В протокол 7-го заседания подкомиссии регионального и приграничного сотрудничества межправительственной комиссии "Монголия-Россия" был внесен пункт по поддержке нашего проекта Караван Дружбы "Россия - Монголия"

Встреча с губернаторами Хангайской зоны прошла на высоком уровне:

Прескаут по подготовке Каравана Дружбы прошел успешно. Вся программа выполнена, впечатлений по горло, особенно от дороги вдоль Хубсугула. О ней один из участников прескаута сказал: "Я знал, что дорога хреновая, но не думал, что настолько..."

Уже позднее, где-то в районе Хархорина, он же сказал, что проехал бы по ней, по этой дороге, еще раз, Хубсугул того стоит!

 

В ходе своей поездки по подготовке Каравана Дружбы представители Ассоциации муниципальных образований Иркутской области приняли участие в работе Совета губернаторов Хангайской зоны. 

22-23 июня в сомоне Галт на юге Хубсугульского аймака проходил Совет губернаторов Хангайской зоны. В нем приняли участие представители Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, в т.ч. вице-председатель АМОИО, мэр города Саянска Анатолий Трухин, мэр города Свирска Владимир Алферов. В составе иркутской команды также были редактор журнала «Открытый мир-АЗИЯ» Владимир Бережных, предприниматели из Иркутска и Саянска.

Совещание проходило на базе «Салбартын рашаан», построенной на горячих источниках.

Главным вопросом совещания было развитие инфраструктуры Хангайской зоны и возможность участия в этом российских предприятий, вопросы развития туризма между Сибирью и Хангайской зоной.

Результатом этой встречи для сибиряков является то, что установлены прямые контакты с руководством аймаков, входящих в Хангайскую зону, намечены главные вектора сотрудничества как в социальной сфере, так и в экономической. Так, например, губернаторы с большим вниманием выслушали мэра г.Свирска В.Т.Алферова и высказали заинтересованность в продукции предприятий г.Свирска. А это, например, аккумуляторы «Зверь» производства завода «Актех», детали для горнодобывающей техники, которые производит Свирский РМЗ, но особенно их заинтересовала продукция Свирского завода «Автоспецдеталь», а именно – сборные мосты до 200 метров длиной, возвести которые можно за несколько дней. Ведь Хангайская зона – это горная страна с многочисленными реками и пока еще слабо развитой дорожной инфраструктурой (что в полной мере ощутили на себе члены экспедиции, особенно двигаясь вдоль восточного побережья озера Хубсугул).

В связи с этим участников совещания с монгольской стороны заинтересовали возможности установления прямых контактов с иркутскими дорожно-строительными предприятиями, которые могли бы принять участие в строительстве дороги вдоль западного берега Хубсугула со стороны российско-монгольской границы, что значительно бы ускорило ввод в эксплуатацию этой «Дороги жизни», отсутствие которой сегодня сдерживает развитие не только  Хубсугульского аймака, но и других, входящих в Хангайскую зону. Ведь с ее появлением начнет формироваться транспортный коридор Иркутск – Мурэн – юго-западные аймаки Монголии – западные провинции Китая.

Другая серьезная транспортная проблема, препятствующая развитию связей между Восточной Сибирью и Хангайской зоной – это отсутствие прямого авиарейса Мурэн – Иркутск. А ведь возможность открытия такого рейса сегодня существует, и тогда бы российские туристы могли посещать Хубсугул несмотря на бездорожье. Кроме этого такой рейс решил бы вопрос прямой транспортировки с Хубсугула иностранных туристов в Иркутск и на Байкал, что сегодня невозможно ввиду отсутствия статуса «многосторонний» у пограничного КПП Монды-Ханх.

Было высказано пожелание к россиянам способствовать в строительстве мини-молокозаводов с тем, чтобы обеспечить переработку этого продукта, которого в избытке в Хангайской зоне. Отсутствие таких мини-молокозаводов заставляет сегодня завозить молочные продукты в Монголию из-за рубежа. Были обсуждены и другие вопросы сотрудничества, в т.ч. и в гуманитарной сфере. По завершению совещания состоялся концерт, а затем губернаторский прием.

В ходе совещания возникло понимание того, что Хангайская зона является новой «точкой роста» в развитии российско-монгольских отношений, и, в первую очередь, с предприятиями и муниципалитетами Иркутской области.

С российской стороны инструментом реализации возможностей сотрудничества может стать Ассоциация муниципальных образований Иркутской области, в сотрудничестве с которой высказали заинтересованность губернаторы Хангайской зоны. В ходе встречи достигнута договоренность в том, что в самое ближайшее время будет проведено совместное совещание АМОИО и Совета губернаторов Хангайской зоны, на котором, возможно, будет подписано соглашение о сотрудничестве. Одной из тем этого совместного совещания может стать обеспечение участия бурят, проживающих на территории Хангайской зоны, в международном бурятском национальном фестивале «Алтаргана 2008», который пройдет в будущем году в Иркутской области.

Большую помощь в реализации проекта экспедиции оказало представительство Иркутской области, а дополнительный вес ему придало участие в совещании представителя Посольства Российской Федерации в Монголии.

После совещания с губернаторами Хангайской зоны российские участники отправились в Улан-Батор, где провели ряд деловых встреч, в т.ч. с руководством Торгово-Промышленной палаты Монголии.

На совещании в «Салбартын рашаан» было принято решение поддержать проект проведения Каравана Дружбы, который намечено провести в конце августа – начале сентября двумя маршрутами. Первый маршрут идентичен тому, которым прошли в этот раз российские участники Совета губернаторов Хангайской зоны, а именно – Хубсугул – Мурэн – озеро Тэрхийн-цаган-нур – Хархорин – Улан-Батор – Дархан – Сухэ-Батор – Кяхта – Иркутск (протяженность маршрута от Иркутска до Иркутска составила 2890 км).

  Тем, кто не готов к борьбе с хубсугульским бездорожьем, у кого нет машин повышенной проходимости, будет предложен второй маршрут,  трасса которого пройдет через Кяхту – Сухэ-Батор – Дархан – Эрдэнэт – Булган – Мурэн, где обе команды, встретившись, пойдут до Улан-Батора уже вместе (в том числе и монгольские участники Каравана) с тем, чтобы принять участие в ежегодной международной торгово-экономической выставке-ярмарке «Улан-Батор. Партнёрство 2007», а также  в семинаре «Россия – Монголия – Китай. Грани сотрудничества».

Напомним, что поддержку миссии «Караван Дружбы» оказывают депутаты Государственной думы С.Дубровин и Ч.Ондар, а письма поддержки пришли от руководителей всех регионов СФО. С монгольской стороны проект поддерживает ТПП Монголии и Совет губернаторов Хангайской зоны.

Предполагается, что главным итогом Каравана Дружбы должно стать создание по ходу маршрута точек активности по восстановлению российско-монгольских связей и расширение жизненного пространства русского языка в Монголии.

 

Координатор проекта Владимир Бережных, 
редактор журнала "Открытый мир-АЗИЯ".