По реке Илим : Часть 1. Кочерга и Туна
Лыхин Юрий
Категория: Усть-Удинский район : О районе, Сибирь, Сибирь
Предыдущая статья | Следующая статья
Сто лет назад, в июне 1913 года, иркутский викарный епископ Евгений Зернов в ходе своей поездки по Киренскому уезду Иркутской губернии проплыл по реке Илим.
Столетие спустя, в июне 2011 года, наша небольшая команда (Дмитрий Ступин, Никита Виноградский и Юрий Лыхин) повторила часть пути епископа Евгения по Илиму. Взяв в руки описание поездки епископа Евгения, мы сравнили его с тем, что увидели сами.
Часть 1. Кочерга и Туна
«В 8 часов вечера мы делали последний спуск с крутого хребта. 28 верст ехали 6 часов… Владыка чувствовал себя разбитым и утомленным, болела голова от непривычного и трудного пути… Вот начались крестьянские пашни. За ними где-то далеко внизу виднелось заброшенное среди дебрей Илимских село Кочергинское. После 6-часового путешествия по глухой тайге нам оно показалось каким-то особенно приветливым… Слышался радостный приветственный звон, будивший тишину деревенского вечера, несшийся навстречу усталым путникам и затем терявшийся где-то там, далеко, далеко среди величественной сибирской тайги… Но вот и спуск к речке… — через нее надо переехать вброд, чтобы попасть в Кочергинское. Чувствовалось свежо. Около дороги мужички разложили костер и грелись в ожидании прибытия Владыки. С затаенным нетерпением смотрели они на опушку леса, откуда должна была показаться кавалькада в 15–20 лошадей. Выстроившись рядами, чтобы всем видеть высокого гостя, они благоговейно обнажили свои головы, как только показалась из леса давно жданная тележка, а когда Владыка подъезжал к ним, они, как один, опустились на колени и стояли так, пока он не миновал их. <…> Кочергинское было убрано по-праздничному: улица выметена, толпа разнаряжена во всевозможные цвета, от реки до храма — путь устлан зеленью и цветами. Все село на берегу… Кочергинское — в 30—35 дворов, первый жилой пункт по р. Илиму, первое село Киренского уезда на нашем пути. Жители наполовину землепашцы, наполовину звероловы. В селе есть небольшой молитвенный дом в честь святых апостолов Петра и Павла, приписной к приходскому Коченгскому храму. При входе Владыки в храм местный благочинный о. Беляевский встретил его приветственной речью, в которой, выяснив всю трудность путешествия по захолустному Илимскому краю, выразил радость от лица духовенства и населения, наконец дождавшегося посещения Архипастырского. В переполненном народом храме Владыка отслужил молебен свв. апостолам Петру и Павлу <…> Молящихся было до 220 человек. Благословив народ, Владыка проследовал в местную церковно-приходскую школу, где спрашивал учеников по Закону Божию, русскому языку и арифметике. Ребятенки робели, ответы были не всегда удачны, но в общем удовлетворительны. Учительницей состоит Надежда Слободчикова, окончившая курс Малышевской второклассной школы. Учащихся — 9 мальчиков и 3 девочки. Здание школы построено в 1903 г. на средства попечителя — крестьянина Кочергинского села Николая Александр[овича] Облизанова; для этого заброшенного села можно признать его весьма благоустроенным. Испытанием учеников в школе и закончился вечер 3-го числа. На другой день <…> в 9 час., в сопровождении благочинного и пристава П.К. Гросса, отправились дальше вниз по р. Илиму. Пристав оказался очень предупредительным, как власть, и очень прекрасным, как человек. Для Владыки была доставлена небольшая крытая лодка, мелкосидящая, а братия отправилась на берестянках, в каждой по одному пассажиру; отдельно везли на берестянках багаж. Целая флотилия… Илим, можно с уверенностью сказать, еще не видывал такого зрелища… Передвигались с быстротою по 8 верст в час. Лодка то и дело ударялась о камни, так как глубины здесь всего около полуаршина. Речушка — шириной 4–5 саж., протекает между гор; по берегам дикий лес, преимущественно, ель; сразу от берега начинается непролазная густая чаща леса, так что медведи нередко выходят к самому берегу реки и, оставаясь невидимыми, караулят свои жертвы. Рассказывают, что не так давно медведь спокойно поселился в зимовье, на берегу реки, против деревни и, пользуясь тем, что мужское население уходило в это время на промысел, некоторое время безнаказанно благодушествовал, похищая то лошадей, то коров… Население терпеливо переносило лишения, пока наконец Топтыгин не отважился напасть на мужичка, приехавшего к зимовью за сеном, отобрал у него лошадь, но за то и самому после этого было отказано в радушном приеме… побрел Миша в родную стихию, был нагнан и… оставил шкуру на память о своей отважности…
В 13 верстах ниже Кочергинского жалко прижалась на правом берегу деревушка Туна, в 15 дворов. Владыка пожелал осмотреть ветхую часовню и помолиться с населением пророку Илии, в честь которого построена часовня. По маршруту остановки в Туне не предполагалось, поэтому лодка с облачениями для священников проплыла мимо. Владыка, облачившись в мантию, один отслужил молебен св. пророку и обратился к народу с поучением, призывая его подражать ревности пророка Илии в устроении христианской жизни и достижении спасения; затем указал на необходимость замены ветхой часовни — новою, и для начала дела дал свою посильную лепту. Молящихся собралось около 160 человек. После молебна Владыка, интересуясь бытом насельников этого захолустья, зашел в одну деревенскую избу, побывал в «кути», осмотрел божницу крестьянской избы, внутреннее убранство избы и т. д. Замечательно, что ни хозяин, ни хозяйка не решились зайти в свою избу, когда в ней был Владыка, они с каким-то затаенным страхом смотрели на высокого гостя с улицы… Когда Владыка шел по улице, вся деревня, от старого до малого, становилась на колени. Я думаю, что ими руководило необъяснимое для них чувство страха при виде высокого посетителя… Когда Владыка обратился к женщинам и спросил — чем они занимаются в свободное от работы время, — они оробели и… молчали. Ведь и немудрено: эти заброшенные, видя редко людей, трясутся, когда к ним прибудет «г. урядник» или старшина, вообще какая-либо власть, — что же они должны были переживать, когда видели пред собою такого необычного для них посетителя, как Епископ?!»