Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Торговля и сотрудничество между Китаем и Россией: переход на новый уровень.

Полномочный министр-советник по торгово-экономическам вопросам Посольства Китая в России Гао Сиюнь - о сегодняшнем и завтрашнем дне наших отношений.

Гао Сиюнь, Полномочный министр-советник

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА, ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ

- О ПЕРСПЕКТИВАХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ

 

 

Из-за финансового кризиса прошлый, 2009-й, год для Китая стал самым трудным за все 30 лет политики реформ и открытости. Российская экономика также пострадала от кризиса, объемы внешней торговли обеих стран серьезно снизились. Негативное влияние международного финансового кризиса сохраняется и поныне, тенденции экономического оживления пока еще не окрепли, а на возрождение мировой экономики влияют множество факторов нестабильности и неопределенности. Как ведущие мировые экономические субъекты, как  ответственные державы Китай и Россия должны совместно отвечать рискам  и вызовам, появлению которых способствовал кризис, выявлять резервы и максимально использовать все возможности для сотрудничества в целях развития. Среди инструментов преодоления кризиса на первом месте стоят инвестиции и торговля, всемерная поддержка ведущих секторов экономики и диверсификация производств, обеспечение высокого качества и экологичности выпускаемой продукции. Все это, безусловно, будет содействовать взаимовыгодному развитию китайской и российской экономики.

Хотелось бы отметить основные преимущества китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Главное – это то, что между нашими странами созданы благоприятные политические отношения и совершенный механизм сотрудничества. Так, в рамках формата регулярных встреч глав правительств создано 11 подкомиссий по ведущим отраслям и направлениям китайско-российского сотрудничества. Кроме того нашими странами создан механизм консультаций по разнообразным направлениям сотрудничества, в таких сферах, как, например, инвестиции, по упорядочению торговли, по порядку разрешения торговых споров, а также – крайне важно – в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества. Этот постоянно совершенствующийся механизм консультаций должен стать важной гарантией углубления двустороннего сотрудничества.

Следующее преимущество нашего сотрудничества в том, что существует взаимодополняемость в индустриальной структуре. Так, Россия имеет преимущества в энергетике, тяжелой промышленности и высоких технологий, а у Китая сегодня достигнут высокий уровень машиностроения, производства текстиля, бытовой техники и телекоммуникаций. Стороны, путем диверсифицированного сотрудничества и соединения своих преимуществ и развития торгово-экономического сотрудничества, способны совместно достигнуть новых позиций в международной и межрегиональной конкуренции.

Третье: у обеих стран большая емкость рынка. В 2009 г. ВВП Китая достиг 33,5 триллионов китайских юаней (рост на 8,7%), инвестиции в основной капитал составляют 22,5 триллионов китайских юаней (что означает рост на 30,1%,), а общий товарооборот достиг 2,2 триллионов долл.. А ВВП России в 2009 г. достиг 1,3 триллионов долл. Большая рыночная емкость двух стран является  платформой для оборота товаров, ресурсов, технологий и финансовых средств.

В-четвертых, важным преимуществом китайско-российского торгово-экономического сотрудничества является созданная для него эффективная законодательная база двух стран. Начиная с 1992 года по настоящее время правительства двух стран подписали Соглашение о торгово-экономических отношениях, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестицийи ряд других межправительственных соглашений, что заложило крепкую основу для двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

В то же время, если окинуть взором нынешние торгово-экономические отношения между Китаем и Россией, то очевидно – в их развитии существует и много трудностей. Отмечу самые главные из них.

Пожалуй, наиболее актуальным сегодня является упорядочение правил торговли. «Серая растаможка» в народной торговле сложилась в годы «перестройки», когда функцию покрытия дефицита товаров взяли на себя т.н. «челноки» - физические лица и мелкие оптовики, любыми методами старавшиеся минимизировать свои расходы, в том числе и в отношении таможенных пошлин. Сегодня такая примитивная форма торговли, став барьером развития экономики двух стран, уходит в прошлое. Китайская сторона поддерживает решение российской стороны по наведению порядка в оптовой торговле, в т.ч. с пониманием отнеслась и к акциям, направленным против «серой растаможки». Правительство КНР всячески стимулирует переход «народной торговли» на цивилизованные формы. Но преодолеть в одночасье то, что складывалось в последние десятилетия, практически невозможно. И сегодня многие идут на риск, проводя таможенное оформление по «серым» схемам. Не секрет, что в этом «завязаны» не только китайские предприниматели, но и многие коррумпированные представители российских «силовых структур», таможни. Поэтому китайская сторона всячески приветствует усилия российского президента и правительства по преодолению коррупции.

Российская и китайская стороны должны максимально использовать возможности и потенциал Подкомиссии по таможенному сотрудничеству в рамках Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительства двух государств. Необходимо наладить информационное взаимодействие между таможенными службами наших стран, обмениваться достоверной информацией о товарах, перемещаемых на российскую территорию, обеспечивать подтверждение их реальной стоимости. Необходимо устранить причины, подталкивающие китайских предпринимателей выбирать не официальные каналы, а  «серые» схемы растаможивания, необходимо создавать условия для нормальной торговли. И тогда, надеюсь, события, подобные опечатыванию товаров на Черкизовском рынке, никогда  не повторятся.

Далее: нельзя не согласиться с тем, что структуру взаимной торговли между Россией и Китаем нужно улучшать. Но почему-то постоянно муссируется вопрос небольшой доли машиностроительной продукции в экспорте России в Китай. В то же время не берется во внимание, например, тот факт, что китайская сторона доверила российской стороне строить вторую очередь АЭС «Тяньвань», а это важные меры для расширения экспорта машиностроительной продукции России в Китай. И в будущем  стороны должны прилагать усилия к улучшению торговой структуры, повышать уровень и качество взаимной торговли. Сегодняшнюю модель структуры торговли между  двумя странами определяет не чьё-то субъективное решение, а реальные различия путей развития  экономики Китая и России.

Очевидно, что  инвестиционная сфера России нуждается в серьезном улучшении. Наиболее значимой проблемой, влияющей на кардинальное изменение уровня инвестиционной привлекательности Российской Федерации, являются слабая координация между ведомствами  и необъяснимое усложнение административных процедур и порядка рассмотрения даже простых вопросов, касающихся сотрудничества между нашими странами. Зачастую это создает условия для злоупотребления со стороны отдельных чиновников, извращающих политику страны в угоду личным интересам. Так, в последние годы, усиливая контроль над иммигрантами, российская сторона ввела такие квоты и ограничения для иностранных рабочих (в т.ч. и китайских), что сегодня некоторые крупные высокотехнологичные предприятия, которые сделали крупные  инвестиции в Россию, создав тем самым тысячи рабочих мест для российских граждан (а также ряд китайских ресторанов), не могут вовремя получить разрешение на работу даже для таких специалистов, без которых это предприятие не сможет работать. Введение строгих квот также оказало негативное влияние на темпы развития строительства в российских регионах, где ощущается серьезный недостаток в квалифицированных строителях – особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Такие примеры сильно подорвали уверенность китайских инвесторов, которые первоначально намеревались участвовать в развитии экономики России. В то же время нынешняя политика создала условия для незаконной торговли этими квотами.

Китай всегда поддерживал борьбу российского правительства с нелегальной миграцией. Но нельзя не согласиться с тем, что недавно сказал президент РФ Дмитрий Медведев, выступая в Брукингском институте в Вашингтоне, а именно:Для повышения уровня иностранных инвестиций в российскую экономику России необходимо улучшить работу судов и решить проблему коррупции.

Можно констатировать, что в 2009 г. двусторонняя торговля подверглась серьезным испытаниям, но ранее созданный фундамент сотрудничества двух стран оказался достаточно прочным, существует много хороших моментов в развитии. Например, улучшается торговая структура, объем импорта машиностроительной продукции Китая из России уже растет третий год подряд. Китай занял первое место среди импортеров России. Прямые инвестиции (вне финансов) Китая в Россию выросли на 73,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Беспрецедентный масштаб финансового сотрудничества наблюдается в двусторонних отношениях, быстро развивается торговое финансирование. Успешно продвигается реализация таких крупных проектов, как китайско-российский нефтепровод и АЭС «Тяньвань». Ряд проектов, таких как строительство в России цементных заводов, электростанции, жилых домов, автодорог и портов, запускается в порядке очереди. Особенно радует то, что в двусторонней торговле за первые три месяца сего года проявились положительные тенденции. Так, товарооборот вырос на 63,9% и достиг 12 млрд. долл. Я твердо уверен в том, что задачи, поставленные лидерами двух стран по развитию взаимовыгодной торговли, по развитию двусторонних торгово-экономических отношений будут обязательно реализованы.

На мой взгляд, для скорейшего достижения этого необходимо обеспечить следующее:

1. Расширение инвестиционного и технико-экономического сотрудничества. В 2009 г. объем инвестиции Китая в Россию составляли 9,7 млрд. долл., среди них 9,3млрд.долл.являются финансовыми инвестициями. У сторон существует большой потенциал в области инвестиции вне финансов. Так, сегодня российская сторона усилила работу по освоению Дальнего Востока и Сибири, Китай также реализует план возрождения старой промышленной базы своих северо-восточных провинций. В сентябре прошлого года главы наших государств утвердили Программу сотрудничества между peгионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китая, а это принесет новые возможности для взаимных инвестиций и технико-экономического сотрудничества. Совсем недавно, во время визита Заместителя председателя Китая Си Диньпина в Россию, предприятия двух стран во Владивостоке и в Москве подписали более 20 соглашений и контрактов, касающихся сотрудничества в ряде областей – таких, как строительство электростанции, реконструкция морских портов, развитие сельского хозяйства и освоение минеральных ресурсов, сотрудничество в лесной и т.д.. Кроме того, китайская сторона желает развивать сотрудничество с Россией в области инфраструктуры, участвовать в строительстве объектов саммита АТЭС во Владивостоке 2010 г. и зимней Олимпиады в Сочи 2014 г.. Надеюсь, что обе стороны будут настойчиво обеспечивать реализацию этих проектов.

2. Углубление финансового сотрудничества. Коммерческие банки и политические финансовые институты сторон должны повышать уровень участия в двусторонней торговле. Одновременно необходимо непрерывно укреплять сотрудничество в области взаимного доверия, обеспечивать кредитование консорциумов, возможности использования банковской карточки и т.д.. Необходимо держать на контроле  вопросы обмена валют между нашими странами и создания биржи для китайских юаней и рублей, активно изучать возможность расширения расчетов национальных валют в обычной торговле. Нужно обеспечить  более универсальное и высококачественное обслуживание торгово-экономического сотрудничества между нашими странами.

3. Укрепление сотрудничества между малым и средним бизнесом. Малые и средние предприятия являются важнейшим фактором развития экономики и внешней торговли любой страны ввиду их многочисленности, гибкости и мобильности. Компетентные органы правительств и торговые ассоциации наших стран должны поощрять и поддерживать их, способствовать укреплению двустороннего сотрудничества, предоставлять им услуги по политическому консалтингу, финансированию и т.д..

4. Максимальное использование платформы Всемирного ЭКСПО-2010 в Шанхае. ЭКСПО-2010 в Шанхае создает новые, уникальные возможности для повышения уровня нашего сотрудничества. Надеюсь, что российские предприятия максимально используют данную возможность для усиления взаимодоверия и взаимопонимания, и тем самым сделают ЭКСПО-2010 настоящим мостом дружбы между Китаем и Россией, обеспечат вклад ЭКСПО-2010 в наше торгово-экономическое сотрудничество.

Гао Сиюнь, Полномочный министр-советник
по торгово-экономическам вопросам
Посольства Китая в России.
Май  2010 г.