Областной центр детско-юношеского туризма и краеведения (Иркутская область)

О региональной краеведческой конференции для школьников "Историко-культурное и природное наследие Сибири"

Снопков С.В., кандидат геологических наук
учитель МОУ СОШ № 7 п.Култук Слюдянского района

В течение нескольких лет в Иркутском областном ЦДЮТиК шла разработка и обсуждение основных положений и принципов организации и проведения региональной краеведческой конференции юношеских исследовательских работ в городе Иркутске на базе ЦДЮТиК. Были проведены консультации и обсуждения деятельности будущей региональной конференции с заинтересованными лицами:

  • представителями организаций-учредителей (Департамент образования Иркутской области, областной Центр детско-юношеского туризма и краеведения, Восточно-Сибирское отделение русского географического общества);
  • педагогами и учеными, поддерживающими идею создания подобной конференции;
  • педагогами и организаторами ученической исследовательской, краеведческой деятельности из различных регионов Сибири и Дальнего Востока;
  • организаторами региональных конкурсов в Тамбовской, Московской и Челябинской областях;
  • организаторами Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся им.В.И.Вернадского и др.

Результатом такого обсуждения стала разработка Положения конференции, основных рекомендаций и требований для участников конференции и примерная смета затрат. Кроме того, были сформулированы необходимость, значимость и особенности проведения конференции.

1.Необходимость проведения конференции. В последние годы растет интерес к краеведческой исследовательской деятельности, растет количество ученических исследовательских работ, представляемых на конкурсы и конференции различного уровня, увеличивается количество конференций. Но вместе с положительными фактами развития такой деятельности возникли серьезные проблемы, которые требуют скорейшего своего решения:

1.1. Необходима организационная и методическая поддержка исследовательской, краеведческой деятельности, которая:

  • является одной из наиболее эффективных образовательных технологий, с высокой мотивирующей силой, способствующей познавательной активности школьников;
  • развивает творческие и познавательные способности учащихся;
  • пробуждает интерес к истории, культуре и природе родного края и, как следствие, формирует патриотизм и гражданскую ответственность;
  • воспитывает любовь и уважение к своей малой родине.

Несомненно, предлагаемая региональная конференция, в основу которой заложены наиболее прогрессивные принципы и подходы, будет способствовать дальнейшему развитию исследовательской, краеведческой деятельности в регионе (и в первую очередь, в Иркутской области), значение которой трудно переоценить.

1.2. Увеличивающееся количество поступающих работ на всероссийские конференции («Отечество», «Конкурс им.В.И.Вернадского», «Шаг в будущее», «Человек в истории. Россия ХХ век.» и др.) приводит к тому, что многие работы достаточно высокого уровня оказываются отсеянными на отборочных этапах из-за ограниченности мест на конференциях. Это не позволяет многим школьникам (в том числе из Иркутской области), серьезно занимающимся краеведческими исследованиями, представить результаты своей работы и раскрыть себя как исследователя, что является очень важной стороной любой научно-поисковой деятельности. Региональная конференция дает шанс многим юным исследователям Сибири и Дальнего Востока представить результаты своих научных поисков и получить оценку работы со стороны ученых и педагогов.

1.3. В настоящее время в Сибири (и в Иркутске, в частности) возникает много конференций, организаторы которых:

  • не имеют достаточного опыта и квалификации для проведения ученических конференций;
  • не проводят психолого-педагогическую проработку мероприятия;
  • не разрабатывают четких концепций и принципов конференции;
  • не могут организовать качественной экспертизы ученических исследовательских работ.

Такого рода конференции не способствуют развитию краеведческих исследований, так как недостаточная проработка концепции и формы конференции приводит к снижению мотивации занятия исследовательской деятельностью. В регионе необходимо проведение конференции высокого уровня, которая станет центром развития детской краеведческой работы и образовательных технологий, в основе которых лежит исследовательская деятельность (способствует мотивации образовательного процесса). Предлагаемая конференция имеет все возможности быть организованной на высоком научном и учебно-методическом уровне.

2. Значимость проведения конференции в Иркутске. Выбор Иркутска как места проведения конференции определяется несколькими причинами:

2.1. Организаторы предлагаемой региональной краеведческой конференции обладают большим опытом проведения подобных мероприятий:

  • подготовки школьников и результативного участия во Всероссийских конференциях (таких как: «Отечество», «Конкурс им.В.И.Вернадского»), высокую результативность участия иркутских делегаций на всероссийских конференциях можно видеть по итоговым материалам этих конкурсов;
  • организации краеведческих конкурсов этих для школьников (таких как: областная конференция «Байкальское кольцо», областная краеведческая олимпиада «Шаг в третье тысячелетие», областные заочные тематические краеведческие олимпиады и конкурсы; краеведческие конференции районов Иркутской области и др.);
  • организации учебно-методических мероприятий для школьников и педагогов по развитию учебно-исследовательской работы (таких как: курсы для учителей, музейных работников; Школы для юных геологов, экологов, этнографов краеведов, активистов школьных музеев и др.);
  • организации научно-просветительских конференций (таких как: Чтения им.Б.И.Дыбовского (п. Култук), Чтения им.А.В.Львова (г.Слюдянка), Конференция «340-лет Тунке» (с.Тунка) и др.);

2.2. В составе Оргкомитета конференции есть члены Ассоциации творческих педагогов Всероссийских Чтений им. В.И.Вернадского (Снопков С.В.), что позволяет привлекать вышеуказанный всероссийский конкурс в качестве одного из учредителей конференции. Это дает возможность (согласно Положения о региональных конференциях Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского)

  • рассматривать предлагаемую региональную конференцию, в том числе и как: региональный тур Всероссийского конкурса;
  • использовать логотип и атрибутику Всероссийского конкурса;
  • приравнивать лауреатов региональных Чтений к статусу Всероссийских Чтений;
  • оказать помощь в подготовке работ школьников региона для участия во всероссийских конкурсах;
  • иметь возможность публикации исследовательских работ во всероссийском журнале «Исследовательская работа школьников»;

2.3. Проведение региональной конференции в Иркутске позволяет повысить доступность участия в конференции высокого уровня не только школьников региона, но и, в первую очередь, школьников, ученических коллективов и учителей Иркутской области, что, несомненно, станет стимулом для развития краеведческой и исследовательской ученической деятельности в регионе и области.

2.4. Проведение такой конференции в Иркутске будет способствовать тому, что город станет региональным центром развития педагогических технологий, связанных с исследовательской деятельностью, а также центром регионального юношеского и педагогического научного сообщества.

2.5. Проведение региональной конференции в Иркутске позволяет привлечь научно-педагогические и интеллектуальные ресурсы города (работников ВУЗов, музеев, научных и культурных учреждений) к развитию исследовательской деятельности учащихся в регионе (в целом) и Иркутской области (в частности). Кроме того, Иркутские ВУЗы будут иметь возможность давать информацию о своей работе и агитировать талантливых школьников к поступлению в данные учебные заведения.

2.6. Немаловажным значением для проведения региональной конференции является возможность организации культурно-просветительской программы для участников конференции. Иркутск обладает значительными культурными, историческими и природными экскурсионными ресурсами, в том числе, организация экскурсий на Байкал. Кроме того, Иркутский ЦДЮТиК обладает большими ресурсами и опытом организации культурно-просветительских и экскурсионных мероприятий.

3. Особенности проведения конференции.

3.1. Главная особенность предлагаемой региональной конференции в том, что её целью является создание региональной системы исследовательской краеведческой работы школьников, своеобразного ученического и педагогического сообщества, развивающего исследовательский подход в образовательной деятельности.

3.2. Нетрадиционными являются форма и принципы проведения конкурса. Проведение конференции включает в себя стендовые, пленарные и учебно-методические сессии, что способствует разнообразной по смыслу и назначению творческой деятельности учащихся, многоуровневому рассмотрению исследовательских работ.

3.3. В качестве одной из основных задач конференции ставится организация активного участия авторов работ и их научных руководителей:

  • в экспертизе и анализе юношеских исследовательских работ;
  • в обмене опытом организации учебно-исследовательской работы;
  • в творческой разработке и усовершенствовании принципов проведения конференции.

3.4. Другой особенностью конференции является ориентирование её не на максимальную массовость участников, а на высокий уровень учебно-исследовательской деятельности (т.е. не на количество, а на качество). Такой подход способствует:

  • развитию учебно-методической базы организации исследовательской работы, распространителями которой в регионе будут выступать участники конференции;
  • формированию региональной системы краеведческой деятельности учащихся и исследовательского сообщества школьников.