Иркутское Фотографическое Общество, г.Иркутск. ИФО является региональным отделением Союза фотохудожников России. В состав общества которой входят фотографы профессионалы и любители

Первые иркутские кинотеатры

Пасхальный праздник иркутян у Тихвинской церкви. Фото. Собрание ИОКМ На фотографии виден переносный павильон «Кинематограф»

Главная площадь города. Вид с Тихвинской церкви. Фото. 1900-е. Собрание ИОКМ

Новый кинотеатр «Дон-Отелло и Алексеев». Фото. Начало XX в. Собрание автора (из коллекции Г. В. Васильева)

Дом, в котором располагался первый стационарный кинематограф А. М. Дон-Отелло

Кинотеатр «Гигант» на улице Карла Маркса. Фото Ф.Минизини. 1930-е. Собрание автора (из кн. Э. Каменщиковой. В поисках Минизини. Иркутск. 2005, с. 41)

Кинотеатр «Второй этаж» на месте «Гиганта» Иркутск.

Кинематограф «Художественный декаданс» К. С. Ягджогду на Большой улице. Открытка. 1912-1914. Частное собрание

Кинотеатр «Художественный» на улице Карла Маркса

Кинотеатр Дон-Отелло

Пропущенный юбилей

Кинематограф первых лет его жизни называли «балаганным», и понятно почему. Фильмов было мало, хозяевам аппаратов при­ходилось часто менять места показа.

Первый фильм братья Люмьеры показали во Франции на бульваре Капуцинов в декабре 1895 года, а уже весной 1897 года кинематограф приехал в Иркутск.

«Разъездной» кинематограф Сибири носил иной характер, нежели чем в центральной и южной России.

Большие расстояния, суровый климат предполагали более приспособленные помещения для показа, чем легкий бала­ган или павильон. Аппараты стоили немалых денег и под угро­зой нападений первые продвиженцы кинематографа ездили по Сибири в составе цирковых трупп.

В то время, судя по исследованиям историков по Сибири, гастролировал цирк, который впервые показывал «чудеса живой фотографии».

Но параллельно ему по городам Сибири, начиная с Перми, двигался энтузиаст-одиночка господин Маржецкий, который вез с собой аппарат и тот же набор фильмов. Так получилось, что он то опережал, то опаздывал с сеансами и, соответственно, реакция на его показы была разная.

В Иркутск Маржецкий приехал, а цирковая труппа уехала за несколько дней до его прибытия. Сенсации не получилось, но газета «Восточное обозрение» отметила более высокое качество показа:

«Очень недурно удались сцены: уличная жизнь Вены, Парижа, Москвы во время коронации, купанье в р. Сене, пожар, игры детей в чехарду и др. Выбор картин у г. Маржецкого довольно значителен, самого разнообразного содержания...» («Восточное обозрение», Иркутск, 1897, 20 апреля).

Маржецкий поехал дальше. Исследователи проследили по местным газетам его путь до Владивостока. Восемь тысяч верст, сотни показов в больших и малых городах огромной части Рос­сии и все это проделано одним человеком, о котором мы ничего не знаем кроме его фамилии.

Со строительством Транссиба возросла интенсивность гастролей, кинематограф становился гастрольно-железнодорожным, теперь в крупных городах он гостил 8-10 раз в год, а к 1908-му почти ежемесячно. Показы были как в составе представлений труппы, так и чисто кинематографическими, и длились они от 45 минут до часа, увеличивалось количество лент до двадцати.

Главное событие в истории иркутского кинематографа про­изошло 16 декабря 1907 года.

В газетах появилось такое объявление: «С воскресенья, 16 декабря, на углу Большой и 3-й Солдатской в доме Кравца открыт ежедневный Электро-иллюзион-театр. Представления через каждый час».

Иркутская летопись. 1661-1940 гг. Иркутск. 2003./ Составитель Ю.П. Колмаков, с. 206

Это означало, что в нашем городе появился первый в Сибири постоянный кинотеатр. Осенью этого года Петр Родионович Кравец, видный лесопромышленник, продал свое здание на Большой Антонио Микеле Дон-Отелло. Обрусевший итальянец, по некоторым данным, выступал в цирке Стрепетова, там позна­комился с кинематографом и, обладая интуицией и удивитель­ным даром предпринимательства, развил в Восточной Сибири целую сеть стационарных кинотеатров. Доходность от кино­театра была так высока, что вскоре с купцом Алексеевым Дон-Отелло строит напротив здание и открывает там новый киноте­атр «Дон-Отелло и Алексеев».

К 1907-му и последующим годам в Иркутске начали рабо­тать несколько электротеатров: на Пестеревской улице в пассаже Юцисов - электрический театр «Мираж» с просторным залом и мебелью, в доме Кузнецовой - электроиллюзион «Биограф» вла­дельца Угрюмова, на левом берегу Ангары, в Глазковском предместье, в доме Камова у железнодорожной станции - электроте­атр Тимошенкова «Хромомегафон». Популярность кинематог­рафа стала настолько велика, что владельцы были вынуждены проводить реконструкции и строительство просторных зритель­ных залов.

Но всех затмил предприимчивый итальянец. Мощь его кон­торы прирастала из года в год: 1909-й-60 000 метров картин на складах, 1910-й 200 000, 1912-й 500 000. Он был не только пер­вым хозяином кинотеатра, но и первым кинопрокатчиком в Вос­точной Сибири, а также кинорежиссером, в своем кинотеатре он демонстрировал и фильмы собственного производства.

В Иркутске было фотографическое общество, чьи выставки пользовались успехом не только в губернии, но и за ее преде­лами.

Уже зимой 1910 года с председателем общества И.М. Портнягиным было заключено соглашение о том, что в течение лета и осени будут проводиться съемки окрестностей и достопримеча­тельностей Байкала, которые будут демонстрироваться в киноте­атрах Дон-Отелло, а затем объединятся в фильм «Путешествие по Сибири». Аппаратура и пленка с проявкой-за киновладель­цем, остальное за фотографами.

Следов этого фильма пока не обнаружено, да и вышел ли он    - неизвестно, лишь несколько сюжетов прошли на дон -отелловских экранах.

Полнометражные съемки начались лишь после знакомства Дон-Отелло в Харбине с Пантелеймоном Васильевичем Кобцевым, известным на Дальнем Востоке хроникером.

Известно, что этим оператором были сняты фильмы «При­езд командующего войсками Иркутского военного округа гене­рала Никитина в Харбин», «Китайские казни в Харбине» (для того, чтобы Кобцев снял казнь, ее даже специально задержали), «Полеты Я. И. Седова на иркутском ипподроме», «Освящение и открытие туберкулезной санатории в Иркутске».

Кобцев явно благоволит к этнографии и снимает немало картин, приближающихся к научно-популярным: «Тайлаган, общественное жертвоприношение иркутских бурят-монголов», «Религиозные торжества монголов и бурят», «Гибель культур-

ного памятника Дацан в Чите», «Монголо-бурятский праздник Цама в Гусино-Озерском дацане» и др.

В целом за фирмой Дон-Отелло числится около сотни лент, и они - лучшая и большая часть продукции дореволюционного сибирского кинопроизводства.

К зиме 1910 года после реконструкции на углу Большой и 1-й Солдатской открылся кинотеатр «Декаданс» К. С. Ягджоглу вместо бывшего электротеатра «Фарс». Владелец выпустил открытку с надписью: «Сделал что мог, пусть другие сделают лучше».

В двадцатые - тридцатые годы Советская власть национали­зировала в стране все прежние кинематографические заведения, часть из которых прекратила свое существование. Дон-Отелло, лишенный всего имущества, покинул нашу страну и увёз с собой в Харбин свое творческое наследие, безвозвратно растворив­шееся в водовороте Второй мировой войны. Многие здания и помещения, служившие ранее залами для демонстрации филь­мов, были отданы под хозяйственные нужды государственным учреждениям, в сохранившихся помещениях открылись кинотеатры с новыми названиями: иллюзионы «Дон-Отелло» на Боль­шой улице переименовали в «Хронику» и «Гигант», «Декаданс» К. С. Ягджоглу - в «Художественный», в здании на 3-й Иеру­салимской в бывшей Никольской церкви открылся кинотеатр «Экран». На Большой улице в доме «Общества взаимного стра­хования от огня» начал работать кинозал «Пионер».

К концу XX века кинематограф, как и вся страна, пережил глубокий кризис. Спад популярности кинотеатров в 90-е годы очевиден, это объясняется появлением видеомагнитофонов, в трудные для киноиндустрии времена в Иркутской области одна за другой начали закрываться киноустановки, так как в 1996 году ликвидировали управление кинофикации. Большинство кинотеатров, которые были в Иркут­ске, закрылись, выжило только пять (все они оказались в час­тных руках). Но, как и в пре­жние времена, возрождается этот вид массовой культуры, сегодня уже открыто в городе 12 кинозалов, в том числе зна­менитый «Дон-Отелло».

А столетие открытия пер­вого кинотеатра в городе в декабре 2007 года прошло неза­меченным властями и обще­ственностью. Вот так мы, ирку­тяне, «чтим свою историю».

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги