Статьи

Константин Кокарев: «Российско-китайские отношения оказывали и будут оказывать влияние на развитие международных отношений»

«Жэньминьван» - Недавно в Пекине завершились две сессии, в которых избраны новые руководители Китая. Сейчас новый лидер Китая Си Цзиньпин вызывает у многих большой интерес, и попыток реконструкции его личности в мировых СМИ так уж и немало.А нас интересует, какое впечатление оставил у вас новый лидер Китая?

Константин Кокарев - На меня, может, нескромно так говорить, новый китайский лидер господин Си Цзиньпин производит самое благоприятное впечатление.  Это относительно молодой, энергичный и хорошо подготовленный во всех отношениях руководитель. Си Цзиньпин прошел все звенья карьерного роста, он  продолжительное время  работал и в провинции, и в центральном аппарате, хорошо знает все проблемы Китая и особенности его внешних связей.  Лидер Китая – сын известного китайского революционера Си Чжунсюня, который был соратником Дэн Сяопина. Нам представляется, что он унаследовал  от отца и его коллег   теплое, заинтересованное отношение  к  добрым  связям  с Россией,  русскими людьми, которые в свое время много помогали Китаю. Мы надеемся, что эта преемственность в глубоком понимании  необходимости и ценности дружеских связей, тех добрых традиций, которые существуют между нашими странами, и дальше будет способствовать   развитию российско-китайских отношений. Так что кратко отвечая на Ваш вопрос о том, какое впечатление произвел на меня Си Цзиньпин, могу еще раз повторить – очень хорошее.

«Жэньминьван»- Все смотрят, как в Китае в дальнейшем будет углубляться реформа. На первой сессии ВСНП 12-го созыва одобрили проект реформы государственного аппарата, который предусматривает сокращение числа министерств с 27 до 25. Как вы рассматриваете эти изменения?

Константин Кокарев- Эти изменения  происходят в рамках процесса постоянного совершенствования деятельности государственного аппарата.  Такие преобразования необходимы, и  особенно сегодня, когда страна стремительно движется вперед  в плане своего экономического роста, а также   с точки зрения повышения веса и значения в их глобальном измерении.  Должен оговориться, что административная реформа в Китае вообще-то, можно сказать,  не прекращалась. Если заглянуть в недалекое прошлое, то и в 1989, и в 1993 и в 1998 годах в Китае осуществлялась растянутая по времени административная реформа. Сейчас мы говорим о 25 министерствах и  ведомствах министерского уровня, а было время, когда их было 41  и даже больше.  Поэтому  считаю, что административная реформа в Китае –  вполне закономерное явление,   изменения внешней среды и внутри Китая, новые вызовы, новые риски,  обновленные требования к ведомствам и  руководящим кадрам,  персоналу объективно требуют такого рода  изменений.

«Жэньминьван»- Важна также и функциональная реформа правительства. На состоявшейся 17 марта пресс-конференции премьер-министр КНР Ли Кэцян отметил, что китайское правительство намерено провести реформу управления и отказаться от части бюрократических функций в пользу общественных структур и рыночных механизмов. Как вы на это реагируете?

Константин Кокарев-  Данное решение «разгружает» правительство и позволяет часть функций приблизить непосредственно к тем задачам, которые решают ведомства  в центре и  на местах.  Думаю, что этот процесс необходим для здорового развития прежде всего экономики Китая. Согласен с мнением, озвученным Ли Кэцяном на конференции 17 марта с.г., о том, «что нужно передать рынку то, он может и должен делать, а то, что может делать общество, нужно передать общественным организациям, но при этом нельзя забывать о роли и значении правительства». При такой «передаче»  конечно же повышается роль правительства, его ответственность в координации усилий общественных организаций, предприятий, рыночных механизмов в интересах решения сложных социально-экономических  и внутриполитических задач, поставленных на первой сессии ВСНП 12-го созыва. Говоря о сокращении госаппарата, мы заметили в принятых решениях такую частную особенность – преобразования происходят по линии укрупнения министерств и ведомств, придания им дополнительных  функций. С одной стороны, это позволяет аккумулировать усилия в рамках конкретного министерства по многим направлениям. С другой стороны,  происходит разделение административных («политических») функций министерства. Пример создания Министерства транспорта КНР – наглядное тому подтверждение.

«Жэньминьван»-  Кроме продолжения углубления реформы, новые руководители Китая также проявили твердую решимость в борьбе с коррупцией. Уже после18-го съезда КПК началась серьезная волна борьбы с коррупцией. Как вы оцениваете эффективность борьбы с коррупцией в Китае? 

Константин Кокарев-  Борьба с коррупцией -  это действительно одно из важнейших направлений сегодняшней  внутриполитической жизни Китая.  В принципе,  борьба с коррупцией в Китае велась всегда с большей или меньшей «силой», но 18-й съезд КПК сообщил  ей новый дополнительный импульс. Уже накануне съезда на 7-ом пленуме ЦК 17- го созыва (3 – 4.11.2012 г.)  рассматривались  вопросы, касающиеся коррупции и мобилизации усилий для дальнейшей борьбы с ней. Был принят ряд соответствующих решений, в том числе и о снятии с должности министра железнодорожного транспорта КНР.  После съезда и назначения опытнейшего политика,  экономиста   господина Ван Цишаня на должность секретаря Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД)  борьба с коррупцией в Китае начала набирать дополнительные обороты.  Назначение Ван Цишаня на эту должность (ранее работал вице-премьером), видимо,  не случайно. Этот человек, являясь прекрасным специалистом и управленцем,  хорошо знает все стороны и особенности экономической жизни государства. В декабре 2012 г. – январе с.г., в Китае были проведены важные мероприятия, включая  совещания в партийной школе ЦК КПК, заседание ЦКПД, где выступал Си Цзиньпин и давал острую оценку  состояния дел в сфере противодействия коррупции.  Полагаю, что коррупция –  это явление не только экономического характера, а прежде всего политического, поскольку она способна  негативно влиять не только на экономическую, но и политическую систему. .Активизация борьбы с коррупцией в Китае, на наш взгляд,  связана с двумя причинами: во-первых,  уже накопились проблемы, которые требуют принятия самых решительных мер, и во-вторых, двигаться дальше, решать грандиозные задачи, которые стоят перед китайским народом, имея за спиной такой «багаж»,  уже нельзя. Очень важно упредить возможные масштабные рецидивы  коррупционного характера в будущем.  Считаю, что утвержденные недавно высшим партийным руководством так называемые «восемь  положений» также направлены на то, чтобы сделать жизнь и деятельность партийных функционеров более скромной и более приближенной к людям, к реальной жизни и ее проблемам.

«Жэньминьван»- Ориентация внешней политики Китая всегда привлекает всеобщее внимание. Скоро председатель Китая Си Цзиньпин совершит свой первый зарубежный визит в Россию как глава государства. На ваш взгляд, какое особое значение имеет визит Си Цзиньпина в Россию?

Константин Кокарев- Этот визит действительно имеет очень большое значение. В 2012 году  Президентом России стал В.В. Путин, в  текущем году Председателем КНР избран господин Си Цзиньпин. Его первый визит в Россию в качестве главы государства  важен  руководителям обеих стран для того, чтобы  «сверить часы», установить, если хотите, «личные отношения»,  которые играют далеко не последнюю роль в развитии всех направлений  двустороннего сотрудничества. Переговоры  такого рода имеют большое  международно-политическое значение, играют важную роль в  продвижении вперед торгово-экономических связей. А Россия и Китай, как мы знаем, взаимно заинтересованы в развитии целого ряда стратегических экономических проектов. Если брать вопросы безопасности, то здесь также есть о чем переговорить, посоветоваться и  уточнить позиции сторон. Господин Си Цзиньпин на встрече с секретарем Совета Безопасности РФ Н.П. Патрушевым (январь 2013 года) подтвердил стремление Китая активно развивать отношения с Россией в интересах укрепления мира, безопасности и сотрудничества по самым важным проблемам международной жизни. И  в лице Москвы в этой области  Пекин  может рассчитывать на заинтересованного  и надежного партнера.


«Жэньминьван»- В настоящее время успешно развиваются отношения между Китаем и Россией, по вашему мнению, что обеспечивает долгосрочность и стабильность развития китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства?

Константин Кокарев- Во-первых, обоюдная заинтересованность в политической и экономической стабильности.  Наличие урегулированных проблемных вопросов между нашими странами, которые достались нам от «исторического прошлого».  Сейчас для Китая самое главное – обеспечить неуклонный подъем экономики в условиях внутриполитической  и внешней предсказуемости. Перед Россией стоят те же самые задачи. Мы заинтересованы в сотрудничестве и укреплении всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства. Такие отношения являются прочной основой для дальнейшего позитивного развития китайско-российских отношений. 

«Жэньминьван»- На пресс-конференции по итогам первой сессии ВСНП 12-го созыва премьер-министр Госсовета Китая Ли Кэцян подчеркнул о поднятии уровня прагматического сотрудничества между Китаем и Россией. Как вы считаете, в каких областях можно расширить прагматическое сотрудничество между двумя странами?

Константин Кокарев- Прежде всего, развитие экономических отношений, сотрудничества в   инвестиционной, финансовой сферах, а также в области авиации и космоса, продвижения проектов межрегионального взаимодействия, имея в виду, прежде всего, подъем регионов Сибири и Дальнего Востока, с одной стороны, и Северо-Востока Китая, с другой. Например, если говорить об инвестиционном сотрудничестве, то напомним, что объем прямых нефинансовых зарубежных инвестиций Китая, составляет  77 млрд долларов (2012 г.), но при этом  инвестиции в Россию не превышают 1%.  Особая статья – сфера энергетики, которая представляется одной  из самых приоритетных  областей  российско-китайского сотрудничества.

«Жэньминьван»- В новой Концепции внешней политики РФ подчеркивается необходимость объединения усилий Китая и России для сотрудничества по глобальным и региональным вопросам. Как вы рассматриваете перспективу сотрудничества двух стран по этому направлению?

Константин Кокарев-  Мы рассматривает наше сотрудничество в сфере регулирования и решения международных проблем глобального и регионального характера с определенным оптимизмом, потому что к этому нас подводит сама ситуация, особенности регионального и глобального развития.  Думаю, что перспективы развития наших отношений в этой сфере  на площадках  Совета Безопасности ООН, в группе двадцати, в рамках форума БРИКС и ШОС являются наиболее важными для сотрудничества между нашими странами. После России Си Цзиньпин, как объявлено,  отправляется в Африку, где в ЮАР планируется саммит БРИКС. Наверное, в Москве будет разговор  и на эту тему.  


«Жэньминьван»-В конце, на ваш взгляд, какое влияние оказывают китайско-российские отношения стратегического взаимодействия и партнерства на становление нового мирового порядка?

Константин Кокарев-  Само выражение «новый мировой порядок» немного коробит, но в принципе международные отношения, включая экономические и финансовые,  должны реформироваться, без этого, как подсказывает сама жизнь,  двигаться дальше будет затруднительно.  Само время требует  совершенствовать и структуру,  и функции многих  международных организаций,  развивать их деятельность с учетом  интересов и мнений  разных стран и регионов. В принципе, абсолютно уверен в том, что российско-китайские отношения, как крупных мировых держав, постоянных членов Совета Безопасности ООН,  оказывали и  будут оказывать впредь позитивное влияние на многие стороны  международных отношений, и это влияние будет только возрастать.

 

http://www.riss.ru/