Ректор Байкальского университета Михаил Винокуров о модернизации образовательного процесса в ВУЗе
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
О модернизации образовательного процесса в БГУЭП в свете общей модернизации России
Доклад ректора БГУЭП М.А. Винокурова на конференции трудового коллектива 20 апреля 2012 г. (печатается с некоторыми сокращениями)
4 апреля 2012 г. Президентом России утверждены изменения в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые гласят: «Высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность на основании самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых по согласованию с учредителем программ развития, направленных на повышение эффективности образовательного процесса и научной деятельности с учетом социально-экономического развития регионов».
Это значит, что до 1 января 2013 г. наш вуз должен принять такую программу развития на ближайшую перспективу. Основной целью этой программы должно стать соответствие нашего университета мировым образовательным стандартам. Иначе говоря, мы подошли сегодня к задаче полной модернизации деятельности нашего университета.
I. Первоочередныемероприятия помодернизации учебногопроцесса
В приоритете мы должны создать преимущественно магистерский университет в области экономики и права. У нас есть все основания для этого и существуют большие заделы. 70% остепененности ППС, 7 докторских диссертационных советов, фундаментальная библиотека, наличие современной материальной базы. В университете обучается свыше 30 тыс. студентов.
Для достижения этой цели, я считаю, нужно поменять саму парадигму учебной работы. Сейчас мы находимся в классической административной системе, где главное - отчеты и подчинение вышестоящему начальству. Администраторы решают всё и вокруг них всё крутится. В области учебной деятельности главная фигура - студент-троечник-двоечник. Составляем отчеты по успеваемости (хотя кому они нужны по большому счету). Отличник живет сам по себе. Давайте перевернем схему. Главной фигурой станет отлично успевающий студент. Под него - учебные курсы, организация практик, трудоустройство и отслеживание его карьерного роста, организация работы с ним уже как со специалистом. Отличники - носители всего лучшего, что дает БГУЭП.
В принципе, в нормировании тот же самый подход. Норма жесткая и к ней (её выполнению) нужно стремиться. Норма должна быть динамичной и ужесточающейся. Это в производстве. Так надо сделать и в учебном процессе. Тот, кто отстает, его дело - догоняй; если отстал, доплачивай и снова вперед - с другим курсом. Никаких поблажек и уговариваний!
Под сильного студента должен быть и сильный преподаватель. Надо тщательно готовить и выбирать преподавателей. Хорошо их учить, но и отбирать тоже. Конкурсы на преподавательскую должность должны быть реальными (как в развитых странах 10-15 чел. на место). Надо поощрять приход в вуз сторонних людей. При конкурсе зачитывать не личное дело, а смотреть рецензии на читаемые курсы этим преподавателем. Вы скажете: где взять таких преподавателей? Надо хорошо платить, чтобы найти их. Конечно, мы ограничены в средствах. В России на 1 студента бюджет тратит 3 тыс. дол в год, в Европе - 25 тыс. долларов, в США - 30 тыс. долларов. На Западе хорошо платят и могут выбирать лучших преподавателей. Но всё же нам надо ломать старую систему. Я помню, в СССР тоже относительно хорошо платили преподавателям по сравнению с ИТР на производстве (320 руб. в месяц доценту, 450 руб. -профессору, это был уровень заработной платы директора завода). И всё равно конкурсы были формальными. Давайте менять подход! Приглашать со стороны на время, на курс, на цикл и т.д. Создать гостиничный фонд для приглашаемых.
Надо сломать существующую психологию, когда зарплата существенно зависит от занимаемой руководящей должности. Я предлагаю внедрить в университете новую систему зарплаты преподавателей, при которой ведущие рядовые профессора могут получать больше администраторов (заведующих кафедрами и деканов). Само слово профессор наполнится тогда истинным смыслом. В системе материальных оценок труда преподавателя должны быть поставлены не должность, стаж и т.д., а компетентность, профессионализм и научная активность. Тогда мы начнем быстро избавляться от администраторов от науки. Посмотрите, какая сложилась практика - ты не станешь академиком, если не возглавишь НИИ, а директором НИИ не назначат, если тебя не рекомендуют партком, профком, а сейчас - вышестоящая администрация. А что на выходе? Академик от парткома, от профкома или от другой администрации. Мы губим сами себя. Давайте начнем перестраивать этот метод у себя и внедрять действительно конкурсную систему. Сетку зарплаты нужно изменить. Уже сейчас мы на 60% зарплаты формируем сами по своим коэффициентам.
Итак, наши приоритеты:
1.Сильный студент.
2.Высокопрофессиональный преподаватель.
По студентам предлагаю обратиться в министерство, чтобы им каждый год разрешали завоевывать бюджетные места и, соответственно, бюджетную стипендию. На первый курс на бюджетные места принимать в результате конкурса по ЕГЭ. На второй и последующие годы обучения - по итогам успеваемости за предыдущий год среди всех студентов курса (включая тех, кто поступил на платной основе). Количество бюджетных мест будет неизменно на всех курсах на уровне приема на первый курс, а люди будут меняться. Появится стимул учиться лучше. Дерзай и все четыре года не останавливайся.
С преподавателями - то же самое. Каждый год дается рейтинговая оценка и устанавливается зарплата не за должность, а за квалификационный уровень. Что ты сделал, сколько и как. Тоже динамика. Хочешь жить хорошо - крутись. Тогда мы избавимся от портфеленосцев.Это гигантская проблема, и я отнюдь не склонен упрощать ее решение. Но когда-то надо начинать!!!
II. Мероприятия помодернизации научногопроцесса
Наука должна выступать реальной деятельностью, а не побочным трудом преподавателя высшей школы. И теоретические, и прикладные исследования должны быть очень значительной компонентой в труде ППС. Профессорами и доцентами избирать только тех, кто активно работает в науке. Для этого нужно создать систему стимулирования научного труда. Разрешить печатать свои труды и продавать их, да - продавать.
Результаты научной деятельности должны хорошо оплачиваться. И не только по работе в темах, грантах, проектах, но и в результате индивидуальной творческой работы. Написал книгу, брошюру и продавай ее, в том числе и через интернет, ничего зазорного в этом нет. Ведь это же твой труд. Наука для ППС - это, по существу, дополнительный бизнес, причем бизнес по своему профилю. Не надо бегать по 3-4 вузам и халтурить на почасовке. Пиши, публикуйся и продавай.Тем самым наращивая свой рейтинг.
Надо создавать все условия для научной работы. Должна быть четкая перспектива и возможность достижения более высоких научных титулов. Магистратура, аспирантура, докторантура, и, конечно, советы по защите диссертаций. Надо биться за диссертационные советы.
Система ВАКа безнадежна устарела. Все это знают. Мы будем задействовать свои рычаги. Звания профессора и доцента мы можем сами присваивать и уже делаем это. Главное, чтобы был результат.
Я считаю, что в БГУЭП мы создадим такую систему, в которой наши ученые звания будут равны званиям, даваемым ВАКом. Причем наши звания мы еще через каждый срок будем подтверждать.
III. Реформа управлениявузом
Первое условие - выборность на всех уровнях управления: заведующий кафедрой, декан, ректор. Выборы должны быть демократичны и быть настоящими выборами (т.е. выбор на всех уровнях не менее, чем из трех кандидатур). Почему, спросите, из трех? Только на трех ногах, как минимум система бывает устойчивой. Схема проста и проверена временем, как табурет!
Второе условие - срочность пребывания на каждой административной должности - зав. кафедрой, декана, проректора, ректора. Не более 2-х сроков подряд. Через перерыв еще можно (я так считаю), так как люди могут посмотреть, сравнить и сказать, а что плохого, если мы его (Ивана Ивановича) снова изберем. Ведь в его бытность администратором он был наиболее успешным на этой должности. Вы скажете, почему я раньше это не предложил (24 года работаю ректором). Именно этот многолетний опыт подсказывает мне, что так надо сделать. Эта практика давно существует в ведущих университетах развитых стран. Нет вечной профессии администратора. Есть эффективный менеджер на каждый конкретный срок.
Не беда, что наша страна и высшая школа еще не живут по таким законам. Это со временем будет.Но мы-то сегодня можем принять и предложить такие меры рекомендательно, какпринцип кадровой политики. Этого нам никто не запрещает.
В соответствии с п. 5.29 Устава ФГБОУ ВПО «БГУЭП» процедура избрания декана факультета и заведующего кафедрой определяется локальными актами университета, утверждаемыми ректором. Поскольку в университете в настоящее время отсутствуют соответствующие локальные акты, ставлю на голосование вопрос о возможности разработки и принятия актов, регулирующих процедуру избрания декана факультета и заведующего кафедрой с включением условия рекомендательного характера о замещении данных должностей не более двух сроков подряд.
Что даст эта демократизация?
Во-первых, обеспечит резкий приток новых людей к управлению; во-вторых, откроет перспективу роста всем талантливым сотрудникам; в-третьих, не даст внедриться застою в нашу жизнь; в-четвертых, через системные демократичные выборы не будет никаких «революций» при смене власти.
У нас некоторые руководители сидят по 15-20 лет подряд. Опять вы скажете, а сам-то руководишь 24 года. Да, сейчас понимаю, что нужна по-настоящему демократическая система. Да и раньше время было другое и, самое главное, вуз был другим. Я начал ректорствовать, когда у нас было 5 докторов наук, 7 корпусов, включая общежития, и 2,5 тыс. студентов-дневников. Сейчас мы по существующим стандартам относимся к числу ведущих вузов страны (численность свыше 30 тыс. студентов, более 15 тыс. студентов-дневников). Таких вузов в стране только 9%. У нас ПО докторов наук, профессоров, 69 корпусов и т.д. Этот рывок мы сделали за прошедшие 24 года. И это дает мне моральное право предлагать такую схему демократизации управления нашим университетом и вообще вузами.
IV. Социальная деятельностьвуза
Считаю этот вопрос наиострейшим и очень важным. Без уверенности человека в себе, без уважительного отношения к человеку никогда никаких реформ не будет. Надо преодолеть многовековую традицию России, когда человек рассматривался, и в военное, и в мирное время, как расходный материал.
В развитых экономиках доля зарплаты в производимом продукте составляет не ниже 60%, а в наукоемких отраслях не ниже 70%. Вот это и есть ориентир для нас. Мы - экономисты-управленцы - должны руководствоваться этим. Сизифов труд никому не нужен. Потей сколько угодно, таская камни туда-сюда,
- производительность труда не повысится. Надо знать, что делать, как делать и как организовать дело, чтобы оно было сделано с наименьшими затратами. Вот главный постулат.
Основными направлениями социальной политики университета являются:
- Рост заработной платы и стимулирование труда.
- Решение жилищных проблем.
- Оздоровление сотрудников, ветеранов и студентов в профилакториях и санаториях.
- Организация и выделение средств на проезд к месту отдыха.
V.Воспитательная деятельность
Молодые люди приходят к нам в расцвете жизни в 17-18 лет и пребывают у нас 4-7 лет. И мы, образно говоря, должны сделать все, чтобы им не было горько за прожитые в университете годы. Эти годы должны быть самыми яркими в жизни. Приятно, когда бывшие студенты встречаются и с улыбкой спрашивают друг друга - а помнишь?..
VI.Международная деятельность
Здесь мы находимся в стадии поиска. Вопрос открытости решен в России, мы заново осваиваем это направление. В международной деятельности было сделано немало ошибок, в том числе и кадровых. Ошибочным был курс на превращение университета в большой «подфак». Но мы все равно на верном пути. Не надо сотни вузов-партнеров, нужны устойчивые взаимосвязи с десятком конкретных и надежных зарубежных университетов. Приоритетными странами для нас являются на Западе- Франция, на Востоке - Китай, Монголия.
Наши задачи в этом направлении:
- Углублять связи с зарубежными университетами по схеме двойного дипломирования.
- Широко привлекать иностранных студентов для учебы у нас.
- Практиковать включенное обучение и обмен студентами.
Благодарю за внимание!
Газета «Байкальский университет» № 7 (103), 28 апреля 2012 г.