Малый бизнес обеспечивает развитие Иркутской области
Категория: Точка зрения : Статьи, Иркутская область : Предприятия
Предыдущая статья | Следующая статья
О малом бизнесе Иркутской области, о его вкладе в экономику Иркутской области, а также о главных проблемах и формах необходимой поддержки рассказывает самый сведующий - председатель Комитета ТПП Восточной Сибири по поддержке малого предпринимательства Владимир Снегирев.
СИТУАЦИЯ
В Приангарье по итогам 2008 г.действует 14,144 тыс. микропредприятий, 69 871 индивидуальных предпринимателей, количество малых предприятий (без микропредприятий) составило 3461 и 243 средних предприятия, т.е. общее кол-во СМСП 87 719. Общая численность всех работающих в малом и среднем предпринимательстве составила около 250 тыс.чел., что составляет 18,7% от экономически активного населения области (1334 тыс.чел.), в среднем по РФ эта цифра составляет 12,5% (для сравнения: Германия – 52,8%, Швеция – 65,3%, Япония – 78,3%, Швейцария – 78,4%, Италия – 81,0%).
Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в видах деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 29,3%, «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 17,5%, «Обрабатывающие производства» - 13,8%, «Строительство» - 11,7%.
Только Малыми предприятиями области отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 48223,3 млн.рублей, оборот составил135,4 млрд руб., привлечено 408,5 млн.рублей инвестиций в основной капитал, Среднемесячная заработная плата составляла 11634 рубля. Доля отчислений в бюджет области от МП около 9%, хотя по муниципалитетам цифры гораздо выше – Иркутск 22%, Шелеховское МО доходит до 30%. ( информация Иркутскстата (бюллетень № 65).
Всего оборот всех СМСП без ИП составил 260,2 млрд. руб. . за 9 мес. 2009 г. Выручка предприятий малого бизнеса в Иркутской области за девять месяцев этого года уменьшилась к прошлому году на 16,8%, Среднемесячная заработная плата в малых предприятиях составляет 10,679 тыс. рублей, т.е. снизилась на 8,2%.Мы потеряли за 6 мес.2009 г. 236 МП, но с увеличением численности более 5,3 тыс. чел., увеличилось кол-во средних на 13 предприятий. Это подтверждает гипотезу что идёт процесс укрупнения и поглощения в бизнес среде.
И это не здорово , ни для развития конкуренции, ни для экономики т.к. все микропредприятия ИО в 2008 г. сделали оборот 70,3 млрд.руб., что на 27% выше, чем все средние предприятия.
Ещё большую опасность несёт в себе резкое снижение инвестиций в основной капитал на МП в 2007 г. их было 812 млнг.руб., в 2008 г. – 408,5 млн.руб., за 6 мес. 2009 г. - 40,5 млн.руб., т.е. 5% от 2007 г.
По уровню развития малых предприятий( 1,4 МП на 1000 чел. населения) область значительно отстаёт от РФ – 7,8 и СФО – 2,3. По сумме инвестиций в основной капитал занимает восьмое место среди 12 субъектов СФО по итогам 2007г., как года предшествующего финансовому кризису и более показательного, в 5 раз отстаём от Красноярского края и в 15 раз от Новосибирской области.
ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ СМП и УСТОЯТЬ СЕЙЧАС и ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ, ПО МНЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА.
1. Инертность в нормотворчестве:
- Потенциальное Снижение ставки УСН до 5% обьявило Правительство РФ, мы до сих пор устраиваем дебаты и дай бог в декабрьскую сессию сможем принять эти нормы, но нужно чтобы они распрастранялись на 2009 г.
- Принять закон области о применении патентной системы для индивидуальных предпринимателей в соответствии с федеральным законом №155-ФЗ от 22.07.08 «О внесении изменений в ч.2 Налогового Кодекса РФ» и установить стоимость патентов.
- принять закон ИО о гос. поддержке малого и среднего предпринимательства, где более точно установить обязательность наличия на территориях программ развития предпринимательства, понятие инфраструктуры и её функции, ответственность органа власти и первого лица за показатели по развитию малого бизнеса на территории и определить эти показатели.
- нормативный документ определяющий перечень имущества ИО для передачи в аренду для СМП и инфраструктуры поддержки МП во исполнение закона 209-ФЗ « О гос поддержке МСП», многие муниципалитеты уже зафиксировали такие имущественные фонды, например Иркутск, а область замалчивает этот процесс.
2. Административные барьеры:
- Применение ФЗ №159 о приоритетном выкупе СМП гос и муниципального имущества арендуемого этими предприятими.
В Усть-Илимском р-не заставляют выкупать вместе с землёй сразу( потом будет 20% скидка как собственника)
В Байкальске не хотят предприинмателя знакомить с рыночной оценкой, назначают цену и угрожают аукционом в случае отказа.
На рыночную независимую оценку КУМИ накручивает ещё НДС 18%.
Но основная проблема пресловутые ограничения по площади выкупаемых объектов – Дом Быта в Железногорске , они лет 5 назад образовали из действующих арендаторов АО и сейчас не могут выкупить всё здание т.к. оно более 700 кв.м, около 1400. Мы сразу говорили об этих проблемах в будущем.
Необходимо вновь вернуться к этому документу Закону ИО №111-03 и увеличить огранчения по площади не менее до 1500 кв.м, а с учётом кризиса увеличить срок рассрочки до 5 лет и внести предложение в Правительство и ГД о продлении срока применения 159-ФЗ до 2012 г.
- Избыточность функций и дублирование контролирующих органов. Пример: Управление ветеринарии Иркутской области:
- коммерческие услуги по ветеринарии узурпировало областное гос.учреждение станция по борьбе с болезнями животных, создано в каждом районе области, которое учредило упр. Ветеринарии. Частной ветеринарной практики в области нет, т.к. управление занимается регистрацией всех вет.врачей и заставляет их работать только в этом учреждении. Н а просьбу предпринимателей иметь своего вет.врача и создание своей ветеринарно-санитарной лаборатории на торговой точке отвечают отказом.
Далее заставляют предприятия оформлять ветеринарные удостоверения как сопроводительные документы на груз в перделах одного города(района) ф.4 для каждого магазина а не одно на всю поставку хотя этого абсолютно не требует закон и приказ №422 Минсельхоза. Некоторые предприниматели вынуждены оформлять 168 свидетельств стоимостью до 100 руб каждая для развозки в магазины, а срок действия свидетельства 3 дня. А мы удивляемся почему у нас такая цена на рынках!
При этом штрафы по нарушению законодательства предпринимателями выписанные управлением ветеренирии почему- то уплачиваются в это учреждение, а не в бюджет.
Необходимо совместными усилиями обследовать деятельность контролирующих служб в регионе и максимально сократить их количество.
- Необходимо снизить стоимость аренды на гос. Имущество и земельные участки как минимум на 50%.
3. Значительное и системное развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Процитирую слова начальника отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Натальи Ларионовой: «Как показывает опыт взаимоотношений Минэкономразвития с субъектами РФ, в регионах, где нет сильной финансовой программы, не может появиться уникальный подход к развитию МБ».
На программу в 2007 г. выделили 650 т.р., в 2008 - 1,5 млн.руб., слава богу совместными усилиями Министерства эк.развития, инноваций, науки и высшей школы, отдела малого предпринимательства и предпринимательской общественности в 2009 г. удалось переломить это потребительское отношение к малому бизнесу - в результате на выходе услуги Гарантийного фонда с капитализацией около 200млн. руб., получены федеральные средства на капитализацию МикроФинансовыхОорганизаций, создание и развитие ЕИКЦ как общемировой площадки для продвижения бизнес-инновационной продукции наших предприятий, доступа к новым технологиям.
Но нам нужна разветвлённая сеть инфраструктуры поддержки на территориях, это и МФО и бизнес-инкубаторы, производственно-сбытовые кооперативы, информационно-консультационные агентства, центры инноваций. Необходима финанасовая поддержка экспорта, в т.ч. компенсация процентных ставок по кредитам банков, затрат предпринимателей на выставки , ярмарки.
Этой стройной системы нет ни в региональной программе, ни в различных стратегиях.
Начинать нужно с Совета при губернаторе по предпринимательству который был утверждён в этом году но ни разу не собрался, это основная координационная площадка. А она у нас не работает!
В целом нас не удовлетворяет уровень управления реализацией региональной программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Многоуровневая система управления малым бизнесом в Администрации ИО не отвечает сегодняшним требованиям.
Предлагаю в целях более оперативной и комплексной работы для управления процессами развития малого и среднего предпринимательства в Администрации ИО занимался не отдел в Министерстве экономического развития , над которым ещё 2 управления, а самостоятельное Агентство малого бизнеса с прямым подчинением первому заместителю губернатора.