Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Региональный информационный портал для молодежи.

Сообщение координатора проекта «Прибайкалье» Олега Бережных во время круглого стола «Информационное пространство для молодежи региона» прошедшей на базе Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина 13 ноября 2009 г. На конференции рассматривались проблемы формирования единой информационной инфраструктуры региона, проблем взаимодействия средств массовой информации и учреждений, занимающихся реализацией государственной молодежной политики в нашей области. В конференции приняли участие специалисты публичных библиотек и учреждений, ориентированных на работу с молодежью.

Автор материала (в центре) во время съемок молодежной программы "Кампус"

Автор материала (в центре) во время съемок молодежной программы "Кампус"

В начале несколько слов о себе. Во время учебы в университете какой-то такой особой общественной деятельности не вел, и сказать откровенно, относился к ней с подозрением — словом, типичный индивидуалист, компьютерно-грамотный, с большим кругом интересов. Как мне кажется, вполне типичный портрет молодого пользователя интернета. Но я не помню момента, чтобы проводил время на каком-то специальном молодежном интернет-ресурсе, за исключением разве что банка рефератов. 

Я очень хорошо представляю себе детский интеренет-ресурс - например страничка на National Geografic. Мультяшное оформление, крупные буквы, простые тексты. Если же человек выходит из детского возраста - упрощать и адаптировать информацию уже нет необходимости. Тем более, что современное поколение имеет достаточные навыки работы в сети, умеет работать с поисковыми системами и в целом намного лучше старшего поколения ориентируется в информационном пространстве. В принципе, любой ресурс можно назвать  молодежным. Ведь кто у нас пользователи интернета? Их средний возраст 28-30 лет, более половины – до 21 года. 

Интересов у этой публики – миллион. Человека интересует компьютер, игры – он идет на один портал, машины – идет на другой. Видео, музыка, программы, гудки на телефон – таких сайтов тысячи и тысячи. Кто-то проводит время на сайтах молодежных журналов, кто-то фанатеет от Дома-2, кто-то играет в сетевые игры, кто-то ищет эротику. 

Мы собрались здесь сегодня, чтобы обсудить, какую альтернативу мы можем им предложить? На мой взгляд, пытаться конкурировать с коммерческими проектами по  объему и соблазнительности контента – бессмысленный труд. Общения через край в социальных сетях. На мой взгляд, даже если провести масштабную рекламную кампанию, затянуть несколько сот пользователей, результат не будет сопоставим с затратами. Молодежные сообщества создаются и разрушаются предельно быстро. Сегодня модно одно, завтра - другое. 

На мой взгляд, сейчас самое важное для нашего общества - это попытаться вытаскивать молодежь из виртуального мира в реальный. И вот если эта молодежь чем-то займется – то она начнет искать информацию и зайдет на сайты библиотек, на сайт агентства по молодежной политике и так далее. 

Что же объединяет молодежь?

У нее много свободного времени, еще не отягощены обязательствами, есть возможность, силы и энергия чем-то заняться. У многих обостренное чувство справедливости, кипит кровь и надо попытаться направить эти порывы в плодотворное русло, чтобы эта часть молодежи не искала правды на экстремистских сайтах. 

Поймать, перехватить молодежь прежде всего можно на поисковиках, популярных порталах, в социальных сетях. Необходимо плотнее работать с коммерческими проектами. Ведь есть социальная реклама на телевидении, наверное, должна она быть и в интернете. Размещать баннеры, публиковать статьи и новости, использовать тактику желтых газет в заголовках. 

Человек чаще всего и не знает, что ему хочется чем-то заняться, пока не столкнется с чем-то привлекающим его внимание. Использовать видео, фотографии – ведь современное поколение - это поколение клипов и комиксов. Самое важное - зацепить, а затем дать исчерпывающую информацию: где, у кого можно узнать о подробностях. Необходимо использовать существующие ресурсы – vkontakte, Живой Журнал.  Специалисты информационных отделов, структур работающих с молодежью могут и наверное даже должны вступить сразу в несколько групп и использовать их для оповещения о встречах, объявлений. 

Теперь взгляд на ситуацию с другой стороны –

Куда эти баннеры и объявления должны вести? кто эту информацию должен производить? 

На мой взгляд, основным источником контента для молодежи должны быть собственно молодежные организации и объединения. 

Очень хороший пример - Межвузовское культурное движение Золотое поколение. Очень талантливые ребята, издают газету «Единомышленник», снимают видео, проводят семинары и фестивали. Материалов масса. С ними можно ознакомиться на их сайте zp-irk.ru. Сейчас у них небольшое затишье, активисты занимаются диссертациями, но обещают через год вернуться из творческого отпуска и устроить что-то совершенно грандиозное. 

Как кажется мне - движение сейчас переживает переломный момент. Ведь молодость – это то, что очень быстро проходит — сегодня мы с друзьями реализуем интересный проект, завтра сессия или кто-нибудь устроился на работу. 

Если это клуб по интересам – покучкуются и распадутся. Но, тем не менее, за это время будет что-то проведено, останутся какие-то материалы. Если дошло дело до сайта – приходит время платить за хостинг, либо денег нет, либо смысла нет — сайт закрывается, информация пропадает. Если у объединения есть программа, есть история, есть цель привлечь как можно больше сторонников, реализовывать большие проекты - уже не обойтись без серьезного информационного сопровождения

Каким я вижу успешный молодежный информационный проект?

На мой взгляд, это база данных по мероприятиям с актуальной информацией. Где, что происходит, в чем можно принять участие, сроки, требования, и конечно же отчеты по уже проведенным мероприятиям. 

Как у нас часто происходит: где-то далеко впереди появляется событие. Оно медленно приближается, за месяц город увешивают плакатами и баннерами  (кстати, весьма недешевыми), в последнюю неделю о событии начинают трубить в прессе.  Кульминация – три сюжета на телевидении. И потом все обрывается. Какой-то небольшой отчет появляется и все. 

Мне кажется, что надо ставить уже условием если городская, областная администрация поддерживает какие-то проекты– провести нормальную pr-кампанию в Интернете. 

Надо сказать, что наиболее продвинутые объединения уже понимают важность подобных кампаний. Ведь это необходимое условие успешной борьбы за ресурсы. Должна быть реальная информационная конкуренция. 

Что можно предпринять в рамках города или региона? Кто может вести работу над созданием и наполнением такого информационного проекта? 

На мой взгляд – попытки собрать молодежь на сайтах создающихся под контролем госструктур или муниципальных органов власти, силами "Наших", "Ваших" и т.д., обречены на неудачу.  Молодежь не пойдет и не понесет информацию туда, где почувствует, что работает на какие-то чужие интересы. Такой ресурс должен быть открыт для всех, за исключением, пожалуй, только совсем деструктивных движений. 

Второе – создание такого ресурса – это абсолютно журналистская задача. За время работы над проектом «Прибайкалье», мы пришли к выводу что кто-то, что-то специально готовить не будет. То есть надо работать с сырым материалом, подготовленным для отчетов в администрации и т.п. Собранная информация должна обрабатываться и надлежащим образом быть представлена. Может быть стоит попытаться в одном проекте собрать журналистское сообщество – готовить статьи и размещать их на собственных сайтах изданий под шапкой одного проекта. И уже оттуда собирать такие статьи в одном месте. Может быть, организовать редактирование такого ресурса по принципу переходящего знамени. 

Что нужно объединению с точки зрения информационной поддержки? Какая может быть помощь молодежным информационным проектам? 

Все хотят свой собственный сайт, хотят свой дизайн, свой набор вкладок. Каждому движению реализующему серьезные проекты нужна официальная площадка, где можно разместить не только общие данные, но и какие-то документы, фотоальбомы. То есть требуется полноценный хостинг, доменное имя, может быть третьего уровня. Требуется специалист по серверным технологиям, по базам данных. Если бы структуры, работающие с молодежью взяли на себя расходы и организацию консультаций в этой области – эффект мог бы быть значительным. 

Эти сайты могли бы работать в связке с порталом, базой данных по событиям, если бы у них была общая база данных. Иначе информация дробится, чтобы собрать ее в какое-то единое целое, потребуется приложить массу усилий. Сидеть и сутки напролет мониторить новости по десяткам сайтов. 

Какими методами этого можно достичь? Одна из проблем стоящих перед любой организацией или движением - требуется место, где можно встретиться, получить совет, скинуть фотографии, что-то отсканировать, набрать тексты. Может быть, в дальнейшем, такой клуб мог бы перерасти в ресурсный центр, где эта информация еще и хранилась бы.  И вот уже эти материалы могут унифицироваться и складываться в определенном порядке. Мне кажется, что самое подходящее место для этого – библиотека. Необходимо только решить вопрос с доступом и часами работы. 

Молодежь обладает массой свободного времени, готова работать на общественных началах. Необходимо только подтолкнуть активных и способных молодых людей к самоорганизации и помочь преодолеть трудности, связанные с недостатком опыта. Координация работы такого ресурса может осуществляться редакционным советом, в который входили бы также и представители областных структур. Курировать же работу подобного объединения возможно также путем формирования стоящих перед ним целей, проблематики, набора тем требующих освещения и привлечения молодежи.

 

Олег Бережных,
координатор проектов
НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"