История Байкальского университета экономики и права (БГУЭП) начинается в 1920 году, когда на гуманитарном факультете Иркутского государственного университета было открыто экономическое отделение и началась подготовка экономистов с высшим образованием

Новости, статьи

Ректор Байкальского университета Михаил Винокуров о модернизации образовательного процесса в ВУЗе

О модернизации образовательного процесса в БГУЭП в свете общей модернизации России

Доклад ректора БГУЭП М.А. Винокурова на конференции трудового коллектива 20 апреля 2012 г. (печатается с некоторыми сокращениями)

4 апреля 2012 г. Президентом России утверждены изменения в законе «О высшем и послевузов­ском профессиональном образо­вании», которые гласят: «Высшие учебные заведения осуществля­ют свою деятельность на основа­нии самостоятельно разрабаты­ваемых и утверждаемых по со­гласованию с учредителем про­грамм развития, направленных на повышение эффективности образовательного процесса и научной деятельности с учетом социально-экономического раз­вития регионов».

Это значит, что до 1 января 2013 г. наш вуз должен принять такую программу развития на ближайшую перспективу. Основ­ной целью этой программы долж­но стать соответствие нашего университета мировым обра­зовательным стандартам. Ина­че говоря, мы подошли сегодня к задаче полной модернизации деятельности нашего универси­тета.

I. Первоочередныемероприятия помодернизации учебногопроцесса

В приоритете мы должны создать преимущественно маги­стерский университет в области экономики и права. У нас есть все основания для этого и су­ществуют большие заделы. 70% остепененности ППС, 7 доктор­ских диссертационных советов, фундаментальная библиотека, наличие современной матери­альной базы. В университете об­учается свыше 30 тыс. студентов.

Для достижения этой цели, я считаю, нужно поменять са­му парадигму учебной работы. Сейчас мы находимся в классической административной систе­ме, где главное - отчеты и подчи­нение вышестоящему начальству. Администраторы решают всё и вокруг них всё крутится. В обла­сти учебной деятельности глав­ная фигура - студент-троечник-двоечник. Составляем отчеты по успеваемости (хотя кому они нужны по большому счету). От­личник живет сам по себе. Давайте перевернем схему. Главной фигурой станет отлично успева­ющий студент. Под него - учеб­ные курсы, организация прак­тик, трудоустройство и отсле­живание его карьерного роста, организация работы с ним уже как со специалистом. Отлични­ки - носители всего лучшего, что дает БГУЭП.      

В принципе, в нормирова­нии тот же самый подход. Норма жесткая и к ней (её выполнению) нужно стремиться. Норма долж­на быть динамичной и ужесто­чающейся. Это в производстве. Так надо сделать и в учебном процессе. Тот, кто отстает, его де­ло - догоняй; если отстал, допла­чивай и снова вперед - с другим курсом. Никаких поблажек и уго­вариваний!

Под сильного студента дол­жен быть и сильный преподава­тель. Надо тщательно готовить и выбирать преподавателей. Хоро­шо их учить, но и отбирать тоже. Конкурсы на преподавательскую должность должны быть реаль­ными (как в развитых странах 10-15 чел. на место). Надо по­ощрять приход в вуз сторонних людей. При конкурсе зачитывать не личное дело, а смотреть ре­цензии на читаемые курсы этим преподавателем. Вы скажете: где взять таких преподавателей? На­до хорошо платить, чтобы най­ти их. Конечно, мы ограничены в средствах. В России на 1 сту­дента бюджет тратит 3 тыс. дол в год, в Европе - 25 тыс. долларов, в США - 30 тыс. долларов. На За­паде хорошо платят и могут вы­бирать лучших преподавателей. Но всё же нам надо ломать ста­рую систему. Я помню, в СССР тоже относительно хорошо пла­тили преподавателям по сравне­нию с ИТР на производстве (320 руб. в месяц доценту, 450 руб. -профессору, это был уровень за­работной платы директора заво­да). И всё равно конкурсы были формальными. Давайте  менять подход! Приглашать со стороны на время, на курс, на цикл и т.д. Создать гостиничный фонд для приглашаемых.

Надо сломать существую­щую психологию, когда зарпла­та существенно зависит от зани­маемой руководящей должно­сти. Я предлагаю внедрить в уни­верситете новую систему зар­платы преподавателей, при ко­торой ведущие рядовые профес­сора могут получать больше ад­министраторов (заведующих ка­федрами и деканов). Само слово профессор наполнится тогда ис­тинным смыслом. В системе ма­териальных оценок труда препо­давателя должны быть поставле­ны не должность, стаж и т.д., а компетентность, профессиона­лизм и научная активность. Тог­да мы начнем быстро избавлять­ся от администраторов от нау­ки. Посмотрите, какая сложи­лась практика - ты не станешь академиком, если не возглавишь НИИ, а директором НИИ не на­значат, если тебя не рекоменду­ют партком, профком, а сейчас -  вышестоящая администрация. А что на выходе? Академик от парткома, от профкома или от другой администрации. Мы гу­бим сами себя. Давайте начнем перестраивать этот метод у себя и внедрять действительно кон­курсную систему. Сетку зарпла­ты нужно изменить. Уже сейчас мы на 60% зарплаты формируем сами по своим коэффициентам.

Итак, наши приоритеты:

1.Сильный студент.

2.Высокопрофессиональ­ный преподаватель.

По студентам предлагаю об­ратиться в министерство, чтобы им каждый год разрешали заво­евывать бюджетные места и, со­ответственно, бюджетную сти­пендию. На первый курс на бюд­жетные места принимать в ре­зультате конкурса по ЕГЭ. На второй и последующие годы об­учения - по итогам успевае­мости за предыдущий год сре­ди всех студентов курса (вклю­чая тех, кто поступил на плат­ной основе). Количество бюд­жетных мест будет неизменно на всех курсах на уровне приема на первый курс, а люди будут ме­няться. Появится стимул учить­ся лучше. Дерзай и все четыре года не останавливайся.

С преподавателями - то же самое. Каждый год дается рей­тинговая оценка и устанавлива­ется зарплата не за должность, а за квалификационный уровень. Что ты сделал, сколько и как. То­же динамика. Хочешь жить хо­рошо - крутись. Тогда мы изба­вимся от портфеленосцев.Это гигантская проблема, и я отнюдь не склонен упрощать ее реше­ние. Но когда-то надо начинать!!!

II. Мероприятия помодернизации научногопроцесса

Наука должна выступать ре­альной деятельностью, а не по­бочным трудом преподавате­ля высшей школы. И теорети­ческие, и прикладные исследо­вания должны быть очень зна­чительной компонентой в труде ППС. Профессорами и доцента­ми избирать только тех, кто ак­тивно работает в науке. Для это­го нужно создать систему стиму­лирования научного труда. Раз­решить печатать свои труды и продавать их, да - продавать.

Результаты научной деятель­ности должны хорошо опла­чиваться. И не только по рабо­те в темах, грантах, проектах, но и в результате индивидуаль­ной творческой работы. Напи­сал книгу, брошюру и продавай ее, в том числе и через интер­нет, ничего зазорного в этом нет. Ведь это же твой труд. Наука для ППС - это, по существу, допол­нительный бизнес, причем биз­нес по своему профилю. Не надо бегать по 3-4 вузам и халтурить на почасовке. Пиши, публикуй­ся и продавай.Тем самым нара­щивая свой рейтинг.

Надо создавать все условия для научной работы. Должна быть четкая перспектива и воз­можность достижения более вы­соких научных титулов. Маги­стратура, аспирантура, доктор­антура, и, конечно, советы по за­щите диссертаций. Надо биться за диссертационные советы.

Система ВАКа безнадежна устарела. Все это знают. Мы бу­дем задействовать свои рычаги. Звания профессора и доцента мы можем сами присваивать и уже делаем это. Главное, чтобы был результат.

Я считаю, что в БГУЭП мы создадим такую систему, в которой наши ученые звания будут равны званиям, даваемым ВА­Ком. Причем наши звания мы еще через каждый срок будем подтверждать.

III. Реформа управлениявузом

Первое условие - выбор­ность на всех уровнях управле­ния: заведующий кафедрой, де­кан, ректор. Выборы должны быть демократичны и быть на­стоящими выборами (т.е. выбор на всех уровнях не менее, чем из трех кандидатур). Почему, спро­сите, из трех? Только на трех но­гах, как минимум система быва­ет устойчивой. Схема проста и проверена временем, как табу­рет!

Второе условие - срочность пребывания на каждой админи­стративной должности - зав. ка­федрой, декана, проректора, рек­тора. Не более 2-х сроков под­ряд. Через перерыв еще можно (я так считаю), так как люди могут посмотреть, сравнить и сказать, а что плохого, если мы его (Ивана Ивановича) снова изберем. Ведь в его бытность администрато­ром он был наиболее успешным на этой должности. Вы скажете, почему я раньше это не предло­жил (24 года работаю ректором). Именно этот многолетний опыт подсказывает мне, что так надо сделать. Эта практика давно су­ществует в ведущих универси­тетах развитых стран. Нет веч­ной профессии администратора. Есть эффективный менеджер на каждый конкретный срок.

Не беда, что наша страна и высшая школа еще не живут по таким законам. Это со временем будет.Но мы-то сегодня можем принять и предложить такие ме­ры рекомендательно, какпринцип кадровой политики. Этого нам никто не запрещает.

В соответствии с п. 5.29 Уста­ва ФГБОУ ВПО «БГУЭП» про­цедура избрания декана факуль­тета и заведующего кафедрой определяется локальными акта­ми университета, утверждаемы­ми ректором. Поскольку в уни­верситете в настоящее время от­сутствуют соответствующие ло­кальные акты, ставлю на голо­сование вопрос о возможности разработки и принятия актов, регулирующих процедуру избра­ния декана факультета и заведующего кафедрой с включени­ем условия рекомендательного характера о замещении данных должностей не более двух сро­ков подряд.

Что даст эта демократиза­ция?

Во-первых, обеспечит рез­кий приток новых людей к управлению; во-вторых, откроет перспек­тиву роста всем талантливым сотрудникам; в-третьих, не даст внедрить­ся застою в нашу жизнь; в-четвертых, через систем­ные демократичные выборы не будет никаких «революций» при смене власти.

У нас некоторые руководи­тели сидят по 15-20 лет подряд. Опять вы скажете, а сам-то руко­водишь 24 года. Да, сейчас пони­маю, что нужна по-настоящему демократическая система. Да и раньше время было другое и, са­мое главное, вуз был другим. Я начал ректорствовать, когда у нас было 5 докторов наук, 7 кор­пусов, включая общежития, и 2,5 тыс. студентов-дневников. Сейчас мы по существующим стандартам относимся к чис­лу ведущих вузов страны (чис­ленность свыше 30 тыс. студен­тов, более 15 тыс. студентов-дневников). Таких вузов в стра­не только 9%. У нас ПО доктор­ов наук, профессоров, 69 корпу­сов и т.д. Этот рывок мы сделали за прошедшие 24 года. И это да­ет мне моральное право предла­гать такую схему демократиза­ции управления нашим универ­ситетом и вообще вузами.

IV. Социальная деятельностьвуза

Считаю этот вопрос наио­стрейшим и очень важным. Без уверенности человека в себе, без уважительного отношения к че­ловеку никогда никаких реформ не будет. Надо преодолеть мно­говековую традицию России, когда человек рассматривался, и в военное, и в мирное время, как расходный материал.

В развитых экономиках доля зарплаты в производимом про­дукте составляет не ниже 60%, а в наукоемких отраслях не ни­же 70%. Вот это и есть ориен­тир для нас. Мы - экономисты-управленцы - должны руковод­ствоваться этим. Сизифов труд никому не нужен. Потей сколько угодно, таская камни туда-сюда,

-   производительность труда не повысится. Надо знать, что де­лать, как делать и как организо­вать дело, чтобы оно было сде­лано с наименьшими затратами. Вот главный постулат.

Основными направлениями социальной политики универси­тета являются:

  1. Рост заработной платы и стимулирование труда.
  2. Решение жилищных про­блем.
  3. Оздоровление   сотрудни­ков,  ветеранов   и   студентов   в профилакториях и санаториях.
  4. Организация и выделение средств на проезд к месту отдыха.

V.Воспитательная деятельность

Молодые люди приходят к нам в расцвете жизни в 17-18 лет и пребывают у нас 4-7 лет. И мы, образно говоря, должны сделать все, чтобы им не было горько за прожитые в университете годы. Эти годы должны быть самыми яркими в жизни. Приятно, когда бывшие студенты встречаются и с улыбкой спрашивают друг дру­га - а помнишь?..

VI.Международная деятельность

Здесь мы находимся в стадии поиска. Вопрос открытости ре­шен в России, мы заново осва­иваем это направление. В меж­дународной деятельности было сделано немало ошибок, в том числе и кадровых. Ошибочным был курс на превращение уни­верситета в большой «подфак». Но мы все равно на верном пути. Не надо сотни вузов-партнеров, нужны устойчивые взаимосвя­зи с десятком конкретных и на­дежных зарубежных универси­тетов. Приоритетными страна­ми для нас являются на ЗападеФранция, на Востоке - Китай, Монголия.

Наши задачи в этом направ­лении:

  1. Углублять связи с зарубеж­ными университетами по схеме двойного дипломирования.
  2. Широко привлекать ино­странных студентов для учебы у нас.
  3. Практиковать включенное обучение и обмен студентами.

Благодарю за внимание!

 

Газета «Байкальский университет» № 7 (103), 28 апреля 2012 г.