Проект Халхин-Гол. Впервые Халхин-Гольская тема (работа поисковых отрядов на территории боев в Монголии) была затронута ОМОО "Дань памяти" в 2002 году. Тема была новая. Понадобилось несколько лет на запросы и переписку пока вопрос был решен и первые поисковики отправились в Монголию на реку Халхин-Гол, чтобы отдать дань памяти участникам боев.

Проект «Халхин-гол» как история России (О проекте «Халхин-гол»)

Диарама в музее им. Жукова Г.Л. в поселке

Диарама в музее им. Жукова Г.Л. в поселке

Век минувший, век нынешний

Век минувший, век нынешний

Поисковые работы на высоте Ремизова. Монголия. Июль 2010 года

Поисковые работы на высоте Ремизова. Монголия. Июль 2010 года

Мемориальное кладбище на горе Хамар-Даба, Монголия. 27 июля 2010 года

Мемориальное кладбище на горе Хамар-Даба, Монголия. 27 июля 2010 года

Проект «Халхин-гол» реализуется с 2008 года, хотя его идея родилась еще в 2002 году у общественной организации «Дань памяти» (объединение, куда входило около 30 поисковых отрядов, сейчас уже около 20 из-за отсутствия финансовой и политической поддержки). 

Это уже третья экспедиция организации «Дань памяти» на Халхин-гол, и, надо сказать, что, несмотря на масштабность задач, стоящих перед участниками экспедиции, важность темы увековечивания памяти погибших за нашу страну, пусть и на территории другой страны, особую поддержку среди спонсоров этот проект не находит. Объяснить это можно, наверное, тем, что им, спонсорам более подходят шумные и ангажированные мероприятия, мимикрирующие под патриотические действия. А «Дань памяти» проводит совершенно иную деятельность, прикладную. Так, это, например, поиск кладбищ, снятых с баланса Минобороны и заброшенных, приведение в порядок мемориалов, раскопки в местах боев, архивная работа по установлению личностей найденных бойцов и розыску их родственников. Так, например, правнучка легендарного летчика Виктора Рахова, погибшего на Халхин-голе только благодаря деятельности «Дань памяти» узнала правду о гибели прадеда и месте его захоронения. И что же оказалось – он похоронен в городе Чите, т.е. там, где семья Владиславы жила во время службы её отца в ЗАБВО! Через 70 лет после гибели отца побывал на его могиле Владилен Наровский, и не просто побывал, но и получил на память обломок того самого самолета, на котором летал его отец! И это тоже благодаря поисковым работам «Дань памяти».

В экспедиции ездят ребята от 15 лет и старше, потому что природные условия Восточной Монголии достаточно тяжелые – изнуряющая жара, недостаток питьевой воды, постоянные ветра… Эти ребята не проходят конкурсы, они проходят целенаправленную подготовку в течение года, а то и больше. Среди качеств, по которым отбирают участников экспедиций – не только физическая выносливость, но и волевые качества, способность работать в команде, взаимозаменяемость, психологическая устойчивость.

Да, это не отдых в «экологическом лагере» где-нибудь на Байкале, где порой изнывают от безделья, тупо жарясь на солнце и имея возможность в любой момент искупаться. Это тяжелая работа, это тяжелый труд – работать в составе поискового отряда, достойно вести себя, выдержать до конца экспедиции и, несмотря ни на что, выполнить поставленные задачи – это для настоящих мужчин! Впрочем, в этом году в экспедицию собираются и девушки. Правда, пока только две, но зато такие, которые уже зарекомендовали себя в поисковой работе на территории Иркутской области.

Но тяжелые условия работы с лихвой компенсируются незабываемыми встречами с местными жителями, с монгольской экзотикой – юрты, всадники, верблюды, встречами с представителями монгольской фауны, а это дзерены, тарбаганы, тушканчики, корсаки, грифы, беркуты, лебеди, журавли и другое зверье и птицы, которых у нас увидеть уже почти невозможно. Озеро Буир-нур, со дна которого планируется доставать упавший туда самолет, это мечта орнитологов – ведь там, особенно весной и осенью, огромное количество птиц, в том числе и очень редких видов. Это рыбалка, песни вечером у костра под гитару, это бескрайняя, местами всхолмленная  завораживающая степь, и это то особое чувство причастности к истории, которое растет с каждой новой найденной приметой прошедшей здесь войны 1939 года:  пряжкой ли от ремня, саперной лопаткой, противогазом, выкопанной, пробитой пулей каской – советского ли бойца, японского ли солдата, загнанного в эти, гиблые с точки зрения чужака, места…

Эта поисковая работа проводится без оглядки на юбилеи, на отзывы в прессе – она просто нужна России потому что нельзя забывать тех, кто сложил голову, защищая Родину на ближних подступах к ней. Эта работа продолжится и в будущем году (когда «Дань памяти» будет искать советский бомбардировщик СБ  производства Иркутского авиационного завода в отрогах Хингана), и, надеемся,  через два, и через три года… А работы на Халхин-голе хватит еще, как минимум, лет на десять. А это значит, что остается шанс попасть в состав экспедиции тем, кто чувствует в себе силы и желание сделать и свой вклад изучение истории России, в историю взаимоотношений между нашей страной и её ближайшими соседями.

 

Владимир БЕРЕЖНЫХ
Журнал «Россия и Монголия»