Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Комментарии к интервью Президента Монголии Х.Баттулги

О моем интервью с президентом Монголии Х.Баттулгой

После того, как мы выставили на своем сайте www.pribaikal.ru мое интервью с Х.Баттулгой, на нашу почту пришли «обвинения» в том, что мы просто обновили свое раннее интервью с ним, которое брали еще в его бытность кандидатом в президенты (оно действительно стоит на нашем сайте). Действительно, эти два интервью почти совпадают, и вот почему: естественно, что после победы Х.Баттулги нам вновь захотелось  взять у него интервью, но уже для нашего нового издания, журнала «Большая Евразия» с тем, чтобы сразу поднять новый журнал на высокий уровень контента. Мы обратились в пресс-службу президента Монголии с такой просьбой, и достаточно долго, и терпеливо, ждали ответа, понимая, что сейчас Баттулге не до нас. К тому же было бы странным, если бы он дал первое интервью российским СМИ, и выбрал для этого новое, неизвестное издание, а не какое-нибудь информационное агентство «федерального уровня». Так оно и получилось: первым для такого месседжа широкой российской аудитории было выбрано информационное агентство ТАСС. Вскоре после этого, наконец, получили ответ от пресс-службы президента Монголии и мы. В нем, ссылаясь на занятость президента, нам предложили личную встречу с ним перенести на следующую весну, а в журнале «Большая Евразия» опубликовать прежнее интервью, поскольку «мнение Х.Баттулги по заданным ему в этом интервью вопросам с его избранием на пост президента не изменилось…». Еще попросили отредактировать это интервью с учетом этого факта (то, что кандидат стал президентом), и обязательно согласовать с пресс-службой перед публикацией. Мы все-таки не утерпели, и добавили еще пару вопросов, на один из которых, как ни странно, получили ответ. Это последний вопрос –  насчет того, есть ли у Монголии перспектива (и целесообразность) стать президентской республикой. В итоге интервью было согласовано, мы получили разрешение от пресс-службы на его публикацию.

Лично зная Х.Баттулгу (а я брал у него интервью для журнала «Россия и Монголия» еще в его бытность министром транспорта Монголии), я уверен, что он сам ответил на эти вопросы, или, как минимум, обязательно согласовал ответы на них. Чтобы этот материал не успел «остыть» (к сожалению, по разным причинам выход первого номера «Большой Евразии» затягивается), мы решили сначала опубликовать это обновленное интервью на своем сайте www.pribaikal.ru

Тем более что сегодня, наконец, почувствовался «свежий ветер» в отношениях между Россией и Монголией. И хотя очередная межправкомиссия была сорвана (ну, или, скажем мягче, перенесены её сроки по причине затяжек с формированием монгольского правительства), это не дает оснований для пессимизма. Сегодня действует Программа формирования трехстороннего экономического коридора «Россия-Монголия-Китай», которая  позволяет Монголии реализовать имеющийся потенциал по сотрудничеству с соседними государствами, наращивать транспортно-логистические и инфраструктурные связи с ними, развивать приграничные зоны торговли. В итоге, будут созданы условия для реализации транзитного потенциала Монголии через проект «Степной путь», обеспечивая роль Монголии как связующего звена между ЕАЭС и китайской инициативой «Один пояс - один путь». А это как раз то, о чем говорит Х.Баттулга: «Главное – это обеспечить реальный контроль монгольского народа над своими природными богатствами, и проводить мудрую сбалансированную политику по отношению к обоим нашим соседям, стать «мостом» между ними, и получать выгоду от такого соседства, а не жаловаться постоянно на то, что «мы зажаты между Китаем и Россией».

Понятно, что далеко не по всем нашим вопросам Баттулге мы получили исчерпывающие ответы. Да и сами  обозначили далеко не всю проблематику. Например, почти не затронули такую важнейшую в наших отношениях тему, как сотрудничество в сфере энергетики. Как говорится, уже задним умом понимаем, что надо было бы спросить Баттулгу о перспективах  участия Монголии в реализации проекта «Большое азиатское энергокольцо», меморандум о создании которого уже подписали Россия, Япония, Китай и Корея.  Если Монголия и Россия объединят усилия по проектированию и прокладке линии электропередач 500 Кв. по маршруту «Хакасия – Тыва – Монголия – Бурятия – Забайкальский край», то эта ЛЭП, с одной стороны, позволит объединить изолированные монгольские районы в единую энергосистему и обеспечить физическую доступность электроэнергии монгольским потребителям, а с другой – новая инфраструктура в перспективе может стать частью «Большого азиатского энергокольца», что еще больше повысит надежность энергоснабжения потребителей и принесет экономический доход всем участникам проекта.

Перечитывая интервью, не могу еще раз не отметить взвешенную позицию Х.Баттулги по поводу строительства Эггийн-гольской и других ГЭС в бассейне Селенги, когда он призывает не торопиться с принятием окончательного решения, а создать рабочую группу с тем, чтобы детально изучить все аспекты этой проблемы. Импонирует и то, что он впервые спрашивает – а что получат простые араты Булганского аймака от того, что их земли затопят водой?!.. Х.Баттулга понимает, что никак нельзя через эту проблему обострять отношения с Россией, которая, по сути, сегодня является единственным гарантом  независимости и безопасности Монголии. Конечно, обязательно надо было спросить его о том, как он, уже будучи президентом Монголии, относится к попыткам Запада внести разногласия между Улан-Батором и Москвой с использованием экономических и экологических факторов. Или, к тому, что именно западные компании (например, канадская горнодобывающая компания South Gobi Resources) эффективно используют схемы уклонения от уплаты налогов, в результате чего бюджет Монголии теряет десятки, если не сотни, миллионов долларов, а природа степной страны подвергается серьезной экологической опасности в связи с отказом западных компаний  от выполнения обязательств по рекультивации земель в местах добычи полезных ископаемых.

Читая переводы других интервью и выступлений Х.Баттулги в монгольских СМИ, создается впечатление, что президент Монголии вполне осознает, что нельзя всерьез воспринимать экономические обещания США и их союзников, стремящихся использовать Монголию для сдерживания экономического роста КНР и для дестабилизации ситуации в регионе, в т.ч. для внесения напряженности в трехсторонние отношения Россия – Монголия – Китай. Радует и то, что новый президент делает ставку на развитие отношений с региональными партнерами, в т.ч. в рамках набравшего политическую и экономическую силу формата ШОС. Как говорится, «лучше синица в руках, чем журавль в небе»…

Нельзя не отметить и попытки Х.Баттулги избавиться от имиджа политика антикитайской направленности, который он неосторожно заработал, видимо, в пылу предвыборной борьбы, желая привлечь побольше избирателей на свою сторону. Сегодня все его высказывания насчет Китая носят осторожный, и взвешенный характер. И действительно: то, что мог себе позволить кандидат (и при этом имевший, очевидно, не слишком много шансов на победу), не может позволить президент страны, чья экономика в огромной степени зависит от уровня торгово-экономических и политических связей с Китаем. В то же время Баттулга не может полностью игнорировать опасения той части монгольского общества, которая всерьез опасается утраты независимости страны в результате экономических, или иных действий со стороны КНР. Кстати, и китайская сторона как-то не спешит успокоить монголов на этот счет, но, возможно, я просто пропустил информацию на этот счет, мониторя монгольские СМИ.

Остается надеяться, что обещанное на весну еще одно интервью с президентом Монголии Х.Баттулгой действительно состоится, и у меня будет возможность задать ему и эти, и другие вопросы относительно сформировавшейся к тому времени ситуации как непосредственно в Монголии, так и в её отношениях между Россией и Китаем.