Татары в освоении новых Cибирских земель
Категория: Иркутская область : История
Предыдущая статья | Следующая статья

Семья переселенцев из Уфимской губернии. В центре — братья Сахиб-Галей и Саид-Гали в окружении своих детей. Фото 1936 г.

Семья Галеевых — отец, мать, бабушка, дети — потомки переселенцев. Одна из дочерей (стоит слева) — Г.Н. Макогон — в настоящее время директор Заларинского районного краеведческого музея. Фото 1976 г.

Мечеть села Залари (не сохранилась)

Здание советской татарской школы села Залари. (До 1917 г. — волостная управа, в настоящее время редакция газеты «Сельская новь»)
История, этнография, архитектура переселенческих сел периода
столыпинской реформы: материалы научно-практической
конференции 3 июля 2008 г., пос. Залари Иркутской области.
Иркутск, 2011.
Важной составной частью аграрной политики Российской империи являлось содействие переселению малоземельных крестьян на свободные земли. Одним из районов переселения стала и Иркутская область, куда устремились крестьяне из Европейской России. В Сибирь потянулись представители различных народов царской России. Именно благодаря сельскохозяйственному переселению на территории Иркутской области появились компактные поселения украинцев, белорусов, немцев, поляков, чувашей, татар. Однако если в целом по теме сельскохозяйственного переселения в Иркутскую губернию есть отдельные глубокие исследования, то национальный аспект этой проблемы еще не изучен.
Татары стремились селиться кучно, так как отличались от основной массы населения языком, религией, обычаями. Самым лучшим вариантом было образование этнически однородного поселка. Кроме того, существовали переселенческие поселки, деревни, где татары составляли значительную часть населения (половину, треть). В свою очередь, эти этнически окрашенные поселения тянулись друг к другу, образуя группы деревень, связанных между собой хозяйственными, родственными и дружескими отношениями.
В последние годы появились небольшие по объему публикации, касающиеся переселения татар на территорию Восточной Сибири. Тема влияния планового переселения крестьян на формирование национального состава Прибайкалья затронута в некоторых работах историка Л.В. Зандановой, однако она рассматривает в основном период после 1917 г. (1).
Большой интерес представляет в этой связи опубликованная в 1998 г. работа Н.Г. Галеткиной, которая рассматривает переселенческие татарские деревни на территории Заларинского района Иркутской области (2). К сожалению, статья по данной теме у Н.Г. Галеткиной осталась единственной.
Материалы о сельскохозяйственном переселении, в том числе с учетом этнического аспекта, собраны в Заларинском районном краеведческом музее. Его директор Г.Н. Макогон опубликовала статью о переселении татар Поволжья в журнале «Земля Иркутская» и несколько материалов в периодической печати (3).
Скрупулезно собрала историю переселения своих предков-татар жительница Чунского района Иркутской области, учитель, краевед В.С. Снеткова. Найденный ею материал вошел в учебное пособие для школьников (4). Книга содержит уникальные воспоминания о переселении татар, во время столыпинской реформы основавших на севере Прибайкалья несколько чисто татарских деревень.
Помимо данных работ нами изучены также, по возможности, все газетные публикации, где есть хотя бы крупицы сведений, которые в какой-то степени относятся к изучаемой теме. Кроме того, в период 1999-2002 гг. нами проводился сбор полевого материала в Заларинском, Чунском, Тайшетском, Нижнеудинском, Усольском районах Иркутской области. Сбор полевого материала проходил также в Иркутске, Ангарске, где живут в настоящее время потомки переселенцев. Записаны многочисленные воспоминания детей и внуков татар-переселенцев столыпинской эпохи (5).
Привлечены документальные источники из фондов Государственного архива Иркутской области (ГАИО): дела заведующего землеустройством и переселением в Иркутской губернии, ведомости о водворении и зачислении переселенцев, метрические книги Иркутской соборной мечети, дела Иркутского общества верующих мусульман, дело о постройке Иркутской татарской мечети и др. (6).
Сложность данного исследования состоит в том, что национальность переселенцев в ходе самой реформы имела второстепенное значение и мало где учитывалась. Национальность не указывалась в отчетных ведомостях о водворении и зачислении крестьян, в сводных ежегодных отчетах заведующего землеустройством и переселением. Точные данные о переселении людей той или иной национальности могут дать сложные и трудоемкие архивные изыскания.
Татарские переселенческие участки появились в Иркутской губернии в начале XX в. Пик этого процесса приходится на 1910-1914 гг. Основными местами расселения татар стали Балаганский и Нижнеудинский уезды. На территории Балаганского уезда можно выделить две группы переселенческих населенных пунктов, где компактно расселились татары. Одна группа образовалась в Тагнинской (с 1915 г. — Око-Тагнинская) волости, другая — в Заларинской. В настоящее время данные деревни и поселки относятся к разным районам.
Остановимся на заселении большого села Залари и его окрестностей. Это переселенческие участки Шаховский, Чичиковский, Новоселовский, Сенная Падь, Романово. Татары селились в этой местности издавна. Недалеко от д. Романово находилась заимка Сейфулина. В начале XX в. в волости появились также заимки Каптигулова и Капсолямова. К сожалению, об их происхождении, кроме устных преданий, сведений нет. Документальные источники сохранились только по переселенческим участкам.
На право считаться первой чисто татарской деревней в Заларинской волости претендует д. Сенная Падь. Она была образована в 1825 г., и было в ней на тот год 31 двор, 169 человек (7). Деревня была расположена недалеко от Московского тракта, поэтому активно заселялась задолго до столыпинской реформы. Однако, судя по отчетным сведениям заведующего Балаганской поземельно-устроительной партией, в 1908 г. в Сенной Пади отводились участки (8).
Деревня Романово — один из первых населенных пунктов на Заларинской земле, основана в 1720 г. Были ли среди первых поселенцев татары, неизвестно. Однако в столыпинскую реформу здесь получали участки татары, и в настоящее время четверть жителей деревни составляют представители этой национальности (9).
Первая партия татар по столыпинскому переселению прибывает в Залари в 1910-1912 гг. из Уфимской губернии, аулов Кереш и Иштрак. Среди них семьи Апсолямовых, Асмадьяровых, Ахмадьяновых, Бик-тимировых, Валимухаметовых, Ихматулиных, Зарыповых, Куркеевых, Габидулиных, Мухаметдиновых, Саджатовых, Тимгановых, Хабибуллиных, Хазахметовых, Шафигулиных и др. Они осели почти в центре села, основав переулок Татарский (ныне ул. Октябрьская) и свое землячество. Тогда же была построена мечеть, простоявшая в Заларях до 1934 г. (10).
На 1913 г. в приходе Заларинской Никольской церкви числилось, по клировым ведомостям, магометан 275 человек из 53 дворов, Петровской церкви (села Тыреть, Моисеевка, Николаевка и др.) — 75 человек. Эти приходы располагались вокруг линии Московского тракта.
Первой партии заларинских татар относительно повезло: они не узнали тягот оседания на земле неосвоенной, нераскорчеванной. Село Залари стояло на Московском тракте, здесь проживало старожильческое население Сибири. Доприсоединение к старожилам явилось для таежной зоны преобладающей формой оседания переселенцев по всей полосе Сибирского тракта. Лишние руки нищих переселенцев воспринимались далеко не всегда как благо для старожилов, которые чувствовали себя здесь хозяевами. Об этом красноречиво свидетельствует выписка из приговора Заларинского волостного схода от 12 декабря 1887 г. «В нашей Заларинской волости весьма трудно иметь крестьянину рабочих людей, так как последние часто меняют хозяев... Особенно неудобно это в разгар работы, в самое важное летнее время. Следствием являются ссоры, жалобы...» Далее сход предлагает ввести рабочие книжки, где по договору предусматривалось, что рабочая наемная сила обязательно должна отрабатывать оговоренный срок, виновный в нарушении правил должен подвергаться штрафу или аресту при сельской тюрьме в течение 6 дней. Так крестьяне-старожилы прибирали к рукам прибывающую переселенческую массу. Многие татары, не знающие русского языка, в непривычной сибирской обстановке, были батраками, самыми нищими среди населения Зала-рей. Однако обилие земли, леса требовало и ждало новых рабочих рук. Богатства Сибири нашли отражение в местной пословице переселенцев: «Воды хоть утопись, леса хоть удавись». И трудности не останавливали переселенцев из России.
Теперь обратимся к деревням, образованным в результате столыпинского переселения. Это участки Новоселовский, Шаховский и Чичиковский. Они были созданы в 1909-1911 гг. Участки поселкового пользования, ссудная полоса в 100 р. Норма земельного надела на душу мужского пола составляла 10-12 десятин. Чичиковский участок не был целиком татарским селением, однако татары составляли там значительную часть. В Чичиково была деревянная мечеть, школа при ней. Новоселовские татары относились к Чичиковской мечети.
Центром культурной, хозяйственной и религиозной жизни татар этой местности стал участок Шаховский. Татарское население составляло около 320 душ. В деревне были мулла, муэдзин, имелась мечеть (11).
Эта группа участков находилась близко к путям сообщения — Сибирской железной дороге, Московскому тракту. Жители поддерживали между собой хозяйственные, семейные, дружеские связи. До сих пор выходцы из этих деревень, живущие в городах Иркутской области, знают друг друга.
В начале XX в. лучшие земли Балаганского уезда были заняты. Правительство было заинтересовано в освоении окраин, именно там образовывались переселенческие участки, заимки, хутора.
Переселенческим управлением был образован Око-Тагнинский подрайон. Переселенческие организации взяли на себя прежде всего строительство дорог, колодцев. В Око-Тагнинском подрайоне государство строит показательные для Иркутской губернии скипидарный завод на участке Шарагулл-Сачки, в с. Тагна — больничный комплекс из девяти зданий. Вся эта работа проводится для поддержания переселенцев на новом месте.
По тяжести освоения земель участки Око-Тагнинского подрайона делились на три группы, самой тяжелой являлась третья. Участки, куда попали татары, относились ко второй и третьей группам. Все они представляли собой труднейшие для разработки лесные участки. Почвы подзолистые, песчано-иловатые, полуболотные. Разработка и расчистка земель под пашни была очень трудной, поэтому Переселенческое управление предприняло на ряде таких участков корчевательные работы по расчистке земель под пашни и назначило поощрительные премии переселенцам, взявшимся за раскорчевку. Хлебопашество было главным промыслом населения. Сеяли яровую пшеницу, яровую и озимую рожь, овес, коноплю, ячмень, гречиху, картофель и даже лен. Мучили осенние заморозки, сорные травы. Перепахивали землю по 2-3 раза.
Неимоверным трудом крестьян тайга стала превращаться в хлебную пашню. С позиции сегодняшнего дня этот труд можно оценить как подвиг. Не было техники, семян, электричества, лишних рабочих рук, торговых точек и всего другого, без чего сегодня немыслимо представить жизнь даже в захолустье. Таежные новоселы не имели возможности опираться на помощь, пусть и не бескорыстную, старожилов, воспользоваться их обжитостью, утварью.
В годы столыпинской реформы на территории Око-Тагнинского подрайона Тагнинской волости были образованы несколько татарских поселений. Это переселенческие участки Харагунский, Хорско-Бутырский, Федоровский, Черемшанский, Чернореченский. Все они относились к ссудной полосе в 200 р., представляли собой участки поселкового пользования. Деревни были основаны почти одновременно татарами из Уфимской губернии. Большая группа татар поселилась тогда же на переселенческом участке Русь наряду с русскими. Жители этих деревень долгое время поддерживали между собой связи — брачные, хозяйственные, дружеские (12).
Сегодня единственное из указанных поселений — деревня Черемшанка — является крупным поселением. Деревень на месте участков Русь и Федоровский уже не существует, остальные находятся на грани вымирания. Нами подробно изучено зачисление участков и водворение семей (13).
Самое крупное поселение этого куста переселенческий участок Черемшанский создан в 1909 г. Участок находился почти в 70 км от железной дороги, эту трассу через тайгу называли столыпинской николаевской дорогой. Первые поселенцы прибыли сюда в 1912 г., и на 1 января 1913 г. мы видим 22 семьи, в составе которых 59 мужчин. Первую улицу переселенцы назвали Кереш, в честь своей исторической родины. К октябрю этого года число семей достигло 82, занятых долей —220. В дальнейшем число жителей немного уменьшилось (14).
Почти все жители Черемшанки знают историю об ошибке ходоков, принявших замерзшее болото за пашню. Ее помнят и рассказывают до сих пор. Это обстоятельство могло быть причиной того, что некоторые семьи, зачислившие отрезки в Черемшанском переселенческом участке, отказались от переезда.
Вот как рассказывает о жизни своих предков, татарских переселенцев из Черемшанки и Хор-Бутырино, ученица Заларинской средней школы Даша Боброва: «Мой прадед Сахиб Юнусов приехал сюда 16-летним парнишкой из Уфимской губернии. В Тырети было переселенческое управление. Там новым переселенцам были выделены огородные участки, небольшие поля. Стали садить картошку, сеяли коноплю, ячмень, просо. На ручных мельницах мололи зерно, из конопли делали масло. Приезжим крестьянам отводили участки в тайге. Так появились нынешние села Черемшанка, Хор-Бутырино. Переселение сюда было зимой. Когда снег растаял, люди увидели, что им дали тайгу да болото, непригодное для земледелия место. Обратно на Родину пути нет, нет денег, да и никто их там не ждал. Многие не выдерживали дороги, холодной долгой зимы — умирали. Остальные стали приспосабливаться — нанимались осенью к богатым мужикам на работы в Троицке, Моисеевке, убирали их урожаи, получали вместо денег зерно, картошку, собирали ягоды, грибы, били орехи» (15).
Кроме земледелия жители Черемшанки занимались охотой, рыбалкой, извозом, бортничеством (16).
Были и те, кто покинул Черемшанку, переселился на другие участки. Не всегда эти сведения фиксировались в ведомостях о водворении и зачислении. Например, житель г. Тайшета Идрис Валимухаммедович Латыпов так излагает историю своей семьи: «Дед был самоход. Сначала они приехали в Черемшанку (со слов, в 1906-1907 гг.), но там был везде лес, места для земледелия плохие. Стали искать степные земли, переехали в Чичиковскую Заларинского района. Там в 1936 году я и родился. Жена моя тоже Чичиковская, ее моя бабушка принимала, когда та родилась...» (17).
В фондах Заларинского краеведческого музея есть воспоминания старожилов Черемшанки, записанные учителями средней школы по заданию музея в 1993 г. Изложенные в этих воспоминаниях факты точно соотносятся с документами ГАИО по срокам заселения переселенческого участка и дополняют их живыми деталями. Как утверждают старожилы, селение появилось в 1912 г., т. е. в этом году здесь появились первые жители. Среди первых поселенцев были Д. Давлетгареев, А. Мухомодьяров, Ф. Гильманов, Ф. Сафаров, Н. Гаталхаков, Г. Фатрутдинов и др. «Приехали зимой, увидели реку, лес и, как им показалось, луга. Возле реки построили несколько домов, некоторые семьи выкопали землянки. Но когда наступила весна, стало ясно, что это были не луга, а болота, и дома оказались на болоте. Пришлось их переставлять выше, где было суше. Некоторые семьи, увидев, что здесь нельзя заниматься земледелием, переехали в другие деревни. Оставшиеся семьи разработали возле домов участки вручную. Стали жить тем, что выручали с огорода. Благом было то, что в присаянской тайге было много ягоды, черемша (отсюда и пошло название Черемшанка), кедровых орех, всякой дичи, зверья. Стали исследовать тайгу— нашли кедрачи, ягодные россыпи. Магазина не было, ездили за продуктами в Хор-Тагну, которая находилась в 22 км от Черемшанки. Не все еще хорошо обосновались, как началась Первая мировая война. Всех мужчин забрали на фронт. После войны 1914-1917 гг. появились первые русские и украинцы. Свое место они назвали „Новая Черемшанка"... Где-то в 1915-1916 г. татары построили мечеть. Сначала там молились, выполняли религиозные обряды. Потом в мечети учили грамоте на арабской графике. Это было до 1920 г. Потом открыли ликбез...» (18).
Черемшанка стала своеобразным духовным и культурным центром татар-переселенцев. Об этом говорит тот факт, что именно там была построена мечеть. Правда, установить точно дату данного события пока не удалось: по рассказам старожилов, это 1915-1916 гг., по косвенным данным, содержащимся в материалах ГАИО, — 1919 г. (19).
По рассказам старожилов, записанным поисковой группой Черемшанской средней школы под руководством учителя Л.Г. Сагитовой и директора Ф.М. Салимгареева, Черемшанская мечеть строилась совместными усилиями жителей. Этот очаг религиозной культуры в далекой глубинке, в отрогах Саян, представлял собой строение, возвышавшееся над остальными черемшанскими домами. Его высота была достигнута за счет высокого фундамента. Сложили мечеть из круглого леса. В верхней части здания находилась небольшая площадка. На нее перед восходом и закатом солнца поднимался муэдзин, призывавший на молитву. В мечеть ходили только мужчины. Муллой был один из местных жителей, переселенец из Казанской губернии Абзал Гильманов (20).
Позднее, начиная с 30-х по 60-е гг. XX в., в Черемшанку вливалось татарское население из поселков Харагун, Федоровск, Русь, Чернореченское в связи с угасанием в них экономической жизни. Подводя итоги по татарским деревням данного куста, можно отметить, что все шесть описанных нами участков находились в непосредственной близости друг от друга, имели общие черты. Не желая терять свое лицо, раствориться среди других национальностей, татары старались селиться кучно, поддерживать хозяйственные и дружеские связи. Важную роль в их жизни играла религия (21).
Общая сельскохозяйственная культура татарских переселенцев данного куста была несколько ниже, чем выходцев из Украины и Белоруссии, водворившихся на соседних участках (Пихтинский, Метёлкинский). Так, к примеру, по свидетельству одной из старейших жительниц Черемшанки, татары не выращивали овощей — капусты, моркови, картошки, и научились этому уже в Сибири. Другой собеседник, говоря о жителях Метёлкино, отмечал изначальную способность белорусов к хлеборобству, как бы отказывая в этом односельчанам.
В первые годы водворения почти никто из переселенцев не мог обеспечить себя продуктами, повсеместно был распространен уход на заработки в другие деревни. Однако постепенно, несмотря на трудности и неурожаи, переселенцы становились на ноги, размеры возделываемой ими пашни увеличивались (22).
Со временем татары приспособились к новым для себя условиям жизни. Успешно раскорчевывали лес, очищали от его корней участки, осушили некоторые болота, научились строить таежные зимовья для лесных промыслов (охоты, кедрования, сбора ягод), занимались гонкой дегтя, скипидара, смолокурением, что оказалось очень важным при обживании тайги. Распространены были заработки на заготовке дров, за сдачу картофеля. Шла заготовка шпал для Сибирской железной дороги, где продолжалось строительство вторых путей. Однако не занимались извозом, как притрактовые крестьяне, ввиду удаленности от дорог.
Среди переселенцев этих двух кустов были, конечно, и «обратники», т. е. вернувшиеся на запад, об этом говорят и воспоминания старожилов. Но найти точные цифры весьма трудно, так как царские чиновники старались не сообщать их начальству. Однако значительного оттока из татарских переселенческих пунктов, находящихся в глубинке, в те годы не было. Было внутреннее движение в другие переселенческие пункты подрайона или губернии. Люди тянулись ближе к обжитым селам, к железной дороге.
В 1920-х и 1930-х гг. татарские деревни пополнились новой волной переселенцев из Поволжья — «по голодовке». В 60-х гг. многие жители вышеназванных деревень уехали на сибирские новостройки. Эта причина, а также укрупнение колхозов обусловили угасание татарских деревень во второй половине XX в.
Приложение
ДелаЗаведывающегоземлеустройствомипереселениемвИркутскойгубернии. Зачислениеземельходоками, водворениеиустройствопереселенцеввИркутскойгуберниив 1910 году
К 1 января 1911 года колонизационный фонд Иркутской губернии составляли 710 переселенческих, 84 хуторских участков и 8 старожильческих селений...
К 1 января 1911 года занято водворенными на переселенческих участках 30 604 доли, зачислено 18 777, оставалось свободных 85 384, из коих 65 000 может быть предоставлено для немедленного заселения.
Движение ходоков надо признать слабым... Наиболее усиленное движение в апреле, мае, июне. В 1910 году в Иркутскую губернию было разрешено свободное ходачество всем желающим... Срок зачисления продлен до 1 октября.
Общие результаты зачисления долей в районах по губерниям выхода переселенцев (с учетом зачисленных в предыдущие годы): 18 840 долей.
Казанская —153 [доли],
Уфимская — 26,
Симбирская — 227,
Пензенская — 338,
Пермская —122.
Для сравнения: Витебская — 1 862, Волынская — 786, Могилевская — 761, Калужская — 1, Саратовская — 3.
Особенно охотно зачисляются участки, близкие к железной дороге, с значительным количеством готовых пашен и лугов и с обеспеченным водоснабжением. Ходоки боятся удаляться от участков, на которых есть водворенные переселенцы, предпочитают участки уже заселенные или расположенные вблизи старожильческих селений. Неохотно зачисляются на отдаленные лесные участки, на безводные, лишенные лугов...
В отчетном году водворилось 2 652 семьи на 7 216 долей, что вместе с водворенными прежде с учетом выбывших составляло к 1 января 1911 года 9 907 семей в числе 30 954 доли.
Водворенные переселенцы по губерниям выхода распределяются так:
Губерния семей мужчин женщин
Казанская 28 49 45
Уфимская 5 17 9
Симбирская 14 30 26
Пензенская 54 168 140
Пермская 7 10 13
(ГАИО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 256. Л. 26-28).
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Занданова Л.В. Сельскохозяйственное переселение как фактор формирования сельского населения Восточной Сибири в 50-е гг. // История и общество в панораме веков: Тез. Всесоюз. Байкальской ист. школы (19-24 июня 1990 г.). Иркутск, 1990. Ч. 2. С. 316-322; Она же. Роль планового переселения крестьян в формировании диаспор в Сибири и на Дальнем Востоке // Диаспоры в историческом времени и пространстве. Национальная ситуация в Восточной Сибири: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. 6-8 октября 1994 г. Иркутск, 1994. С. 140-142.
2. Галеткина Н.Г. Черемшанка: динамика развития татарской переселенческой деревни // Россия и Восток: взгляд из Сибири: материалы и тез. докл. кXI Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 13-16 мая 1998 г.: в 2т./ под ред. В.И. Дятлова и В.П. Олтаржевского. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998. Т. 1. С. 208-214.
3. Макогон Г.Н. Это нашей истории строки // Сельская новь. 1994. 15 апр.; Она же. Это нашей истории строки // Там же. 1996. 28 мая; Она же. Откуда мы? Путь заларинских татар // Земля Иркутская. 1997. № 7. С. 57-59; Она же. Тайна арабской вязи // Восточно-Сибирская правда. 2002. 25 мая.
4. Земля Чунская. Историко-краеведческий сборник: учебное пособие. Чунская типография, 1999. 96 с.
5. Полевые материалы автора.
6. ГАИО. Ф. 171. Оп. 1-5; Ф. 789. Оп. 2. Д. 4; Ф. 786.
7. Макогон Г.Н. Откуда мы? Путь заларинских татар. С. 57.
8. ГАИО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 24. Л. 69.
9. Сельские населенные пункты, в которых одной из преобладающих национальностей являются татары: Справка Иркутскоблстата. По материалам переписи 1989 г.
10. Фонд письменных источников Заларинского районного краеведческого музея. Информационная справка о татарах. С. 8.
11. ГАИО. Ф. 767. Оп. 1. Д. 4. Л. 48.
12. Галеткина Н.Г. Указ. соч. С. 208.
13. ГАИО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 70. Л. 75, 175, 281; Д. 81. Л. 78-79, 143-144, 255-256, 420-421; Д. 86. Л. 91-92, 228-229; Д. 87. Л. 57-58, 167-168, 280-281.
14. ГАИО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 70. Л. 75, 281; Д. 81. Л. 78-79, 143-144, 255-256, 420-421; Д. 86. Л. 91-92, 228-229; Д. 87. Л. 57-58, 167-168, 280-281; Д. 256. Л. 9.
15. Макогон Г.Н. Откуда мы? Путь заларинских татар. С. 57.
16. Фонд письменных источников Заларинского краеведческого музея. Татарская диаспора. Вопросник. С. 3.
17. Полевые материалы. 2001 г.
18. Фонд письменных источников Заларинского районного музея. История рождения села Черемшанка. С.1-2.
19. ГАИО. Ф. 767. Оп. 1. Д. 4. Л. 46.
20. Макогон Г.Н. Откуда мы? Путь заларинских татар. С. 58.
21. ГАИО. Ф. 767. Оп. 1. Д. 4. Л. 46.
22. Галеткина Н.Г. Указ. соч. С. 209.
Галия Ивановна Бобкова,
кандидатисторическихнаук, доцент,
заведующаякафедройтелевидения,
радиовещанияиисториижурналистики
Иркутскогогосударственногоуниверситета
Порталу www.pribaikal.ru материалы предоставлены архитектурно-этнографическим музеем Тальцы