Конференция "Историко-культурное и природное наследие Сибири" : Итоги (март 2008 года, Иркутск)
О региональной краеведческой конференции для школьников "Историко-культурное и природное наследие Сибири"
Снопков С.В., кандидат геологических наук
учитель МОУ СОШ № 7 п.Култук Слюдянского района
В течение нескольких лет в Иркутском областном ЦДЮТиК шла разработка и обсуждение основных положений и принципов организации и проведения региональной краеведческой конференции юношеских исследовательских работ в городе Иркутске на базе ЦДЮТиК. Были проведены консультации и обсуждения деятельности будущей региональной конференции с заинтересованными лицами:
- представителями организаций-учредителей (Департамент образования Иркутской области, областной Центр детско-юношеского туризма и краеведения, Восточно-Сибирское отделение русского географического общества);
- педагогами и учеными, поддерживающими идею создания подобной конференции;
- педагогами и организаторами ученической исследовательской, краеведческой деятельности из различных регионов Сибири и Дальнего Востока;
- организаторами региональных конкурсов в Тамбовской, Московской и Челябинской областях;
- организаторами Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся им.В.И.Вернадского и др.
Результатом такого обсуждения стала разработка Положения конференции, основных рекомендаций и требований для участников конференции и примерная смета затрат. Кроме того, были сформулированы необходимость, значимость и особенности проведения конференции.
1.Необходимость проведения конференции. В последние годы растет интерес к краеведческой исследовательской деятельности, растет количество ученических исследовательских работ, представляемых на конкурсы и конференции различного уровня, увеличивается количество конференций. Но вместе с положительными фактами развития такой деятельности возникли серьезные проблемы, которые требуют скорейшего своего решения:
1.1. Необходима организационная и методическая поддержка исследовательской, краеведческой деятельности, которая:
- является одной из наиболее эффективных образовательных технологий, с высокой мотивирующей силой, способствующей познавательной активности школьников;
- развивает творческие и познавательные способности учащихся;
- пробуждает интерес к истории, культуре и природе родного края и, как следствие, формирует патриотизм и гражданскую ответственность;
- воспитывает любовь и уважение к своей малой родине.
Несомненно, предлагаемая региональная конференция, в основу которой заложены наиболее прогрессивные принципы и подходы, будет способствовать дальнейшему развитию исследовательской, краеведческой деятельности в регионе (и в первую очередь, в Иркутской области), значение которой трудно переоценить.
1.2. Увеличивающееся количество поступающих работ на всероссийские конференции («Отечество», «Конкурс им.В.И.Вернадского», «Шаг в будущее», «Человек в истории. Россия ХХ век.» и др.) приводит к тому, что многие работы достаточно высокого уровня оказываются отсеянными на отборочных этапах из-за ограниченности мест на конференциях. Это не позволяет многим школьникам (в том числе из Иркутской области), серьезно занимающимся краеведческими исследованиями, представить результаты своей работы и раскрыть себя как исследователя, что является очень важной стороной любой научно-поисковой деятельности. Региональная конференция дает шанс многим юным исследователям Сибири и Дальнего Востока представить результаты своих научных поисков и получить оценку работы со стороны ученых и педагогов.
1.3. В настоящее время в Сибири (и в Иркутске, в частности) возникает много конференций, организаторы которых:
- не имеют достаточного опыта и квалификации для проведения ученических конференций;
- не проводят психолого-педагогическую проработку мероприятия;
- не разрабатывают четких концепций и принципов конференции;
- не могут организовать качественной экспертизы ученических исследовательских работ.
Такого рода конференции не способствуют развитию краеведческих исследований, так как недостаточная проработка концепции и формы конференции приводит к снижению мотивации занятия исследовательской деятельностью. В регионе необходимо проведение конференции высокого уровня, которая станет центром развития детской краеведческой работы и образовательных технологий, в основе которых лежит исследовательская деятельность (способствует мотивации образовательного процесса). Предлагаемая конференция имеет все возможности быть организованной на высоком научном и учебно-методическом уровне.
2. Значимость проведения конференции в Иркутске. Выбор Иркутска как места проведения конференции определяется несколькими причинами:
2.1. Организаторы предлагаемой региональной краеведческой конференции обладают большим опытом проведения подобных мероприятий:
- подготовки школьников и результативного участия во Всероссийских конференциях (таких как: «Отечество», «Конкурс им.В.И.Вернадского»), высокую результативность участия иркутских делегаций на всероссийских конференциях можно видеть по итоговым материалам этих конкурсов;
- организации краеведческих конкурсов этих для школьников (таких как: областная конференция «Байкальское кольцо», областная краеведческая олимпиада «Шаг в третье тысячелетие», областные заочные тематические краеведческие олимпиады и конкурсы; краеведческие конференции районов Иркутской области и др.);
- организации учебно-методических мероприятий для школьников и педагогов по развитию учебно-исследовательской работы (таких как: курсы для учителей, музейных работников; Школы для юных геологов, экологов, этнографов краеведов, активистов школьных музеев и др.);
- организации научно-просветительских конференций (таких как: Чтения им.Б.И.Дыбовского (п. Култук), Чтения им.А.В.Львова (г.Слюдянка), Конференция «340-лет Тунке» (с.Тунка) и др.);
2.2. В составе Оргкомитета конференции есть члены Ассоциации творческих педагогов Всероссийских Чтений им. В.И.Вернадского (Снопков С.В.), что позволяет привлекать вышеуказанный всероссийский конкурс в качестве одного из учредителей конференции. Это дает возможность (согласно Положения о региональных конференциях Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского)
- рассматривать предлагаемую региональную конференцию, в том числе и как: региональный тур Всероссийского конкурса;
- использовать логотип и атрибутику Всероссийского конкурса;
- приравнивать лауреатов региональных Чтений к статусу Всероссийских Чтений;
- оказать помощь в подготовке работ школьников региона для участия во всероссийских конкурсах;
- иметь возможность публикации исследовательских работ во всероссийском журнале «Исследовательская работа школьников»;
2.3. Проведение региональной конференции в Иркутске позволяет повысить доступность участия в конференции высокого уровня не только школьников региона, но и, в первую очередь, школьников, ученических коллективов и учителей Иркутской области, что, несомненно, станет стимулом для развития краеведческой и исследовательской ученической деятельности в регионе и области.
2.4. Проведение такой конференции в Иркутске будет способствовать тому, что город станет региональным центром развития педагогических технологий, связанных с исследовательской деятельностью, а также центром регионального юношеского и педагогического научного сообщества.
2.5. Проведение региональной конференции в Иркутске позволяет привлечь научно-педагогические и интеллектуальные ресурсы города (работников ВУЗов, музеев, научных и культурных учреждений) к развитию исследовательской деятельности учащихся в регионе (в целом) и Иркутской области (в частности). Кроме того, Иркутские ВУЗы будут иметь возможность давать информацию о своей работе и агитировать талантливых школьников к поступлению в данные учебные заведения.
2.6. Немаловажным значением для проведения региональной конференции является возможность организации культурно-просветительской программы для участников конференции. Иркутск обладает значительными культурными, историческими и природными экскурсионными ресурсами, в том числе, организация экскурсий на Байкал. Кроме того, Иркутский ЦДЮТиК обладает большими ресурсами и опытом организации культурно-просветительских и экскурсионных мероприятий.
3. Особенности проведения конференции.
3.1. Главная особенность предлагаемой региональной конференции в том, что её целью является создание региональной системы исследовательской краеведческой работы школьников, своеобразного ученического и педагогического сообщества, развивающего исследовательский подход в образовательной деятельности.
3.2. Нетрадиционными являются форма и принципы проведения конкурса. Проведение конференции включает в себя стендовые, пленарные и учебно-методические сессии, что способствует разнообразной по смыслу и назначению творческой деятельности учащихся, многоуровневому рассмотрению исследовательских работ.
3.3. В качестве одной из основных задач конференции ставится организация активного участия авторов работ и их научных руководителей:
- в экспертизе и анализе юношеских исследовательских работ;
- в обмене опытом организации учебно-исследовательской работы;
- в творческой разработке и усовершенствовании принципов проведения конференции.
3.4. Другой особенностью конференции является ориентирование её не на максимальную массовость участников, а на высокий уровень учебно-исследовательской деятельности (т.е. не на количество, а на качество). Такой подход способствует:
- развитию учебно-методической базы организации исследовательской работы, распространителями которой в регионе будут выступать участники конференции;
- формированию региональной системы краеведческой деятельности учащихся и исследовательского сообщества школьников.