест компактного проживания эвенков. По завершении десятилетия коренных народов мира, в 2004 году, был повторно проведен опрос эвенкийского населения по анкете 1994 года. Опрос показал, что основные социальные показатели: низкая трудовая занятость, активная ассимиляция и т. п. — продемонстрировали тенденцию к утрате этнического генотипа. Это подтверждают факты: 70 % браков являются межнациональными и одна треть эвенков знает родной язык. Очевидно, что международная акция не оказала позитивного влияния на положение коренной народности Баунтовского района — эвенков. Напротив, основные социальные показатели имели отрицательную тенденцию, многие проблемы перешли в разряд неразрешимых, а отношение государства к ним, надо признать, носит формальный, декларативный характер.
Изучение опыта лучших российских и зарубежных музеев по сохранению историко-культурного наследия помогает сотрудникам в практике музееведения, в том числе и в критическом отношении к собственной деятельности.
В юбилейный для музея год предстоят многие события и мероприятия: проведение научно-практической конференции «Роль учреждений культуры в сохранении историко-культурного наследия», а также смотра-конкурса на лучшую постановку краевед ческой работы в школах и учреждениях культуры; оформление выставки «Эвенкийское народное творчество»; подготовка к изданию записок музея по краеведению и сборника экспедиционных описаний Баргузинской тайги в XIX–XX веках, оставленных исследователями и путешественниками — П.А. Кропоткиным, Г.А. Лопатиным и др.; проведение реставрации павильона «Эвенкийское стойбище» и ритуальной площадки; организация школьных музеев и краеведческих уголков и принятие над ними постоянного шефства.
Музей с благодарностью вспоминает Александра Георгиевича Позднякова, основателя и первого директора музея. Ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия Александр Георгиевич, будучи пенсионером, по просьбе райкома КПСС и исполкома районного Совета приступил в 1981 году к формированию коллекций и за десять лет подвижнической деятельности превратил это учреждение культуры в известное не только в районе, но и в России. Учитывая заслуги А.Г. Позднякова, районный Совет депутатов присвоил его имя Музею народов Севера Бурятии.
Засвидетельствованный наукой факт: при столкновении культур разных народов культура более слабого этноса исчезает, поглощаясь культурой более сильного этноса. Вместе с этим исчезают язык, предметы национальной одежды, предметы быта, фольклор и прочие элементы национальной материальной и духовной культуры. Именно по этой причине музей видит призвание в сохранении и изучении культуры эвенкийского народа, в воспитании чувства уважения к ней и гордости ею.
Журнал "Тальцы", 1 (32), 2009 год