Первые иркутские кинотеатры
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Пропущенный юбилей
Кинематограф первых лет его жизни называли «балаганным», и понятно почему. Фильмов было мало, хозяевам аппаратов приходилось часто менять места показа.
Первый фильм братья Люмьеры показали во Франции на бульваре Капуцинов в декабре 1895 года, а уже весной 1897 года кинематограф приехал в Иркутск.
«Разъездной» кинематограф Сибири носил иной характер, нежели чем в центральной и южной России.
Большие расстояния, суровый климат предполагали более приспособленные помещения для показа, чем легкий балаган или павильон. Аппараты стоили немалых денег и под угрозой нападений первые продвиженцы кинематографа ездили по Сибири в составе цирковых трупп.
В то время, судя по исследованиям историков по Сибири, гастролировал цирк, который впервые показывал «чудеса живой фотографии».
Но параллельно ему по городам Сибири, начиная с Перми, двигался энтузиаст-одиночка господин Маржецкий, который вез с собой аппарат и тот же набор фильмов. Так получилось, что он то опережал, то опаздывал с сеансами и, соответственно, реакция на его показы была разная.
В Иркутск Маржецкий приехал, а цирковая труппа уехала за несколько дней до его прибытия. Сенсации не получилось, но газета «Восточное обозрение» отметила более высокое качество показа:
«Очень недурно удались сцены: уличная жизнь Вены, Парижа, Москвы во время коронации, купанье в р. Сене, пожар, игры детей в чехарду и др. Выбор картин у г. Маржецкого довольно значителен, самого разнообразного содержания...» («Восточное обозрение», Иркутск, 1897, 20 апреля).
Маржецкий поехал дальше. Исследователи проследили по местным газетам его путь до Владивостока. Восемь тысяч верст, сотни показов в больших и малых городах огромной части России и все это проделано одним человеком, о котором мы ничего не знаем кроме его фамилии.
Со строительством Транссиба возросла интенсивность гастролей, кинематограф становился гастрольно-железнодорожным, теперь в крупных городах он гостил 8-10 раз в год, а к 1908-му почти ежемесячно. Показы были как в составе представлений труппы, так и чисто кинематографическими, и длились они от 45 минут до часа, увеличивалось количество лент до двадцати.
Главное событие в истории иркутского кинематографа произошло 16 декабря 1907 года.
В газетах появилось такое объявление: «С воскресенья, 16 декабря, на углу Большой и 3-й Солдатской в доме Кравца открыт ежедневный Электро-иллюзион-театр. Представления через каждый час».
Иркутская летопись. 1661-1940 гг. Иркутск. 2003./ Составитель Ю.П. Колмаков, с. 206
Это означало, что в нашем городе появился первый в Сибири постоянный кинотеатр. Осенью этого года Петр Родионович Кравец, видный лесопромышленник, продал свое здание на Большой Антонио Микеле Дон-Отелло. Обрусевший итальянец, по некоторым данным, выступал в цирке Стрепетова, там познакомился с кинематографом и, обладая интуицией и удивительным даром предпринимательства, развил в Восточной Сибири целую сеть стационарных кинотеатров. Доходность от кинотеатра была так высока, что вскоре с купцом Алексеевым Дон-Отелло строит напротив здание и открывает там новый кинотеатр «Дон-Отелло и Алексеев».
К 1907-му и последующим годам в Иркутске начали работать несколько электротеатров: на Пестеревской улице в пассаже Юцисов - электрический театр «Мираж» с просторным залом и мебелью, в доме Кузнецовой - электроиллюзион «Биограф» владельца Угрюмова, на левом берегу Ангары, в Глазковском предместье, в доме Камова у железнодорожной станции - электротеатр Тимошенкова «Хромомегафон». Популярность кинематографа стала настолько велика, что владельцы были вынуждены проводить реконструкции и строительство просторных зрительных залов.
Но всех затмил предприимчивый итальянец. Мощь его конторы прирастала из года в год: 1909-й-60 000 метров картин на складах, 1910-й 200 000, 1912-й 500 000. Он был не только первым хозяином кинотеатра, но и первым кинопрокатчиком в Восточной Сибири, а также кинорежиссером, в своем кинотеатре он демонстрировал и фильмы собственного производства.
В Иркутске было фотографическое общество, чьи выставки пользовались успехом не только в губернии, но и за ее пределами.
Уже зимой 1910 года с председателем общества И.М. Портнягиным было заключено соглашение о том, что в течение лета и осени будут проводиться съемки окрестностей и достопримечательностей Байкала, которые будут демонстрироваться в кинотеатрах Дон-Отелло, а затем объединятся в фильм «Путешествие по Сибири». Аппаратура и пленка с проявкой-за киновладельцем, остальное за фотографами.
Следов этого фильма пока не обнаружено, да и вышел ли он - неизвестно, лишь несколько сюжетов прошли на дон -отелловских экранах.
Полнометражные съемки начались лишь после знакомства Дон-Отелло в Харбине с Пантелеймоном Васильевичем Кобцевым, известным на Дальнем Востоке хроникером.
Известно, что этим оператором были сняты фильмы «Приезд командующего войсками Иркутского военного округа генерала Никитина в Харбин», «Китайские казни в Харбине» (для того, чтобы Кобцев снял казнь, ее даже специально задержали), «Полеты Я. И. Седова на иркутском ипподроме», «Освящение и открытие туберкулезной санатории в Иркутске».
Кобцев явно благоволит к этнографии и снимает немало картин, приближающихся к научно-популярным: «Тайлаган, общественное жертвоприношение иркутских бурят-монголов», «Религиозные торжества монголов и бурят», «Гибель культур-
ного памятника Дацан в Чите», «Монголо-бурятский праздник Цама в Гусино-Озерском дацане» и др.
В целом за фирмой Дон-Отелло числится около сотни лент, и они - лучшая и большая часть продукции дореволюционного сибирского кинопроизводства.
К зиме 1910 года после реконструкции на углу Большой и 1-й Солдатской открылся кинотеатр «Декаданс» К. С. Ягджоглу вместо бывшего электротеатра «Фарс». Владелец выпустил открытку с надписью: «Сделал что мог, пусть другие сделают лучше».
В двадцатые - тридцатые годы Советская власть национализировала в стране все прежние кинематографические заведения, часть из которых прекратила свое существование. Дон-Отелло, лишенный всего имущества, покинул нашу страну и увёз с собой в Харбин свое творческое наследие, безвозвратно растворившееся в водовороте Второй мировой войны. Многие здания и помещения, служившие ранее залами для демонстрации фильмов, были отданы под хозяйственные нужды государственным учреждениям, в сохранившихся помещениях открылись кинотеатры с новыми названиями: иллюзионы «Дон-Отелло» на Большой улице переименовали в «Хронику» и «Гигант», «Декаданс» К. С. Ягджоглу - в «Художественный», в здании на 3-й Иерусалимской в бывшей Никольской церкви открылся кинотеатр «Экран». На Большой улице в доме «Общества взаимного страхования от огня» начал работать кинозал «Пионер».
К концу XX века кинематограф, как и вся страна, пережил глубокий кризис. Спад популярности кинотеатров в 90-е годы очевиден, это объясняется появлением видеомагнитофонов, в трудные для киноиндустрии времена в Иркутской области одна за другой начали закрываться киноустановки, так как в 1996 году ликвидировали управление кинофикации. Большинство кинотеатров, которые были в Иркутске, закрылись, выжило только пять (все они оказались в частных руках). Но, как и в прежние времена, возрождается этот вид массовой культуры, сегодня уже открыто в городе 12 кинозалов, в том числе знаменитый «Дон-Отелло».
А столетие открытия первого кинотеатра в городе в декабре 2007 года прошло незамеченным властями и общественностью. Вот так мы, иркутяне, «чтим свою историю».
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги